Таможенная пошлина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в исследовании таможенной пошлины как вида таможенного платежа согласно Таможенному кодексу Таможенного союза.
-Поставленная цель решается посредством следующих задач:
изучение правовой природы таможенной пошлины, разграничение её от налога и сбора.
-определение видов таможенных пошлин
-рассмотрение проблемных вопросов при определении таможенной стоимости товаров и, как следствие, начислении таможенных пошлин
-выявление проблем, возникающих при начислении, взимании и распределении таможенных пошлин между странами - участницами Таможенного союза.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 96.36 Кб (Скачать)

  В рассматриваемой ситуации предусматривается к правоотношениям, складывающимся в результате применения такого способа обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей, как залог, применение гражданского законодательства лишь при определении предмета залога (т.е. того имущества, которое может быть передано в залог). Относительно иных аспектов правового регулирования залога в таможенном деле гражданское законодательство  применяться не должно.

  Однако  следует учитывать, что договор залога или поручительства в гражданском законодательстве понимается как договор между залогодателем (поручителем) и кредитором в основном обязательстве, в то время как в публично-правовом обязательстве по уплате таможенных платежей, являющихся пошлинами или федеральными налогами, кредитором является государство, а не конкретный таможенный орган. Таможенный орган лишь выполняет определенные возложенные на него государственные функции. Таможенные платежи идут в федеральный бюджет и составляют часть государственной казны. Данная сфера общественных отношений не относится к гражданскому праву и гражданскому обороту, а приобретение государством прав на уплаченные ему платежи происходит на основании норм публичного права. Таможенному органу для самостоятельного выступления в качестве субъекта гражданских правоотношений и заключения гражданско-правовых договоров необходимо обладать статусом юридического лица. В противном случае таможенный орган может выступать в гражданском обороте только от имени государства в соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ. Статья 342 ГК РФ допускает последующий залог, если договором о предыдущем залоге последующий залог не был запрещен. Частью 2 ст. 86 Таможенного кодекса ТС предусмотрено, что плательщик вправе сам выбрать способ обеспечения исполнения им обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов. Указаний на то, что залог таможенному органу имущества, являющегося предметом действующего договора залога, для обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных пошлин не допускается, Таможенный кодекс не содержит. Таким образом, не исключается юридическая возможность для плательщика передать в залог таможенному органу уже заложенное имущество. При этом следует учитывать, что требования последующих залогодержателей удовлетворяются за счет заложенного имущества после требований предшествующих залогодержателей.

  Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться, в частности, в виде предоставления банковской гарантии и поручительства, которые регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, а отношения в связи с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии — также положениями банковского законодательства. При этом гарантом может выступать только определенное лицо (лицо, внесенное в соответствующий реестр федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела). Для внесения в реестр лицо обязано представить в соответствующий орган заявление и документы согласно утвержденному перечню. Таким образом, отношения в связи с включением лица в такой реестр носят административно-правовой характер. При предоставлении банковской гарантии лицо выступает гарантом перед таможенным органом. При этом таможенный орган выступает не в качестве обычного участника гражданского оборота, а в качестве органа государства, выполняющего определенные функции государства, наделенного для этого соответствующей компетенцией и действующего в соответствии с указанной компетенцией. Такого рода отношения должны регулироваться нормами административного права, а не гражданского.

  Обратимся к такому юридическому инструменту, как административный договор. В настоящее время такое понятие в действующем законодательстве отсутствует. Договорные связи в сфере государственного управления пока еще не получили своего четкого понимания и должного юридического оформления. Однако специалисты по административному праву обращаются к проблеме административных договоров, но внимание к данной проблеме не носит фундаментального характера, а скорее, носит характер отдельных замечаний, что обусловлено, в частности, элементарным отсутствием какой-либо приемлемой нормативно-правовой базы.

  Некоторые эксперты полагают, что в тех договорных отношениях, в которых проявляются характерные признаки государственных органов как государственно-властных субъектов, наделенных соответствующими полномочиями прерогативного характера, применяются не нормы гражданского права, а нормы конституционного, административного, финансового права. Возникающие при этом правоотношения не являются гражданско-правовыми. Административные договоры опосредуют административно-правовые отношения, непременным участником которых выступает государственный (муниципальный) орган, должностное лицо или субъект с делегированными полномочиями. Государственный орган в административном договоре выступает именно как компетентный орган, реализующий управленческие функции и наделенный властными полномочиями.

  Посредством заключаемых договоров обеспечивается интерес государства в получении причитающихся ему таможенных платежей. Безусловно, в настоящее время достаточных правовых оснований (исходя из содержания Таможенного кодекса ТС) для этого пока не имеется, но рассмотрение таких договоров именно как административных позволило бы „удержать“ правоотношения в рамках публично-правового регулирования и не перемешивать административное и гражданское право, когда для этого, наверное, нет действительно серьезных оснований12.

  В своей курсовой работе мне также хотелось бы затронуть аспект льгот по уплате таможенных пошлин, ведь благодаря указанному институту в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу участники таможенно-правовых отношений имеют возможность сократить свои финансовые, временные издержки. Льготы по уплате пошлин выступают не только средством юридического облегчения положения субъектов, но и эффективным инструментом внешнеэкономической политики государства.

  Таможенный  кодекс ТС как основополагающий акт таможенного законодательства, правовое регулирование вопросов, связанных с предоставлением таможенных льгот осуществляет фрагментарно и непоследовательно, не закрепляя ни понятие таможенных льгот, ни общие условия и гарантии их использования.

  Отсутствие  ясных законодательных данных, непоследовательное использование в нормативно-правовых актах различных терминов, относящихся к одному правовому явлению, усложняют правоприменительные процессы, существенно снижают эффективность правового регулирования.

  Закон РФ "О таможенном тарифе" лишь, на мой взгляд усложняет проблему, поскольку в нем использованы в качестве синонимов понятия "тарифная льгота" и "тарифная преференция", а также крайне неудачно определены эти понятия. Под тарифной льготой (тарифной преференцией), по мнению законодателя, следует понимать предоставляемую на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льготу в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Таким образом, законодатель определение понятия "льгота" раскрывает через то же самое понятие, вступая в противоречие с законами формальной логики. Вызывает сомнения и тождественность понятий "тарифная льгота" и "тарифная преференция".

  В теории и практике таможенного права  под тарифными преференциями  принято понимать такие преимущества, которые применяются в зависимости  от страны происхождения товара, перемещаемого  через таможенную границу13.

  В существующих доктринальных определениях понятие "таможенная льгота" связывается  с некоторыми преимуществами, предоставляемыми субъектам в рамках таможенно-правовых отношений, но содержание данного термина иногда носит очень узкий характер.

  Большинство исследователей относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения), касающиеся любых правил, установленных таможенным законодательством, в частности в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров.

  При этом авторы оперируют понятиями "таможенные тарифно-налоговые преференции", "таможенные преференции", "тарифные льготы", "таможенные привилегии" и т.п., наполняя их различным смысловым  содержанием и по-разному определяя  их соотношение.

  В этой связи необходимо отметить, что  понятие "привилегии" наиболее часто  употребляется в международных  правовых актах в сочетании с  понятием "иммунитеты", которые  в совокупности выступают важным элементом правового статуса  отдельных категорий лиц (представителей международных организаций, сотрудников  дипломатических представительств иностранных государств). При этом под иммунитетами понимается освобождение от юрисдикции судебных и административных учреждений в отношении тех действий, которые могут быть совершены  этими лицами в связи с выполнением  своих функций, неприкосновенность служебной корреспонденции и  документов. К числу привилегий, как правило, относится освобождение от таможенных пошлин на предметы, предназначенные  для личного и официального пользования, освобождение от досмотра багажа, освобождение от прямых налогов и сборов в отношении  заработной платы, освобождение от личных повинностей. Очевидно, что в таком понимании привилегии и таможенные льготы соотносятся как целое и его часть.

  При классификации таможенных льгот  следует учесть, что они могут предоставляться различным субъектам: физическим лицам (при перемещении ими товаров не для коммерческой деятельности); беженцам или вынужденным переселенцам; дипломатическим, консульским и иным представительствам, а также их сотрудникам; юридическим лицам (при наличии оснований, установленных законом); государствам (в соответствии с международными соглашениями).

  Кроме того, по времени действия льготы могут быть постоянными (бессрочными) и временными (устанавливаемыми на определенный срок). В отношении физических лиц, перемещающих товары для личного пользования в пределах установленных количественных и стоимостных ограничений, льготы применяются на постоянной основе. Установление льгот на определенный период времени характерно, например, для некоторых таможенных процедур. Например, товар может храниться на таможенном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, как правило, не более трех лет (ст. ст. 229 ТК ТС). Это значит, что льготы в данном случае будут действовать лишь в течение этого срока14.

  Использование таможенных льгот позволяет субъекту облегчить условия перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу посредством  уменьшения подлежащих уплате в процессе такого перемещения таможенных платежей, сокращения времени таможенного  оформления и контроля.

  Таможенные  льготы можно рассматривать в  качестве инструмента таможенной политики. Путем предоставления таможенных льгот государство способно стимулировать рост отечественного производства, особенно по направлению экспорта продукции, создавать выгодные для страны условия ввоза импортных товаров, тем самым активно вовлекая отечественных производителей в конкурентную борьбу15. Кроме того, посредством установления таможенных льгот в отношении отдельных товаров или отдельных лиц Россия реализует взятые на себя международные обязательства;

  Таможенные  льготы всегда представляют собой средство правовой дифференциации, исключение из общих правил. Следует отметить, что механизм таможенно-правового регулирования вообще обладает высокой степенью вариативности. В таможенном законодательстве сложно обнаружить тот общий порядок, исключения из которого, по сути, и являются таможенными льготами. Например, любая из специальных таможенных процедур (перемещение товаров физическими лицами, отдельными категориями иностранных лиц, перемещение транспортных средств) представляет собой целый комплекс таможенных льгот.

  Кроме того, возникает вопрос о возможности  рассмотрения в качестве таможенной льготы полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, предоставляемое  в рамках отдельных таможенных процедур.

  Каждая  таможенная процедура определяет совокупность требований и условий, включающих порядок  применения в отношении товаров  и транспортных средств таможенных пошлин (а также налогов, запретов и ограничений), установленных в  соответствии с законодательством  РФ о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности, а также  статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. Условия таможенных процедур должны применяться равным образом всеми категориями субъектов, поэтому нельзя сказать, что в рамках условий таможенного режима выделяется положение особой группы участников таможенно-правовых отношений. Между тем уже сам факт выбора субъектом определенной таможенной процедуры позволяет распространить на него отдельные условия, имеющие очевидно стимулирующий, льготный характер. Например, освобождение от уплаты таможенных пошлин при экспорте товаров.

  По  общему правилу правовые льготы должны устанавливаться в законодательстве и не могут носить индивидуальный характер. Особенностью таможенных льгот  является то, что они устанавливаются Таможенным кодексом, Законом РФ "О таможенном тарифе", но в случае с таможенными пошлинами они предоставляются и по решению Правительства РФ16.

  Правовое  регулирование тех или иных отношений, возникающих и функционирующих в обществе, осуществляется в рамках политических приоритетов, вырабатываемых публичной властью. В области таможенного дела первостепенной задачей государства выступает развитие внешнеторговых отношений, активизация международного товарообмена, расширение возможностей для сбыта отечественной продукции. Продуманные, обоснованные политические установки в большинстве случаев приводят к развитию экономически выгодного производства, процветанию государства, повышению благосостояния его граждан. Наряду с таможенно-тарифным и нетарифным регулированием внешнеторговой деятельности, а также широким спектром таможенных процедур действенным инструментом государственного воздействия на отношения, складывающиеся в процессе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, являются льготы. При этом данный институт, как никакой другой в таможенном праве, учитывает в большей степени частные интересы и востребован хозяйствующими субъектами в целях минимизации потерь при взаимоотношениях с таможенными органами17. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Таможенная пошлина