Становление таможенной системы в России в 17-18 веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена становлению российской таможенной системы в XVII-XVIII века. Важность этой темы в том, что с каждым годом таможенная система в России приобретает всё большее значение как одна из главных частей внутренней и внешней политики государства. А таможенные органы играют важную роль в стабилизации финансов и защите экономического суверенитета страны. Следовательно, с развитием в нашем государстве рыночной экономики и либерализацией внешней торговли возрастает интерес к истокам таможенного законодательства, тарифной политики, национальной торговли, таможенного управления и обложения.

Оглавление

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В XVII В. 5
1.1. Развитие таможенного нормотворчества 5
1.2. Таможенная реформа середины XVII в. Ее историческое значение. 8
1.3. Принятие Новоторгового устава 1667 года. 10
1.4. Развитие таможенного законодательства в последней четверти XVII в. 13
1.5. Таможенные доходы страны 15
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В XVIII В. 20
2.1. Перестройка управления таможнями. 20
2.2. Завершение таможенной реформы. Введение новых таможенных правил. 22
2.3. Результативность таможенно-тарифной политики. 26
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Курсовая Становление таможенной системы 17-18вв.docx

— 92.68 Кб (Скачать)

К концу XVII в. в России сложилась таможенная система, хотя ее структура еще не была стабильной. Работой таможни руководило несколько государственных органов. Сбор таможенных доходов поступал в Приказ Большой казны. На местах таможни подчинялись воеводам без права вмешиваться в финансовую деятельность. О количестве таможен и таможенных застав в России в это время нет точных данных, но если учитывать, что таможни создавались в каждом городе и местечке, то их должно было бы быть около 200.

Главное, к чему стремилось правительство, — это централизация таможенных доходов, а дворянство — под влиянием рыночных отношений — к изменениям во внутренней таможенной системе. У купечества были свои заботы. Оно намеревалось повлиять на появление указа 1714 г. об отмене «новоуравнительной» пошлины, взимаемой с местных оптовых покупателей.

Иностранное купечество также пыталось при проведении таможенной реформы реализовать свои интересы. Швеция настаивала на пересмотре таможенной политики России, выступая за отмену таможенных пошлин и ликвидацию внутренних таможен. Это противоречило внутренней политике Русского государства, которое было заинтересовано в сохранении таможенных доходов. Подобному предложению иностранных купцов воспротивилась казна.

В первой половине XVIII в. в России служителями во внутренних таможнях оставались выборные посадские люди, а пограничные и портовые таможни комплектовались оплачиваемыми работниками. Жалованье выплачивалось из собранных средств. С 1731 г. в ведение Коммерц-коллегии (образовалась в 1715 году) был передан сбор пошлин как в портовых и пограничных, так и во внутренних таможнях.

Во второй половине XVIII в. управление таможнями совершенствовалось. В портах Темерникском (в последующем г. Ростов-наДону), в Таганроге и Азове развернулась торговля с Константинополем, а также с государствами Средиземного моря. Соответственно выросло число таможен на юге и востоке страны. В 1749 г. в устье реки Темерник при крепости Дмитрия Ростовского была открыта таможня. Центром торговли хлебом на юге России стал Таганрог, куда и переместилась таможня. Только в 1776 г. порт посетило 29 иностранных судов. Создавался и российский торговый флот.

После заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора (1774) между Россией и Турцией встала проблема расширения внешней торговли. В устье Дуная по инициативе А. С. Суворова начали строиться порт Одесса и одновременно таможенные сооружения, рассчитанные на две таможни — Одесскую портовую для досмотра заграничных судов и Одесскую, обеспечивающую потребности в таможенном оформлении и охране границы по реке Днестр8. 5 сентября 1795 г. открылась Одесская портовая таможня. Директором ее был назначен М. Кирьяков. Штат таможни состоял из 32 человек. Объем таможенных операций не был стабильным. В 1797 г. Одесский порт посетило всего 72 корабля. Главным продуктом вывоза был хлеб, для которого «занаряжалось» 50 кораблей.

Особое место в торговой и таможенной политике государств занимал Крымский полуостров. После присоединения к России в 1794 г. Крым стал играть важную роль во внешнеэкономических связях. Уже 22 февраля 1784 г. вышел указ Екатерины II «Попечение о распространении торговли подданных наших и других с ними народов», который распространил все законодательные акты России на черноморскую торговлю. Этот указ и послужил основанием для формирования таможенных учреждений в Крыму9 и серьезной реорганизации таможенной службы в этом регионе. Вопрос реорганизации таможенной службы в Крыму послужил основанием для всеподданнейшего доклада президента Коммерц-коллегии князя Гагарина императору. В этом документе содержится интересный материал по штатам восстановленных на Таврическом полуострове таможен и таможенных застав. Кроме того, в документе содержится обоснование изменений в структуре таможенной службы юга России.

Расширялась торговля с народами Сибири, где к началу XVIII в. открыли таможни в Якутске, Иркутске и других городах. Таможня в Иркутске начала функционировать в 1682 г., хотя таможенные оформления осуществлялись с начала 60-х годов XVII в.

С развитием таможенного дела в Сибири совершенствовались и таможенные процедуры, унифицировались таможенные пошлины, кодифицировалось таможенное законодательство. Потребность в совершенствовании таможенного дела диктовалась развитием торговли, возникновением торговых путей из Москвы на Тобольск через Ярославль, Устюг, Усть-Сысольск, из Китая через Нерчинск в Москву. Из Монголии ввозились шелковые ткани. Из Иркутска, Туруханска через Иркутск в Китай и Москву шла пушнина.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что на структуру и управление таможнями оказывали влияние расширение территории России, установление новых торговых путей, потребности в совершенствовании таможенно-тарифного регулирования, связанные с ростом объема торговых операций.

    1. Завершение таможенной реформы. Введение новых таможенных правил.

Вторая половина XVIII в. знаменовала собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта европейских государств и особенностей российской экономики.

Устав таможенный 1755 г. положил начало цивилизованному подходу к решению задач таможенного дела и формированию таможенной политики. Издание этого документа было прогрессивным шагом в законодательной системе России и имело экономическое, финансовое и политической значение. Принятые в нем постановления открыли возможности свободного перемещения товаров по территории Российской империи, способствовали укреплению всероссийского рынка и развитию внутренней и внешней торговли.

Принятие этого устава отменяло действие всех ранее изданных документов, связанных с правилами торговли и уплатой пошлин. В уставе рассматривается порядок внутренней торговли и обязанности таможни. В нем говорилось, что он издан в интересах народа и для облегчения его жизни. Согласно уставу, в России были ликвидированы все внутренние таможни и отменялись связанные с ними 17 пошлин: «...все Российские товары на внутренний расход Российским купцам продавать, покупать и внутрь России торговать беспошлинно»10. Чтобы сохранить прежние доходы в портовых и пограничных таможнях, на товары вводится дополнительная пошлина.

Для русских и иностранных купцов вводились разные правила торговли и перемещения товара. Иностранные купцы, торгующие в портах и в пограничных городах, были обязаны продавать свои товары русским купцам оптом и по специальным тарифам. Перед таможней ставилась задача осуществления контроля, чтобы иноземцы между собой не торговали и не обменивались товаром.

Устав разъяснял порядок взимания пошлин в связи с отменой внутренних таможен. С российских товаров, следующих из центра в Сибирь через Верхотурье и на границы, пошлины не брались, и они продавались беспошлинно. Если же они перемещались через границу, то на пограничных таможнях с них бралась пошлина с каждого рубля по 13 коп., а вместо тарифной пошлины — по 5 коп. с рубля, итого 18 коп.

Глава «О доносах про утайку от пошлин товаров и как с оными поступать» содержала правила по борьбе с контрабандой. Таможенные правила запрещали лавочникам тайно или явно торговать контрабандными товарами. Тех, кто нарушал эти правила, били кнутом «без всякия пощады». Лицо, сообщившее точные сведения об утаенных товарах, получало 50 % от стоимости товаров, за вычетом пошлины при условии, что эти товары задержат. Далее в главе говорилось, что если же проверяющим будет оказано сопротивление, то лицу, причастному к такому действию, будет учинена смертная казнь, а если сами проверяющие, посаженные на выемки, будут озорничать, то «тех бить кнутом». О контрабанде и последствиях ее задержания таможенные органы сообщали в Коммерц-коллегию.

Указом на ярмарках для разбора купеческих споров вводится суд, который должен был разбирать дело по справедливости и защищать купцов от обид и притеснений. Суд состоял из двух выборных членов от купечества и двух представителей от магистратских и ратушских членов. Для охраны торговых людей на ярмарках из губернских или ближе стоящих полков выделялись команды.

Новым явилось введение паспортной системы для торговых людей. Для всех российских купцов, имеющих заграничные торги и перемещающих свои товары через сухопутные и морские границы, вводились паспорта, выдаваемые магистратами. Кроме того, на купцов, приказчиков и работников выдавались аттестаты об их добром нраве и о том, что они за границей не останутся, а возвратятся в свою страну. Аттестаты хранились в таможнях, а купцы и их люди выезжали за границу по паспортам. Если купцы, приказчики и работники возвращались через другую таможню, то об этом сообщалось письменно на таможню, с которой они выезжали за границу. Строго, под страхом Адмиралтейского регламента, спрашивалось с тех, кто оставлял своих работников за границей.

Иностранные купцы, записавшиеся в российское купечество и в вечное подданство, пользовались правами граждан России, если же они захотят возвратиться в свое подданство, то были обязаны внести в государственную казну из своего капитала десятую часть, подтверждая свое состояние конторскими книгами и присягой.

Правилами запрещалось вывозить за границу золото, серебро, золотые и серебряные монеты. Ограничивался вывоз национальной валюты для «всех, кроме лиц купеческого сословия. Для партикулярных людей был разрешен вывоз не более 100 червонных, а также золотых и серебряных часов, табакерок, шпаг, пряжек и других необходимых вещей для своего употребления». Провоз этих предметов разрешался беспошлинно.

В Уставе таможенном был изложен реестр почтовых, пограничных таможен и застав. Кроме того, приложены формы кредитных писем, реестр товаров, какими можно торговать в селах и деревнях.

Принятие Устава таможенного 1755 г. упорядочивало таможенную 
службу и таможенный контроль, а также создавало правовую основу 
для таможенного дела.

В рассматриваемый период в вопросах таможенного дела видны как общие черты, характерные для феодальной структуры хозяйства, так и новые, связанные с таможенно-тарифной политикой. Но самое главное — осуществлялся процесс дальнейшего совершенствования управления таможенным делом, произошло законодательное закрепление порядка таможенного оформления, были введены необходимые защитные меры для обеспечения конкурентоспособности российских товаров. Российский предприниматель появился на рынке как продавец и как покупатель, купечество начало оформляться в отдельное сословие, занимавшееся торговлей и финансами.

    1. Результативность таможенно-тарифной политики.

До начала XVIII в. в Российском государстве таможенные тарифы были рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10 % стоимости товаров, т. е. проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства.

В связи с проведением Петровских реформ, открытием новых заводов, фабрик и мануфактур, расширением внешней торговли принимались меры по защите экономических интересов России. На это была направлена таможенная политика, в формировании которой принимал сам Петр I.

Таможенное дело при Петре I стало механизмом регулирования внешней торговли, которая была тесно связана с экономикой. Торговлей и разработкой таможенно-тарифной политики занималась Коммерц-коллегия.

Для успеха таможенных мероприятий необходимо было укрепить границу. На западе охрана границы была возложена на регулярные войска

По инициативе Петра I 31 января 1724 г. начал действовать протекционистский таможенный тариф. Этот тариф применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе. Для портов Балтийского моря остались местные тарифы.

Протекционистский тариф 1724 г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленности, но в то же время способствовал развитию контрабанды. В результате Сенатом было принято решение открыть доступ иностранным товарам.

В 1725 и 1727 гг. тарифы на ряд товаров были снижены, а в торговле с Англией для большинства товаров устанавливался режим взаимного таможенного благоприятствования1. В 30-е годы XVIII в. поступления от таможенных сборов несколько возросли. Ежегодно в государственную казну поступало в среднем 500 тыс. руб. таможенных доходов.

В 1731 г. в России был принят Морской пошлинный устав, регламентирующий порядок захода иностранных судов в порты. Он содержал 99 статей, в которых были расписаны нормы, регулирующие таможенное оформление, и действия таможенников до выхода корабля из порта. Это способствовало защите таможенных интересов на море и борьбе с контрабандой.

Морским пошлинным уставом устанавливался порядок захода корабля для досмотра и дальнейшего направления грузов на склад. В нем предусматривалось при входе судна в порт брать на борт таможенника, который следовал до таможни, размещаемой в гавани. За неподчинение правилам устанавливался штраф с капитана корабля, независимо от его гражданства (российский или иностранный), 50 ефимков.

Уставом были предусмотрены меры защиты таможенных служащих и соблюдения ими законности при обращении с командой прибывшего корабля. Высшим и низшим таможенным служащим и солдатам также запрещалось «чинить обиду» купцам, корабельщикам и прочим торгующим людям. За нарушение указанных правил предусматривалось «жестокое» наказание.

Указ 1746 г. устанавливал зону территориальных вод, которая определялась дальностью пушечного выстрела. В пределах территориальных вод таможенники имели право высаживать на судно свои команды, осматривать товары, опечатывать люки, т. е. проводить все таможенные операции по оформлению товаров и предотвращению контрабанды. При отплытии капитану иностранного судна требовалось известить местные власти и таможенников и только с их разрешения после соответствующего оформления выходить в открытое море.

В первой половине XVIII в. таможенная политика строилась с учетом интересов дальнейшего развития торговли как внутри страны, так и за ее пределами. Серьезным препятствием в формировании таможенной политики стали внутренние таможни, многочисленные таможенные сборы, сложность таможенной процедуры.

Информация о работе Становление таможенной системы в России в 17-18 веках