Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:13, дипломная работа
Таможенный контроль стал развиваться в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере, товаро- и пассажирообмена, расширения внешнеэкономических связей России. В связи с этим возникла актуальная проблема организации таможенного контроля на местах. Раньше таможенный контроль осуществлялся на таможенной границе, но с выходом производителей на внешний рынок, возникла необходимость перенести основную работу по контролю и досмотру грузов на внутренние таможни.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава I. Органы таможенного контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§1. Понятие таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§2. Правовой статус органов таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . 8
Глава II Формы таможенного контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
§1. Проверка документов и сведений, необходимых для
таможенных целей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
§2. Таможенный досмотр и его разновидности: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1 Таможенный досмотр товаров и транспортных средств . . . . . 15
2.2 Личный досмотр как исключительная форма
таможенного досмотра. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.3. Повторный таможенный досмотр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
§3. Учёт товаров и транспортных средств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
§4. Устный опрос должностных и физических лиц. . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
§5. Проверка системы учёта и отчётности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
§6. Осмотр территорий и помещений, складов временного
хранения, таможенных складов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
§7. Иные формы таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Глава III Документы и сведения, необходимые для таможенного
контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
§1. Документы, применяемые в качестве таможенных
деклараций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
§2. Сведения, указываемые в таможенных декларациях. . . . . . . . . . . . . 33
§3. Сертификат и иные разрешительные документы
государственных органов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Глава IV Ответственность за нарушения правил таможенного
контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
§1. Уголовная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
§2. Административная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
§3. Гражданско-правовая ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
§4. Дисциплинарная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Субъектами ответственности за нарушение таможенных правил могут быть:
Особенностью в таможенном законодательстве является возможность привлечь к ответственности одновременно и юридическое и физическое лицо.
Так, в соответствии с частью 7 статьи 231 Таможенного Кодекса РФ привлечение к ответственности предприятий, учреждений и организаций, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не освобождает от ответственности из должностных лиц и иных работников за совершение ими нарушения таможенных правил. Особенность заключается и в том, что при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду и совершение иных преступлений, дознание по которым отнесено к компетенции таможенных органов, должностных лиц и иных работников не освобождает предприятия, учреждения и организации, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, от ответственности за нарушение таможенных правил.
Если не рассмотреть эти требования, это может привести к необоснованному привлечению к ответственности, освобождение от неё, либо к неправильной юридической оценке нарушения.
При установлении факта совершения нарушения таможенных правил юридическими лицами с одновременным выявления таможенным органом конкретного должностного лица или работника этого лица, который не выполнил требования, действующего в таможенном деле, и в результате этого было совершено нарушение таможенных правил юридическим лицом, вопрос об ответственности должен решаться с учётом требований части 6 и 7 статьи 231 Таможенного Кодекса РФ.
В части 6 статьи 231 Таможенного Кодекса РФ сказано “Физические лица и должностные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если они совершили противоправное действие или бездействие умышленно или по халатности”.
По статье 288 Таможенного Кодекса РФ, должностное лицо или иной работник юридического лица, а равно физическое лицо, выполняющее для него по договору работу, могут быть привлечены к ответственности только в том случае, если к ответственности привлечено и само юридическое лицо.
Единственным обстоятельством при котором не привлекается к ответственности юридическое лицо, если нарушение произошло в следствии непреодолимой силы, то есть при событиях таких как стихийное бедствие или военные события.
Новым также является положение об ответственности за нарушения таможенных правил военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Они несут ответственность на общих основаниях.
Ответственность за нарушения таможенных правил наступает в соответствии с законодательными актами, действующими на момент совершения правонарушения, но в таможенном законодательстве применили принцип невозможности поворота к худшему, т.е. акты, устанавливающие или усиливающие ответственность обратной силы не имеет. Применение обратной силы закона основывается на конституционном положении, закреплённом в части 2 статьи 54 Конституции РФ: “Никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент его совершения не признавались правонарушением”.
При привлечении к ответственности за нарушение таможенных правил, учитываются обстоятельства, смягчающие ответственность, либо отягчающие её. Смягчающими обстоятельствами являются активное способствование разрешению дела совершения правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, а также совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной имеющей ребёнка до одного года, совершение преступления вследствии стечения тяжёлых личных или семейных обстоятельств, либо добровольное устранение вредных последствий правонарушения.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность за нарушение таможенных правил, являются:
Статья 238 Таможенного кодекса предусматривает наложение взыскания за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгого наказания более строгим. Таким образом, таможенным законом определены более серьёзные последствия для лиц, нарушающих таможенные правила.
В то же время, не исключена возможность к лицам, например, впервые совершившим нарушения, незначительные по своему характеру при наличии смягчающих обстоятельств применить менее строгое взыскание, чем это предусмотрено санкцией статьи. Кроме того, при малозначительности совершённого нарушения возможно освобождение от ответственности, ограничившись устным замечанием. Закон не раскрывает понятия малозначительное нарушение. Освобождение от ответственности при таких обстоятельствах является правом, а не обязанностью таможенного органа.
За нарушение таможенных правил налагаются следующие виды взысканий:
Из перечисленных видов взысканий наиболее мягким является предупреждение. Эта мера в большей степени носит воспитательный характер, применяется, как правило, к лицам, виновным в совершении незначительных правонарушений либо совершившими нарушение впервые или по неосторожности. Предупреждение выносится в письменной форме. Взыскание налагается, как правило, на месте обнаружения нарушения (ст. 249 ТК РФ).
Наиболее распространённой мерой взыскания является штраф. Это имущественная мера, денежное взыскание.
В соответствии со ст. 243 ТК РФ штраф устанавливается применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, под которым понимается установленная законом минимальная месячная оплата труда на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить, - на день обнаружения правонарушения.
При наложении штрафа, исчисляемого исходя из стоимости товара и транспортных средств, под стоимостью понимается их свободная (розничная) цена на день обнаружения правонарушения.
Законом предоставляется возможность варьировать принцип определения размера штрафа. В случае нарушения срока представления таможенной декларации, например, виновный может быть оштрафован в размере до десятикратного установленного размера минимальной месячной оплаты труда (ст. 256 ТК РФ).
При неправомерных операциях с товарами и транспортными средствами, помещёнными под определённый таможенный режим, применяется иной принцип определения размера штрафа - процентный. За любое нарушение предусмотрен штраф в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения (ст. 276 ТК РФ). Штраф может быть применён как к физическим, так и юридическим лицам.
Отзыв лицензии или квалификационного аттестата применяется как дополнительное взыскание к владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения, а также к таможенным брокерам, таможенным перевозчикам и специалистам по таможенному оформлению в случае нарушения ими таможенных правил, если нарушения совершены в связи с осуществлением этими лицами деятельности, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом. Этот вид взыскания характерен только для таможенного законодательства.
Конфискация как вид взыскания обращена только на те предметы, которые тем или иным образом были связаны с возможностью нарушения таможенных правил.
Взыскание стоимости товаров и транспортных средств является новым видом административного взыскания, впервые введённым Таможенным кодексом, и заключается в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену, в двух случаях: во-первых, в отношении товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; во-вторых, в отношении товаров и транспортных средств, которые использовались для перемещения через таможенную границу с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения, т.е. определяли способ совершения правонарушения.
Этот вид взыскания применяется как дополнительный. Однако в ст. 276 ТК РФ (перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля) взыскание стоимости товаров и транспортных средств, бывших непосредственными объектами правонарушения, является самостоятельным видом взыскания наряду со штрафом.
Законом установлены сроки наложения взыскания ща нарушения таможенных правил.
Предупреждение, штраф, отзыв лицензии или квалификационного аттестата могут быть наложены на физических или должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения.
Для юридических лиц установлены иные сроки - взыскание должно быть наложено не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения.
Другие виды взыскания - оба вида конфискации товаров и транспортных средств или взыскание их стоимости - налагается независимо от времени совершения или обнаружения нарушения и независимо от того, являются они основными или дополнительными взысканиями. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но если имеются основания для привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил, срок наложения взыскания исчисляется с момента получения таможенным органом решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
§3. Гражданско-правовая ответственность.
Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Результатом её наступления будет возмещение вреда в формах предусмотренных санкциями гражданского права1.
Гражданская правовая ответственность наступает тогда, когда должностным лицом таможенного органа при проведении таможенного контроля может быть причинён непоправимый вред лицам, их товарам и транспортным средствам.
Этот вред, который причинён им мог быть причинён должностным лицом таможенного органа, должен рассматриваться в гражданско-правовом аспекте, на основании Гражданского кодекса РФ. Статья 1069 ГК РФ предусматривает ответственность за вред, причинённый органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. В ней говорится, что вред, причинённый гражданину в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
§4. Дисциплинарная ответственность.
Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя1 . Она является одним из видов ответственности по таможенному праву. По своей природе и характеру она является административно-правовой, но одновременно регламентируется нормами таможенного права.
В статье 456 Таможенного кодекса сказано: “За неправомерные действия, решения или бездействия, работники таможенных органов несут дисциплинарную ответственность, в соответствии с законодательством РФ”.
За нарушение трудовой дисциплины к работникам применяются следующие дисциплинарные взыскания:
Рассмотренная юридическая ответственность, является важной мерой защиты и обеспечения соблюдения правил перемещения через таможенную границу РФ всеми лицами, участвующими в сфере таможенного дела, а также должностными лицами таможенного органа, выполняющими свои функциональные обязанности. Эта ответственность является одной из гарантий стабильности в сфере таможенного дела.