Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:03, курсовая работа
Снижение общего уровня обложения товаров, перемещаемых через таможенную границу в соответствии с требованиями развития мирового хозяйства позволяет говорить о переходе к анализу экономической природы такого налога как таможенная пошлина, рождает необходимость переориентации таможенного тарифа с выполнения только лишь своей фискальной функции на регулирование экономических процессов. При этом, предельно важно не только разработать механизм расчета и взимания пошлин, но и постепенно перераспределить налоговое бременя от ввозных пошлин на внутренние налоги, что в результате создаст финансовые условия для экономического роста.
На этапе обоснования степени дифференциации таможенных пошлин формируются группы и выделяются виды продукции с примерно одинаковым уровнем приоритетности и условиями производства. При этом очень важно определить приоритетность, то есть степень необходимости производства продукции в стране, исходя из значимости ее для обеспечения национальной безопасности, экономической целесообразности и эффективности.
Важно, чтобы оптовая цена
предприятия, принимаемая при расчете
ставки тарифа, рассчитывалась с поправкой
на обеспечение условий для
Цены внешнего рынка определяются на основе сопоставления внешнеторговых импортных и экспортных цен, а также цен на мировых товарных рынках. При этом расчет средневзвешенной цены, которая принимается в качестве цены внешнего рынка, осуществляется взвешивание цен, рассчитанных по данным грузовых таможенных деклараций, количеством товара в натуральном выражении.
После определения экономически обоснованной внутренней и внешней цены на продукцию, совершенствуя имеющиеся наработки, нами предлагается следующая формула расчета таможенной пошлины при импорте:
/Ц(отеч) - Ц (внеш)/ * К
ТПи = * 100%, (4)
Ц(внеш)
где ТПи - размер ставки ввозной таможенной пошлины;
Ц (отеч) — цена отечественной продукции на внутреннем рынке, с учетом расходов на обеспечение расширенного воспроизводства;
Ц (внеш) - цена продукции на внешнем рынке; К — корректирующий коэффициент, величина которого зависит от: оценки величины полезного эффекта применения импортной продукции, по сравнению с отечественной, для продукции с различным уровнем потребительских свойств;
- фискальной составляющей, если такая задача стоит.
- других конкурентных преимуществ или недостатков отечественной отрасли по сравнению с иностранными, которые повышают его значение или соответственно снижают.
Корректирующий коэффициент
может быть меньше единицы, тогда
это свидетельствует о
Для продукции, изготовление которой в стране не освоено, но перспективное ее производство считается приоритетной задачей, применяется сопоставление внешних цен с возможной ценой производства аналогичной продукции на отечественных предприятиях, или с внутренними ценами на аналогичные товары-заменители. Если же производство данного вида продукции не является приоритетной задачей государства, товары облагаются ставками таможенной пошлины исходя из величины прибыли, получаемой участником внешнеэкономической деятельности от реализации импортной продукции.
Ставка экспортного тарифа определяется по следующей формуле:
/Ц(внеш)-Ц(отеч)/*К
ТПэ = * 100%, (5)
Ц(отеч)
где ТПэ - размер ставки вывозной таможенной пошлины;
Ц (отеч) - цена отечественной продукции на внутреннем рынке (с учетом транспортировки и таможенных сборов);
Ц (внеш) — цена продукции на внешнем рынке;
К — корректирующий коэффициент, величина которого зависит от:
- степени обработки товара, при повышении которой коэффициент должен снижаться, для обеспечения отраслям с высокой степенью прибавочной стоимости беспрепятственного выхода на мировой рынок;
важности (экономической, социальной и тд.) товара для страны, чем выше социальная значимость товара или его роль в обеспечении внутреннего производства, тем большее значение приобретает коэффициент.
- степени фискальной направленности и других факторов.
Для продукции, не имеющей аналогов в мире, при разработки экспортных тарифов целесообразно проводить сопоставление с ценами ее аналогов, а если и такие отсутствуют исходить из цен, указанных во внешнеторговых контрактах с учетом всех расходов по доставки до покупателя.
Если механизм сопоставления цен на мировых рынках и внутри страны при расчете величины ставок импортных/экспортных таможенных пошлин более или менее описан, то определение оптимального значения корректирующего коэффициента остается неизученным.
Дело в том, что в
России в настоящий момент отсутствует
единая методология разработки экономически
оптимального размера данного коэффициента.
Все это обусловлено наличием
множества факторов, которые необходимо
учитывать, при вычислении ставки таможенной
пошлины, оптимально подходящей для
данного товара. Некоторые из критериев,
на основании которых
Предлагается выделить следующие основные виды критериев, влияющих на значение исследуемого коэффициента и через него на размер ставки ввозной таможенной пошлины:
- функциональная группа
факторов. В зависимости от поставленных
задач, величина
Одновременно протекционизм должен являться временной мерой, то есть помимо того, что необходимо установить первоначальный размер таможенного покровительства, разрабатывается и темп снижения налогового бремени, для поддержания отрасли в состоянии совершенствования. При этом значение коэффициента корректировки устанавливается исходя из условий в конкретной отрасли, чем менее конкурентная продукция, тем выше его значение. В условиях либерализации внешней торговли, коэффициент принимает значение меньшее единицы, тем самым, открывая доступ иностранным товаропроизводителям на отечественный рынок. Значение коэффициента менее единицы для импортного тарифа возможно при условии превосходства отечественных товаров над зарубежными аналогами; производственная группа факторов: смысл корректировки размера ставки с учетом критериев этой группы сводится к оценке диспропорций мирового и национального развития отраслей. Расчет значения коэффициента базируется на величине дополнительных затрат, связанных с расширением выпуска продукции (модернизация и переоснащение производства, покупка сырья и технологий...) повышению потребительских свойств товара и действий по его продвижению на рынок (разработка новых логистических схем доставки, реклама, модернизация упаковки...);
На основании оценки величины
и значимости перечисленных критериев
принимается решение о
В настоящее время такое
явление как уход от уплаты таможенных
платежей (контрабанда) создает достаточно
преград для разработки адекватного
механизма, отражения в таможенном
тарифе сложившихся тенденций развития
экономики. Контрабанда, нанося серьезный
ущерб экономической
Импортный таможенный тариф
США имеет восьмизначную
Первая колонка тарифа включает две подколонки. Первая из них содержит так называемые «общие» ставки, применяемые к странам, которым предоставлен РНБ. Для предоставления этого режима по американским законам не требуется заключения каких-либо особых соглашений, им автоматически пользуются все, не поименованные специально в законе государства. Право России на РНБ в соответствии с поправкой Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974г. должно ежегодно подтверждаться, однако президент США внес предложение об отмене данной поправки.
Средневзвешенный уровень применяемых ставок пошлин составляет 3% для сельскохозяйственной и 5% для промышленной продукции. Для некоторых категорий товаров (табак, овощи, керамика, бензольные химикаты, текстиль и одежда) уровень средневзвешенных ставок значительно выше (иногда достигает 20%). Самыми высокими пошлинами на практике оказываются специфические. В 1989г. адвалорный эквивалент специфических пошлин на некоторые изделия табачной промышленности достигал 1775%, на какао и изделия из него - 338%, на некоторые виды наручных и настольных часов- 151%.
На определенные виды товаров (сахар, некоторые сорта молока, сливок, тунец, зеленые оливки и т.д.) установлены тарифные квоты. При ввозе товаров в пределах этих квот ставки пошлин понижаются на 70-75%.
Ввоз молока, масла, некоторых
видов овощей и фруктов, произрастающих
в США, облагается сезонными пошлинами.
Допускается также временное
понижение и временное
Вторая подколонка первой колонки тарифа содержит преференциальные ставки пошлин, применяемые в соответствии с американской схемой Общей системы преференций (ОСП). США применяют ОСП с 1976г. С 1993 года она охватывает около 4100 товарных позиций по восьмизначной квалификации ГС, ввозимые из 131 развивающейся страны и территории (включая 32 наименее развитых государства).
Страна, пользующаяся преференциями, может быть исключена из схемы ОСП, если она достигла определенного (установленного американским законодательством) уровня ВНП на душу населения, а также, если наблюдается значительный прогресс в ее экономическом развитии и торговле. Отдельный продукт выводится из сферы действия преференций, если его поставки из данной страны превышают 50% (иногда - 25%) всего американского импорта этого товара, или если стоимость импорта превысила предварительно установленную величину (в 1992г.- 101 млн. долл.).
Перечень товаров и стран, подпадающих под режим ОСП, пересматривается ежегодно.
Начиная с 90-х годов США распространили действие режима ОСП на Россию. Тарифные льготы предоставляются при ввозе в Соединенные Штаты российских товаров, относящихся к 4284 товарным позициям по восьмизначной классификации. Сюда входят в основном изделия обрабатывающей промышленности, некоторые продукты сельского хозяйства и рыбной промышленности. Преференции не распространяются на текстильные изделия и предметы одежды, подпадающие под действие Международного соглашения по текстилю, а также часы, полуфабрикаты и готовые изделия из стекла.
Поскольку в рамках СНГ создана сегодня зона свободной торговли, товары, 35% стоимости которых создано в России и странах СНГ, могут пользоваться в США преференциальным режимом.
Чтобы товар, стоимость которого
превышает 1500 долларов, мог пользоваться
преференциями при ввозе в
США, при его таможенном оформлении
должен предъявляться в