Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:03, курсовая работа
Снижение общего уровня обложения товаров, перемещаемых через таможенную границу в соответствии с требованиями развития мирового хозяйства позволяет говорить о переходе к анализу экономической природы такого налога как таможенная пошлина, рождает необходимость переориентации таможенного тарифа с выполнения только лишь своей фискальной функции на регулирование экономических процессов. При этом, предельно важно не только разработать механизм расчета и взимания пошлин, но и постепенно перераспределить налоговое бременя от ввозных пошлин на внутренние налоги, что в результате создаст финансовые условия для экономического роста.
Введение.
Выбор темы обусловлен растущей степенью интеграции российской экономики в мировые финансово-хозяйственные отношения. Взятый курс на вступление во Всемирную торговую организацию, с одной стороны, и необходимость защиты неокрепшей финансово-экономической системы страны, с другой, заставляют разрабатывать новые методы при использовании такого инструмента государственного регулирования как таможенный тариф.
Снижение общего уровня обложения товаров,
перемещаемых через таможенную границу
в соответствии с требованиями развития мирового хозяйства
позволяет говорить о переходе к анализу
экономической природы такого налога как
таможенная пошлина, рождает необходимость
переориентации таможенного тар
Степень разработанности темы. Большая
часть научных трудов по теме предлагаемого
исследования посвящена тарифному регулирова
В то же время, комплексный анализ
позволяет выявить ряд
Особое внимание уделялось теме
таможенно-тарифного
Много внимания вопросам таможенной политики
уделяется в последнее время, когда Россия
готовится к вступлению в ВТО.
При этом много трудов посвящены именно
целесообразности и последствиям этого
вступления с точки зрения национального протекционизма о
При этом сопоставление с мировым опытом разработки инструментов тарифного регулирования исследуется на примере высокоразвитых стран, в то же время, мало внимания уделяется достижениям развивающихся, которые по экономическим условиям более сопоставимы с Россией.
В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там сборных торговых или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление историки относят к VIII веку в Киевской Руси.
Если верить историкам, термин
«тариф» в понимании «
Первая общественная организация
в Российской империи - Вольно-экономическое
общество - было учреждено через
три года после прихода к власти
Екатерины Второй и через девять
лет после упразднения
После Великой Французской революции у таможенного тарифа появляется еще одно качество: именно с его помощью формировались антинаполеоновские коалиции, именно при помощи торговых и таможенных тарифов Наполеон намеревался изолировать и обескровить Англию. Павел Первый, сторонник Наполеона, в 1797 году ввел очень высокий тариф на торговлю с Англией, в 1800 году - сделал его еще более высоким. Обороты на рынке корабельного леса резко упали, англичане несли значительные убытки. Положение было исправлено лишь после убийства Павла Первого и воцарения Александра Первого: в 1801 году последовало значительное снижение торговых тарифов с Англией. Но ненадолго.
К 20-30-м годам XIX века относится первая в России «финансовая революция», известная также как реформа Канкрина. Егор Францевич Канкрин, министр финансов Александра I и Николая I, восстановил финансовую систему страны после войны с Наполеоном, ввел серебряное денежное обращение, наконец, ввел протекционистский тариф, направленный на развитие собственной промышленности внутри страны. К сожалению, наиболее экономически прибыльной промышленностью в то время было винокурение, и поощрение этой деятельности оказалось палкой о двух концах. Тем не менее, доходы от этой политики обращались в бюджет, что позволило уйти от дефицита уже через год после назначения Канкрина на эту должность, в 1824 году.
В 20-е годы XIX века Россия училась использовать торговые и таможенные тарифы для развития окраинных территорий. Речь идет о введении системы порто-франко в Одессе, что позволило настолько продвинуть развитие территории, что Одесса уже к концу 20-х годов была четвертым по величине городом Империи после Москвы, Петербурга и Варшавы. Впоследствии этот же опыт был использован во Владивостоке.
До Крымской войны вся
российская внешняя торговля разделялась
на два пространства: Европейская
и Американская. В европейской
торговле вся тарифная политика осуществлялась
Министерством финансов по согласованию
с различными заинтересованными
ведомствами (или «придворными группировками»).
Американская торговля велась Российско-Американской
компанией, ставшей ко времени своего
расцвета в тридцатых годах
После Крымской войны тарифная политика России направлена, прежде всего, на защиту собственного производителя, по сути говоря, рынка труда. Очень высокими пошлинами облагались товары идентичные тем, которые производились в самой России, тарифом пониже - те, которые не могли составить реальной конкуренции произведенным в стране. Политика потерпела крах: реально Россия ни в чем соперничать с Европой не могла.
Поэтому таможенный тариф 1868 года был выстроен по другому принципу: уменьшены пошлины по 152 статьям, уравнены пошлины по морской и сухопутной границам. Наименьшей пошлиной на ввоз облагалось сырье, наивысшей - готовых фабрикатов. Однако и эта политика не дала ожидаемого результата: уже с середины семидесятых Россия опять возвращается к протекционизму. С 1877 года таможенные пошлины начали взимать золотой валютой, что сразу увеличило их номинальную стоимость на 25%. До 1891 года все таможенные пошлины были направлены на поддержание развития собственной индустрии, таможенная политика была на особом контроле у Александра III.
Новые принципы тарифной политики
были закреплены в Государственном
тарифе 1891 года, предоставленном Министерством
финансов. Этот тариф соединял, систематизировал
все положительно себя зарекомендовавшие
изменения предшествующих лет и
был нацелен на поддержание тех
отраслей промышленности, которым существовавшей
поддержки было недостаточно: в первую
очередь торговому
К 90-м годам относится
радикальное изменение
Сама по себе история тарифа - это история государственного управления экономической системой во всей ее полноте: и в отношении частного бизнеса, и в отношении государственного сектора экономики, и в отношении транснациональных корпораций, первыми из которых были крупнейшие торговые компании - как, например, английская Ост-Индская. Тариф был самым гибким инструментом этой деятельности, позволявшим доводить управление до высокого искусства, в некоторой степени - даже до изощренности. Но вместе с тем его природа оставалась прежней, такой, какой была со времен Крестовых походов. И в наиболее точном переводе с арабского «тариф» - это то, с чем не спорят…
В 1948-1994 образовалось генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (The General Agreement on Tariffs and Trade - GATT) - международная экономическая организация, регулировавшая правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО.
Россия и ГАТТ. Необходимость
активно интегрироваться в
Ситуация принципиально изменилась с образованием Российской Федерации. Новое государство стремилось как можно скорее выйти из разорительной изоляции и установить контакты со всеми международными организациями, включая ГАТТ. Одновременно исчезли идеологические барьеры, тормозившие принятие в ГАТТ стран социалистического лагеря. В 1993 Россия подала заявку о вступлении в ГАТТ, получила подтверждение статуса наблюдателя и согласие на переговоры о ее присоединении к этой организации. На рубеже 1990-2000-х Россия проводит активные консультации по вступлению в ВТО - правопреемницу ГАТТ.