Таможенный тариф

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Снижение общего уровня обложения товаров, перемещаемых через таможенную границу в соответствии с требованиями развития мирового хозяйства позволяет говорить о переходе к анализу экономической природы такого налога как таможенная пошлина, рождает необходимость переориентации таможенного тарифа с выполнения только лишь своей фискальной функции на регулирование экономических процессов. При этом, предельно важно не только разработать механизм расчета и взимания пошлин, но и постепенно перераспределить налоговое бременя от ввозных пошлин на внутренние налоги, что в результате создаст финансовые условия для экономического роста.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.55 Кб (Скачать)

На этапе обоснования  степени дифференциации таможенных пошлин формируются группы и выделяются виды продукции с примерно одинаковым уровнем приоритетности и условиями  производства. При этом очень важно  определить приоритетность, то есть степень  необходимости производства продукции  в стране, исходя из значимости ее для  обеспечения национальной безопасности, экономической целесообразности и  эффективности.

Важно, чтобы оптовая цена предприятия, принимаемая при расчете  ставки тарифа, рассчитывалась с поправкой  на обеспечение условий для расширенного воспроизводства данного вида продукции. Она исходит из затрат на производство и прибыли, обеспечивающей предприятию  нормальное функционирование. При этом прибыль, включаемая в оптовые цены, должна быть достаточной для формирования фондов накопления, социальной сферы  и потребления, уплаты налогов, возмещения затрат, покрываемых за счет прибыли.

Цены внешнего рынка определяются на основе сопоставления внешнеторговых импортных и экспортных цен, а  также цен на мировых товарных рынках. При этом расчет средневзвешенной цены, которая принимается в качестве цены внешнего рынка, осуществляется взвешивание цен, рассчитанных по данным грузовых таможенных деклараций, количеством товара в натуральном выражении.

После определения экономически обоснованной внутренней и внешней  цены на продукцию, совершенствуя имеющиеся  наработки, нами предлагается следующая  формула расчета таможенной пошлины  при импорте:

 

/Ц(отеч) - Ц (внеш)/ * К

ТПи = * 100%, (4)

Ц(внеш)

 

где ТПи - размер ставки ввозной таможенной пошлины;

Ц (отеч) — цена отечественной продукции на внутреннем рынке, с учетом расходов на обеспечение расширенного воспроизводства;

Ц (внеш) - цена продукции на внешнем рынке; К — корректирующий коэффициент, величина которого зависит от: оценки величины полезного эффекта применения импортной продукции, по сравнению с отечественной, для продукции с различным уровнем потребительских свойств;

- фискальной составляющей, если такая задача стоит.

- других конкурентных преимуществ или недостатков отечественной отрасли по сравнению с иностранными, которые повышают его значение или соответственно снижают.

Корректирующий коэффициент  может быть меньше единицы, тогда  это свидетельствует о превосходстве  отечественного товара над его зарубежным аналогом по качеству или по другим потребительным свойствам или о  дополнительной государственной поддержке (субсидировании, дотировании и тд.).

Для продукции, изготовление которой в стране не освоено, но перспективное  ее производство считается приоритетной задачей, применяется сопоставление  внешних цен с возможной ценой  производства аналогичной продукции  на отечественных предприятиях, или  с внутренними ценами на аналогичные  товары-заменители. Если же производство данного вида продукции не является приоритетной задачей государства, товары облагаются ставками таможенной пошлины исходя из величины прибыли, получаемой участником внешнеэкономической  деятельности от реализации импортной  продукции.

Ставка экспортного тарифа определяется по следующей формуле:

 

 

/Ц(внеш)-Ц(отеч)/*К

ТПэ = * 100%, (5)

Ц(отеч)

 

где ТПэ - размер ставки вывозной таможенной пошлины;

Ц (отеч) - цена отечественной продукции на внутреннем рынке (с учетом транспортировки и таможенных сборов);

Ц (внеш) — цена продукции на внешнем рынке;

К — корректирующий коэффициент, величина которого зависит от:

- степени обработки товара, при повышении которой коэффициент должен снижаться, для обеспечения отраслям с высокой степенью прибавочной стоимости беспрепятственного выхода на мировой рынок;

важности (экономической, социальной и тд.) товара для страны, чем выше социальная значимость товара или его роль в обеспечении внутреннего производства, тем большее значение приобретает коэффициент.

- степени фискальной направленности и других факторов.

Для продукции, не имеющей  аналогов в мире, при разработки экспортных тарифов целесообразно проводить сопоставление с ценами ее аналогов, а если и такие отсутствуют исходить из цен, указанных во внешнеторговых контрактах с учетом всех расходов по доставки до покупателя.

Если механизм сопоставления  цен на мировых рынках и внутри страны при расчете величины ставок импортных/экспортных таможенных пошлин более или менее описан, то определение  оптимального значения корректирующего  коэффициента остается неизученным.

Дело в том, что в  России в настоящий момент отсутствует  единая методология разработки экономически оптимального размера данного коэффициента. Все это обусловлено наличием множества факторов, которые необходимо учитывать, при вычислении ставки таможенной пошлины, оптимально подходящей для  данного товара. Некоторые из критериев, на основании которых разрабатываются  ставки, требуют экспертной оценки. Допустим при разработки протекционистского импортного тарифа, необходима оценка качества отечественной продукции, которая производиться по внутренним стандартам (система ГОСТ Р , отраслевые стандарты для авиатехнических средств, ветеринарные и др.), а они зачастую не сопоставимы с требованиями других стран. Причем мало обозначить сам факт разрыва в качестве отечественной и зарубежной продукции, требуется дать стоимостную оценку модернизации отечественных предприятий до требуемого уровня, для того, что бы заложить ее в значение данного коэффициента.

Предлагается выделить следующие  основные виды критериев, влияющих на значение исследуемого коэффициента и  через него на размер ставки ввозной  таможенной пошлины:

- функциональная группа  факторов. В зависимости от поставленных  задач, величина корректирующего  коэффициента будет различна. Если  в иерархии функций введения  таможенной пошлины на первом  месте будет находиться фискальная, это найдет свое выражение  в превышении уровня защиты  над экономически обоснованным. Преобладание же протекционистской функции таможенной пошлины предусматривает помимо защиты отечественной промышленности еще и создание благоприятной конкурентной среды, для стимулирования внедрения в производство современных технологий.

Одновременно протекционизм  должен являться временной мерой, то есть помимо того, что необходимо установить первоначальный размер таможенного  покровительства, разрабатывается и темп снижения налогового бремени, для поддержания отрасли в состоянии совершенствования. При этом значение коэффициента корректировки устанавливается исходя из условий в конкретной отрасли, чем менее конкурентная продукция, тем выше его значение. В условиях либерализации внешней торговли, коэффициент принимает значение меньшее единицы, тем самым, открывая доступ иностранным товаропроизводителям на отечественный рынок. Значение коэффициента менее единицы для импортного тарифа возможно при условии превосходства отечественных товаров над зарубежными аналогами; производственная группа факторов: смысл корректировки размера ставки с учетом критериев этой группы сводится к оценке диспропорций мирового и национального развития отраслей. Расчет значения коэффициента базируется на величине дополнительных затрат, связанных с расширением выпуска продукции (модернизация и переоснащение производства, покупка сырья и технологий...) повышению потребительских свойств товара и действий по его продвижению на рынок (разработка новых логистических схем доставки, реклама, модернизация упаковки...);

  • потребительская группа факторов связана с корректировкой значения ставки пошлины на социальную значимость рассматриваемого товара, для недопущения резкого изменения цены на внутреннем рынке;
  • финансовая группа — размер таможенных пошлин связан с изменениями цен на внутреннем и мировом рынках данного товара и факторов его производства, паритетом покупательной способности, темпом инфляции, инвестиционной привлекательностью сектора, процентами по кредитам для рассматриваемых производств;
  • группа «помех» функционирования тарифного механизма — здесь основным фактором отклонения от нормального функционирования механизма тарифного регулирования является объем и уровень ухода от таможенных платежей, но есть и другие, например, вероятностный характер оценки экономических параметров, приведенных выше.

На основании оценки величины и значимости перечисленных критериев  принимается решение о корректировки  чистого значения отклонения внутренних цен от мировых для расчета  экономически обоснованного значения таможенной пошлины. Оценка каждой группы факторов должна осуществляться компетентными  органами государственной власти, научными учреждениями на основании собранных  статистических данных с учетом обязательной корректировки полученных данных на объемы нарушения порядка перемещения  товаров через таможенную границу. На них в последнее время по различным оценкам приходится порядка 40-60% общего объема ввозимых товаров.

В настоящее время такое  явление как уход от уплаты таможенных платежей (контрабанда) создает достаточно преград для разработки адекватного  механизма, отражения в таможенном тарифе сложившихся тенденций развития экономики. Контрабанда, нанося серьезный  ущерб экономической безопасности России, является своего рода следствием необоснованно высоких ставок таможенных пошлин или применения различных  запретов и ограничений, которые  также сопряжены со значительными  финансовыми затратами, а иногда просто не соответствуют характеру  ввозимых товаров, то есть применяются  необоснованно.

 

 

 

 

    1. Таможенный тариф США.

Импортный таможенный тариф  США имеет восьмизначную номенклатуру на основе Гармонизированной системы  описания и кодирования товаров (ГС). Он содержит две колонки ставок пошлины (как адвалорных, так и  специфических). Вторая колонка ―  это ставки, установленные Законом  о тарифе 1930 г. и с тех пор  остающиеся неизменными. Эти ставки применяются к товарам, происходящим из стран, которым США не предоставили режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Ими облагался импорт из бывшего  СССР, а затем России (до заключения в 1992 г. соглашения о предоставлении РНБ). Эти ставки применялись также (по состоянию на 1992 г.) к товарам Афганистана, Албании, Вьетнама, Камбоджи, КНДР, Кубы, Лаоса, Латвии, Литвы, Монголии, Румынии, Эстонии (данные перечислены в Законе о торговле). Установленные законом ставки составляют, как правило, от 25 до 60 %, но на некоторые товары (например, текстиль) они достигают 90%.

Первая колонка тарифа включает две подколонки. Первая из них содержит так называемые «общие» ставки, применяемые к странам, которым предоставлен РНБ. Для предоставления этого режима по американским законам не требуется заключения каких-либо особых соглашений, им автоматически пользуются все, не поименованные специально в законе государства. Право России на РНБ в соответствии с поправкой Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974г. должно ежегодно подтверждаться, однако президент США внес предложение об отмене данной поправки.

Средневзвешенный уровень  применяемых ставок пошлин составляет 3% для сельскохозяйственной и 5% для  промышленной продукции. Для некоторых  категорий товаров (табак, овощи, керамика, бензольные химикаты, текстиль и одежда) уровень средневзвешенных ставок значительно выше  (иногда достигает 20%). Самыми высокими пошлинами на практике оказываются специфические. В 1989г. адвалорный эквивалент специфических пошлин на некоторые изделия табачной промышленности достигал 1775%, на какао и изделия из него - 338%, на некоторые виды наручных и настольных часов- 151%.

На определенные виды товаров (сахар, некоторые сорта молока, сливок, тунец, зеленые оливки и т.д.) установлены  тарифные квоты. При ввозе товаров  в пределах этих квот ставки пошлин понижаются на 70-75%.

Ввоз молока, масла, некоторых  видов овощей и фруктов, произрастающих в США, облагается сезонными пошлинами. Допускается также временное  понижение и временное увеличение ставок пошлин на некоторые товары, в том числе ввозимые из отдельных  стран (как, например, увеличение пошлин на говядину, консервированные томаты, фруктовые соки - из Европейского Союза (ЕС), на кожаные изделия и машины для обработки информации из Японии).

Вторая подколонка первой колонки тарифа содержит преференциальные ставки пошлин, применяемые в соответствии с американской схемой Общей системы преференций (ОСП). США применяют ОСП с 1976г. С 1993 года она охватывает около 4100 товарных позиций по восьмизначной квалификации ГС, ввозимые из 131 развивающейся страны и территории (включая 32 наименее развитых государства).

Страна, пользующаяся преференциями, может быть исключена из схемы  ОСП, если она достигла определенного (установленного американским законодательством) уровня ВНП на душу населения, а также, если наблюдается значительный прогресс в ее экономическом развитии и  торговле. Отдельный продукт выводится  из сферы действия преференций, если его поставки из данной страны превышают 50% (иногда - 25%) всего американского  импорта этого товара, или если стоимость импорта превысила  предварительно установленную величину (в 1992г.- 101 млн. долл.).

Перечень товаров и  стран, подпадающих под режим  ОСП, пересматривается ежегодно.

Начиная с 90-х годов США  распространили действие режима ОСП на Россию. Тарифные льготы предоставляются при ввозе в Соединенные Штаты российских товаров, относящихся к 4284 товарным позициям по восьмизначной классификации. Сюда входят в основном изделия обрабатывающей промышленности, некоторые продукты сельского хозяйства и рыбной промышленности. Преференции не распространяются на текстильные изделия и предметы одежды, подпадающие под действие Международного соглашения по текстилю, а также часы, полуфабрикаты и готовые изделия из стекла.

Поскольку в рамках СНГ  создана сегодня зона свободной  торговли, товары, 35% стоимости которых  создано в России и странах  СНГ, могут пользоваться в США преференциальным режимом.

Чтобы товар, стоимость которого превышает 1500 долларов, мог пользоваться преференциями при ввозе в  США, при его таможенном оформлении должен предъявляться в предусмотренный  международными соглашениями об ОСП  сертификат происхождения формы  «А». Выдачу таких сертификатов в России осуществляют Министерство экономического развития и торговли и его уполномоченные в регионах.

Информация о работе Таможенный тариф