Таможенное оформление

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с пунктом 15 статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление представляет собой установленный порядок помещения товаров и транспортных средств под избранный таможенный режим и завершения этого режима. Рассматривая установленный порядок, как совокупность мероприятий, направленный на достижение определенного результата, таможенное оформление можно представить в ином более развернутом виде, как совокупность последовательно осуществляемых мероприятий, направленных на обеспечение перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.47 Кб (Скачать)

1. Перемещение через таможенную  границу Российской Федерации  товаров и транспортных средств

 

 Основные термины и  определения.

 

Таможенная территория Российской Федерации – сухопутная территория Российской Федерации, территориальные  и внутренние воды и воздушное  пространство над ними.

Таможенные органы Российской Федерации – это органы, непосредственно  осуществляющие таможенное дело в Российской Федерации, являющиеся правоохранительными  органами и составляющие единую систему, в которую входят:

Государственный таможенный комитет Российской Федерации;

Региональные таможенные управления Российской Федерации;

Таможни Российской Федерации;

Таможенные посты.

Товары – любое движение имущества, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, и  иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных  перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Российские товары – это  товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в свободное  обращение на территории Российской Федерации.

Иностранные товары – товары, не являющиеся российскими.

Перемещение через таможенную границу Российской Федерации –  совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или  вывозу с этой территории товаров  или транспортных средств любым  способом, включая пересылку в  международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного  транспорта и линий электропередач.

Организации – юридические  лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные  юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью [57], созданные в соответствии с законодательством  иностранных государств, международные  организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Физические лица – граждане [57] Российской Федерации, иностранные  граждане [57] и лица без гражданства [57].

Лица, перемещающие товары –  лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном  в соответствии с законодательством  Российской Федерации для совершения с товарами действий от собственного имени.

Декларант – лицо, перемещающее товары, таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие  товары и транспортные средства от собственного имени, таможенному органу Российской Федерации.

Перевозчик – лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование  транспортного средства.

Таможенный режим –  совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу  Российской Федерации, для таможенных целей.

Выпуск – передача таможенными  органами Российской Федерации товаров  и транспортных средств после  их таможенного оформления в полное распоряжение лица.

Российские лица – предприятия, учреждения и организации с местом нахождения в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством  Российской Федерации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели  – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировался в  качестве индивидуальных предпринимателей в нарушении гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них  Кодексом [5], не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными  предпринимателями.

Внешнеторговая деятельность – "предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными  правами на них (интеллектуальная собственность)" [7].

Таможенная граница – "условная линия, ограничивающая таможенную территорию Российской Федерации: "Таможенная граница – граница таможенной территории Российской Федерации", очерчивающая пространственные пределы  действия таможенного законодательства Российского государства и разделяющая  таможенные территории сопредельных стран".

Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего внешняя торговля связаны с перемещением через  таможенную границу Российской Федерации  как юридическими, так и физическими  лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Для понимания сущности и механизмов таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу, важно учитывать значения основных терминов и понятий, связанных с этими процессами.

 Принципы перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Российской  Федерации

 

Основные принципы выделены законодателем в отдельные статьи таможенного кодекса Российской Федерации (глава 3 Таможенного Кодекса  Российской Федерации "Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств").

Рассмотрим их:

1. Принципы права на  ввоз и вывоз из Российской  Федерации товаров и транспортных  средств. Право на перемещение  товаров и транспортных средств  через таможенную границу предоставляется  всем лицам и на равных условиях, в том числе при осуществлении  внешнеэкономической деятельности [7], но только в соответствии  с требованиями таможенного законодательства. Это означает, что существующие  запреты и ограничения (статья 20, 21 Таможенного кодекса Российской  Федерации) устанавливаются или  могут устанавливаться исходя  из интересов Российской Федерации  и на основании актов законодательства  Российской Федерации и международных  договоров Российской Федерации.  Причем вводимые запреты и  ограничения распространяются равным  образом на всех лиц, перемещающих  товары и транспортные средства. Так, например, если несколько организаций пожелают вывозить товары, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования,1 то они обязаны получить необходимые разрешительные документы. Положим, одна из этих организаций получила необходимые документы, а другая нет. Это вовсе не означает, что принцип, указанный в статье 19 Таможенного кодекса действует избирательно. Просто, для вывоза отдельных категорий товаров существуют дополнительные требования, соблюдение которых распространяется на всех лиц и на равных основаниях. Что касается лиц, перемещающих товары и транспортные средства, то, на мой взгляд, целесообразно их подвергнуть дальнейшему делению на участников внешнеэкономической деятельности и физических лиц, перемещающих товары не для предпринимательской деятельности. Необходимость такой детализации основана на том, что специальный статус участника обусловлен, как правило, целями, количеством и стоимостью перемещаемых товаров и транспортных средств.

2. Следующим принципом,  на мой взгляд, следует отметить  принцип обязательности таможенного  режима.

Так статья 22 Таможенного  Кодекса Российской Федерации определяет, что перемещение товаров и  транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации производится в соответствии с их таможенными  режимами.1 В настоящее время существуют 18 разновидностей таможенных режимов. Следовательно, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров и транспортных средств либо вывозе за ее пределы, необходимо выбирать (заявлять) наиболее подходящий режим в зависимости от цели перемещения. Заявление избранного режима является одним из обязательных условий перемещения, поскольку именно положения таможенного режима указывают на особенность таможенного оформления, контроля и уплату таможенных платежей.

Принцип изменения режима закреплен статьей 25 Таможенного  Кодекса Российской Федерации: "Лицо вправе в любое время выбрать  любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств". Таким образом, выбор режима, равно как и его последующее изменение, находится в зависимости от волеизъявления лица, перемещающего товары и транспортные средства. Однако и здесь на выбор режима влияют особенности последнего. Так, например, российская организация ввезла на таможенную территорию Российской Федерации оборудование, поместив его под режим выпуска для свободного обращения.1 Спустя несколько месяцев у этой организации возникла потребность в вывозе данного оборудования, которое так и не удалось использовать в производственном процессе. Можно ли в такой ситуации изменить ранее примененный режим выпуска для свободного обращения на режим реэкспорта,2 тем более что при реэкспорте ввозные таможенные платежи могут быть возвращены (часть 1 статьи 10 Таможенного Кодекса Российской Федерации). В этом случае изменить режим уже не удастся ввиду того, что условия реэкспорта предусматривают вывоз специально предназначенных для этого иностранных товаров (статья 100 Таможенного Кодекса Российской Федерации), к которым товар, выпущенный в свободное обращение, не относится (пункт 2 статьи 18 Таможенного Кодекса Российской Федерации). Важно еще раз отметить, что реализация принципа свободы выбора либо изменения режима зависит одновременно от волеизъявления лица, так и от особенности режима.

Рассмотренные выше принципы перемещения имеют отношение  в основном к диапозитивным началам. Одновременно с этим в сочетании  с диапозитивностью, основы перемещения товаров содержат и императивные (обязательные) принципы, достаточно жестко устанавливающие, что:

а) перемещаемые товары и  транспортные средства подлежат таможенному  оформлению и контролю (статья 26 Таможенного  Кодекса Российской Федерации).

б) пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации допускается  в местах, определяемых таможенными  органами Российской Федерации, и во время их работы. Иное возможно только по согласованию с таможенными органами (статья 27 Таможенного Кодекса Российской Федерации).

в) никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными  средствами, в отношении которых  таможенное оформление не завершено (статья 28 Таможенного Кодекса Российской Федерации).

г) пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляется в соответствии с их таможенными  режимами (статья 28 Таможенного Кодекса  Российской Федерации).

Подводя итог, на мой взгляд, необходимо отметить, что Таможенный Кодекс Российской Федерации достаточно четко определяет диапозитивность перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, получившую закрепление в таких признаках как: по кругу лиц; свободе выбора таможенного режима; количества перемещаемых товаров и транспортных средств, частоты перемещения.

Но вместе с тем над  принципами диапозитивного характера  все – таки преобладают принципы императивного характера, такие  как: запрещения ввоза (вывоза) товаров  и транспортных средств; ограничение  на ввоз (вывоз) товаров и транспортных средств; соблюдение порядка перемещения  товаров и транспортных средств; обязательного выбора таможенного  режима; обязательности таможенного  оформления места и времени пересечения  таможенной границы России, пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами.

 

 

 

 

 

 

2. Структура таможенного  оформления при перемещении товаров  и транспортных средств через  Таможенную границу 

Российской Федерации

 

2.1. Общие положения таможенного  оформления

 

В соответствии с пунктом 15 статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление представляет собой установленный порядок  помещения товаров и транспортных средств под избранный таможенный режим [5] и завершения этого режима.

Рассматривая установленный  порядок, как совокупность мероприятий, направленный на достижение определенного  результата, таможенное оформление можно  представить в ином более развернутом виде, как совокупность последовательно осуществляемых мероприятий, направленных на обеспечение перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

При этом совокупность мероприятий  представляет собой:

- во-первых: действия лиц,  перемещающих товары и транспортные  средства через таможенную границу  Российской Федерации по подаче  уведомлений [54] (о перемещении  товаров и транспортных средств), документов и сведений, необходимых  для таможенных целей [54], действия  по уплате таможенных платежей [54], а также фактическое представление  перемещаемых товаров и транспортных  средств для производства таможенного  досмотра [54].

- во-вторых: адекватные действия  таможенных органов по приему  уведомлений (о перемещении), проверке  документов и сведений, необходимых  для таможенных целей, взиманию  таможенных платежей, досмотру товаров  и транспортных средств, а также  действия по принятию решения  о допустимости применения заявленного  таможенного режима, включая документальное  отражение принятого решения. 

Информация о работе Таможенное оформление