Таможенный тариф

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Снижение общего уровня обложения товаров, перемещаемых через таможенную границу в соответствии с требованиями развития мирового хозяйства позволяет говорить о переходе к анализу экономической природы такого налога как таможенная пошлина, рождает необходимость переориентации таможенного тарифа с выполнения только лишь своей фискальной функции на регулирование экономических процессов. При этом, предельно важно не только разработать механизм расчета и взимания пошлин, но и постепенно перераспределить налоговое бременя от ввозных пошлин на внутренние налоги, что в результате создаст финансовые условия для экономического роста.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.55 Кб (Скачать)

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

 

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

 

  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

 

  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Обычно таможенный тариф  применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд  стран объединяются в торгово-экономическую  группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового  регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие  страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей  схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором  товаров, обращающихся в международной  торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.

Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и  колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении  товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют  в отношении товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие  взаимное предоставление режима наибольшего  благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку  преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся  стран. Преференциальные пошлины промышленно  развитых стран для товаров развивающихся  государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему преференций.

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и  систематизированным в соответствии с ТНВЭД. Порядок формирования и  применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным  законом определены основные цели таможенного  тарифа РФ:

 

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

 

  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

 

  • защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

 

  • обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику.

В России возрастает роль тарифного  регулирования ВЭД, развивается  и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это тем, что при  переходе от централизованно - планируемой  экономики к рыночному хозяйству  таможенный тариф в наилучшей  степени может выполнить роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является по сути единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.

Министерство экономического развития и торговли РФ активно участвует  в процессе разработки предложений  по внесению изменений и дополнений в таможенный тариф Российской Федерации. Данная работа осуществляется в рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней  торговле и таможенно - тарифной политике. В настоящее время в рамках названной комиссии проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров.

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость  рассмотрения таможенного тарифа как  неотъемлемой части единой налоговой  системы, это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи  в тесной взаимосвязи с внутренними  налогами, обеспечивая оптимизацию  уровня структуры налогов в целом.

Учитывая, что практически  не разработаны научные модели построения оптимальных, сбалансированных таможенных тарифов, решать эти задачи приходится во многом эмпирическим путем, отслеживая реакцию «потребителей» на изменение  тарифов и вырабатывая «корректирующие» воздействия. И в этой ситуации роль Министерства экономического развития и торговли и таможенных органов  трудно переоценить. Таможенное и налоговое  ведомства должны найти золотую  середину: может быть, в каких-то случаях лучше не добрать на таможне, но взять эти деньги на внутренних налогах или, если какая-то отрасль  не работоспособна совсем, максимально  форсировать объем ввоза данного  товара. Но при этом нельзя забывать, что есть товары стратегического  значения - продовольствие, лекарства  и т.д. Так можно привести пример, когда возникла проблема с сывороткой от туберкулеза. Наши предприятия стали  закрываться, а сыворотка закупалась во Франции. И когда у нас осталось только одно производство, французские  производители в несколько раз  подняли цену. Хорошо, что это  последнее предприятие смогли восстановить5. Еще одна проблема: таможенные органы должны увязывать свою позицию с  МВФ, который требует максимальной либерализации внешней торговли. МВФ настаивает, чтобы мы отказались от комбинированных ставок, считая это определенным ограничением. Так  что Россия меж двух огней: с одной стороны, необходимо обеспечивать сбор платежей с максимальной полнотой, с другой - учитывать требования МВФ, поэтому при любом изменении таможенного тарифа должны приниматься сбалансированные решения.

С учетом вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что в современных условиях при  определении уровня таможенно - тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

  • Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.
  • Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.
  • Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие
  • конкуренции.
  • Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.
  • Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно-тарифного регулирования  необходим учет всех перечисленных  выше факторов.

 

 

 

 

2.1.Таможенные пошлины. Классификация таможенных пошлин.

Тамо́женная по́шлина — обязательный платёж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу. Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ЕТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. С 1 июля 2010 года вступил в силу новый закон «О Таможенном тарифе» таможенного союза трёх государств: России, Белоруссии и Казахстана.

Классификация таможенных пошлин

В зависимости от направления  облагаемых товаров выделяют:

  1. Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространённый как в мировой практике, так и в России вид пошлин;
  2. Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти), ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;
  3. Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара. При этом они  делятся на:

  1. Базовые ставки, которые применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;
  2. Максимальные ставки, которые применяются к государствам, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования (составляют 200 % от указанных в Таможенном тарифе);
  3. Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесённых к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых.

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения  с которыми предусматривают режим  наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров  является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам.

В зависимости от способа  исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:

  1. Адвалорные (от лат. ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.
  2. Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объёма, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;
  3. Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

Особые виды таможенных пошлин:

  1. Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;
  2. Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортёра, чем страны-импортёра;
  3. Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;
  4. Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объёмы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

 

 

 

2.2. Критерии оптимизации ставок таможенных пошлин.

Истинный способ определения  рационально - покровительной пошлины заключается в верном определении ценности всех материалов, которые входят в состав готового товара, у нас произведенного, равно как и издержек самого производства или обработки товара с процентами, получаемыми производителем, или другими словами в принятии к соображению всего того, что называется издержками данного производства: затем должно сравнить эти ценности с подобными же ценностями, которых в своей стране еще не образовано. Эти соображения и сравнения должны определить настоящую покровительную политику без излишества, которое впрочем бывает иногда необходимо до известной степени...» А. Шипов

Как показали исследования, представленные нами в главе I работы, основы методики экономического расчета  размера обложения товаров, ввозимых в страну, сформулированные в конце XIX века, не потеряла своей актуальности и сейчас. Таможенная пошлина занимает ключевое положение в системе  мер государственного регулирования  внешней торговли. Это эластичный инструмент, позволяющий наиболее полно  учесть различия в национальной и  мировой экономике и сформировать экономическую среду, которая в  зависимости от поставленных целей  обеспечит равно выгодные условия  конкуренции отечественных и  иностранных производителей или  защитит национальное производство. Они отражают различия в национальной и мировой стоимости товаров  и непосредственно воздействуют на уровень цен производителей, регулируя  рентабельность производства товаров. Другие меры таможенного регулирования  ограничивают или расширяют доступ иностранных товаров на внутренние рынки, а отечественных соответственно на мировые, воздействуя на объемы продвижения  товаров, лишь косвенно учитывая уровень  затрат отечественного производителя.

Размер ставки таможенной пошлины обычно определяется как  разница внутренних цен и цен  внешнего рынка однородных, аналогичных  или взаимозаменяемых товаров, в наибольшей степени учитывая различия в их национальной и мировой стоимости, особенности реализации и потребления товаров. Расчет проводится в следующей последовательности. Вначале анализируется и уточняется степень дифференциации рассматриваемой номенклатуры продукции по кодам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. По принятой номенклатуре продукции определяются внутренние оптовые цены, которые будут использоваться при расчете таможенных пошлин. Далее анализируются и определяются в разрезе данной номенклатуры мировые цены и рассчитывается исходная основа таможенной пошлины, при которой обеспечивается равновыгодность реализации отечественной и импортной продукции. На последующих этапах учитываются факторы, вызывающие необходимость корректировки исходной основы, определяются последствия изменения таможенной пошлины.

Информация о работе Таможенный тариф