Таможенный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:13, дипломная работа

Краткое описание

Таможенный контроль стал развиваться в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере, товаро- и пассажирообмена, расширения внешнеэкономических связей России. В связи с этим возникла актуальная проблема организации таможенного контроля на местах. Раньше таможенный контроль осуществлялся на таможенной границе, но с выходом производителей на внешний рынок, возникла необходимость перенести основную работу по контролю и досмотру грузов на внутренние таможни.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава I. Органы таможенного контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§1. Понятие таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§2. Правовой статус органов таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . 8
Глава II Формы таможенного контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
§1. Проверка документов и сведений, необходимых для
таможенных целей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
§2. Таможенный досмотр и его разновидности: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1 Таможенный досмотр товаров и транспортных средств . . . . . 15
2.2 Личный досмотр как исключительная форма
таможенного досмотра. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.3. Повторный таможенный досмотр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
§3. Учёт товаров и транспортных средств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
§4. Устный опрос должностных и физических лиц. . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
§5. Проверка системы учёта и отчётности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
§6. Осмотр территорий и помещений, складов временного
хранения, таможенных складов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
§7. Иные формы таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Глава III Документы и сведения, необходимые для таможенного
контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
§1. Документы, применяемые в качестве таможенных
деклараций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
§2. Сведения, указываемые в таможенных декларациях. . . . . . . . . . . . . 33
§3. Сертификат и иные разрешительные документы
государственных органов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Глава IV Ответственность за нарушения правил таможенного
контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
§1. Уголовная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
§2. Административная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
§3. Гражданско-правовая ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
§4. Дисциплинарная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66

Файлы: 1 файл

таможенный контроль.rtf

— 936.75 Кб (Скачать)

         Предметом контрабанды могут быть культурные ценности,  в отношении которых действуют специальные правила.  Порядок их перемещения  через  таможенную границу  определён Федеральным Законом РФ от 15.04.93 года “О ввозе и вывозе культурных ценностей”1 .  Под действие этого закона попадают  исторические ценности, предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок художественные ценности. В том числе картины, скульптуры, художественные композиции,   гравюры,  произведения  декоративно-прикладного  искусства, изделия традиционных народных художественных промыслов, редкие рукописи, архивы, включая фото-, кино-, видеоархивы.

         Рассмотрим вопрос, является ли контрабандой провоз или попытка про- воза через таможенную границу иностранной валюты,  если она не декларирована или в декларации указана сумма меньшая, чем вывозимая.

Из диспозиции статьи 188 части 1 УК РФ следует,  что вывоз иностранной валюты данным способом не является преступлением при условии,  что  провоз валюты осуществляется не в крупном размере .

         Контрабанда относится к так называемым формальным  преступлениям, закон считает  такие преступления оконченными после совершения опасного деяния (бездействия),  независимо от наступления последствий.  Состав контрабанды налицо после совершения перемещения товаров через таможенную границу.  В остальных случаях имеет место покушение на контрабанду. Статья 18 Таможенного Кодекса связывает  момент  окончания  преступления с тем,  ввозятся товары на таможенную территорию или вывозятся с неё.  При ввозе товаров на таможенную территорию с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ, происходит фактическое пересечение таможенной границы,  и,  следовательно, контрабанда с этого момента считается оконченной.  При вывозе с таможенной территории РФ и при ввозе  товаров с  остальной  части  таможенной  территории РФ на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады перемещение через таможенную  границу совпадает с  подачей  таможенной  декларации  или совершением иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения,  соответственно вывезти, либо ввезти товары.  Например,  если лицо, намереваясь вывезти за рубеж валюту в крупном размере,  при заполнении таможенной декларации не  указал  её или указано  неверно  и  это  было  выявлено при таможенном досмотре,  налицо окончательный состав контрабанды.

         Предметом контрабанды  часто  являются наркотики.  Необходимо более внимательно рассмотреть этот вопрос.  Статья 288 часть 5 УК РФ  устанавливает уголовную ответственность за нарушения правил перевозки, пересылки, ввозе, вывозе наркотических средств  или  психотропных  веществ.  Часто  перечисленные действия образуют  самостоятельный  состав преступления.  Чтобы избежать различных подходов к квалификации таких действий,  если они связаны с  пересечением таможенной границы.  Пленум Верховного Суда РФ,  в одном из постановлений указал,  что незаконное перемещение наркотических средств, сильнодействующих и  ядовитых  веществ через таможенную территорию Российской Федерации, подлежит дополнительной квалификации по статье,  предусматривающей  ответственность за контрабанду.

При контрабандной перевозке наркотиков,  сильнодействующих и  ядовитых веществ,  точно  также как и других веществ и предметов,  изъятых из гражданского оборота,  их стоимость не имеет значения при квалификации преступления, но  весьма  важно  при  определении  общественной  опасности  конкретного преступления и для индивидуализации наказания.  Определяя их  стоимость,  суд исходит не только из количества, но и свойств наркотических средств по степени их воздействия на организм.

Перевозка или пересылка контрабандным способом природных драгоценных камней и жемчуга,  боеприпасов и взрывчатых веществ и устройств квалифицируется по  совокупности преступлений,  если в действиях лица имеется состав преступления, предусмотрено статьями 191, 220, 222, 234 УК РФ. 

Имеются примеры,  когда  отъезжающих за границу просят передать посылку для родственников или друзей, проживающих в странах, куда отправляются отбывающие из  России.  О том,  что находится в посылке,  сообщается устно,  но фактически, до момента таможенного контроля,  её  содержание  остаётся  неизвестным. Не  исключено,  что  в посылке находятся предметы,  изъятые из гражданского оборота,  или требующего специального разрешения на ввоз  или  подлежащие обязательному  декларированию.  В таких случаях возбуждается уголовное дело, проводится расследование,  задачей которого установить, был ли умысел на незаконный провоз  таких  предметов без должного оформления.  Если умысел не установлен, нет основания для привлечения к уголовной ответственности.

Повышенную опасность  представляет  контрабанда,  совершённая  неоднократно, либо должностными лицами,  либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Если совершение “простой” контрабанды наказывается лишением  свободы на срок до пяти лет, контрабанда предметов и вещей, изъятых из гражданского оборота предусматривает лишение свободы на срок от трёх до семи лет с конфискацией имущества или без неё,  то в случае контрабанды,  совершённой неоднократно или должностным  лицом,  санкция  существенно  повышена.  Виновный может быть осуждён к лишению свободы на срок от пяти до десяти лет. Возможно применение конфискации имущества.

         Наиболее опасной  является  контрабанда,  совершаемая  организованной группой.

         Преступление признаётся  совершённым  организованной  группой,  если оно совершено устойчивой группой лиц,  заранее объединившихся для  совершения одного или нескольких преступлений,  часть 45,  статья 35 УК РФ.  Лица, объединившиеся в организованную группу,  совершают наиболее  дерзкие  преступления, контрабанду наркотиков,  антиквариата.  Организованный  характер  приобретает контрабанда культурных ценностей с привлечением криминальных структур международного масштаба.

Следующим преступлением, которое можно отнести к сфере таможенного контроля,  относится незаконный экспорт технологий,  научно-технической информации и услуг,  которые могут быть использованы при создании оружия  массового поражения,  средств его доставки,  вооружения и военной техники, и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль. Ответственность за эти преступления предусмотрена статьёй 189 УК РФ. Виновный в его совершении может быть оштрафован в размере от 700  до  1000  минимальных  размеров оплаты труда,  либо  может быть осуждён к лишению свободы на срок от трёх до семи лет.  Установление уголовной ответственности за указанное выше  действия обусловлены международными  обязательствами  нашей страны по нераспространению оружия массового поражения. Обязательным признаком этого преступления является нарушение требований специального экспортного контроля.

Преступление признаётся оконченным с момента фактического  перемещения через границу технологий, научно-технической информации, либо с момента оказания услуг,  которые могут быть использованы при создании оружия  массового поражения, вооружения  и  военной  техники.  Определённые  требования предъявляются к лицу,  которое может быть привлечено к уголовной  ответственности. Это  может  быть  только  то  должностное лицо - руководитель государственного предприятия,   организации,   либо   руководитель   негосударственного предприятия, организации,   которые  на  основе  лицензии  осуществляют  военно-техническое сотрудничество с иностранными партнёрами.

 

 

§2. Административная ответственность.

 

         Административная ответственность выражается в применении органами исполнительной власти,  в нашем случае таможенными органами,  мер административного воздействия к виновным лицам1

Таможенные правонарушения  относятся  к  административным правонарушениям. До принятия Таможенного Кодекса РФ  рассматривались  по  правилам, установленным Кодексом  РСФСР  об административных правонарушениях (КоАП) . Этим же Кодексом определялись составы нарушений таможенных  правил.  Таможенный Кодекс РФ значительно расширил перечень составов нарушений таможенных правил,  определил процедуру их рассмотрения и заложил  основы  таможенно-правовой ответственности,  которые  включают положение различных отраслей права, но в тоже время существенно от них отличаются.

         Статья 230  ТК  РФ раскрывает понятие нарушений таможенных правил. Таковыми признаются действия или бездействия  лица,  посягающие  на  установленный законодательством порядок перемещения,  таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств,  перемещаемых  через  таможенную границу РФ, на порядок обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими,  за  которые  Кодексом предусмотрена ответственность.

         Таким образом из понятия следуют четыре основные группы  нарушений таможенных правил:

  1. нарушения,  связанные с  порядком  перемещения  через  таможенную границу товаров и транспортных средств;
  2. нарушения,  связанные с порядком таможенного контроля и таможенного оформления;
  3. нарушена,  связанные с обложениями таможенными платежами  и  их уплатой;
  4. нарушения,  связанные с предоставлением таможенных льгот и  пользованием ими, за которые Кодексом предусмотрена ответственность.

Нарушения таможенных правил включает сорок  составов  правонарушений. Рассмотрение их и наложение взысканий осуществляют таможенные органы.

Рассмотрим нарушения таможенных правил,  связанные с  таможенным контролем. К ним относятся

  • нарушения режима зоны таможенного контроля (ст.249 ТК РФ):
  • выдача без разрешения таможенного органа, утрата или недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств и документов на них (ст. 254 ТК РФ);
  • перемещение товаров и транспортных средств через таможенную  границу РФ помимо таможенного контроля (ст. 276 ТК РФ).

         Кратко охарактеризуем указанные составы.  Ответственность  за нарушение режима таможенного контроля введена одновременно с понятием зоны таможенного контроля.  С созданием таких зон только с разрешения  таможенных органов и  под  их  контролем возможно осуществление производственной и иной коммерческой деятельности,  перемещение через границу зон таможенного  контроля и  в  их пределах товаров и транспортных средств,  а также лиц,  не являющихся сотрудниками таможенного органа (ст. 249 ТК РФ).

Неправомерными признаются перечисленные в ст.  254 ТК РФ три  вида  деятельности по распоряжению товарами и транспортными средствами,  находящимися под таможенным  контролем, это: выдача, утрата или недоставление.

         Указанные виды деятельности признаются неправомерными в том  случае,  если  они  предприняты  в  отношении  товаров  и  транспортных средств, находящихся  под  таможенным  контролем,  а также в отношении таможенных и иных документов на такие товары и транспортные средства.

Правонарушение, предусмотренное ст.  276 ТК РФ, представляет один из наиболее опасных  видов  посягательств в сфере таможенного дела и заключается в перемещении товаров и транспортных средств через  таможенную  границу  РФ, помимо таможенного  контроля,  т.е.  вне  определённых  таможенными органами мест или вне установленного  времени  производства  таможенного  оформления, при отсутствии  признаков  контрабанды,  если  стоимость  товара не превышает двухсот минимальных размеров  оплаты  труда.  Рассмотренные  правонарушения, связанные с  таможенным  контролем,  при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ,  следующая значительная группа правонарушений препятствует осуществлению таможенного контроля.

         Такими являются:

  • отправление  транспортного средства без разрешения таможенного органа РФ (ст. 256 ТК РФ);
  • причаливание к судну и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем (ст. 257 ТК РФ);
  • воспрепятствование  доступу  должностного  лица таможенного органа РФ на территорию и в помещения для проведения таможенного контроля (ст.  264 ТК РФ);
  • непредставление таможенному органу РФ отчётности и несоблюдения порядка ведения учёта (ст. 265 ТК РФ);
  • сокрытие от таможенного контроля товаров,  перемещаемых через  таможенную границу РФ (ст. 277 ТК РФ);
  • перемещение товаров и транспортных средств через таможенную  границу РФ с обманным использованием документов или средств идентификации (ст. 278 ТК РФ);
  • невыполнение должностными  и иными лицами требований,  действующих в таможенном деле.

         Приведённый перечень статей очень многообразен.  Таможенные правила нарушаются при отправлении транспорта с места стоянки,  находящегося под  таможенным контролем,  но до его проведения;  при причаливании к судам, находящимся под таким контролем,  при воспрепятствовании должностным  лицам  досматривать грузы.

Между тем,  в помещении или на территории, которые намереваются осмотреть сотрудники таможни, могут находиться грузы, подлежащие таможенному контролю, документы,  необходимые для его проведения, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможню.

Обязательному учёту подлежат товары, находящиеся под таможенным контролем. Учёт ведётся в определённых формах, установленных таможенным комитетом. Проверка системы учёта и отчётности - необходимое условие проведения таможенного контроля.

Сокрытие от таможенного контроля является одним из способов контрабандного провоза товаров. Однако, если их стоимость не превышает двухсот минимальных размеров оплаты труда, состав контрабанды отсутствует, лицо привлекается к ответственности по нормам таможенного законодательства, позволяющего определить взыскание в виде штрафа от ста до трёхсот процентов стоимости товаров с конфискацией, либо взыскание их стоимости. Указанное правонарушение, а также перемещение грузов с обманным использованием документов или средств идентификации, имеют достаточно широкое распространение и представляет повышенную общественную опасность.

При ввозе товаров по документам, содержащим недостоверные сведения о них, несёт ответственность лицо, перемещающее товары, при этом конфискация применяется только к товарам, сокрытым от таможенного контроля.

Информация о работе Таможенный контроль