Таможенная пошлина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в исследовании таможенной пошлины как вида таможенного платежа согласно Таможенному кодексу Таможенного союза.
-Поставленная цель решается посредством следующих задач:
изучение правовой природы таможенной пошлины, разграничение её от налога и сбора.
-определение видов таможенных пошлин
-рассмотрение проблемных вопросов при определении таможенной стоимости товаров и, как следствие, начислении таможенных пошлин
-выявление проблем, возникающих при начислении, взимании и распределении таможенных пошлин между странами - участницами Таможенного союза.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 96.36 Кб (Скачать)

     Введение 

  Перемещение товаров через таможенную границу  Российской Федерации, в большинстве  случаев, связывается с уплатой  таможенных пошлин, налогов которые  служат одним из источников пополнения федерального бюджета. На протяжении последних  нескольких лет удельный вес таможенных платежей в доходной части федерального бюджета составляет более 40%. Этим объясняется  особая заинтересованность государства  в регулировании общественных отношений  в таможенной сфере.

  Государство реализует систему функций по охране своего таможенного суверенитета. Приоритетные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации  состоят в содействии развитию внешней  торговли, ускорении товарооборота  и таможенного оформления. Огромный поток товаров, перемещаемых через  таможенную границу, может оказывать  как положительную роль, так и  отрицательную.

  Институт  уплаты таможенных пошлин основан на правомерном поведении участников внешнеторговых операций. Отсутствие законности в деяниях субъектов  влечет привлечение их к юридической  ответственности и наложение  соответствующих санкций. Формируя казну государства, таможенные пошлины  выполняют две основные функции - фискальную и регулятивную. Фискальная функция заключается в образовании  денежных фондов, регулятивная функция  отражает способность государства  через таможенно-тарифное регулирование влиять на активизацию международной торговли, привлечение инвестиционных ресурсов, защиту национального рынка, конкурентоспособность отечественного производства.

  В современных условиях деятельность таможенных органов в области  взимания таможенных пошлин имеет экономическую  направленность. Это связано в  первую очередь с таможенными  платежами как фискальными доходами бюджетной системы, формирующими доходную часть федерального бюджета. В отличие  от других платежей, таможенные пошлины  уплачиваются непосредственно таможенному органу, а по товарам, пересылаемым в международных почтовых отправлениях, - государственному предприятию связи, которое перечисляет затем указанные платежи на счета таможенных органов. Плательщиком таможенной пошлины являются или непосредственно декларант, или другое лицо.

  От  эффективности работы таможенных органов  в значительной степени зависит  финансирование расходов государства, в том числе и в области  здравоохранения, образования, культуры, науки и т.д. По мнению ряда отечественных  учёных, фискальная деятельность таможенных органов традиционно выступает  одним из основных направлений их компетенции. Она оказывает существенное влияние как на национальную экономику, так и на международные торговые отношения. В силу этого доходы государства от внешнеэкономической деятельности в значительной мере являются фискальными.

  Следует также отметить, что именно таможенная пошлина является фискальным барьером доступности основных прав. Представляется, что в области таможенного дела данный признак характеризуется наличием различного наполнения для пошлины, налога и сбора. Несопоставимы размеры пошлины и, например, таможенного сбора. Рассчитывая сумму предполагаемых таможенных платежей, субъект в первую очередь обращает внимание на суммы таможенных пошлин. Объем же уплачиваемого им сбора решающей роли не играет, поэтому пошлина ассоциируются у их плательщика с финансовым барьером, тогда как сбор таким препятствием не является. Вместе с тем и те и другие, несомненно, обладают признаком фискальности, так как признаются доходами государственной казны.

  Таможенные  пошлины являются, как уже упоминалось, значительной доходной статьей государственного бюджета, а следовательно представляются актуальными вопросы грамотного исчислении пошлин, установления ставок, контроля за взиманием пошлин таким образом, чтобы это не обернулось финансовыми потерями для страны.

  В свете вступления Российской Федерации  в Таможенный союз актуальными представляются вопросы распределения пошлин между  странами-участницами Таможенного  союза.

  Также в настоящее время актуален вопрос, как уменьшение ставок пошлин повлияет на экономику России после вступления государства в ВТО.

  Цель данной работы заключается в исследовании таможенной пошлины как вида таможенного платежа согласно Таможенному кодексу Таможенного союза.

  -Поставленная цель решается посредством следующих задач:

  изучение  правовой природы таможенной пошлины, разграничение её от налога и сбора.

  -определение видов таможенных пошлин

  -рассмотрение проблемных вопросов при определении таможенной стоимости товаров и, как следствие, начислении таможенных пошлин

  -выявление проблем, возникающих при начислении, взимании и распределении таможенных пошлин между странами - участницами Таможенного союза.

  Объектом данной работы является таможенная пошлина, предметом исследования — природа таможенной пошлины, проблемы уплаты и распределения.

  При написании данной работы я применяла следующие методы: анализа, сравнения и обобщения – в первой главе, во второй и третьей главах - методы наблюдения и анализа.

  Правовой  основой уплаты таможенных пошлин выступают ст. 70 и ст. 71 Таможенного кодекса Таможенного союза, где установлен их исчерпывающий перечень. Отдельные вопросы исследуемого института регламентируются Законом РФ от 21. 05. 1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", а также Федеральным Законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

  По  структуре данная работа состоит из трёх глав. Первая глава содержит 3 параграфа и посвящена теоретическим основам таможенной пошлины. Вторая глава содержит 2 параграфа и посвящена вопросам уплаты таможенных пошлин. Третья глава полностью посвящена вопросам распределения таможенных пошлин между странами-участницами Таможенного союза и проблемам установления ставок пошлин в преддверии вступления России в ВТО. 
 

  Глава I. Теоретические аспекты таможенной пошлины согласно Таможенному кодексу Таможенного Союза. 

    1. Понятие, содержание, правовая база таможенной пошлины.
 

  Фактически  ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без  использования в своей налоговой  системе сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете  государств занимает, как правило, незначительное место, тем не менее, им придается  важное самостоятельное финансовое значение. В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная и таможенная.

  Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика — принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др.

  Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец и др.

  Таможенные  пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.

  Таможенная  пошлина - основной вид таможенных платежей, но определение этого понятия  в современном таможенном законодательстве отсутствует. Ныне утративший силу Таможенный кодекс РФ 1993 г. в ст. 18 трактовал  ее как платеж, взимаемый таможенными  органами при ввозе товаров на таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза  или вывоза.

  Общую характеристику таможенной пошлины, согласно вступлению России в Таможенный Союз, можно подразделить на несколько  аспектов.

  Во-первых, таможенная пошлина - обязательный взнос  в федеральный бюджет, не нарушающий при этом конституционного права  на свободу предпринимательской  деятельности. Ее уплата - лишь минимально необходимый финансовый барьер для  субъекта внешней торговли. Выраженная тенденция к снижению уровня данного  вида платежа свидетельствует о стремлении государства к расширению международных экономических связей, к вовлечению в данную сферу большего количества участников.

  Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом  перемещения грузов через таможенную границу РФ и является средством  достижения такой цели. Совершенно верно отмечено С.Г. Пепеляевым: при  уплате пошлины "всегда присутствуют специальная цель и специальные  интересы"1. Наделение лица специальной таможенной правосубъектностью обусловливается, в частности, и возможностью уплаты таможенной пошлины.

  В-третьих, таможенная пошлина возмездна, т.е. фактически она представляет собой  плату за предоставление таможенными  органами возможности перемещать грузы  через таможенную границу. Разумеется, нельзя отрицать факта, что в России в настоящее время наблюдается  явный перевес в сторону фискальной нагрузки на этот платеж. Размер таможенной пошлины в большинстве случаев  превышает издержки таможенных органов. Однако в целом правовая природа  исследуемой категории свидетельствует  о возмездности и позволяет в рамках этого признака отождествить ее с платой.

  В-четвертых, таможенная пошлина, в отличие от налога, не обладает признаком регулярности, так как обязанность уплаты таможенной пошлины возникает лишь при необходимости  вступления субъекта в таможенное правоотношение. Как правило, каждое перемещение  товара "оплачивается" участником внешней торговли, но такая оплата возможна лишь в силу факта непосредственного  ввоза или вывоза, а значит, происходит по мере необходимости.

  В-пятых, право уплаты таможенной пошлины  может быть делегировано иным заинтересованным лицам. В ст. 79 ТК ТС установлено, что  плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом и иными федеральными законами возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов2. Учитывая, что таможенные органы контролируют процесс перемещения грузов через границу, им важен факт уплаты таможенной пошлины за конкретный товар. Вопрос же о плательщике (субъекте правоотношения) является вторичным, так как производен от непосредственного объекта или предмета таможенного правоотношения, т.е. от товара.

  В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принуждением государства, что отождествляет  таможенную пошлину с налогом. Как  отмечал П.М. Годме, "элемент принуждения настолько важен в понятии налога, что это влечет за собой исключение из налоговой сферы поступлений, не носящих принудительного характера"3.

  Статьей 16.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение сроков уплаты налогов и сборов в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. В случае уклонения от таможенных платежей, это влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей4.

  Также в соответствии со ст. 194 УК РФ уклонение  от уплаты таможенных платежей, взимаемых  с организации или физического  лица, совершенное в крупном размере  наказывается штрафом в размере  от ста тысяч до трехсот тысяч  рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного  за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет. В примечании к данной статье указано, что уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает три миллиона рублей, а в особо крупном размере - тридцать шесть миллионов рублей5.

  Необходимо  отметить, что обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами - интересами государства. В налоговых  правоотношениях они возникают  независимо от согласия или желания  налогоплательщика. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: ввезти продукцию  из-за рубежа или закупить импортный  товар на территории России; реализовать  товар за границей или на внутреннем рынке. Наличие такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины.   Вместе с тем не представляется возможным отождествить таможенную пошлину с группой сборов в области таможенного дела (за оформление, сопровождение). Таможенный сбор есть "плата за осуществление различных мероприятий, составляющих процедуру таможенного оформления". Безусловно, и пошлина, и сбор уплачиваются государственному органу в связи с определенной услугой, однако отличительную особенность таможенной пошлины при этом составляет отсутствие определенного соотношения со стоимостью оказываемых услуг.

Информация о работе Таможенная пошлина