Таможенное оформление 
и таможенный контроль 
Таможенный контроль 
за импортируемыми товарами начинается 
с момента пересечения товаров 
и транспортных средств, перемещаемых 
через границу России и заканчивается 
после их включения в хозяйственный 
оборот на территории страны. 
 Таможенный контроль 
обусловлен экономическими интересами, 
связанными с уплатой таможенных 
платежей и аванса по НДС, 
а так же призван обеспечивать 
безопасность страны, защищать внутреннего 
производителя, соблюдать выполнение 
международных обязательств и 
т.д.
 Перемещение товаров 
и транспортных средств через 
таможенную границу связывается 
с необходимостью совершения 
ряда действий со стороны заинтересованных 
лиц и таможенных органов в 
отношении товаров и транспортных 
средств, которые ввозятся на 
таможенную территорию или вывозятся 
с этой территории. Обязанность 
выполнения таких действий обусловлена 
особым правовым статусом товаров 
и транспортных средств, перемещаемых 
через таможенную границу, что 
вызывает соблюдение запретов 
и ограничений на ввоз и 
вывоз, определение цели перемещения 
товаров и транспортных средств, 
уплату таможенных пошлин, налогов 
и т.д. Таможенное оформление 
и таможенный контроль регулируется 
Таможенным кодексом РФ (далее 
ТК РФ), и Кодексом об административных 
правонарушениях РФ (далее КоАП 
РФ) и другими нормативными документами.
 Таможенное оформление 
– это совокупность действий 
по совершению таможенных операций 
необходимых в соответствии с 
требованиями ТК РФ для применения 
к товарам таможенных процедур, 
для помещения товаров под 
таможенный режим или для завершения 
действия этого режима, если такой 
таможенный режим действует в 
течение определенного срока, 
а также для исчисления и 
взимания таможенных платежей. 
 Таможенные операции 
могут быть разделены на условные 
группы, которые получили название 
таможенных процедур. Под таможенными 
процедурами понимают совокупность 
положений, предусматривающих порядок 
совершения таможенных операций 
и определяющих статус товаров 
и транспортных средств для 
таможенных целей (п. 21 ч. 1 ст. 11 ТК).
 Целью таможенного 
оформления является помещение 
товаров и транспортных средств 
под определенный таможенный 
режим.
 Производство 
таможенного оформления является 
необходимым условием для включения 
во внутренний товарооборот товаров, 
перемещенных через таможенную 
границу, в связи с их особым 
правовым положением, в соответствии 
с которым никто не вправе 
пользоваться и распоряжаться 
товарами и транспортными средствами 
до их выпуска иначе как 
в порядке и на условиях, которые 
предусмотрены ТК РФ. 
Понятие и общий 
порядок проведения таможенного 
оформления 
 Согласно ч. 1 ст. 
14 ТК РФ все товары и транспортные 
средства, перемещаемые через таможенную 
границу России, подлежат таможенному 
оформлению. 
 Таможенное оформление 
– это совокупность действий 
по совершению таможенных операций 
необходимых в соответствии с 
требованиями ТК РФ для применения 
к товарам таможенных процедур, 
для помещения товаров под 
таможенный режим или для завершения 
действия этого режима, если такой 
таможенный режим действует в 
течение определенного срока, 
а также для исчисления и 
взимания таможенных платежей. 
 Под таможенными 
операциями понимаются отдельные 
действия в отношении товаров 
и транспортных средств, совершаемые 
лицами и таможенными органами 
(п. 20 ч. 1 ст. 11 ТК). Таможенные операции 
могут быть разделены на условные 
группы, которые получили название 
таможенных процедур. Под таможенными 
процедурами понимают совокупность 
положений, предусматривающих порядок 
совершения таможенных операций 
и определяющих статус товаров 
и транспортных средств для 
таможенных целей (п. 21 ч. 1 ст. 11 ТК).
 Выделяют следующие 
таможенные процедуры.
1. Таможенные процедуры, 
предшествующие подаче таможенной 
декларации: прибытие товаров и 
транспортных средств на таможенную 
территорию РФ; внутренний таможенный 
транзит; помещение товаров на 
временное хранение.
2. Предварительное 
таможенное декларирование товаров.
3. Таможенное декларирование 
товаров.
4. Таможенные операции 
и процедуры, осуществляемые после 
завершения таможенного декларирования: 
при убытии товаров с таможенной 
территории РФ; при условном выпуске 
товаров с соблюдением определенных 
обязательств перед таможенными 
органами .
5. Оформление завершения 
действия таможенного режима.
 Помимо того, существует 
ряд таможенных операций, которые 
производятся еще до перемещения 
товаров и транспортных средств 
через таможенную границу: получение 
разрешения таможенного органа 
на применение специальных упрощенных 
процедур таможенного оформления 
(ст. 68 ТК РФ); получение свидетельства 
о допущении транспортного средства, 
контейнера или съемного кузова 
к перевозке товаров под таможенными 
печатями и пломбами (ст. 84 ТК РФ).
Место и время 
таможенного оформления
 По общему правилу 
(ст. 62 ТК РФ) таможенное оформление 
товаров производится в местах 
нахождения таможенных органов 
во время работы этих органов. 
Однако по мотивированному запросу 
декларанта либо иного заинтересованного 
лица отдельные таможенные операции 
при производстве таможенного 
оформления могут совершаться 
вне мест нахождения и вне 
времени работы таможенных органов 
в соответствии со ст. 406 и ст. 
407 ТК. Причем для совершения таможенных 
операций в иных местах требуется 
письменное разрешение начальника 
таможенного органа либо лица, 
им уполномоченного (п. 2 ст. 362 ТК).
Начало таможенного 
оформления
 В соответствии 
со статьей 60 ТК РФ таможенное 
оформление начинается:
 а) при ввозе 
товаров – в момент представления 
таможенному органу предварительной 
таможенной декларации либо документов 
в соответствии со ст. 72 ТК РФ, 
а в случаях, предусмотренных 
ТК РФ, - устного заявления либо 
совершения иных действий, свидетельствующих 
о намерении лица осуществить 
таможенное оформление;
 б) при вывозе 
товаров – в момент представления 
таможенной декларации, а в случаях, 
предусмотренных ТК РФ, - также 
устного заявления либо совершения 
иных действий, свидетельствующих 
о намерении лица осуществить 
таможенное оформление. 
Завершается таможенное 
оформление совершением таможенных 
операций, необходимых в соответствии 
с ТК РФ для применения к товарам 
таможенных процедур; для помещения 
товаров под таможенный режим (выпуск 
товаров в соответствии с заявленным 
таможенным режимом); для завершения 
действия таможенного режима, если 
такой режим действует в течение 
определенного срока (таможенный склад, 
транзит, временный ввоз и ряд 
других режимов); для исчисления и 
взимания таможенных платежей.
 Таможенное оформление 
может быть завершено только 
после осуществления санитарно-карантинного, 
карантинного фито-санитарного, 
ветеринарного и других видов 
государственного контроля ввоза 
товаров на таможенную территорию 
РФ или их вывоза с этой 
территории, если товары подлежат 
такому контролю в соответствии 
с федеральными законами и 
иными правовыми актами РФ (ст. 
66 ТК РФ).
Разрешение таможенного 
органа на совершение таможенных операций
 Разрешение на 
проведение таможенных операций 
должно быть выдано таможенным 
органом в течение трех дней 
со дня обращения в таможенный 
орган и представления необходимых 
документов. Согласно ст. 61 ТК РФ 
разрешения выдаются на осуществление 
отдельных таможенных операций, 
которые совершаются при таможенном 
оформлении товаров и транспортных 
средств (подп. 20 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Причем 
временные пределы таможенного 
оформления установлены ст. 60 ТК 
РФ. 
 В соответствии 
со статьей 68 ТК РФ Федеральная 
таможенная служба России вправе 
устанавливать специальные упрощенные 
процедуры таможенного оформления 
в отношении лиц: 1) не имеющих 
на день обращения в таможенный 
орган о применении в отношении 
них специальных упрощенных процедур 
вступивших в силу и неисполненных 
постановлений по делам об 
административных правонарушениях 
в области таможенного дела, предусмотренных 
ст. ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.15, 16.17, 16.18, 16.20, 16.22 
КоАП РФ; 2) ведущих систему учета 
своей коммерческой документации 
способом, позволяющим таможенным 
органам сопоставлять сведения, 
содержащиеся в ней, и сведения, 
представленные таможенным органом 
при производстве таможенного 
оформления товаров; 3) осуществляющих 
внешнеэкономическую деятельность 
не менее трех лет.
 Первоочередной 
порядок таможенного оформления 
предусматривает льготы, предоставляемые 
в зависимости от (ст. 67 ТК): видов 
товаров; особенностей перемещения 
товаров; целей перемещения товаров.
 Упрощенный порядок 
таможенного оформления заключается:
 1) в сокращении 
времени прохождения всех таможенных 
формальностей;
 2) в сокращении 
требований, предъявляемых к документам, 
необходимым для таможенных целей.
 Предоставляемые 
преимущества используются при 
ввозе или вывозе товаров на 
таможенную территорию Российской 
Федерации при: подаче периодической 
таможенной декларации (ст. 136 ТК 
РФ); выпуске товаров при представлении 
сведений, необходимых для идентификации 
товаров (ст. 150 ТК РФ); проведении 
таможенного оформления на объектах 
добросовестных участников ВЭД 
(п. 2 ст. 62 ТК РФ); хранении добросовестными 
участниками ВЭД товаров, не 
прошедших таможенного оформления, 
на своих складах (ст. 117 ТК РФ).
 Лицо, претендующее 
на применение специальных упрощенных 
процедур таможенного оформления, 
обращается в таможенный орган 
с заявлением в письменной 
форме о применении специальных 
упрощенных процедур таможенного 
оформления. 
 Специальные упрощенные 
процедуры таможенного оформления 
не могут содержать положения, 
освобождающие лиц от соблюдения 
требований и условий, установленных 
ТК РФ и иными правовыми 
актами РФ, в части полноты 
и своевременности уплаты таможенных 
платежей, соблюдения запретов ограничений, 
установленных в соответствии 
с законодательством РФ о государственном 
регулировании ВЭД, а также 
от соблюдения таможенных режимов 
(ст. 68 ТК).
Таможенные операции 
и процедуры, предшествующие таможенному 
декларированию товаров
Прибытие товаров 
на таможенную территорию
 Согласно ст. 69 
ТК прибытие товаров и транспортных 
средств на таможенную территорию 
РФ допускается в пунктах пропуска 
через Государственную границу 
РФ во время работы таможенных 
органов. В иных местах товары 
и транспортные средства могут 
прибывать на таможенную территорию 
РФ в соответствии с законодательством 
РФ о Государственной границе 
РФ. 
 Перевозчик после 
пересечения таможенной границы 
обязан доставить ввезенные им 
товары и транспортные средства 
в пункт пропуска или иные 
места, указанные выше, и предъявить 
их таможенному органу. При этом 
не допускаются изменение состояния 
товаров или нарушение их упаковки, 
а также изменение, удаление, уничтожение 
или повреждение наложенных пломб, 
печатей и иных средств идентификации.
 Положения ст. 
69 ТК не распространяются на 
товары, перевозимые морскими (речными), 
воздушными судами, пересекающими 
таможенную территорию РФ без 
остановки в порту или аэропорте, 
которые расположены на таможенной 
территории РФ.
 В соответствии 
со ст. 72 ТК РФ при прибытии 
товаров и транспортных средств 
на таможенную территорию РФ 
перевозчик обязан представить 
таможенному органу документы 
и сведения, предусмотренные ст. 
ст. 73 - 76 ТК, в зависимости от вида 
транспорта, на котором осуществляется 
международная перевозка.
 При международной 
перевозке автомобильным транспортом 
перевозчик сообщает таможенному 
органу сведения указанные в 
ст. 73 ТК РФ, путем представления 
таможенному органу следующих 
документов: 1) документов на транспортное 
средство; 2) международной товаротранспортной 
накладной; 3) имеющихся у перевозчика 
коммерческих документов на перевозимые 
товары.