Страхование гражданской ответственности предпринимателей за качество продукции при экспорте или ввозе на таможенную территорию РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение возникновения и развития страхования ответственности, характеристики страхования, особенностей заключения договора страхования ответственности в России, правовых документов по качеству продукции.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, нужно рассмотреть следующие задачи:
Рассмотреть историю возникновения страхования в России;
Изучить характеристику страхования гражданской ответственности за качество продукции в России;
Выявить особенности заключения договора страхования ответственности за качество продукции;
Изучить правовые документы страхования ответственности за качество продукции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. История возникновения страхования в России………………………………..8
История развития страхования………………………………………………....8
Глава 2. Характеристика страхования гражданской ответственности в России…...12
2.1 Понятие и виды страхования гражданской ответственности……………...12
2.2 Страхование ответственности за качество продукции……………………...15
2.3 Страхование ответственности товаропроизводителей…………………….20
Глава 3. Особенности заключения договора страхования ответственности за качество продукции и правовое документы в России…………………………………..24
3.1 Объекты и субъекты договора страхования………………………………….24
3.2 Общие условия договоров страхования……………………………………....29
3.3 Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг……………..31
Заключение…………………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Страхование гражданской ответственности предпринимателей за качество продукции при экспорте или ввозе на таможенную территорию рф.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

Страховщик  не принимает на страхование ответственность за штрафы, налагаемые на страхователя федеральными органами исполнительной власти.29

3.3 Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг.

 

Государственное регулирование качества продукции, работ и услуг осуществляется через законодательство о качестве, призванное обеспечивать надлежащее качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, предоставляемых услуг, сооружаемых объектов строительства. Нормативные акты и нормы законодательства о качестве относятся к различным отраслям права, таким как гражданскому, административному, трудовому, уголовному. В законодательстве закрепляются:

  1. компетенция органов управления, предприятий в вопросах качества;
  2. показатели качества, обязательные в сфере товарооборота;
  3. виды нормативно-технической документации и требования к ней;
  4. права сторон по определению условий о качестве в договоре;
  5. формы правовой защиты прав потребителей, в том числе и ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ, услуг.30

В законодательстве о качестве можно выделить следующие его составные части:

  1. законодательство о стандартизации, о метрологии и о сертификации;
  2. законодательство о приемке продукции по качеству, об ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ и услуг.

Центральное место  в нем занимает законодательство о стандартизации и о сертификации продукции и услуг. Законодательство о стандартизации регулирует отношения  в сфере разработки, утверждения, внедрения и соблюдения стандартов. Законодательство о сертификации регулирует отношения, связанные с деятельностью, по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям к качеству. Эти отношения регламентируются законами ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О техническом регулировании".31

Особое место  в регулировании стандартизации и сертификации занимают нормативные  акты Комитета Российской Федерации  по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) — органа специально созданного для государственного управления стандартизацией и качеством. В соответствии с Закон РФ от 10.06.1993 N 5151-1 (ред. от 10.01.2003) "О сертификации продукции и услуг" — специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации.32

Нормативные акты о стандартизации определяют:

  1. общие принципы стандартизации в стране;
  2. систему нормативных документов по стандартизации в России;
  3. систему органов, осуществляющих стандартизацию и их компетенцию;
  4. порядок разработки, согласования, утверждения, оформления, регистрации, издания, распространения и изменения стандартов, учета, хранения и внедрения стандартов;
  5. систему надзора за соблюдением стандартов и меры ответственности за их нарушение.33

Важным требованием  законодательства о качестве является обеспечение при разработке и  утверждении стандартов безопасности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции, качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, экономии всех видов ресурсов.

Объектами стандартизации являются продукция, работы, услуги, правила, обеспечивающие их разработку, производство и применение. Законодательство о  сертификации определяет общие правила  сертификации продукции и услуг на территории России, органы, осуществляющие сертификацию, и их компетенцию, систему надзора за соблюдением правил по сертификации, меры ответственности за их нарушение. Главная задача законодательства о сертификации это создание условий для предпринимательской деятельности на внутреннем и международном рынке, содействие потребителям в компетентном выборе продукции и услуг, предотвращение поступления на рынок товаров, услуг и работ, не безопасных для жизни и здоровья потребителей.

Государственное, межотраслевое управление стандартизацией в России осуществляет Госстандарт России, который согласовывает деятельность государственных органов управления в этой сфере. Обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти субъектов Федерации, а также с предприятиями, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и государственными органами управления; выполняет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, устанавливает правила применения международных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории России. Другие органы отраслевого управления это министерства, комитеты и ведомства разрабатывают и принимают стандарты и участвуют в работах по стандартизации в пределах своей компетенции.

Субъекты хозяйственной  деятельности и общественные объединения  могут разрабатывать и принимать  стандарты, а также организовывать и проводить работы по стандартизации34 в пределах, установленных Законом «О стандартизации». В состав системы сертификации входят:

  1. Центральный орган системы сертификации (организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации. Так же рассматривает жалобы на действия органов по сертификации, испытательных лабораторий);
  2. Орган по сертификации (этот орган занимается сертификацией продукции, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов; предоставляет необходимую информацию);
  3. Испытательная лаборатория (лаборатории, аккредитованные в установленном соответствующей системой сертификации порядке, выполняют испытания конкретной продукции и выдают протоколы для целей сертификации).

Требования, предъявляемые  к качеству продукции, работ и  услуг устанавливаются нормативными документами по стандартизации. Нормативные документы по стандартизации на продукцию, работы и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляются сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки и требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.

К нормативным  документам по стандартизации, действующим на территории России относят:

  1. государственные стандарты (ГОСТы);
  2. международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
  3. общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
  4. стандарты отраслей (ОСТы);
  5. стандарты предприятий (СТП);
  6. стандарты научно-технических и инженерных обществ.

ГОСТы разрабатываются  на продукцию, работы и услуги, имеющие  межотраслевое значение. Требования, закрепленные в ГОСТах, подразделяются на обязательные, подлежащие соблюдению всеми государственными органами управления и хозяйствующими субъектами, и рекомендательные. К обязательным требованиям ГОСТов в соответствии с действующим законодательством относятся требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и маркировки. В законодательстве могут быть определены и другие обязательные требования ГОСТов.

Остальные требования ГОСТов носят рекомендательный характер. Например, основные потребительские характеристики продукции, эстетические и эргонометрические требования и другие. Необходимость их применения изготовитель и потребитель определяют при заключении договоров и могут отступать от рекомендательных требований ГОСТов.

Если в договоре условие о качестве определено путем  отсылки к ГОСТу в целом  или к технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг, указывается, что их качество соответствует ГОСТу, а не его обязательным требованиям, рекомендательные требования подлежат соблюдению субъектами хозяйственной деятельности.

ГОСТы и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России. В области строительства и промышленности строительных материалов это Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России).

Стандарты отраслей (ОСТы) разрабатываются и принимаются государственными органами управления в пределах их компетенции на продукцию, работы и услуги определенных видов, имеющих однородное потребительское или функциональное назначение. ОСТы обязательны дня соблюдения всеми субъектами хозяйственной деятельности независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, разрабатывающими и производящими указанные продукцию, работы и услуги.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются и утверждаются предприятиями самостоятельно. Если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на СТП, их требования подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности,

ОСТы и СТП  не должны нарушать обязательных требований, установленных ГОСТами. Ответственность за соответствие ОСТов и СТП требованиям ГОСТов несут утвердившие их органы государственного управления и предприятия.

Обеспечение качества продукции невозможно без установления единства величин, в которых измеряются различные параметры; требований, предъявляемых к средствам измерения, их проверке, определения компетенции органов, обеспечивающих единство измерений; принципов их деятельности. Законодательство, которое регламентирует эти вопросы, называется законодательством о метрологии.35 Основным нормативным актом в этой области является Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об обеспечении единства измерений".

Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются Государственной метрологической службой Госстандарта России в форме поверки средств измерений, в том числе и эталонов. Такую поверку проходят средства измерения при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, а также находящиеся в эксплуатации.36

Государственный контроль и надзор за соблюдением  законодательства о стандартизации и сертификации в Российской Федерации возложен на специально уполномоченные органы исполнительной власти в области сертификации. Госнадзор и контроль являются вневедомственными, поскольку осуществляются в отношении государственных органов и не подчиненных им предприятий и организаций.

Должностные лица Госстандарта РФ, осуществляющие надзор и контроль и имеют право:

  1. выдавать предписание о запрете или приостановке реализации, эксплуатации проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случае несоответствия их обязательным требованиям ГОСТов;
  2. выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований ГОСТа на стадии разработки, подготовки продукции к производству, изготовления, реализации, использования, хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг;
  3. запрещать реализацию продукции, выполненных работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от их предъявления для проверки;
  4. принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушение обязательных требований ГОСТов;
  5. запрещать реализацию импортной продукции и оказание импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям ГОСТов и не прошедших государственную регистрацию.37

За нарушение  предписаний предприятия, организации  платят штраф в размере стоимости  реализованной продукции, выполненных  работ и оказанных услуг или  в размере до 10 тыс. руб., если стоимость реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг определить невозможно или необходимая отчетная документация не представлена. В случае причинения ущерба потребителям-гражданам товарами, не отвечающим обязательным требованиям ГОСТов по безопасности органы госконтроля и надзора вправе налагать штраф в размере суммы ущерба, причиненного потребителям, а если размер ущерба определить невозможно — до 1 тыс. руб.

В связи с  изменением политики в области нормирования требований, предъявляемых к качеству продукции, значительно повышается роль договора в определении требований к качеству. Если на продукцию в ГОСТах установлены обязательные требования, стороны обязаны включать в договор условие о соответствии продукции обязательным требованиям ГОСТов, а в контрактах, — о наличии сертификата и знака соответствия, подтверждающих соответствие установленным требованиям.

Информация о работе Страхование гражданской ответственности предпринимателей за качество продукции при экспорте или ввозе на таможенную территорию РФ