Организация производства на предприятиях отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Молоко – это полезный и важный продукт питания, и рынок молока – это один из важнейших российских продовольственных рынков. Молоко и молочные продукты составляют около 15 % минимального набора продуктов, необходимых человеку.
Рассмотрение темы начнем с оценки рынка молочной продукции по России.

Оглавление

Введение …...…………………………………………………............................................. 3
1 Технико-экономическая характеристика предприятия ……………........................... 14
2 Характеристика анализируемой поточной линии и структуры производственного процесса ………………26
3 Расчет и анализ производственного потока …………………...…………………….. 29
4 Производственная мощность и резервы ее использования ...………………………. 34
5 Организация и планирование ремонта технологического оборудования …………. 36
Выводы и предложения ………………………………..…….............................................. 40
Список использованной литературы ……………..………………………........................ 42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 482.00 Кб (Скачать)

 

Только из натурального экологически чистого молока вырабатывается комбинатом широкий ассортимент цельномолочной продукции. В 2009 году на ЗАО «КМК» произведено 80 829 тонн цельномолочной продукции, 896 тонн масла животного и 911 тонн сухого обезжиренного и цельного молока. Имидж комбината и выпускаемой продукции подтверждается официально зарегистрированным товарным знаком, ряд продуктов выпускается под единой торговой маркой «Вятушка».

Сливки «Вятушка» жирностью 10 % питательный продукт, незаменимая добавка к кофе или чаю, их нежный сливочный вкус сделает приятным любой десерт.

«Вологодский молочный комбинат» известен в первую очередь знаменитым «Вологодским маслом», но кроме масла комбинат молочную продукцию, сливки, йогурты, шоколадный десерт, глазированные шоколадом сырки, сметану, кисломолочный продукт «ацедофилин», творожные массы в чистом виде и с наполнителями и кефир нескольких сортов.

Кисломолочная продукция. В кисломолочную продукцию входят кефир, простокваша, ряженка и т.п. Обыкновенную простоквашу готовят из пастеризованного молока путем сквашивания его закваской, состоящей из культур молочнокислых стрептококков. Ацидофильная простокваша изготавливается на закваске, в которую входят молочнокислый стрептококк и ацидофильная палочка. При выработке кефира, кроме молочнокислых бактерий (кефирных грибков), вносят молочные дрожжи.

Самым популярным кисло-молочным напитком в России остается кефир (16,7 % населения). Основными потребителями являются жители больших городов, в первую очередь молодежь. Традиционные для России молочные продукты - ряженка и простокваша - пользуются популярностью в основном среди сельских жителей и населения небольших городов. Причем ряженку предпочитают, в основном женщины, а простоквашу - мужчины. В отличие от простокваши, ряженка также пользуется определенной популярностью у жителей больших городов.

В последнее время вызывают интерес  кисломолочные продукты, получаемые на основе бифидобактерий. Десятка крупнейших производителей занимает 36 % всего объема рынка кисломолочных продуктов России. Лидером является «Лианозовский молочный комбинат» (табл. 4).

Таблица 4

Крупнейшие производители кисломолочной  продукции в 2009 году

Название 

предприятия

Город

Доля рынка кисло-молочной продукции, %

«ЛИАНОЗОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ», ОАО

Москва

13,9

«ЦАРИЦЫНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ», ОАО

Москва

5,2

«ПЕТМОЛ», САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ № 1, ОАО

Санкт-Петербург

3,4

«ОСТАНКИНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ

Москва

2,5

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД "ПИСКАРЕВСКИЙ», ЗАО

Санкт-Петербург

2,2

«КАМПИНА», ООО

Московская область

2,2

«ДАНОН ИНДУСТРИЯ», ООО

Московская область

1,6

«СИБИРСКОЕ МОЛОКО», ОАО

Новосибирская область

1,6

«ЗАВОД ДЕТСКИХ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ», ОАО

Москва

1,6

«УФАМОЛАГРОПРОМ», ОАО

Башкортостан (республика)

1,6


Останкинский молочный комбинат - одно из крупнейших предприятий в молочной отрасли, имеющее 50-летнюю историю. Комбинат предлагает широкий ассортимент молочной продукции, в том числе молоко длительного хранения «Останкинское» (3,2 % жирности), «Алиса» (1,5 %, 2,5 %, 3,2 %, 3,5 % жирности, топленое 2,5 %), творог с фруктами «Алиса», с грибами, диетический, йогурты с фруктами, сливочное масло «Останкинское», «Любительское», шоколадное, простоквашу, ряженку, кефир, биокефир, сливки, сметану, творожную массу, сырки, натуральные соки, нектары, морсы «Сокос» и «Реал», газированную воду «Сокос».

Сметана. Сметану получают из сливок путем смешивания их с заквасками молочнокислых бактерий. Сметана пользуется повышенной популярностью преимущественно у мужской части населения, а также у молодежи в возрасте от 18 до 29 лет (табл. 5).

Таблица 5

Крупнейшие производители кисломолочной  продукции в 2009 году

Название

предприятия

Город

Доля рынка сметаны, %

«ЛИАНОЗОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ», ОАО

Москва

4,8

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД «ПИСКАРЕВСКИЙ», ЗАО

Санкт-Петербург

4,4

«ПЕТМОЛ», САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ № 1, ОАО

Санкт-Петербург

3,4

«СИБИРСКОЕ МОЛОКО», ОАО

Новосибирская область

2,7

«КИРОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ», ЗАО

Кировская область

2,3

«САМАРАЛАКТО», ОАО

Самарская область

1,6

«СЫРОДЕЛ», ЗАО

Краснодарский край

1,6

«ВОЛОГОДСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ», ЗАО

Вологодская область

1,5

«МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ», ОАО

Краснодарский край

1,5

«КУБАРУС-МОЛОКО», ОАО

Краснодарский край

1,4


 

Молочный завод «Пискаревский» введен в эксплуатацию в 1966 г., акционирован в ЗАО в 1993 г. ЗАО «Санкт-Петербургский молочный завод «Пискаревский» контролирует около 3 % российского рынка свежих молочных продуктов. Производственные мощности предприятия рассчитаны на 128 тыс. тонн продукции в год, реально завод выпускает около 60 тыс. тонн. Годовой объем продаж - $ 26 - 30 млн. Основными акционерами являются топ-менеджмент предприятия и руководители ряда молочных хозяйств Ленобласти.

Творог. Творог готовят из молока, используя полезные микроорганизмы, а затем отделяя сыворотку. Среди потребителей творога преобладают женщины (60,6 %).

Самый крупный производитель- компания Данон Индустрия. Первые 10 производителей занимают около 30 % рынка творога (табл. 6).

Таблица 6

Крупнейшие производители творога в 2009 году

Название 

предприятия

Город

Процент в объеме пр-ва за 2009 г., %

«ДАНОН ИНДУСТРИЯ», ООО

Московская область

8,5

«КАРАТ» «КАRАТ», АОЗТ

Москва

3,4

«ЛИАНОЗОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ», ОАО

Москва

3,3

«ЗАВОД ДЕТСКИХ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ», ОАО

Москва

2,7

«ПЕТМОЛ", САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ № 1, ОАО

Санкт-Петербург

2,6

«СМОЛЕНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ «РОСА», ОАО

Смоленская область

1,8

«ЛЕБЕДЯНСКИЙ ГОРОДСКОЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД», ОАО

Липецкая область

1,7

«ЛЕБЕДЯНСКИЙ ГОРОДСКОЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД», ОАО

Липецкая область

1,7

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД «ПИСКАРЕВСКИЙ», ЗАО

Санкт-Петербург

1,6

«ВЕНЕВСКИЙ СМЕТАНО-ТВОРОЖНЫЙ ЗАВОД», ОАО

Тульская область

1,3


 

ООО «Данон Индустрия», дочерняя компания французской Danone. В ООО «Данон Индустрия» входят два предприятия в Чеховском районе Московской области и в Тольятти. Совокупная мощность двух российских предприятий Danone составляет приблизительно 60 тыс. тонн, причем мощности подмосковного завода на 50 % выше тольяттинского. В настоящее время завод в Чеховском районе загружен на 80 %, в Тольятти - на 100 %.

Десерты, сырки, сырковая масса. 47,5 % рынка занимают первые 10 производителей (табл. 7).

Импорт  и экспорт. Очень важным критерием для продовольственных рынков в России является объем импорта и экспорта. Доля импорта в структуре объема рынка постоянна и составляет ежегодно около 15 %. Доля экспорта незначительна и не влияет на структуру рынка.

Без учета поставок из Республики Беларусь, импорт молока и сливок сгущенных в 2009 г. составил 11,7 тыс. тонн.

 

 

Таблица 7

Крупнейшие производители десертов, сырков и сырковой массы в 2009 году

Название 

предприятия

Город

Процент в объеме пр-ва за 2009 г., %

«ЦАРИЦЫНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ», ОАО

Москва

19,4

«САМАРАЛАКТО», ОАО

Самарская область

5,2

«ОЧАКОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД», ОАО

Москва

4,0

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД «ПИСКАРЕВСКИЙ», ЗАО

Санкт-Петербург

3,4

«МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ «ВОРОНЕЖСКИЙ», ОАО

Воронежская область

3,2

«ОСТАНКИНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ» JОINТ-SТОСК СОМРАNY «ОSТАNКINО DАIRY», ОАО

Москва

3,1

«ВОЛОГОДСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ», ЗАО

Вологодская область

2,6

«СМОЛЕНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ «РОСА», ОАО

Смоленская область

2,4

«ИРБИТСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»

Свердловская область

2,2

«ДМИТРОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД», АООТ

Московская область

2,0


 

Структура импорта цельного молока и молочных продуктов (без  добавления сахара) в Россию в пересчете  на молоко в процентах от общего объема, по странам импортерам представлено в табл. 8.

Таблица 8

Страны-импортеры молочной продукции в Россию в 2009 году

Страны импортеры

% от общего объема

Литва

20

Латвия 

15

Германия 

24

Финляндия

12

Эстония

10

Другие страны

19


 

Сырье. Основными факторами, определяющими развитие молокоперерабатывающей промышленности, являются состояние ее сырьевой базы и платежеспособный спрос на молочные продукты со стороны населения. Главными причинами, тормозящими развитие рынка молочных продуктов, специалисты называют слабую сырьевую техническую базу, высокую стоимость сырья и большой разброс цен в зависимости от региона, при этом качество сырья зачастую оставляет желать лучшего.

Поголовье коров продолжает сокращаться. На конец 2009 года во всех категориях хозяйств Российской Федерации их насчитывалось 11,7 млн. голов или на 4 % меньше, чем на конец предыдущего года.

Увеличение валового надоя молока в сельхозпредприятиях  достигается за счет роста продуктивности коров, которая в условиях продолжающегося  сокращения их численности остается единственным фактором роста производства.

Зарубежные компании, понимая, что  практически на 100 % зависят от местного сырья, с открытием собственных производств вкладывают средства в развитие российских молочных хозяйств. Так, германская Ehrmann перед открытием завода в подмосковном Раменском инвестировала $ 20 млн. в раменские молочные хозяйства и собирается вложить еще $ 25 млн. в развитие производства.

О развитии сырьевой базы заботятся  и отечественные производители. Ведущий игрок российского рынка - компания «Вимм-Билль-Данн» еще с 1998 г. запустила сырьевую программу, рассчитанную на 10 - 15 лет. В ее рамках предполагается инвестировать в сельхозпроизводителей $ 20 млн.

Потребление. На рис. 2 приведено сравнение реального потребления молока и молочных продуктов с рекомендуемым в России на душу населения с 2004 по 2009 год.

Рис. 2. Реальное и рекомендуемое потребление молока и молочных продуктов в России на душу населения в 2004 - 2009 годах

 

Норма потребления молочных продуктов  – 392 кг на человека. Реальное же потребление не составляет и 60 % нормы. Таким образом, емкость рынка может увеличится в течение времени еще на 40 %.

Тенденции развития рынка молока в 2008 – 2009 году. В 2008 – 2009 годах положительная динамика производства молока сохранится, однако, учитывая низкую продуктивность при устойчивой тенденции сокращения поголовья коров в сельхозпредприятиях и некоторое сокращение их численности в хозяйствах населения, существенного прироста производства молока не ожидается.

При дальнейшем сохранении увеличения реальных доходов населения при прочих равных условиях, спрос на молоко и молочные продукты будет расти, поскольку уровень его остается низким и в значительной степени не соответствует рекомендуемой норме потребления, что является объективной предпосылкой для дальнейшего развития молокоперерабатывающей промышленности.

Информация о работе Организация производства на предприятиях отрасли