Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:46, курсовая работа
В соответствии с пунктом 15 статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление представляет собой установленный порядок помещения товаров и транспортных средств под избранный таможенный режим и завершения этого режима. Рассматривая установленный порядок, как совокупность мероприятий, направленный на достижение определенного результата, таможенное оформление можно представить в ином более развернутом виде, как совокупность последовательно осуществляемых мероприятий, направленных на обеспечение перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
1. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств
Основные термины и определения.
Таможенная территория Российской Федерации – сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.
Таможенные органы Российской Федерации – это органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело в Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят:
Государственный таможенный комитет Российской Федерации;
Региональные таможенные управления Российской Федерации;
Таможни Российской Федерации;
Таможенные посты.
Товары – любое движение имущества, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, и иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.
Российские товары – это товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в свободное обращение на территории Российской Федерации.
Иностранные товары – товары, не являющиеся российскими.
Перемещение через таможенную границу Российской Федерации – совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач.
Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью [57], созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Физические лица – граждане [57] Российской Федерации, иностранные граждане [57] и лица без гражданства [57].
Лица, перемещающие товары – лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения с товарами действий от собственного имени.
Декларант – лицо, перемещающее товары, таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени, таможенному органу Российской Федерации.
Перевозчик – лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства.
Таможенный режим – совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей.
Выпуск – передача таможенными органами Российской Федерации товаров и транспортных средств после их таможенного оформления в полное распоряжение лица.
Российские лица – предприятия,
учреждения и организации с местом
нахождения в Российской Федерации,
созданные в соответствии с законодательством
Российской Федерации; лица, занимающиеся
предпринимательской
Индивидуальные
Внешнеторговая деятельность
– "предпринимательская
Таможенная граница –
"условная линия, ограничивающая таможенную
территорию Российской Федерации: "Таможенная
граница – граница таможенной
территории Российской Федерации",
очерчивающая пространственные пределы
действия таможенного законодательства
Российского государства и
Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу Российской Федерации как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Для понимания сущности и механизмов таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу, важно учитывать значения основных терминов и понятий, связанных с этими процессами.
Принципы перемещения
товаров и транспортных
Основные принципы выделены
законодателем в отдельные
Рассмотрим их:
1. Принципы права на
ввоз и вывоз из Российской
Федерации товаров и
2. Следующим принципом,
на мой взгляд, следует отметить
принцип обязательности
Так статья 22 Таможенного Кодекса Российской Федерации определяет, что перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации производится в соответствии с их таможенными режимами.1 В настоящее время существуют 18 разновидностей таможенных режимов. Следовательно, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров и транспортных средств либо вывозе за ее пределы, необходимо выбирать (заявлять) наиболее подходящий режим в зависимости от цели перемещения. Заявление избранного режима является одним из обязательных условий перемещения, поскольку именно положения таможенного режима указывают на особенность таможенного оформления, контроля и уплату таможенных платежей.
Принцип изменения режима закреплен статьей 25 Таможенного Кодекса Российской Федерации: "Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств". Таким образом, выбор режима, равно как и его последующее изменение, находится в зависимости от волеизъявления лица, перемещающего товары и транспортные средства. Однако и здесь на выбор режима влияют особенности последнего. Так, например, российская организация ввезла на таможенную территорию Российской Федерации оборудование, поместив его под режим выпуска для свободного обращения.1 Спустя несколько месяцев у этой организации возникла потребность в вывозе данного оборудования, которое так и не удалось использовать в производственном процессе. Можно ли в такой ситуации изменить ранее примененный режим выпуска для свободного обращения на режим реэкспорта,2 тем более что при реэкспорте ввозные таможенные платежи могут быть возвращены (часть 1 статьи 10 Таможенного Кодекса Российской Федерации). В этом случае изменить режим уже не удастся ввиду того, что условия реэкспорта предусматривают вывоз специально предназначенных для этого иностранных товаров (статья 100 Таможенного Кодекса Российской Федерации), к которым товар, выпущенный в свободное обращение, не относится (пункт 2 статьи 18 Таможенного Кодекса Российской Федерации). Важно еще раз отметить, что реализация принципа свободы выбора либо изменения режима зависит одновременно от волеизъявления лица, так и от особенности режима.
Рассмотренные выше принципы перемещения имеют отношение в основном к диапозитивным началам. Одновременно с этим в сочетании с диапозитивностью, основы перемещения товаров содержат и императивные (обязательные) принципы, достаточно жестко устанавливающие, что:
а) перемещаемые товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и контролю (статья 26 Таможенного Кодекса Российской Федерации).
б) пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации, и во время их работы. Иное возможно только по согласованию с таможенными органами (статья 27 Таможенного Кодекса Российской Федерации).
в) никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено (статья 28 Таможенного Кодекса Российской Федерации).
г) пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляется в соответствии с их таможенными режимами (статья 28 Таможенного Кодекса Российской Федерации).
Подводя итог, на мой взгляд, необходимо отметить, что Таможенный Кодекс Российской Федерации достаточно четко определяет диапозитивность перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, получившую закрепление в таких признаках как: по кругу лиц; свободе выбора таможенного режима; количества перемещаемых товаров и транспортных средств, частоты перемещения.
Но вместе с тем над принципами диапозитивного характера все – таки преобладают принципы императивного характера, такие как: запрещения ввоза (вывоза) товаров и транспортных средств; ограничение на ввоз (вывоз) товаров и транспортных средств; соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств; обязательного выбора таможенного режима; обязательности таможенного оформления места и времени пересечения таможенной границы России, пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами.
2. Структура таможенного
оформления при перемещении
Российской Федерации
2.1. Общие положения таможенного оформления
В соответствии с пунктом
15 статьи 18 Таможенного кодекса Российской
Федерации таможенное оформление представляет
собой установленный порядок
помещения товаров и
Рассматривая установленный порядок, как совокупность мероприятий, направленный на достижение определенного результата, таможенное оформление можно представить в ином более развернутом виде, как совокупность последовательно осуществляемых мероприятий, направленных на обеспечение перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
При этом совокупность мероприятий представляет собой:
- во-первых: действия лиц,
перемещающих товары и
- во-вторых: адекватные действия
таможенных органов по приему
уведомлений (о перемещении), проверке
документов и сведений, необходимых
для таможенных целей,