Становление таможенной системы в России в 17-18 веках
Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 14:51, курсовая работа
Краткое описание
Данная курсовая работа посвящена становлению российской таможенной системы в XVII-XVIII века. Важность этой темы в том, что с каждым годом таможенная система в России приобретает всё большее значение как одна из главных частей внутренней и внешней политики государства. А таможенные органы играют важную роль в стабилизации финансов и защите экономического суверенитета страны. Следовательно, с развитием в нашем государстве рыночной экономики и либерализацией внешней торговли возрастает интерес к истокам таможенного законодательства, тарифной политики, национальной торговли, таможенного управления и обложения.
Оглавление
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В XVII В. 5 1.1. Развитие таможенного нормотворчества 5 1.2. Таможенная реформа середины XVII в. Ее историческое значение. 8 1.3. Принятие Новоторгового устава 1667 года. 10 1.4. Развитие таможенного законодательства в последней четверти XVII в. 13 1.5. Таможенные доходы страны 15 ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В XVIII В. 20 2.1. Перестройка управления таможнями. 20 2.2. Завершение таможенной реформы. Введение новых таможенных правил. 22 2.3. Результативность таможенно-тарифной политики. 26 ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
По мнению Ордина-Нащокина,
для управления торговлей должен быть
особый приказ: «Для многих волокит во
всех приказах купецких людей пристойно
ведать в одном приказе, где Великий Государь
укажет своему боярину; этот бы приказ
был купецким людям во всех порубежных
городах от иных государств обороною и
во всех городах от воеводских налог был
им защитою и управою. В этом одном приказе
давать суд и управу, если купецкие люди
будут бить челом на других чинов людей».
В отдельных случаях иностранным
купцам выдавались государевы жалованные
грамоты, согласно которым они имели право
торговать не только в Архангельске, но
и в других городах.
Размер пошлины составил: 10 % (гривна с рубля)
— с соли, 2,5 % (5 денег с рубля)
— с сибирских соболей, привозимых в Москву,
и 5 % (10 денег с рубля) — со всех прочих
товаров2.
Пошлина взималась с продавца
при продаже. Когда купец продавал свои
товары и на вырученные деньги покупал
новые, то с него взыскивалась пошлина только
за купленные товары. Взималась пошлина
при перепродаже.
В соответствии
с Новоторговым уставом товары, предназначенные
для внутреннего пользования, не подвергались
оплате пошлиной. Ремесленники Москвы
продавали свои изделия на площадях без
таможенного обложения. «А который человек,
живучи на Москве и в
городех, всякой на своем городе какой
ни есть товар купит, и с тех товаров пошлин
не платит по прежнему для того, что
живучи все торговые люди с тех торгов
Великому Государю в тех городех служат
и всякие подати платят; а платят с тех товаров пошлины
те люди, которые привозят из иных
городов»3.
Товары, продаваемые на вес,
облагались 4 %-ной пошлиной
(8 денег с рубля), продаваемые не на
вес товары — 5 %-ной (10 денег с рубля).
Пошлины с продажи были более высокие.
В связи с тем, что
русских товаров всегда вывозилось больше,
чем ввозилось иностранных, то отпускная пошлина
не взималась, но на внутреннем
рынке они оплачивались сбором в 5
% цены при продаже.
Оставались правила,
согласно которым запрещено было вывозить
драгоценные металлы за границу. В частности,
ограничивался вывоз драгоценных металлов
в другие страны, в первую очередь в Персию,
которая имела избыток во многих продуктах
и нуждалась, главным образом, в золоте
и серебре. Запрет на вывоз драгоценностей
был и в других государствах.
К ввозу были запрещены
заповедные товары, а также табак из нравственно-религиозных побуждений.
По фискальным соображениям вино и сахар
были обложены высокими пошлинами, прочие
же привозимые товары по торговле с южными
странами оплачивались 5 %-ной пошлиной4.
Правила осуществления таможенного
контроля рассматривались, прежде всего,
как средство поощрения и развития внутреннего
производства и пополнения казны, а не
регулирования внешней торговли.
Повышение ставок
пошлин на иностранные товары можно рассматривать как введение элементов
протекционизма. В Новоторговом уставе
устанавливались льготы для российских
купцов: таможенная пошлина была для них в 4
раза ниже, чем для иноземных торговцев.
Цель новых таможенных правил состояла
в увеличении вывоза товаров и поиска
путей привлечения в казну дополнительных
денежных средств и формирования активного
торгового баланса России, т. е. осуществление
политики меркантилизма, что и было
достигнуто в конце XVII в.
Введение в действие
положений Новоторгового устава способствовало
решению задач образования всероссийского
рынка, служило источником пополнения казны и укрепления
экономики государства.
Допуская свободный
ввоз заграничных товаров в страну, правительство
было заинтересовано в расширении торговли
России с Западной Европой. В Россию шли драгоценные металлы
и другие, необходимые для нее товары.
Таможенные правила
стимулировали рост таможенных доходов
и развитие народных промыслов.
Историческое значение
Новоторгового устава как основы таможенной реформы состояло в том, что
были подготовлены условия для осуществления
экономических реформ и таможенного дела
Петром I и дальнейшего развития России.
Развитие
таможенного законодательства в последней
четверти XVII в.
Начало разработки
нормативных актов по отдельным направлениям
таможенного дела содержится в Новоторговом
уставе и в многочисленных документах, изданных после
выхода его в свет и до конца XVII в. Особенно
активно велась нормотворческая работа
в последней четверти века.
Условно можно выделить
несколько групп нормативных документов,
которые существенно дополнили положения
устава. Первая посвящена
совершенствованию сбора таможенных пошлин. Вторая развивает
правовые нормы таможенных отношений
с иностранцами. Третья нацелена
на сокращение убытков казне, происходящих
от недобора пошлин. Четвертая объединяет
документы об отмене откупа. Пятая — об ужесточении мер по борьбе с
контрабандой и хищениями, применяемыми
к лицам различных сословий и званий. Шестая содержит
указания о подробном ведении записей
в таможенных книгах. Седьмая освещает
особенности сбора пошлин в сибирских
городах, на Ирбитской ярмарке и в Верхотурье,
с товаров, следующих из Китайского государства.
В связи с необходимостью ужесточения
борьбы с контрабандой в Именных указах
последнего десятилетия XVII в. особо оговаривалось право таможенников
осуществлять личный досмотр проезжающих.
Так, в Наказе таможенному голове города
Верхотурье 1692 г. именем великого государя
повелевалось строго следить, чтобы сибирские
воеводы, дьяки и другие лица царской
администрации не возили с собой в сибирские
города никаких товаров
сверх нормы, установленной великим государем.
При обыске предлагалось сойти
с саней. Осмотр осуществлять можно было
таможенному голове и целовальникам. Конфисковывалось
все, за исключением меховых изделий, которые
покупались на путь следования.
По Именному указу
от июля 1698 г. для преграждения пути, по
которому незаконно провозились товары
в районе Верхотурья по дороге на Казань,
высылались команды стрельцов численностью
до 30—40 человек. Эти меры вводились в связи
с запрещением частным лицам покупать
соболи у сибирских
жителей. По Именному указу все соболи
собирались в царскую казну.
Таким образом, после выхода
в свет Новоторгового устава началась активная нормотворческая
деятельность государства, направленная
на решение задач совершенствования таможенных
обрядностей, защиту экономических
интересов государства, поиски путей борьбы
с контрабандой.
Получив развитие
в последней четверти XVII в., таможенное
законодательство России сыграло важную
роль в совершенствовании правил таможенного
оформления товаров, осуществления фискальных
задач и способствовало поискам более
совершенной таможенно-тарифной политики.
И хотя нормы таможенного права,
которыми руководствовались на Руси, не
были совершенны, но они положили начало
поискам новых форм взаимоотношений таможенников
и торговых людей, которые отвечали бы
объективному характеру состояния экономики
и финансов страны. Новоторговый устав
1667 г. и вышедшие в последующем законодательные акты по
таможенному делу прошли проверку на практике
и просуществовали около ста лет.
Таможенные
доходы страны
Изучение исторического опыта
развития таможенного дела показывает,
что таможенные пошлины тогда являются
эффективными, когда они связаны с производством,
с развитием промышленности и экономики
в целом, т. е. когда нормально работает
механизм регулирования внешней торговли.
Таможенные пошлины — это важнейшее
средство таможенно-тарифной политики,
это сборы, взимаемые государством с владельцев
товаров, привозимых из-за границы, вывозимых
за границу и следующих через страну транзитом.
Установление таможенных пошлин
преследует две цели: экономическую (покровительство
отечественной промышленности) и финансовую
(фискальная), связанную с пополнением
государственной казны. Но в практике
таможенной политики бывало, когда вводились
пошлины, преследующие политические цели,
хотя фискальная теория таких пошлин не
предусматривает.
Это проявляется в запрещении
на отпуск или ввоз некоторых товаров
при торговле с одними иностранными партнерами,
соблюдений режима наибольшего благоприятствования
в торговле с другими, а также в установлении
разных ставок пошлин на аналогичные товары.
Чем же отличается пошлина от
налога? Н. А. Досужков считает, что отличие
налога от пошлины состоит в том, что в
случае пошлины государство берет сбор
с лица, которому оно прямо и непосредственно
оказывает известную услугу, а в случае
налога такой услуги нет, и пожертвование
подданного не вознаграждается никаким
эквивалентом5.
Кроме понятия «пошлина» в таможенном
деле существовало понятие «таможенные
сборы». Таможенные сборы включали пошлины,
складочный сбор, канцелярский сбор, сбор
за наложение на товары клейма, сбор за
бандероли и сбор за командирование досмотрщиков
для оформления товаров. Все таможенные
сборы, кроме пошлины, шли таможне.
Важное значение имели таможенные
доходы, т. е. доходы за вычетом на содержание
таможен и органов управления ими.
По мере расширения территории
России увеличивалась протяженность ее
границ, возникали трудности в организации
таможенной службы. Все это требовало
дополнительных усилий для сбора пошлин
и их доставки, что вело к снижению таможенных
доходов. «Собирание таможенных пошлин,
— писал К. И. Арсеньев, — сопряжено с великими
затруднениями по причине пространственных
границ сухопутных, злоупотреблений при
сем многочисленных. Множество чиновников
таможенных истощают казну, вредно для
таможен и тягостно для торговцев. Нет
нигде столько таможен, сколько в России.
Но все их число не в состоянии возбранить
вход запрещенных товаров»6.
Свидетельств о времени возникновения
таможенного обложения товаров пошлинами
на территории нашей страны не сохранилось.
Поскольку в торговле всегда
сопутствовали торговые и проезжие пошлины,
можно предположить, что задолго до образования
Киевского государства восточные славяне
не могли быть в стороне от этих порядков,
и взимание таможенных пошлин служило
в какой-то степени средством укрепления
мощи союзов племен и народов. Система
древнерусских таможенных пошлин была привезена
на Русь, как это утверждают исследователи
таможенного дела, из южных и восточных
стран. Эту систему начали нарушать местные
князья, которые создавали собственные
границы, когда каждый феодал в пределах
своих владений изобретал свою систему
таможенных пошлин.
После объединения вокруг Москвы
близлежащих княжеств к концу XV в. Русское
государство укрепило внешнеполитические
связи со многими государствами Западной
Европы, с Турцией, с Балканскими странами,
что стало новым стимулом для развития
экономических отношений России на мировой
арене. Иван III, Василий III, а затем Иван
IV пытались упорядочить таможенные сборы.
При этом пошлины с иностранцев в фискальных
целях были самыми высокими.
Отдельные сведения о состоянии
торговли, таможенных сборах в XVI —XVII вв. встречаются
в иностранных источниках. Это в основном
воспоминания дипломатов, посетивших
Россию. Записки непосредственных очевидцев событий
раскрывают многие ранее неизвестные
страницы истории, и в том числе о таможенных
сборах. Так, интересные данные о торговле
и таможенных пошлинах в России содержатся
в книге Флетчера «О государстве Русском»,
вышедшей в Лондоне в 1591 г. Книга написана
в жанре воспоминаний. Автор указывает,
что главные центры торговли в России
— Москва, Смоленск, Псков, Великий Новгород,
Старая Русса, Торжок, Тверь, Ярославль,
Кострома, Нижний Новгород, Казань, Вологда.
Значительное место Флетчер отводит анализу
доходов России. Он пишет, что в конце XVI
в. чистый доход от сбора пошлины составлял
1 430 000 руб., другие сборы - 800 000 руб7.
Дальнейшее развитие
таможенная политика России, как об этом
говорилось ранее, получила в Новоторговом
уставе 1667 г. Преследуя фискальные цели
таможенного законодательства, правительство
закрепило в нем идеи меркантилизма,
вследствие чего запрещался ввоз в Россию
предметов роскоши и вывоз из страны
драгоценных металлов и изделий из них.
Пошлины стали взиматься золотыми монетами
и ефимками.
Одним из первых таможенных
мероприятий Петра I был указ 1699 г. о взимании в Архангельске
пошлин с привозимых напитков. Царь указал
таможенным бурмистрам брать пошлины
с питья ефимками «перед прежним с убавкою».
Если станет известно, что напитки привезены
посланникам, заморским представителям,
докторам, московским иноземцам, русским торговым людям,
то ефимки брать сполна неотложно и напитки
пропускать, давая выписки об уплате
пошлин тайно, а если пошлину в ефимках
не возьмут, то эти ефимки брать с бурмистров
«вдвое без пощады». Если ввозилось церковное
вино, то указ предусматривал взимание
пошлины в серебряных
рублях, а если под видом церковного вина
ввозились заморские вина, за которые
надлежало взыскивать пошлину в ефимках,
то оно конфисковывалось, а за подделку
полагалось «бить кнутом нещадно». Петровский
указ продолжал линию накопления иностранной
валюты в стране и суровых наказаний за
контрабанду.
К началу XVIII в. в
Московском государстве законодательно
была закреплена единая таможенная система
пошлин, способствовавшая более организованному сбору таможенных
доходов и решению задач таможенного оформления,
что в условиях оживления торговли обеспечило
совершенствование таможенного механизма
регулирования внешней торговли.
Вместе с тем объективно
назревающие экономические реформы в
государстве Российском, укрепление
рынка, расширение внешнеэкономических
связей потребовали пересмотра таможенного
законодательства как с точки зрения правового
обоснования таможенных процедур, так
и в области их совершенствования и сбора
таможенных доходов.
Таможенная система России
(конец 17 века).
Центральные органы (в Москве).
В уездах – таможенные избы.
На торговых путях – таможенные заставы.
Руководство таможенными органами.
ГЛАВА
2. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ
ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В XVIII В.