Проектирование коллекции моделей одежды с применением мотивов исторического костюма стиля «Модерн»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:22, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка коллекции моделей одежды на основе изучения литературных и графических источников, отвечающей требованиям к проектируемому изделию, выбрав наиболее оптимальные способы композиционного, конструкторского и технологического решения.
Разработанная коллекция моделей женских платьев, состоит из 10 изделий, отвечает современному направлению моды и соответствует техническому заданию и творческому источнику.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа выполнена по теме.docx

— 60.12 Кб (Скачать)

Дипломная работа выполнена  по теме: «Проектирование коллекции  моделей одежды с применением  мотивов исторического костюма  стиля «Модерн».

 

Работа состоит из 2 разделов, содержит 48 страниц и включает 15 иллюстраций, 2 таблицы.

 

Целью дипломной работы является разработка коллекции моделей одежды на основе изучения литературных и  графических источников, отвечающей требованиям к проектируемому изделию, выбрав наиболее оптимальные способы  композиционного, конструкторского и  технологического решения.

 

Разработанная коллекция  моделей женских платьев, состоит  из 10 изделий, отвечает современному направлению  моды и соответствует техническому заданию и творческому источнику.

 

При оформлении пояснительной  записки использовалась компьютерная программа Windows .

 

Графическая часть представлена 3 листах. Эскизы выполнены при помощи компьютерной программы Photoshop.

 

При работе над дипломным  проектом использовалась литература 2000-2008 годов издания и периодическая  литература 2006-2008 годов издания.

 

18.06.2008г.

 

Студентка группы ТШ-71

 

Остроухова.Н.В

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Давно прошли времена, когда  высокая мода стремилась на шаг опережать  время, но и сегодня ее коллекции  способны поразить воображение. Что  стало источником вдохновения кутюрье  и дизайнеров, представляющих свои идеи на модном подиуме? В центре внимания - стиль модерн, который находит  воплощение в панбархате, бархатном  жаккарде и ажурных тканях, дополненных  атласом и шелком, украшенными  узорами в стиле модерн. Поблекшее  величие царского двора становится второй по значению темой, благодаря  которой появляются узорчатая парча  и тафта, мерцающий жаккард, эффекты  тиснения и рельефные текстуры Актуальны  набивные рисунки и вышивки с  эффектом металлика, где преобладают  оттенки окисленной меди и старого  золота. Золотые узоры наносятся  также и поверх жаккардовых рисунков с мотивами пейсли. Специальные обработки  и новые технологии крашения ткани  позволяют создать патину, придающую  гобеленовым узорам поистине царственное  величие. Одной из важных тенденцией становятся стилевые решения в духе романтичной женственности, навеянные  образом героини романа Толстого «Анна Каренина». Шелковый креп, вуаль, батист, газ и английский ситец, тюль и кружева - ключевые элементы этого  стиля.

 

Целью дипломной работы является создание коллекции моделей женской  одежды с применением мотивов  исторического костюма стиля  «Модерн».

 

 

1          Техническое задание

 

 

 

1.1      Теоретическое  исследование проблемы

 

Характеристика искусства  и костюма конца XIX в. и начала XX в.

 

Бурное развитие капиталистической  экономики, научно-технический прогресс, империализация неминуемо вели к  кардинальным изменениям всех сфер общественной жизни народов, втянутых в процесс  экономического развития европейских  стран.

 

Ни один век не знал таких  величайших социальных потрясений, таких  страшных мировых войн, такого широкого национально-освободительного движения, такого ошеломляющего научно-технического прогресса.

 

В архитектуре и прикладном искусстве XIX век не создал ни одного долговременного стиля, а пользовался  формами любых прошлых стилей как эффектными одеждами. Царило произвольное, эклектическое смешение стилей. XIX век  называют даже веком имитаций, веком, одушевляющим прошлое.

 

Научно-техническая революция  второй половины XIX века привела, во-первых, к появлению совершенно новых  видов искусств, которые не были знакомы предыдущим эпохам, причем эти виды, такие как кино, а  в XX веке — телевидение, являются синтетическими, в них соединилось множество  видов искусств; во-вторых, к промышленному  производству товаров массового  потребления, что повлекло за собой  необходимость включения художника  в процесс изготовления этих вещей  и, как следствие, появление такого вида искусства, как дизайн; в-третьих, к возникновению новых принципов  в архитектуре, связанных с урбанизацией, огромным градостроительством.

 

Усложнение всех сторон человеческой жизни неизбежно вело к усложнению стилевых особенностей художественной культуры. И уже с середины XIX века, в период наибольшего разностилья, проблема стиля стала в центре внимания ученых-теоретиков и историков, стремившихся найти выход из тупика. Но большинство из них стиль объясняют  не как результат определенных идейных  движений, как отражение определенных исторически сложившихся социальных условий жизни и понимания, а  как потребность в тех или  иных зрительных впечатлениях, го было следствием изменений, произошедших в  искусстве в 70-е годы XIX столетия.

 

На основе субъективно-идеалистической  философии Шопенгауэра, Маха и неокантианства появилось новое правление в  искусстве — символизм. С точки  зрения символистов, окружающая человека реальная действительность является лишь мнимым миром, иллюзорной видимостью», а подлинная сущность вещей и  явлений скрыта в «потустороннем»  мире, недоступном научному опытному знанию. Проникнуть в этот запредельный, идеальный мир посредством «сверхчувственной  интуиции» — такова, по мнению символистов, основная цель искусства. По утверждению  символистов, поэтический символ является своего рода посредником между земной действительностью и «иными мирами», между поэтом и божеством. В поэтической  практике символизма использовался  язык, полный символов мистического содержания.

 

Модерн (франц. moderne — новейший, современный, от лат. modo — только что, недавно), стилистика которого буквально  переполнена мистикой и символикой, был весьма многолик и интернационален. Это, пожалуй, единственный в истории  искусства художественный стиль, не имевший единого названия. Впитав элементы разных культур — Крита  и Японии, — опираясь на готику и  Ренессанс, соединяясь с утонченным колоритом французского импрессионизма и развивая изысканность линий предшествующих эпох, модерн, как короткая декоративная волна, быстро распространился по всей Европе, перешагнул на другие континенты, достигнув даже берегов Страны восходящего  солнца, всякий раз приобретая национальную окраску и специфические особенности. На званный вначале «флореаль», этот стиль во Франции и Бельгии  получил название «ар нуво» (Art Nouveau), «югендштиль» (Jugendstil) — в Германии, «сециссион» (Sezission) — в Австрии, «либерти» (Liberti) — в Италии. Собственно название «стиль модерн» (Modern) было принято  в Великобритании.

 

Модерн не случайно коснулся, прежде всего, архитектуры и прикладного  искусства, то есть тех видов искусств, которые несут функциональную нагрузку.

 

Для архитектуры и декоративно-прикладного  искусства модерна были характерны деформация привычных очертаний (изогнутые  карнизы, криволинейные формы оконных  проемов, подчеркнутая асимметрия и  т. д.), введение причудливых орнаментов из ломаных, разорванных и кривых линий.

 

Дом строится теперь не для  фасада, но фасад сам следует расположению помещений внутри здания. Крыша выдвигается  сильно вперед, чтобы отметить верхнее  ограничение или стать просто покрытием; стена обрабатывается просто как стена. Окна, зависящие от расположения внутренних помещений, что само по себе не создает тектонического расчленения  фасада, стараются связать между  собой при помощи орнамента. (приложение А)

 

Орнамент — важное новообразование  стиля; он имеет текучую, вялую линию, отличающуюся от энергичных линий барокко  и законченных линий рококо. Архитектурные  формы и орнаментальные мотивы модерн заимствует у живой природы. В  орнаменте преобладают упрощенные стилизацией живые формы или  спокойные линии овала, прямоугольника и другие геометрические фигуры. Но орнамент всегда остается линейным и  стоит в прочной связи со стенной  плоскостью (приложение Б).

 

 Орнаментальное начало  модерна, позаимствованное им  у живой природы, воспроизведено  в органичных пластических ансамблях,  плавных изгибах керамических  и стеклянных сосудов, переплетениях  кованых решеток, изысканных графических  листках и т. д. Линии декора  несут духовно-эмоциональный и  символический смысл, сочетая  изобразительное с отвлеченным,  живое с неживым, одухотворенное  с вещным.

 

В орнаменте модерна мотивы природы пропущены через рафинированный экзотический вкус, отсюда изысканные формы аиста, бабочек, цветка лилии, ириса, водоросли, русалки, а также  ощущение какой-то неуверенности, проявляющейся  в вялых, как бы плывущих очертаниях, обтекаемых формах асимметрии.

 

В своих постройках архитекторы  стремятся добиться гармонии настроения. Оно выражено гораздо сильнее  во внутренних помещениях, нежели снаружи. В интерьерах, где преобладают  уютные, небольшие комнаты, иногда неправильной формы, это благоговейное настроение, которое порой не подчиняется  сменяющемуся настроению своих обитателей, создается символическими картинами, специальной меблировкой, стенами, потолком и даже соседними комнатами. Линейные подвижные растительные узоры, рассыпанные по стенам, полу и потолку, объединяют архитектурные плоскости, активизируя пространство (приложение В).

 

Мебель этого времени, в особенности французская, задумана вполне линейно, ее форма определяется силуэтом. Текучими, даже витыми линиями  подымаются кверху ножки стола, встречаясь с такими же, как они, тонко изогнутыми контурами обеих досок. Линии  нигде не сталкиваются резко, но все  формы сливаются и расходятся мягко и плавно.

 

Модерн с его внутренними  противоречиями между функциональностью  и чистой декоративностью, между  натуралистическими и геометрическими  элементами проявился также в  скульптуре, живописи, графике, особенно книжной, в производстве фарфора, стекла, декоративных тканей, костюме, в ювелирном  деле, то есть во всем том, что постоянно  окружает человека.

 

Мягкость формы присуща  и вазам в стиле модерн: они  подымаются тонко изогнутой линией, идущей от основания до шейки сосуда, и в своих украшениях, красках  и форме полны тонкости японской керамики, которая часто служит даже прямым образцом. Эти вазы, служащие декоративным украшением, начинаясь  широким основанием, заканчиваются  таким узким горлышком, что их невозможно прочистить.

 

Стилистика модерна буквально  наполнена мистикой и символикой: так, орхидея, к примеру, цветок смерти и олицетворение зла, горизонтальная линия воплощает пассивное начало, вертикаль — активное начало. Она  открывает нам красоту порой  самых простых и незамысловатых вещей — например, очарование вьющихся растений, кудрявыми усиками цепляющихся  за подпорку, перенося их в орнаментальную структуру. В ней находится место  изобразительным образам, чуждым общепринятому  представлению о прекрасном: хоровод  танцующих лягушек, паук, плетущий свою сеть, — эстетикой модерна поднимаются  до уровня прекрасного и включаются в понятие красоты (приложение Г).

 

Модерн во всем стремится  к идеальности и эстетизированной красоте. В его благородных пластических линиях — гармония и законченность. Классической цветовой гамме модерна  присущи приглушенные, блеклые тона с преобладанием фиолетовых, серых, жухло-зеленых, бледно-золотистых оттенков.

 

Стиль модерн стоял у истоков  нового вида искусства — дизайна, возникшего в результате научно-технического прогресса. Когда к концу XIX века появляется крупносерийное промышленное производство, возникает множество  утилитарных вещей, приспособлений, неизвестных до этого, в быт входят электрические лампочки, телефоны, трамваи и перестраивают его  на новый лад, первой попыткой наладить контакт между искусством и техникой, творчеством художника и промышленным производством становится модерн. И  хотя представители модерна маскировали  предметы промышленного производства до неузнаваемости, изменяя их внешность  независимо от их технических функций, модерн всё же сыграл положительную  роль в развитии прикладного искусства.

 

Реформировать костюм предлагали архитекторы и художники —  создатели стиля модерн. Новым  качеством, к которому стремились создатели  модерна, была целостность художественного  замысла. Новая среда, которая создавалась  средствами архитектуры, монументальной живописи, скульптуры, должна была оказывать  на человека сильное эмоциональное  воздействие, способствуя его «перерождению». Несоответствие между конструкцией и декором, которое достигло апогея в эклектике, преодолевалось путем  художественной интерпретации утилитарной  формы. Вещь теряла свою обособленность и становилась неотделимой частью целостной системы. Поэтому костюм был таким же объектом интереса и  приложения творческих усилий художников модерна, как и архитектура, монументальная живопись, интерьер, мебель, книжная  графика, прикладное искусство.

 

Важной идеей модерна  было создание предметно-пространственной среды, соответствующей индивидуальным вкусам и потребностям человека. Костюм представлялся неотъемлемой частью этой среды. Тем более что официальную  моду, диктуемую модными домами, художники считали уродливой  и однообразной. Идеи новой одежды появлялись еще во второй половине XIX в. на полотнах прерафаэлитов (свободные  одежды, напоминавшие средневековые  платья или костюмы раннего Возрождения  на картинах Д. Г. Россетти и Э. Берн-Джонса) и Дж. Уистлера. Модный костюм с корсетом и турнюром казался им самым безобразным  за всю историю человечества. Не меньшее отвращение вызывал у  них и мужской костюм, который  превращал человека в обезличенное существо. Самая важная идея, которую  выдвинули художники модерна, —  идея индивидуализации костюма начнет реализовываться в массовой моде только спустя 70 лет.

Информация о работе Проектирование коллекции моделей одежды с применением мотивов исторического костюма стиля «Модерн»