Таможенный тариф

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Снижение общего уровня обложения товаров, перемещаемых через таможенную границу в соответствии с требованиями развития мирового хозяйства позволяет говорить о переходе к анализу экономической природы такого налога как таможенная пошлина, рождает необходимость переориентации таможенного тарифа с выполнения только лишь своей фискальной функции на регулирование экономических процессов. При этом, предельно важно не только разработать механизм расчета и взимания пошлин, но и постепенно перераспределить налоговое бременя от ввозных пошлин на внутренние налоги, что в результате создаст финансовые условия для экономического роста.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.55 Кб (Скачать)

Введение.

Выбор темы обусловлен растущей степенью интеграции российской экономики в мировые финансово-хозяйственные отношения. Взятый курс на вступление во Всемирную торговую организацию, с одной стороны, и необходимость защиты неокрепшей финансово-экономической системы страны, с другой, заставляют разрабатывать новые методы при использовании такого инструмента государственного регулирования как таможенный тариф.

Снижение общего уровня обложения товаров, перемещаемых через таможенную границу в соответствии с требованиями развития мирового хозяйства позволяет говорить о переходе к анализу экономической природы такого налога как таможенная пошлина, рождает необходимость переориентации таможенного тарифа с выполнения только лишь своей фискальной функции на регулирование экономических процессов. При этом, предельно важно не только разработать механизм расчета и взимания пошлин, но и постепенно перераспределить налоговое бременя от ввозных пошлин на внутренние налоги, что в результате создаст финансовые условия для экономического роста.

Степень разработанности темы. Большая  часть научных трудов по теме предлагаемого  исследования посвящена тарифному регулированию в отдельно взятых отраслях, либо отдельным элементам механизма, таким как тарифные преференции, ведение ТН ВЭД России, эскалация ставок таможенных пошлин и другим. Рассмотрение таможенного тарифа как общей совокупности элементов в отечественной экономической науке встречается редко.

В то же время, комплексный анализ позволяет выявить ряд закономерностей, которые не видны при рассмотрений его отдельных элементов.

Особое внимание уделялось теме таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в XIX веке, когда по причинам структурных изменений в экономике нашей страны вопрос был актуальным. При этом результаты некоторых исследований, например по влиянию таможенных пошлин на социально-экономические показатели в обществе или по принципам разработки оптимального размера ставок налога, возможно использовать применительно к современным условиям.

Много внимания вопросам таможенной политики уделяется в последнее время, когда Россия готовится к вступлению в ВТО. При этом много трудов посвящены именно целесообразности и последствиям этого вступления с точки зрения национального протекционизма отечественного производства. Внимание уделяется и тарифной защите агропромышленного комплекса. В то же время, ограниченный круг научных исследований посвящен более насущным проблемам современной российской экономической действительности, таким как влияние экспортных пошлин и фискальной направленности налога на эффективность регулирования финансово-экономической сферы.

При этом сопоставление с мировым опытом разработки инструментов тарифного регулирования исследуется на примере высокоразвитых стран, в то же время, мало внимания уделяется достижениям развивающихся, которые по экономическим условиям более сопоставимы с Россией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. История возникновения таможенного тарифа.

В России история таможенного  дела имеет более чем 1000-летний период существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних  торговых путей, от возникновения там  сборных торговых или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного  обмена, перевалки и складирования  товаров. Их появление историки относят к VIII веку в Киевской Руси.

Если верить историкам, термин «тариф» в понимании «бесспорная  оплата» - бесспорная с точки зрения формы (только наличными), времени оплаты (здесь и сейчас) и размера (именно столько, ни больше, но и не меньше) - был впервые применен во Франции  в эпоху Крестовых походов  или немного позже. Сам термин пришел во французский из арабского, а в Леванте тарифом называли портовый сбор с кораблей, который шел на содержание маяков и карантинов, и был он одинаков для всех. Во Франции этот термин, если верить Фернану Броделю, появился не позднее пятнадцатого века, и означал он плату за услуги, определяемую коллективным органом управления - например, ратушей города Тулузы за услуги …палача! Или венецианской Сеньорией за перевозку людей и грузов на судах, принадлежавших городу. Частные владельцы назначали за свои услуги не тариф, а таксу - то есть плату, в отношении которой можно было договариваться, если таковая не устраивала заказчика. Поскольку налог представитель услуги платил как с фактического, так и с вмененного дохода, то у таксы были определенные пределы, ниже которых сделка состояться не могла. Наконец, третья из известных истории экономики форм взаиморасчетов называлась словом «салари» - которое означало в общем понимании жалование за определенные затраты рабочего времени. Жалование зависело не только от доброй воли работодателя и наемного работника, но и от конъюнктуры рынка: самые дорогие миланские и нюренбергские мастера-оружейники фактически диктовали свои цены за счет высокого авторитета своей торговой марки, вынуждая заказчика рассчитывать свои желания в соответствии с кошельком.

Первая общественная организация  в Российской империи - Вольно-экономическое  общество - было учреждено через  три года после прихода к власти Екатерины Второй и через девять лет после упразднения последней  в России внутренней таможни: в 1765 году. Одной из первых рекомендаций Вольно-экономического общества стало введение протекционистского тарифа для защиты не столько внутреннего  рынка (внешняя торговля России была незначительной), сколько одних производителей перед другими. Попытка взломать внутренний рынок за счет внедрения  мощного корпоративного еврейского капитала (после раздела Польши Российской империи достались территории, на которых плотность еврейского населения  была самой высокой в Европе) была осуществлена отнюдь не экономическими методами: введением черты еврейской оседлости, внутри которой был установлен свой торговый тариф и система налогообложения.

После Великой Французской  революции у таможенного тарифа появляется еще одно качество: именно с его помощью формировались  антинаполеоновские коалиции, именно при помощи торговых и таможенных тарифов Наполеон намеревался изолировать и обескровить Англию. Павел Первый, сторонник Наполеона, в 1797 году ввел очень высокий тариф на торговлю с Англией, в 1800 году - сделал его еще более высоким. Обороты на рынке корабельного леса резко упали, англичане несли значительные убытки. Положение было исправлено лишь после убийства Павла Первого и воцарения Александра Первого: в 1801 году последовало значительное снижение торговых тарифов с Англией. Но ненадолго.

К 20-30-м годам XIX века относится первая в России «финансовая революция», известная также как реформа Канкрина. Егор Францевич Канкрин, министр финансов Александра I и Николая I, восстановил финансовую систему страны после войны с Наполеоном, ввел серебряное денежное обращение, наконец, ввел протекционистский тариф, направленный на развитие собственной промышленности внутри страны. К сожалению, наиболее экономически прибыльной промышленностью в то время было винокурение, и поощрение этой деятельности оказалось палкой о двух концах. Тем не менее, доходы от этой политики обращались в бюджет, что позволило уйти от дефицита уже через год после назначения Канкрина на эту должность, в 1824 году.

В 20-е годы XIX века Россия училась использовать торговые и  таможенные тарифы для развития окраинных  территорий. Речь идет о введении системы  порто-франко в Одессе, что позволило  настолько продвинуть развитие территории, что Одесса уже к концу 20-х годов  была четвертым по величине городом  Империи после Москвы, Петербурга и Варшавы. Впоследствии этот же опыт был использован во Владивостоке.

До Крымской войны вся  российская внешняя торговля разделялась  на два пространства: Европейская  и Американская. В европейской  торговле вся тарифная политика осуществлялась Министерством финансов по согласованию с различными заинтересованными  ведомствами (или «придворными группировками»). Американская торговля велась Российско-Американской компанией, ставшей ко времени своего расцвета в тридцатых годах девятнадцатого века крупнейшей корпорацией мира. Российско-Американской компания не была государством, поэтому не устанавливала  тарифов. Она очень гибко вела целевую политику в зависимости  от спроса на главный товар - пушнину. Однако отсутствие долговременной политики развития и отстраненность государства  от управления компанией привели  ее к краху после почти 60 лет  существования. После чего вся российско-американская торговля замерла почти на сорок  лет.

После Крымской войны тарифная политика России направлена, прежде всего, на защиту собственного производителя, по сути говоря, рынка труда. Очень высокими пошлинами облагались товары идентичные тем, которые производились в самой России, тарифом пониже - те, которые не могли составить реальной конкуренции произведенным в стране. Политика потерпела крах: реально Россия ни в чем соперничать с Европой не могла.

Поэтому таможенный тариф 1868 года был выстроен по другому принципу: уменьшены пошлины по 152 статьям, уравнены пошлины по морской и  сухопутной границам. Наименьшей пошлиной на ввоз облагалось сырье, наивысшей - готовых фабрикатов. Однако и эта политика не дала ожидаемого результата: уже с середины семидесятых Россия опять возвращается к протекционизму. С 1877 года таможенные пошлины начали взимать золотой валютой, что сразу увеличило их номинальную стоимость на 25%. До 1891 года все таможенные пошлины были направлены на поддержание развития собственной индустрии, таможенная политика была на особом контроле у Александра III.

Новые принципы тарифной политики были закреплены в Государственном  тарифе 1891 года, предоставленном Министерством  финансов. Этот тариф соединял, систематизировал все положительно себя зарекомендовавшие  изменения предшествующих лет и  был нацелен на поддержание тех  отраслей промышленности, которым существовавшей поддержки было недостаточно: в первую очередь торговому мореплаванию, сельскому хозяйству и металлургии. Так, пошлины на ввозимые сельскохозяйственные машины были снижены до минимальных, - и через два года Россия стала  самым крупным импортером немецких косилок и паровых молотилок.

К 90-м годам относится  радикальное изменение российской тарифной политики, выразившееся в  принятии двойного конвекционного тарифа. До 1890 года таможенный тариф России носил вполне автономный характер: однородные иностранные товары, привозимые в Россию, облагались одинаковыми  пошлинами, независимо от страны-производителя. В то же время таможенная борьба западноевропейских государств привела к системе двойного конвекционного тарифа: договаривающиеся стороны делали взаимные уступки в пошлинах на товары, в получении или сбыте которых они были заинтересованы. Такие договоры были заключены между Германией, Австро-Венгрией, Италией, Швейцарией и Бельгией и вступили в действие с февраля 1892 года. В среднем пошлины были повышены на 30% и с 20 июля 1893 года был установлен двойной таможенный тариф: общий для стран, благоприятствующих нам, и повышенный - для прочих. Первый торговый договор на конвекционных началах был заключен с Францией. Основным его положением было обоюдное пользование правом благоприятствующей нации во всем, что касается ввоза, вывоза, транзита и прочее. Кроме того, обе стороны обязались не допускать в пользу фабрикатов третьего государства никаких льгот, которые не были бы распространены на произведения договаривающейся стороны. На основании этого договора Франция понизила пошлины на керосин на 50%, открыв тем самым французский рынок для русских нефтепродуктов. Впоследствии такие же договора были заключены с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией, Данией, Португалией, Сербией, Японией, Тунисом. Но! Не с США, Англией и Турцией.

Сама по себе история тарифа - это история государственного управления экономической системой во всей ее полноте: и в отношении частного бизнеса, и в отношении государственного сектора экономики, и в отношении  транснациональных корпораций, первыми  из которых были крупнейшие торговые компании - как, например, английская Ост-Индская. Тариф был самым гибким инструментом этой деятельности, позволявшим доводить управление до высокого искусства, в  некоторой степени - даже до изощренности. Но вместе с тем его природа  оставалась прежней, такой, какой была со времен Крестовых походов. И в  наиболее точном переводе с арабского  «тариф» - это то, с чем не спорят…

В 1948-1994 образовалось генеральное  соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (The General Agreement on Tariffs and Trade - GATT) - международная экономическая организация, регулировавшая правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО.

Россия и ГАТТ. Необходимость  активно интегрироваться в мировую  торговлю назрела для нашей страны довольно давно. Уже в годы существования  СССР предпринимались попытки установить контакты с ГАТТ. В середине 1960-х  СССР получил приглашение присоединиться к ГАТТ, а в 1973 - принять участие  в «токийском раунде». Тогда, однако, советское правительство не откликнулось на эти призывы. Лишь в 1979 Политбюро  ЦК КПСС приняло официальное решение о сближении с этой организацией. В 1986 СССР обратился в ГАТТ с официальным заявлением о намерении участвовать в качестве наблюдателя в «уругвайском раунде» торговых переговоров, но теперь уже ГАТТ оставил эту просьбу без ответа. Торможение вступления СССР в ГАТТ выглядело неоправданным, поскольку уже в конце 1980-х в эту организацию входили не только почти все развитые и большинство развивающихся стран, но и некоторые социалистические государства (Венгрия, Куба, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия). Только в мае 1990 СССР получил статус наблюдателя ГАТТ.

Ситуация принципиально  изменилась с образованием Российской Федерации. Новое государство стремилось как можно скорее выйти из разорительной  изоляции и установить контакты со всеми международными организациями, включая ГАТТ. Одновременно исчезли  идеологические барьеры, тормозившие  принятие в ГАТТ стран социалистического лагеря. В 1993 Россия подала заявку о вступлении в ГАТТ, получила подтверждение статуса наблюдателя и согласие на переговоры о ее присоединении к этой организации. На рубеже 1990-2000-х Россия проводит активные консультации по вступлению в ВТО - правопреемницу ГАТТ.

    1. Определение таможенного тарифа, основные понятия. Теория.

Информация о работе Таможенный тариф