Таможенный тариф и таможеные пошлины в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:00, реферат

Краткое описание

Основными задачами данной работы являются:
- рассмотрение понятия и видов таможенных пошлин
- изучение классификации таможенных пошлин
- рассмотрение таможенного тарифа
Цель: изучение таможенных тарифов и пошлин в РФ.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 37.31 Кб (Скачать)

     4. По происхождению:

     - автономные. Вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

     - конвенционные устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений;§ преференциальные пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель - поддержать экономическое развитие этих стран.

     5. По типам ставок:

     - постоянные. Таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.

     - переменные. Таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

     6. По способу вычисления:

     - номинальные. Таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.

     - эффективные. Реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

     7.По  характеру:

     В целях защиты экономических интересов  страны к ввозимым товарам могут  временно применяться особые виды таможенных пошлин:

     - антидемпинговые;

     - специальные;

     - сезонные;

     - компенсационные.

       Антидемпинговая пошлина применяется  в случаях ввоза на таможенную  территорию РФ товаров по цене  более низкой, чем их нормальная  стоимость в стране вывоза  в момент этого ввоза, если  такой ввоз наносит или может  нанести материальный ущерб отечественным  товаропроизводителям, либо препятствует  организации или расширению производства  подобных товаров. Антидемпинговая  пошлина действует в течение  такого периода и в таком  размере, которые необходимы для  ликвидации существенного ущерба  отрасли российской экономики,  причиненного демпинговым импортом  товара. Срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать пять лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате повторного антидемпингового расследования. Необходимость продолжения взимания антидемпинговой пошлины или пересмотра ее ставки определяется Правительством РФ на основании результатов повторного антидемпингового расследования. Специальная таможенная пошлина применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные негативные действия других государств или их союзов.

     В случае, если срок действия специальных защитных мер превышает три года, не позднее чем через полтора года после их введения должно быть проведено повторное расследование, в результате которого специальные защитные меры могут быть отменены или продлены. Специальная пошлина на сельскохозяйственный товар может вводиться без проведения расследования только на срок до окончания календарного года, в котором введена указанная пошлина, и в размере, не более чем на одну треть превышающем ставку таможенной пошлины на такой товар.

     Сезонная  пошлина применяется в целях  оперативного регулирования ввоза  отдельных товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные  таможенным тарифом, не применяются. В  Российской Федерации сезонная пошлина  устанавливаются Правительством РФ, причем срок ее действия не может превышать  шести месяцев в году.

     Компенсационные пошлины применяются в случаях  ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит  ущерб или угрожает нанесением материального  ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.  
 

3. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ 

     Категория таможенной пошлины тесно связана  с понятием таможенно-тарифного регулирования. Этот термин присутствует и в Таможенном кодексе РФ, и в иных правовых актах. В Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" таможенно-тарифное регулирование названо одним из методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 12). При этом оно выражается в установлении ввозных и вывозных таможенных пошлин (ст. 19). Иными словами, таможенно-тарифное регулирование представляет собой финансовый инструмент, призванный способствовать развитию внешнеторговых связей, регулировать отношения такого рода, стимулировать прогрессивные структурные изменения в экономике. Данный инструмент отличается экономической направленностью, а это означает, как указывает Т.Н. Трошкина, что такие меры по сути относятся к рыночным: "Они воздействуют на конкурентоспособность товаров с помощью ценового механизма".

     Экономисты  и правоведы неоднократно обращались к этому понятию. Так, Б.Н. Габричидзе отметил, что "таможенно-тарифное регулирование является первоосновой финансово-экономической деятельности таможенных органов и, стало быть, в решающей степени предпосылкой и непосредственной правовой базой взимания таможенных платежей". Л.А. Лозбенко назвал его одним из основных инструментов поддержания экономической безопасности и в то же время рычагом воздействия на хозяйственную структуру. Однако никто из них так и не сформулировал этого понятия.

     На  основе законодательного определения  категории "таможенно-тарифное регулирование", данного в п. 24 ст. 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", предлагается следующая формулировка. Таможенно-тарифное регулирование представляет собой метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности, выражающийся в установлении системы ставок таможенных пошлин, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

     Свод ставок таможенных пошлин носит название "таможенный тариф". Связь таможенной пошлины и таможенного тарифа очевидна, не случайно пошлину называют "важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров".

     Происхождение понятия "тариф", как следует  из литературных источников, неоднозначно. К. Лодыженский в конце XIX в. указывал, что оно произошло от названия небольшой арабской крепости, расположенной на европейском берегу Гибралтарского пролива. Там взимались особые сборы с грузов, привозимых в страну на кораблях. Для реализации фискальной цели была составлена подробная роспись товаров. Потом эти сборы и роспись, устанавливающая размер ставок пошлин, были распространены на морскую торговлю во всех мавританских гаванях.

     Спустя  столетие Ю.Г. Кисловский пишет, что за несколько веков до нашей эры в г. Тарифе, на юге Испании, была изобретена "таблица, согласно которой устанавливалась определенная ставка пошлин на тот или иной вид товара, она получила название тарифа".

     Ясно  одно: история таможенного тарифа исчисляется несколькими сотнями  лет, и данное понятие всегда отождествлялось  с группой платежей за товар в  торговле.

     Новоторговый  устав, принятый в 1667 г., оценен историками как первый русский таможенный тариф. А с 1724 г. он стал систематически пересматриваемым инструментом регулирования внешней  торговли. В советский период 20-х  годов ХХ в. таможенные тарифы "отражали стремление использовать пошлины как  источник дохода, а не как метод  защиты отечественной промышленности. Но уже осенью 1922 г. Советом труда  и обороны было признано необходимым  выработать новые тарифы, преследующие более широкие экономические цели". В течение XX в. таможенный тариф претерпевал ряд изменений, в определенной степени совершенствовался и в настоящее время стал одним из основных документов, активно используемых всеми субъектами таможенных правоотношений.

     Таможенный  тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным  в соответствии с Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности. Товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности Российской Федерации  определяется Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной  практике систем классификации товаров. Таможенный тариф применяется в  отношении ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и  вывоза товаров с этой территории (ст. 2 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

     Взимание  таможенных пошлин производится в соответствии с таможенным тарифом -систематизированным по группам товаров, перечнем пошлин, взимаемых в данной стране с ввозимых или вывозимых товаров. Таможенный тариф содержит код товара, наименование товара, единицу налогообложения и ставку пошлины. Он является основой всей системы регулирования внешней торговли.

     Основными целями таможенного тарифа являются:

     1)рационализация  товарной структуры ввоза товаров  в Российскую Федерацию;

     2)поддержание  рационального соотношения вывоза  и ввоза товаров, валютных доходов  и расходов на территории Российской  Федерации;

     3)создание  условий для прогрессивных изменений  в структуре производства и  потребления товаров в Российской  Федерации;

     4)защита  экономики Российской Федерации  от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции;

     5)обеспечение  условия для эффективной интеграции  Российской Федерации в мировую  экономику (ст. 1 Закона РФ «О  таможенном тарифе»). Для большинства таможенных тарифов характерен более низкий уровень ставок пошлин (или отсутствие пошлин) на промышленное сырье и более высокий на изделия обрабатывающей промышленности (в особенности, на относительно простые и трудоемкие - текстильной, швейной, обувной и других отраслей легкой промышленности). Высокие ставки установлены на многие виды продукции сельского хозяйства, в том числе продукты пищевой промышленности. Это обусловлено спецификой торговой и аграрной политики развитых государств.

     Помимо  пошлин таможенный тариф содержит таможенные сборы -- дополнительные сборы, взимаемые сверх таможенных пошлин при перемещении через таможенную границу данной страны. К таможенным сборам относятся, в частности, статистический, марочный, лицензионный, бандерольный таможенные сборы, сборы за пломбирование, складирование и сохранность. В таможенные сборы включается также стоимость таможенных процедур, которая взимается при совершении таможенными органами операций по разрешению перемещения товара через границу.

     Таможенные  платежи уплачиваются до принятия или  одновременно с принятием таможенной декларации. При перемещении товаров  через таможенную границу РФ не для  коммерческих целей таможенные платежи  уплачиваются одновременно с принятием  таможенной декларации.          

     Существует  три основных типа таможенного тарифа:

     - двойной таможенный тариф - тариф с максимальными и минимальными ставками таможенной пошлины по каждой товарной позиции. Выбор ставки зависит от торгово-политических отношений с конкретной страной;

     - запретительный тариф - высокий таможенный тариф (например, свыше 20%), призванный оградить внутренний рынок от ввоза или вывоза определенного товара;

     - дифференцированный таможенный  тариф, который позволяет отдавать  предпочтение определенным товарам  или не пропускать их в зависимости  от того, в какой стране они  изготовлены. Таможенный тариф обычно имеет несколько ставок пошлин на один и тот же товар (их называют соответственно двухколонными, трехколонными и т. д.), поскольку многие страны применяют дифференцированные ставки на товары, импортируемые из государств - участников региональных экономических объединений, развивающихся государств и государств, на которые распространяется и не распространяется режим наибольшего благоприятствования.

     Экономическая интеграция приводит к образованию  таможенных межгосударственных союзов, т. е. к появлению общей таможенной территории двух или более стран  с единым таможенным тарифом в  отношении третьих стран и  полной отменой пошлины во взаимных отношениях. Например, государства Западной Европы, которые входят в Европейский Союз ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Ирландия, Дания, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция - имеют единый таможенный тариф для третьих стран. Договоры об ассоциации с Европейским Союзом заключили Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Турция, Чехия. Если товар ввезен на территорию любой страны - участницы Союза, то, пройдя все таможенные формальности, он может быть беспошлинно поставлен в другие страны этой группировки.

     Порядок взимания таможенных импортных пошлин и их размеры установлены Законом  РФ «О таможенном тарифе». Импортные  таможенные пошлины устанавливаются  в процентах от таможенной стоимости  товаров и оплачиваются в рублях или в валюте. При этом таможенная стоимость товара указывается в  грузовой таможенной декларации, а  также в прилагаемой к ней  декларации таможенной стоимости. 
 

Информация о работе Таможенный тариф и таможеные пошлины в РФ