Таможенная пошлина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в исследовании таможенной пошлины как вида таможенного платежа согласно Таможенному кодексу Таможенного союза.
-Поставленная цель решается посредством следующих задач:
изучение правовой природы таможенной пошлины, разграничение её от налога и сбора.
-определение видов таможенных пошлин
-рассмотрение проблемных вопросов при определении таможенной стоимости товаров и, как следствие, начислении таможенных пошлин
-выявление проблем, возникающих при начислении, взимании и распределении таможенных пошлин между странами - участницами Таможенного союза.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 96.36 Кб (Скачать)

  В названии сбора законодатель обычно указывает, что собой представляет встречное удовлетворение. Иными  словами, таможенные органы проводят различные  юридически значимые действия, которые  оплачиваются субъектами экспортно-импортных  операций единовременно. При этом уплата таможенных сборов категорически отрицает их регулятивную роль, присущую таможенной пошлине.6

  В подтверждение изложенных взглядов следует привести в качестве примера  Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ. Указанный акт исключил таможенную пошлину из ст. 13 "Федеральные налоги и сборы" НК РФ7. Бюджетный кодексе РФ определяет таможенную пошлину как неналоговый доход федерального бюджета8.

  Товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом  РФ «О таможенном тарифе»9.

  Итак, основные функции, которые выполняют  таможенные пошлины.

  Во-первых, фискальная функция. Для Российской Федерации эта функция имеет  первостепенное значение. Она относится  как к импортным, так и к  экспортным пошлинам, поскольку они  являются одной из статей доходной части федерального бюджета.

  Во-вторых, защитная или протекционистская функция. Она относится к импортным пошлинам, так как с их помощью государство ограждает своих собственных производителей продукции от нежелательной иностранной конкуренции.

  В-третьих, балансировочная функция. Она относится к экспортным пошлинам, которые устанавливаются с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутригосударственные цены на которые по каким-либо причинам ниже мировых. 
 
 
 

  таможенная  пошлина льгота

 

   1.2.Классификация  таможенной пошлины. 

  В соответствии со ст. 71 Таможенного кодекса  Таможенного союза, существует следующая  классификация таможенных пошлин.

  Адвалорные  пошлины. Начисляются в процентах  к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 10% от таможенной стоимости).

  Специфические пошлины. Начисляются в определенном размере за единицу облагаемого товара (например, 15 евро за 1 тонну).

  Комбинированные пошлины. Они совмещают оба вышеуказанных  вида таможенного обложения (например, 10% от таможенной стоимости, но не более 15 евро за 1 тонну).

  Адвалорные  пошлины аналогичны пропорциональному  налогу на продажу и применяются  обычно при обложении товаров, которые  имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего  рынка независимо от колебания цен  на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут  до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов ― сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина  повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость  таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и  прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью  оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

  Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют  неоспоримое преимущество, поскольку  просты в администрировании и  в большинстве случаев не оставляют  свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

  В соответствии со ст. 70 ТК ТС различают также импортные (ввозные) и экспортные (вывозные) таможенные пошлины. Необходимо отметить, что в законодательстве различных стран могут вводиться также транзитные пошлины.

  Импортные пошлины - накладываются на товары при  их выпуске для свободного обращения  на внутренней рынке страны. Они используемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции и являются доминирующей формой пошлин,

  Импортные таможенные пошлины устанавливаются  в процентах от таможенной стоимости  импортируемых товаров и оплачиваются в рублях с пересчетом таможенной стоимости товара по курсу рубля, котируемому Центральным банком РФ на день таможенного оформления, или в свободно конвертируемой валюте по выбору импортера. Порядок определения  таможенной стоимости товара устанавливается  Правительством РФ. Импортные таможенные пошлины уплачивают все импортеры. Физические лица уплачивают их при  ввозе товаров на территорию РФ в  сопровождаемом или не сопровождаемом багаже, а также в посылках. Импортные  пошлины взимаются таможенными  органами РФ до или в момент предъявления таможенной декларации в порядке, установленном законодательством, и поступают в федеральный бюджет. Отсрочка в уплате импортных пошлин может быть предоставлена таможенными органами на срок не более 30 дней и только под залог имущества или гарантию уполномоченного банка.

  Экспортные – это пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются очень редко некоторыми государствами, обычно в случае значительных различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары. Имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

  Транзитные пошлины. Они накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данного государства. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны10.

  Исходя  из смысла ч.2 ст. 70 ТК ТС различают таможенные пошлины сезонные, антидемпинговые и компенсационные.

  Сезонные  – применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, в основном сельскохозяйственной.

  Антидемпинговые пошлины. Применяются в случае ввоза  в страну товаров по более низкой стоимости, чем их нормальная стоимость  в экспортирующей стране, если такой  импорт наносит ущерб местным  производителям аналогичных товаров  или препятствует расширению внутригосударственного производства. Для принятия решения  о введении антидемпинговых пошлин значимо определение целей и  характера демпинга, который может  быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный).

  Условием  постоянного демпинга является сегментация  рынка, т. е. разделение его на несколько  частей. Выделяя один внутренний сегмент  рынка (за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т. д.), монополии  поднимают на нем цены, получая  монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам.

  Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет  к разорению национальных производителей с последующей «перекачкой» монопольной  прибыли иностранным производителям.

  На  практике трудно дифференцировать вышеперечисленные  виды, поскольку невозможно четко  выявить окончательные намерения  фирмы, продающей по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения  о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают прежде всего нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара. Национальные и международные суды обычно принимают дела по обвинению в демпинге и введении антидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для национальной промышленности.

  Выявление демпинга выступает причиной наложения антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную. Антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины невозможно, хотя ее размер должен определяться как разница между «нормальной» ценой товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг.

  Компенсационные – это пошлины, которые накладываются  на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб  национальным производителям таких  товаров. Применяются как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы страны, после  неудачи решить разногласия иным путем на переговорах.

  В теории также различают автономные, договорные, преференциальные.

  Автономные  – это пошлины, устанавливаемые  на основании односторонних решений  органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается  в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим  ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

  Договорные пошлины устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;

  Преференциальные пошлины имеют более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще11. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.Порядок уплаты таможенных пошлин, а также предоставления льгот по их уплате. 

  Статьей 86 Таможенного кодекса ТС предусмотрены  следующие способы обеспечения  уплаты таможенных платежей:

      - денежными средствами (деньгами);

      - банковской гарантией;

      - поручительством;

      - залогом имущества.

  Также устанавливается правило, что законодательством  государств - членов Таможенного союза  могут быть предусмотрены иные способы  обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

  Плательщик  таможенных платежей вправе самостоятельно выбрать способ обеспечения их уплаты (ч. 2 ст. 86 ТК ТС).

  Отношения по уплате таможенных платежей носят публично-правовой характер, т.к. одной из сторон этих отношений выступает государство в лице специально уполномоченных им на это органов государства. Государством для обеспечения исполнения его функций установлены специальные индивидуально безвозмездные платежи в государственную казну, которые лицо в установленных законодательством случаях обязано уплатить.

  В сфере таможенного дела конструируется следующая схема обеспечения  исполнения обязательства по уплате таможенных платежей. Существует публично-правовое обязательство конкретного лица по уплате таможенных платежей, возникшее по основаниям, предусмотренным законодательством. Данное публично-правовое обязательство предлагается обеспечить теми способами, которые предусмотрены для гражданского оборота, и в основном на основании правовых норм, предусмотренных для гражданского оборота, т.е. для правоотношений, основанных на равенстве и автономии воли участников.

  В случае обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей возможно заключать договоры (например, залога, поручительства) между таможенным органом и залогодателем (поручителем). Так, например, в соответствии со ст. 86 ТК ТС, договор поручительства заключается между таможенным органом и поручителем в соответствии с требованиями гражданского законодательства. Относительно договора залога, правда, отсутствует указание, в соответствии с требованиями какого законодательства его следует заключать. Можно придерживаться следующей позиции: учитывая, что залог является институтом гражданского права, очевидно, такой договор следует заключать согласно требованиям гражданского законодательства. Однако, гражданское законодательство применяется к административным правоотношениям только в случаях, предусмотренных законодательством.

Информация о работе Таможенная пошлина