Таможенная служба как инструмент развития внешнеторговых отношений Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:34, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является анализ деятельности Таможенной службы Украины, исходя из которой можно сформировать также главные задачи работы:
– рассмотреть особенности деятельности Таможенной службы Украины и нормативно-правовую базу её функционирования;
– выявить и проанализировать основные проблемы в деятельности Таможенной службы Украины и установить основные причины неэффективной работы данной организации;
– рассмотреть основные варианты развития и реформирования Таможенной службы и необходимые для этого условия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................3
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.................................................................................5
2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ..................................................................9
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ..........................................................................11
ВЫВОДЫ.................................................................................................13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................14

Файлы: 1 файл

МТСУ - Реферат - Тамож. служба.docx

— 31.96 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................3

1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.................................................................................5

2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ  НЕЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ  ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ..................................................................9

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ..........................................................................11

ВЫВОДЫ.................................................................................................13

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................14

ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................15 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      На  современном этапе своего экономического развития Украина с каждым годом  всё больше вовлекается в систему  международной торговли с различными странами мира. Она устанавливает  торговые связи с партнёрами из различных  регионов мира, и это требует от Украины развития собственной торговой инфраструктуры, а также оптимизации и повышения эффективности деятельности учреждений и организаций, которая направлена на содействие развитию торговли, её обеспечение и обслуживание.     Одной из важных составляющих развития международной торговли, увеличения её объёмов и повышения количества товаров и услуг на мировом рынке является эффективная деятельность таможенных служб стран-участников торговых отношений.       Таможенная служба Украины, как одного из участников международной торговли и мирового рынка, также играет важную роль в торговых связях государства, так как именно её деятельность определяет процедуры и порядок пересечения границ Украины экспортными и импортными товарами, таможенные пошлины и налоги, налагаемые на товары, а также таможенный контроль качества перевозимой продукции. Деятельность таможенной службы и проблемы её функционирования являются актуальными для Украины вопросами, решение которых необходимо и обязательно для более тесной интеграции украинской экономики в мирохозяйственную систему.   Основной целью данной работы является анализ деятельности Таможенной службы Украины, исходя из которой можно сформировать также главные задачи работы:

– рассмотреть  особенности деятельности Таможенной службы Украины и нормативно-правовую базу её функционирования;

– выявить  и проанализировать основные проблемы в деятельности Таможенной службы Украины и установить основные причины неэффективной работы данной организации;

– рассмотреть  основные варианты развития и реформирования Таможенной службы и необходимые  для этого условия.

      При написании работы использовались различные  методы исследования, например, анализ статистических данных, отчётов государственных  учреждений, исследований международных  организаций, а также изучение публикаций по вопросам, рассматриваемым в данной работе в научных работах и  средствах массовой информации.          Таким образом, в данной работе рассмотрены основные принципы работы Таможенной службы Украины, связанные с этим особенности её структурной организации и деятельности, а также основные проблемы в сфере обеспечения таможенного торговли и эффективности функционирования всех структурных единиц данной организации. 
 
 
 
 
 
 
 

1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ  СЛУЖБЫ УКРАИНЫ  И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ  БАЗА ТАМОЖЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

      Вопросы эффективности таможенных процедур и контроля имеют чрезвычайно  большое значение в программах содействия торговле. Таможенные процедуры и  их эффективность оказывают непосредственное влияние на объёмы экспорта и импорта  товаров и часто играют роль существенных нетарифных барьеров.       Общей характеристикой работы всех таможенных служб в мире являются чрезвычайно высокие объёмы операций и недостаточная мощность для проверки всех товаров. С одной стороны, таможенные службы оказываются под давлением собственных правительств и международных организаций по поводу упрощения процедур для законопослушных граждан, а с другой стороны – они несут ответственность за возможные преступления и терроризм. Поэтому не всегда удаётся достичь желаемого баланса между упрощением процедур и качественным контролем. Кроме того, часто поступления от таможенных процедур составляют значительную статью доходов государственного бюджета. Это также усиливает влияние финансовых органов государства на деятельность таможенных служб.      В Украине таможенная служба является независимым органом власти. Работа таможенной службы координируется министром финансов, который предлагает кандидатуру Главы таможенной службы для назначения Кабинетом Министров.           Таможенная служба обеспечивает значительное поступление доходов в бюджет страны. В Украине доля доходов от таможенных процедур в государственном бюджете  2009 года составляла 33,9%, а в налоговых поступлениях – 53,8% (Приложение 1). В результате мирового финансового кризиса количество официально зарегистрированных импортных операций в 2009 году сократилось на 36% в сравнении с 2008 годом. В то же время увеличились объёмы серого импорта в страну.       Основным заданием таможенного контроля является обеспечение пропуска через государственную границу Украины товаров на автомобильных, водных, железнодорожных и воздушных пунктах пропуска. Сегодня в Украине существует 218 пунктов пересечения границы, а также многочисленные внутренние пункты таможенного оформления. Однако, часто основной целью таможенного контроля становится обеспечение необходимого объёма таможенных поступлений.        Основным документом, определяющим таможенную политику Украины, является Таможенный кодекс Украины. Согласно этому кодексу таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, которые перемещаются через границу Украины (за исключением случаев, предусмотренных законодательством).       Таможенный контроль осуществляется непосредственно должностными  лицами таможенных органов Украины путём проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, осмотра товаров и транспортных средств, учёта товаров и транспортных средств, осмотра территорий и помещений складов временного хранения свободных таможенных зон, где могут храниться товары, подлежащие таможенному контролю, или осуществляется деятельность, которая должна контролироваться таможенными органами Украины.             В зависимости от направления движения различают таможенный контроль импортных, экспортных и транзитных товаров.     В зависимости от формы осуществления таможенный контроль разделяют на проверку документов на товары, транспортные средства, осмотр и переосвидетельствование товаров, транспортных средств и вещей. При этом проверка документов является формой документального контроля, а осмотр и переосвидетельствование – фактического (учёт количества и контроль качества товаров).            Сегодня нормы Таможенного кодекса требуют значительного усовершенствования в сфере упрощения таможенных процедур. В связи с этим на повестке дня находится подготовка нового Таможенного кодекса, который более согласован с требованиями Евросоюза, новой редакцией Киотской конвенции и нормами ВТО. Новый Таможенный кодекс будет адаптирован к таможенным правилам ЕС и позволит внедрить систему «единого окна» при оформлении грузов. При этом другие органы, в частности Служба безопасности Украины и Государственная налоговая администрация будут лишены некоторых своих полномочий, например, возможности проверять контейнеры. С точки зрения содействия торговле, международная конвенция Всемирной таможенной организации «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», которая была пересмотрена и дополнена в 1999 году и известна как Киотская конвенция, признана основным международным инструментом содействия торговле. Украина присоединилась к этой конвенции в 2006 году.           Киотская конвенция, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеэкономической деятельности путём упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и контроля, а с другой стороны – на то, чтобы это ускорение и упрощение не нанесли вреда интересам государства и общества в отношении наполнения доходной части государственного бюджета, защиты внутреннего рынка и т. д. Конвенция предусматривает, что одним из направлений, в котором должны двигаться таможенные администрации в современных условиях, является переход к методам таможенного контроля, основанных на пост-аудите и управлении рисками.     Однако существует несогласованность законодательства с международными правилами. Это касается, в основном, вопросов сотрудничества Таможенной службы с таможенными брокерами, определения таможенной стоимости и таможенной классификации товаров, внедрения растаможивания в любом месте по выбору импортёров.     Также Украине необходимо принять отдельный закон, который бы регулировал деятельность таможенной службы и определял её полномочия.  Сегодня Таможенная служба – централизованная структура с отделениями на местах и в регионах (Приложение 2). При этом промежуточный региональный уровень имеет только функциональное значение и часто является только промежуточным звеном коммуникации местных и центрального управлений вместо реального участия в поддержке специалистов местных уровней и содействия гибкому управлению ресурсами. Кроме того, требуется уточнение обязанностей и полномочий органов приграничного контроля: таможенных органов и пограничников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

      По  индексу эффективности логистики  Мирового банка в сфере эффективности  таможенных процедур и процедур растаможивания Украина занимает 135 место из 155 стран, находясь на одном уровне со странами Африки. Данный показатель определялся  по скорости, простоте и предсказуемости  таможенных процедур в стране. По данным «Глобального отчёта конкурентоспособности» Мирового экономического форума Украина  занимает 115 место из 133 стран по показателю «Сложность таможенных процедур».           Основными причинами неэффективной работы таможенной службы и обременительных таможенных процедур в Украине является необходимость выполнения возложенной на неё фискальной функции. Необоснованно высокое количество таможенных процедур, большие очереди и загруженность работников составляют основные недостатки в работе таможни (Приложение 3).             Если говорить о коррупции среди сотрудников таможенной службы, то основные случаи происходят при проверке документов и пересечении границы (Приложение 4).          Неэффективность работы таможенных служб связана, в основном, с несовершенством законодательства. Во-первых, в Украине существует привязка к конкретной региональной таможне. Во-вторых, оценка таможенной стоимости часто является проблемным вопросом при экспорте и импорте товаров. Она может осуществляться не на основе коммерческой стоимости, а по прейскурантному и при помощи других справочных методов оценки стоимости, не предусмотренных нормами ВТО. Другими проблемными сферами работы таможни является классификация товаров, где таможня часто выбирает тарифные позиции с высокой ставкой пошлин, и определение происхождения товара, поскольку сертификаты о происхождении часто возвращают в те страны, где они были выданы, для проверки подлинности, что увеличивает длительность дальнейшего процесса проверки.      Стоит отметить, что половина участников опроса индекса эффективности логистики отметили улучшение процедур растаможивания с 2005 года. Обзор общих показателей эффективности деятельности таможенной службы свидетельствует об улучшении ситуации на протяжении последних лет с точки зрения производительности труда, прибыльности и экономической эффективности.           Улучшения требует также функционирования системы «единого окна». Сегодня оно отличается от мировых стандартов, установленных Центром ООН по упрощению процедур торговли и электронных деловых операций (UN-CEFACT). Оно существует как один офис на пограничных станциях, где представители большинства ведомств находятся в одном помещении. Кроме того, упрощения требуют и документальные процедуры получения разрешения на въезд в Украину. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ

      Несмотря  на значительные проблемы и относительно низкую эффективность таможенных процедур и работы таможни, Украина делает определённые шаги в направлении  реформирования этой сферы.    В новой Повестке дня ассоциации Украина-ЕС выделены вопросы содействия торговле и деятельности таможни. Стороны договорились разработать чёткий план помощи Евросоюза в реформировании таможенных вопросов, включая также реформирование самой таможенной службы, процедур, ресурсов, информационно-технической поддержки и плана внедрения этих изменений. Примером для формирования такой таможни может стать Модернизированная Модель Таможни ЕС (EU Customs Blueprint). Кроме того, стороны планируют оценить возможности внедрения механизмов обмена данными, в особенности относительно товаров и транспортных средств, которые соответствовали бы современным стандартам и процедурам защиты данных.            Сегодня Таможенная служба Украины принимает участие в программах обмена информацией с ЕС по вопросам создания интегрированной информационной системы трансграничных перевозок в рамках проекта ICITAP (адаптации Единой автоматизированной системы Государственной таможенной службы к системе NCTS), разработке проекта «Электронная таможня», сотрудничает с Евростатом в вопросах методологии ведения статистики внешней торговли и работы с базой данных торговли Евростата COMEXT (Приложение 5).            В Украине уже давно разрабатывают программу реформирования структуры и функций Таможенной службы. Для создания эффективной системы управления предполагается создать вертикальную организационно-управленческую структуру «Государственная таможенная служба – региональные таможни – таможни». По территориальному принципу должна быть создана система региональных таможен, которым центральный аппарат делегирует контрольно-распорядительные функции на уровне региона. Уже на первом этапе реформирования структуры таможенной системы должна быть создана Региональная информационная таможня, главной задачей которой будет создание «электронной таможни», что даст возможность повысить качество таможенного регулирования.        На сегодняшний день уже были приняты некоторые меры, направленные на усовершенствование таможенных процедур и оптимизацию работы таможенных служб. Так, 20 февраля 2209 года Верховная Рада приняла в первом чтении «Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления предварительного документального контроля в пунктах пропуска через таможенную границу», направленный на сокращение времени прохождения таможенного контроля для транспортных средств, перевозящих грузы. Кабинет Министров уполномочил Таможенную службу определять компании, которые могут проходить таможенное оформление с применением упрощённых таможенных процедур без непосредственного получения разрешений от Министерства экономики и Государственной налоговой администрации.  В 2010 году Государственная таможенная служба начала оптимизацию структуры собственных служб путём сокращения количества таможен путём «присоединения», то есть фактического сокращения административного аппарата ликвидируемой таможни и передача функций управления ею другой таможне.            Другими направлениями работы является решение вопросов таможенной стоимости, классификации и происхождения товаров, имплементация «белого списка», таможенный пост-аудит и обжалование, декларирование товаров на таможне, модернизация таможенных режимов, таможенные платежи и уполномоченные экономические операторы.      Таким образом, усовершенствование таможенных процедур в Украине требует комплексного подхода и реформирования существующей системы.

ВЫВОДЫ

      Таможенная служба Украины играет важную роль в формировании торговых связей и развитии направлений внешнеэкономической деятельности государства. Вследствие этого эффективность работы этой органа государственной власти является очень важной для использования всего потенциала страны в торговле, как в экспорте и импорте, так и в транзитных операциях через территорию Украины.        Однако на современном этапе Таможенная служба Украины не может обеспечить необходимого уровня таможенного контроля и уровня скорости и качества таможенного оформления товаров и по этим показателям её деятельность не в полной мере соответствует стандартам международных организаций (Всемирная таможенная организация, Всемирная торговая организация), что препятствует быстрому развитию торговых отношений как с существующими партнёрами Украины, так и установлению новых торговых связей.             Важным шагом для развития торговый отношений нашего государства и активизации его внешнеэкономической деятельности будет реформирование Таможенной службы и её подразделений для их повышения эффективности их работы и более полного соответствия мировым стандартам в сфере оказания таможенного обслуживания и контроля.        Таким образом, таможня, которая сегодня также важна и для экономики из-за поступлений в бюджет от таможенных пошлин и платежей, должна в своей деятельности руководствоваться принципами упрощения таможенных процедур и снижения временных затрат на их прохождение, но в то же время необходимо обеспечивать достаточный уровень контроля за товарами, пересекающими таможенную границу Украины в любом направлении. Именно соблюдение баланса между двумя этими задачами и грамотное распределение ресурсов на их выполнение является главной задачей реформ Таможенной службы Украины и деятельности этой организации в будущем.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Закон України «Про приєднання України до Протоколу про внесення змін до Міжнародної конвенції про спрощення та гармонізацію митних процедур» № 227-V від 5 жовтня 2006 р.

2. Митний кодекс України [електронний ресурс]. – Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=92-15

3. Офіційний сайт: Державна митна служба України [електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.customs.gov.ua/dmsu/control/uk/index

4. Аналітично-дорадчий центр Блакитної стрічки. Оцінка потреб україни у галузі сприяння міжнародній торгівлі: Вплив торговельної політики на людський розвиток [електронний ресурс]. – Режим доступу: http://wto.in.ua/files/content/pdf/aft_ukr_blueribbon.pdf

Информация о работе Таможенная служба как инструмент развития внешнеторговых отношений Украины