Таможенный тариф и таможенная пошлина

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:32, реферат

Краткое описание

Таможенная пошлина – платёж, взимаемый таможенными органами государства при ввозе товара на таможенную территорию государства или вывозе товара с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Файлы: 1 файл

Таможенный тариф и таможенная пошлина.docx

— 19.61 Кб (Скачать)

Таможенный тариф и  таможенная пошлина

 

Таможенный тариф представляет собой систематизированный свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам при перемещении через таможенную границу.

Основными целями применения таможенного  тарифа являются:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;
  • защита национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;
  • пополнение доходов государства;
  • обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспортерам на рынки других стран.

Таможенные тарифы классифицируются по различным признакам: характеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного товара, методу исчисления, времени действия.

Таможенная пошлина – платёж, взимаемый таможенными органами государства при ввозе товара на таможенную территорию государства или вывозе товара с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Основными видами таможенных пошлин являются конвенциональные и автономные.

Конвенциональные пошлины применяются к вещам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле. Их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными.

Автономные таможенные пошлины, напротив, применяются к вещам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в стране режимом наибольшего благоприятствования. Они являются одним из основных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних экономических факторов и по размеру являются максимальными.

В мировой практике в зависимости  от направленности перемещения товаров  таможенные пошлины подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные), транзитные.

Основную часть таможенных пошлин практически во всех странах мира составляют импортные (ввозные) пошлины. Импортные пошлины устанавливаются на ввозимые в товары и предназначены для решения следующих задач:

— защиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной  иностранной конкуренции,  а также  обеспечение условий для эффективной  интеграции в мировую экономику;

— оптимизации соотношения между  экспортом и импортом с позиций  требований платежного и торгового  балансов  страны;

— пополнения доходной части бюджета.

Экспортные (вывозные) пошлины устанавливаются  на товары, произведенные на территории государства и вывозимые за его пределы. При применении экспортных пошлин в основном преследуются следующие цели:

— ограничение вывоза за пределы  страны товаров, необходимых для национальной экономики, для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности страны;

— сдерживание вывоза сырьевых товаров  и продуктов первичной обработки и стимулирование экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки;

— пополнение доходной части бюджета  страны.

В большинстве стран мира, особенно в экономически развитых странах, экспортные пошлины применяются значительно реже, нежели импортные.

Транзитные пошлины взимаются  с товаров, провозимых через территорию страны в другие страны (транзитом). Они могут устанавливаться для:

— регулирования (сдерживания) потоков  определенных групп товаров через  территорию страны;

— пополнения государственной казны.

Следует отметить, что в настоящее  время транзитные пошлины почти не используются в мире.

При всех национальных различиях таможенные тарифы имеют ряд общих черт, характеризующих  их экономическое значение и применение.

Во-первых, существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного  обложения пошлинами импорта. Чем  более развита экономика, тем, как  правило, ниже ставки тарифов. Это связано  с тем, что конкурентоспособность  продукции страны достаточно высока и нет необходимости, за редким исключением, защищать внутренний рынок от аналогичной  иностранной продукции высокими таможенными пошлинами. Например, в  Швеции и Швейцарии они в среднем  составляют 4 и 3 % соответственно, а  в Венгрии — 16%, Югославии — 11 %.

Во-вторых, структура таможенного  тарифа у основного большинства  стран построена по принципу эскалации, т. е. увеличения пошлин по мере роста  степени обработки товара. Сырье  обычно ввозится без пошлин либо облагается минимальными ставками, на полуфабрикаты устанавливаются средние по уровню пошлины, а на готовые изделия — наиболее высокие. Так, в США и Японии средний уровень таможенных пошлин на готовые изделия составляет 5-6 %, а на сырье — менее 1 %.

В-третьих, таможенные тарифы обычно имеют не одну, а несколько колонок  с различными ставками пошлин, предназначенных  для взимания с одного и того же товара, но поступающего из разных стран. Чаще всего встречаются тарифы с  двумя колонками пошлин: одна —  с более низкими пошлинами, предназначенными для обложения товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется договоренность о снижении таможенных тарифов, другая — со значительно более высокими пошлинами. В международной торговой практике существуют таможенные тарифы с тремя, четырьмя и большим числом колонок пошлин. Например, таможенный тариф Японии имеет четыре колонки — с автономными и конвенциональными пошлинами, а также с преференциальными — для развивающихся государств и с сезонными пошлинами.

Взимание таможенных пошлин в Республике Беларусь осуществляется по ставкам, установленным  Советом Министров РБ. Ставки таможенных пошлин применяются дифференцированно  в зависимости от страны происхождения  товара. Свод ставок таможенных пошлин содержится в Законе РБ "О таможенном тарифе". Так, в отношении товаров, ввозимых на территорию РБ и происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми у Республики Беларусь достигнут режим наибольшего  благоприятствования, применяется  ставки таможенных пошлин, установленные  таможенным тарифом (базовые ставки).

В отношении ввозимых товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся преференциальным режимом в РБ, применяются  ставки в размере 75% базовой ставки таможенной пошлины. Товары, ввозимые в РБ и происходящие из наименее развитых стран, пользующихся преференциальным режимом, а также из стран СНГ (Россия, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина) таможенной пошлиной не облагаются.

Товары, которые происходят из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми не предусмотрен режим  наибольшего благоприятствования  или страна происхождения не установлена, облагаются по ставкам, увеличенным  в 2 раза.

Перечень стран, к которым применяется  режим наибольшего благоприятствования  и преференциальный режим, устанавливается  Совмином РБ. Тарифные преференции  устанавливаются Президентом РБ.

В зависимости от способа исчисления ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:

— адвалорные (от латинского ad valorem— от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров;

— специфические — устанавливаются  в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Как правило, в российской практике специфические ставки устанавливаются в ЭКЮ;

- смешанные (комбинированные) —  когда для расчета размера таможенной пошлины используются и адвалорные, и специфические ставки.

Законом предусмотрены также сезонные и особые пошлины. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров могут устанавливаться  сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных таможенных  пошлин не может  превышать шести месяцев в году. Применение сезонных пошлин позволяет государству более эффективно регулировать импорт и экспорт таких товаров в определенное время года.

Для защиты внутреннего рынка и  отечественных производителей от импорта определенного товара используются особые виды пошлин, по которым предусмотрена особая процедура применения. В зависимости от цели применения особых пошлин они делятся на специальные пошлины; антидемпинговые пошлины; компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в  количествах и на условиях, наносящих  или угрожающих нанести ущерб  отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих  товаров; как ответная мера на дискриминационные  и иные действия, ущемляющие интересы государства, со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются  в случаях ввоза на таможенную территорию товаров по цене более  низкой, чем их нормальная стоимость  в стране вывоза в момент этого  ввоза, если такой ввоз наносит или  угрожает нанести материальный ущерб  отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране.

Компенсационные пошлины применяются  в случаях ввоза на таможенную территорию  товаров, при производстве или ввозе которых прямо или  косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным  производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране. Размер компенсационных пошлин определяется величиной субсидии.

 

Список литературы

  1. Турбан Г.В.: Внешнеэкономическая деятельность.- Мн.: Вышэйшая школа, 1999.- 211с.
  2. Филькевич: Внешнеэкономическая политика государства.- Гомель.- 2002.
  3. Гуринович Н. О таможенном тарифе Республики Беларусь//Директор.-2002.-№ 8.
  4. Гуринович Н. Таможенный тариф РБ// Таможенный вестник.-2002.-№ 9.

 


Информация о работе Таможенный тариф и таможенная пошлина