Таможенная пошлина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в исследовании таможенной пошлины как вида таможенного платежа согласно Таможенному кодексу Таможенного союза.
-Поставленная цель решается посредством следующих задач:
изучение правовой природы таможенной пошлины, разграничение её от налога и сбора.
-определение видов таможенных пошлин
-рассмотрение проблемных вопросов при определении таможенной стоимости товаров и, как следствие, начислении таможенных пошлин
-выявление проблем, возникающих при начислении, взимании и распределении таможенных пошлин между странами - участницами Таможенного союза.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 96.36 Кб (Скачать)

  Комбинированная ставка включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения либо путем сложения полученных величин.

  Обеспечение уплаты таможенных платежей осуществляется путем предоставления следующих  документов: договора поручительства, заключаемого таможенным органом с владельцем склада временного хранения, таможенного склада или свободного склада; гарантии банка, выданной перевозчику для представления таможенному органу отправления; квитанцией о внесении депозитных (залоговых) платежей.

  Таким образом, таможенные платежи являются неотъемлемой частью процедуры провоза  товаров через границу. Три названные  выше тарифные ставки таможенной пошлины  позволяют государственным органам  эффективно контролировать поток экспортируемых и импортируемых товаров.

 

   
 
 
 
 
 
 

     У России небольшой опыт по защите своих  интересов во внешнеэкономической  сфере рыночными методами. СССР осуществлял такую защиту на основе монополии внешней торговли, которая была демонтирована во второй половине 80-х годов. Новая Россия на первых порах оказалась вообще без какой-либо эффективной системы регулирования внешнеэкономической деятельности. До июля 1992 г. импортных пошлин в России не существовало. Введенные летом 1992 г. временные пошлины распространялись на ограниченный круг товаров, и лишь с апреля 1993 г. они были заменены постоянными, а перечень облагаемых ими товаров стал расширяться.

     Еще более робко российские власти применяли  количественные ограничения импорта. В торговой политике государства  долгое время доминировала задача наполнения внутреннего рынка, а не защиты национального  производителя. Такая идеология  еще не изжита. Пошлины продолжают носить в основном фискальный характер, в их структуре недостаточно присутствует принцип эскалации, то есть увеличение ставок таможенных пошлин в зависимости от степени переработки товара, призванный облегчить ввоз сырья и комплектующих изделий и защитить предприятия, производящие продукцию высокой степени переработки.

     Во  второй половине 90-х годов российское правительство сделало ряд шагов, приблизивших государственную торговую политику к общепринятым нормам. Так, в 1995 г. был принят закон "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности", а в 1998 г. - закон "О мерах по защите экономических интересов  Российской Федерации при осуществлении  внешней торговли товарами". Они  предусматривают широкий набор  мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией со стороны иностранных  поставщиков. В Государственную  Думу внесен законопроект "О специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах при импорте товаров", регламентирующий порядок применения специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мер. Разработка данного законопроекта вызвана  необходимостью приведения норм действующего законодательства России в соответствие с нормами ВТО о защитных мерах, субсидиях и компенсационных мерах.

     До 2001 г. правительство лишь изредка  прибегало к антидемпинговым  пошлинам и специальным защитным мерам, которые призваны ограничить импорт товаров в тех случаях, когда он наносит ущерб той  или иной отечественной отрасли. Между тем, другие страны широко используют эти инструменты для гибкого  регулирования импорта.

     Деятельность  России на этом направлении активизировалась в 2001-начале 2002 г., когда были введены  антидемпинговые и специальные  импортные пошлины на некоторые  виды аграрной продукции и промышленного  оборудования, количественные ограничения  на импорт труб большого диаметра, начаты антидемпинговые расследования  по некоторым другим видам стальной продукции. Кроме того, Россия стала  использовать импортные ограничения  не только для защиты внутреннего  рынка, но и для давления на торговых партнеров, которые вводят несправедливые ограничения, препятствующие развитию ее экспорта. Такие меры оказались  довольно эффективными, причем не только для урегулирования конкретной ситуации, но и для демонстрации решимости  защищать национальные интересы.

     И все же в большинстве случаев, когда возникает необходимость  преодоления торгово-политических препятствий, выстраиваемых нашими конкурентами, России не удается достичь  желаемых результатов. Экономически ослабленной и сильно зависимой от стран Запада, России трудно противостоять торговым партнерам при рассмотрении спорных вопросов, противостоять прямому давлению и разного рода политическим манипуляциям, к которым прибегают страны для того, чтобы расчистить путь своим компаниям на российский рынок. При этом Россия чаще оказывается в роли оправдывающейся и обороняющейся, а не наступающей стороны.

     Государство в России почти не содействует  развитию экспорта. Принятая в 1996 г. "Федеральная  программа развития экспорта на период до 2005 г." предусматривала выделение  государственных средств на эти  цели. Однако в действительности в 1996-1997 гг. объем ассигнований был на порядок меньше предусмотренного программой, а, начиная с 1998 г., упоминание о финансировании экспорта и вовсе исчезло из бюджета. Некоторое время экспортеры могли рассчитывать на получение краткосрочных бюджетных ссуд по льготным процентным ставкам. Однако сумма выделенных средств была крайне мала, воспользоваться этим видом поддержки смогло лишь несколько десятков экспортеров.

     По  данным Мирового банка, в 80-е годы средняя  невзвешенная ставка таможенного тарифа в странах Южной Азии составляла около 65%, а в течение 90-х годов она снизилась почти до 30%. В странах Восточной Азии и Латинской Америки тарифы упали с 30 до 10% . Это означает, что лидеры экономического роста пошли на либерализацию импорта лишь после продолжительного периода быстрого роста, на протяжении которого они поддерживали высокие импортные барьеры. Недавний пример - Китай. Тот факт, что страна вела переговоры о присоединении к ВТО на протяжении 15 лет, говорит не столько об обстоятельности подхода к проблеме, сколько о том, что лишь после 15 лет ускоренного роста национальной экономики Китай счел возможным вступить в ВТО и согласиться на либерализацию импорта. А в течение этого подготовительного периода импортные ограничения в Китае находились на одном из самых высоких в мире уровней. Индия пошла на либерализацию импорта в начале 90-х годов после того, как на протяжении десяти лет она поддерживала высокие темпы экономического роста. То же можно сказать о Японии и Южной Корее, хозяйства которых длительное время развивались быстрыми темпами, однако, будучи ориентированными на экспорт, сохраняли высокую степень закрытости для импорта. Таким образом, интеграция в мировое хозяйство далеко неравнозначна либерализации импорта.

     В свете намерения России либо самостоятельно, либо в составе Таможенного союза  вступить в ВТО представляется не лишним отметить, что обычно перед  вступлением в ВТО страны стараются  повысить свои импортные пошлины. Так  они создают максимально комфортные условия для своей промышленности и усиливают свои переговорные позиции. Между тем в России на всем протяжении переговоров о присоединении к ВТО пошлины снижались. В 1996-1997 гг. номинальная средневзвешенная ставка импортных пошлин составляла 14%, в 1998 г. – 12% и в 1999 г. - уже 8%. При этом эффективная ставка тарифа, подсчитываемая как процентное отношение реально собранных пошлин к общей стоимости импорта, составляла соответственно 4; 7,7 и 5% .

     Следует также иметь в виду, что в  других странах по отдельным товарам  существуют сверхвысокие ставки импортных  пошлин. В России тариф более сглажен  и из-за этого хуже обеспечивает защиту тех секторов, которые являются особенно важными. В меньшей степени  проявляется в России и принцип  увеличения ставок. Отчасти благодаря неуклонному снижению ставок за последние годы на переговорах о присоединении к ВТО российской делегации удалось добиться, чтобы начальный уровень связывания24 пошлин был либо выше, чем действующие пошлины, либо равен им. Как утверждают представители российской делегации, только по 0.1% товарных позиций уровень начального связывания будет ниже существующего. Конечные уровни связывания по ряду товаров также будут ниже, но вступят в силу по истечении переходного периода в 4-7 лет, которого в принципе достаточно для того, чтобы та или иная отрасль подготовилась к новым условиям.

     К тому же надо учесть, что сегодня  значительная часть товаров завозится  в Россию без уплаты импортных  пошлин и НДС в положенных размерах. Если пресечь эти каналы незаконного, по сути, ввоза, то степень защиты рынка  существенно повысится. Поэтому  в целом можно предположить, что  радикального открытия российского  товарного рынка при присоединении  к ВТО не произойдет. Что касается обязательств России по связыванию импортных  тарифов, то правила ВТО разрешают  вводить специальные защитные меры для отраслей, угрозу существования  которым представляет импорт, позволяют  повысить импортные пошлины при  возникновении дефицита платежного баланса и даже повысить связанную ставку тарифа. Разумеется, все эти шаги будут сопровождаться консультациями с другими странами ВТО.

     Страна, которая прибегает к подобным мерам, вынуждена идти на уступки  в других областях своей экономической  политики. Однако в целом ограничения, накладываемые ВТО на изменения  таможенного тарифа, отвечают долговременным интересам развития экономики России, так как дают определенную гарантию стабильности национальному производителю  и иностранному инвестору.

     В процессе интеграции России в мировую  экономику и для того, чтобы  на равных конкурировать с высокоразвитыми  государствами, России придется, независимо от хода переговоров и времени  присоединения к ВТО, форсировать  проведение следующих мероприятий:

  • приложить максимум усилий к созданию полноценного рынка факторов производства, включая рынки капиталов, труда и земли, а также развитых систем кредитования, страхования, лизинга, национальной инновационной системы;
  • постоянно работать над улучшением делового климата в стране, повышением ее инвестиционной привлекательности;
  • обеспечить информационную прозрачность во внешнеэкономической деятельности, освободить ее от злоупотреблений и прямого криминала;
  • создать максимально доступную систему информации о положении на российском и мировом товарных рынках, о соблюдении нормативов ВТО в других странах-членах;
  • восстановить практику системного и долгосрочного прогнозирования национальной экономики, основанную на постоянном мониторинге и периодической корректировке отраслевых и макроэкономических прогнозов;
  • обеспечить прозрачность деятельности естественных монополий, включая их тарифную политику и финансовые потоки;
  • разработать механизм, не допускающий занижения экспортных цен и ввести эффективный контроль за расчетами по экспорту энергоносителей и металлов;
  • обеспечить подготовку специалистов, способных использовать правовые нормы ВТО и действующую в ней систему разрешения споров для отстаивания интересов России.

     От  того, в какой мере Россия сумеет проводить эффективную экономическую политику будет зависеть результат экономического развития и последствий присоединения к ВТО. В любом случае эти последствия - положительные и отрицательные - дадут о себе знать через пять-семь лет, когда снизятся пошлины на продукцию тех отраслей, в защите которых Россия особенно заинтересована, и в стране появятся компании, конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынках.

 

      Список литературы

 
  1. Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года  N 145-ФЗ // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Российская газета, N 148-149, 06.08.1998.
  4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ // Российская газета, N 106, 03.06.2003.
  5. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
  7. Закон "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. N 5003-1 // Российская газета. N 107, 05.05.1993.
  8. Приказ ГТК РФ от 25.05.2004 N 607 "Об утверждении перечня документов и формы заявления" // Российская газета, N 136, 29.06.2004
  9. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1996
  10. Ашмарина Е.М. Совершенствование системы налогов, взимаемых с юридических лиц как условие успешного выполнения доходной части бюджета: Дис …канд. юридич. наук. М., 1998
  11. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование: Монография. - М., 2005.
  12. Годме П.М. Финансовое право. М., 1978
  13. Дзюбенко П.В. Таможенно-тарифная политика в научном наследии Д.И. Менделеева: уроки для России: Учеб. пособие. -М.: РИО РТА, 2003
  14. Драганов В.Г. Основы таможенного дела: Учебник. М., 2005.
  15. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2008
  16. Киреев А.П. Международная экономика. Учебное пособие для Вузов. М., 2007.
  17. Кучерявенко Н.П. Правовая природа налога // Финансовое право. 2001 №2
  18. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей: Пер. с англ. М., 1992
  19. Пепеляев С.Г. Финансовое право России: Учебник. М., 1995
  20. Петти В. Трактат о налогах и сборах. М., 1997.
  21. Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г., Горчак М.О. Таможенно-тарифные проблемы введения единого таможенного тарифа таможенного союза и присоединения России к ВТО // Российский внешнеэкономический вестник, 2009 – N 12
  22. Удовенко С.П. Таможенный тариф современной России. - СПб.: ООО Архей, 2006
  23. Химичева Н.И. Таможенное право России: Учебник. 2-ое издание переработанное и дополненное, М.: "Юрист", 2007.
  24. Статья ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И СБОРОВ - А.И. АШМАРИН
  25. Статья ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Т.Н. ТРОШКИНА
  26. Статья ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ ПРИ ВВОЗЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - М.В. МАНДРАЖИЦКАЯ
  27. Статья К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ АНТИДЕМПИНГОВЫХ ПОШЛИН ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ РОССИИ И КИТАЯ - С.В. ТАСКАЕВА
  28. Статья АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ - М.Н. СОРОКИНА
  29. Статья НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИИ В СВЯЗИ С ЕЕ УЧАСТИЕМ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ (Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Таможенное право и валютное регулирование)
  30. Статья ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ, КОНТРОЛЕ И ПОДТВЕРЖДЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ - Т.В. РАТУШНАЯ, С.А. ЧЕРЕНЦОВ
  31. В части статья СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ - С.Н. ГАРМОННИКОВ

Размещено на A 


Информация о работе Таможенная пошлина