Становление таможенной системы в России в 17-18 веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена становлению российской таможенной системы в XVII-XVIII века. Важность этой темы в том, что с каждым годом таможенная система в России приобретает всё большее значение как одна из главных частей внутренней и внешней политики государства. А таможенные органы играют важную роль в стабилизации финансов и защите экономического суверенитета страны. Следовательно, с развитием в нашем государстве рыночной экономики и либерализацией внешней торговли возрастает интерес к истокам таможенного законодательства, тарифной политики, национальной торговли, таможенного управления и обложения.

Оглавление

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В XVII В. 5
1.1. Развитие таможенного нормотворчества 5
1.2. Таможенная реформа середины XVII в. Ее историческое значение. 8
1.3. Принятие Новоторгового устава 1667 года. 10
1.4. Развитие таможенного законодательства в последней четверти XVII в. 13
1.5. Таможенные доходы страны 15
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В XVIII В. 20
2.1. Перестройка управления таможнями. 20
2.2. Завершение таможенной реформы. Введение новых таможенных правил. 22
2.3. Результативность таможенно-тарифной политики. 26
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Курсовая Становление таможенной системы 17-18вв.docx

— 92.68 Кб (Скачать)

По мнению Ордина-Нащокина, для управления торговлей должен быть особый приказ: «Для многих волокит во всех приказах купецких людей пристойно ведать в одном приказе, где Великий Государь укажет своему боярину; этот бы приказ был купецким людям во всех порубежных городах от иных государств обороною и во всех городах от воеводских налог был им защитою и управою. В этом одном приказе давать суд и управу, если купецкие люди будут бить челом на других чинов людей».

В отдельных случаях иностранным купцам выдавались государевы жалованные грамоты, согласно которым они имели право торговать не только в Архангельске, но и в других городах.

Размер пошлины составил: 10 % (гривна с рубля) — с соли, 2,5 % (5 денег с рубля) — с сибирских соболей, привозимых в Москву, и 5 % (10 денег с рубля) — со всех прочих товаров2. 

Пошлина взималась с продавца при продаже. Когда купец продавал свои товары и на вырученные деньги покупал новые, то с него взыскивалась пошлина только за купленные товары. Взималась пошлина при перепродаже.

В соответствии с Новоторговым уставом товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлиной. Ремесленники Москвы продавали свои изделия на площадях без таможенного обложения. «А который человек, живучи на Москве и в городех, всякой на своем городе какой ни есть товар купит, и с тех товаров пошлин не платит по прежнему для того, что живучи все торговые люди с тех торгов Великому Государю в тех городех служат и всякие подати платят; а платят с тех товаров пошлины те люди, которые привозят из иных городов»3.

Товары, продаваемые на вес, облагались 4 %-ной пошлиной (8 денег с рубля), продаваемые не на вес товары — 5 %-ной (10 денег с рубля). Пошлины с продажи были более высокие.

В связи с тем, что русских товаров всегда вывозилось больше, чем ввозилось иностранных, то отпускная пошлина не взималась, но на внутреннем рынке они оплачивались сбором в 5 % цены при продаже.

Оставались правила, согласно которым запрещено было вывозить драгоценные металлы за границу. В частности, ограничивался вывоз драгоценных металлов в другие страны, в первую очередь в Персию, которая имела избыток во многих продуктах и нуждалась, главным образом, в золоте и серебре. Запрет на вывоз драгоценностей был и в других государствах.

К ввозу были запрещены заповедные товары, а также табак из нравственно-религиозных побуждений. По фискальным соображениям вино и сахар были обложены высокими пошлинами, прочие же привозимые товары по торговле с южными странами оплачивались 5 %-ной пошлиной4.

Правила осуществления таможенного контроля рассматривались, прежде всего, как средство поощрения и развития внутреннего производства и пополнения казны, а не регулирования внешней торговли.

Повышение ставок пошлин на иностранные товары можно рассматривать как введение элементов протекционизма. В Новоторговом уставе устанавливались льготы для российских купцов: таможенная пошлина была для них в 4 раза ниже, чем для иноземных торговцев. Цель новых таможенных правил состояла в увеличении вывоза товаров и поиска путей привлечения в казну дополнительных денежных средств и формирования активного торгового баланса России, т. е. осуществление политики меркантилизма, что и было достигнуто в конце XVII в.

Введение в действие положений Новоторгового устава способствовало решению задач образования всероссийского рынка, служило источником пополнения казны и укрепления экономики государства.

Допуская свободный ввоз заграничных товаров в страну, правительство было заинтересовано в расширении торговли России с Западной Европой. В Россию шли драгоценные металлы и другие, необходимые для нее товары.

Таможенные правила стимулировали рост таможенных доходов и развитие народных промыслов.

Историческое значение Новоторгового устава как основы таможенной реформы состояло в том, что были подготовлены условия для осуществления экономических реформ и таможенного дела Петром I и дальнейшего развития России.

    1. Развитие таможенного законодательства в последней четверти XVII в.

Начало разработки нормативных актов по отдельным направлениям таможенного дела содержится в Новоторговом уставе и в многочисленных документах, изданных после выхода его в свет и до конца XVII в. Особенно активно велась нормотворческая работа в последней четверти века.

Условно можно выделить несколько групп нормативных документов, которые существенно дополнили положения устава. Первая посвящена совершенствованию сбора таможенных пошлин. Вторая развивает правовые нормы таможенных отношений с иностранцами. Третья нацелена на сокращение убытков казне, происходящих от недобора пошлин. Четвертая объединяет документы об отмене откупа. Пятая — об ужесточении мер по борьбе с контрабандой и хищениями, применяемыми к лицам различных сословий и званий. Шестая содержит указания о подробном ведении записей в таможенных книгах. Седьмая освещает особенности сбора пошлин в сибирских городах, на Ирбитской ярмарке и в Верхотурье, с товаров, следующих из Китайского государства.

В связи с необходимостью ужесточения борьбы с контрабандой в Именных указах последнего десятилетия XVII в. особо оговаривалось право таможенников осуществлять личный досмотр проезжающих. Так, в Наказе таможенному голове города Верхотурье 1692 г. именем великого государя повелевалось строго следить, чтобы сибирские воеводы, дьяки и другие лица царской администрации не возили с собой в сибирские города никаких товаров сверх нормы, установленной великим государем.

При обыске предлагалось сойти с саней. Осмотр осуществлять можно было таможенному голове и целовальникам. Конфисковывалось все, за исключением меховых изделий, которые покупались на путь следования.

По Именному указу от июля 1698 г. для преграждения пути, по которому незаконно провозились товары в районе Верхотурья по дороге на Казань, высылались команды стрельцов численностью до 30—40 человек. Эти меры вводились в связи с запрещением частным лицам покупать соболи у сибирских жителей. По Именному указу все соболи собирались в царскую казну.

Таким образом, после выхода в свет Новоторгового устава началась активная нормотворческая деятельность государства, направленная на решение задач совершенствования таможенных обрядностей, защиту экономических интересов государства, поиски путей борьбы с контрабандой.

Получив развитие в последней четверти XVII в., таможенное законодательство России сыграло важную роль в совершенствовании правил таможенного оформления товаров, осуществления фискальных задач и способствовало поискам более совершенной таможенно-тарифной политики.

И хотя нормы таможенного права, которыми руководствовались на Руси, не были совершенны, но они положили начало поискам новых форм взаимоотношений таможенников и торговых людей, которые отвечали бы объективному характеру состояния экономики и финансов страны. Новоторговый устав 1667 г. и вышедшие в последующем законодательные акты по таможенному делу прошли проверку на практике и просуществовали около ста лет.

    1. Таможенные доходы страны

Изучение исторического опыта развития таможенного дела показывает, что таможенные пошлины тогда являются эффективными, когда они связаны с производством, с развитием промышленности и экономики в целом, т. е. когда нормально работает механизм регулирования внешней торговли.

Таможенные пошлины — это важнейшее средство таможенно-тарифной политики, это сборы, взимаемые государством с владельцев товаров, привозимых из-за границы, вывозимых за границу и следующих через страну транзитом.

Установление таможенных пошлин преследует две цели: экономическую (покровительство отечественной промышленности) и финансовую (фискальная), связанную с пополнением государственной казны. Но в практике таможенной политики бывало, когда вводились пошлины, преследующие политические цели, хотя фискальная теория таких пошлин не предусматривает.

Это проявляется в запрещении на отпуск или ввоз некоторых товаров при торговле с одними иностранными партнерами, соблюдений режима наибольшего благоприятствования в торговле с другими, а также в установлении разных ставок пошлин на аналогичные товары.

Чем же отличается пошлина от налога? Н. А. Досужков считает, что отличие налога от пошлины состоит в том, что в случае пошлины государство берет сбор с лица, которому оно прямо и непосредственно оказывает известную услугу, а в случае налога такой услуги нет, и пожертвование подданного не вознаграждается никаким эквивалентом5.

Кроме понятия «пошлина» в таможенном деле существовало понятие «таможенные сборы». Таможенные сборы включали пошлины, складочный сбор, канцелярский сбор, сбор за наложение на товары клейма, сбор за бандероли и сбор за командирование досмотрщиков для оформления товаров. Все таможенные сборы, кроме пошлины, шли таможне.

Важное значение имели таможенные доходы, т. е. доходы за вычетом на содержание таможен и органов управления ими.

По мере расширения территории России увеличивалась протяженность ее границ, возникали трудности в организации таможенной службы. Все это требовало дополнительных усилий для сбора пошлин и их доставки, что вело к снижению таможенных доходов. «Собирание таможенных пошлин, — писал К. И. Арсеньев, — сопряжено с великими затруднениями по причине пространственных границ сухопутных, злоупотреблений при сем многочисленных. Множество чиновников таможенных истощают казну, вредно для таможен и тягостно для торговцев. Нет нигде столько таможен, сколько в России. Но все их число не в состоянии возбранить вход запрещенных товаров»6.

Свидетельств о времени возникновения таможенного обложения товаров пошлинами на территории нашей страны не сохранилось. Поскольку в торговле всегда сопутствовали торговые и проезжие пошлины, можно предположить, что задолго до образования Киевского государства восточные славяне не могли быть в стороне от этих порядков, и взимание таможенных пошлин служило в какой-то степени средством укрепления мощи союзов племен и народов. Система древнерусских таможенных пошлин была привезена на Русь, как это утверждают исследователи таможенного дела, из южных и восточных стран. Эту систему начали нарушать местные князья, которые создавали собственные границы, когда каждый феодал в пределах своих владений изобретал свою систему таможенных пошлин.

После объединения вокруг Москвы близлежащих княжеств к концу XV в. Русское государство укрепило внешнеполитические связи со многими государствами Западной Европы, с Турцией, с Балканскими странами, что стало новым стимулом для развития экономических отношений России на мировой арене. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались упорядочить таможенные сборы. При этом пошлины с иностранцев в фискальных целях были самыми высокими.

Отдельные сведения о состоянии торговли, таможенных сборах в XVI —XVII вв. встречаются в иностранных источниках. Это в основном воспоминания дипломатов, посетивших Россию. Записки непосредственных очевидцев событий раскрывают многие ранее неизвестные страницы истории, и в том числе о таможенных сборах. Так, интересные данные о торговле и таможенных пошлинах в России содержатся в книге Флетчера «О государстве Русском», вышедшей в Лондоне в 1591 г. Книга написана в жанре воспоминаний. Автор указывает, что главные центры торговли в России — Москва, Смоленск, Псков, Великий Новгород, Старая Русса, Торжок, Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Вологда. Значительное место Флетчер отводит анализу доходов России. Он пишет, что в конце XVI в. чистый доход от сбора пошлины составлял 1 430 000 руб., другие сборы - 800 000 руб7.

Дальнейшее развитие таможенная политика России, как об этом говорилось ранее, получила в Новоторговом уставе 1667 г. Преследуя фискальные цели таможенного законодательства, правительство закрепило в нем идеи меркантилизма, вследствие чего запрещался ввоз в Россию предметов роскоши и вывоз из страны драгоценных металлов и изделий из них. Пошлины стали взиматься золотыми монетами и ефимками.

Одним из первых таможенных мероприятий Петра I был указ 1699 г. о взимании в Архангельске пошлин с привозимых напитков. Царь указал таможенным бурмистрам брать пошлины с питья ефимками «перед прежним с убавкою». Если станет известно, что напитки привезены посланникам, заморским представителям, докторам, московским иноземцам, русским торговым людям, то ефимки брать сполна неотложно и напитки пропускать, давая выписки об уплате пошлин тайно, а если пошлину в ефимках не возьмут, то эти ефимки брать с бурмистров «вдвое без пощады». Если ввозилось церковное вино, то указ предусматривал взимание пошлины в серебряных рублях, а если под видом церковного вина ввозились заморские вина, за которые надлежало взыскивать пошлину в ефимках, то оно конфисковывалось, а за подделку полагалось «бить кнутом нещадно». Петровский указ продолжал линию накопления иностранной валюты в стране и суровых наказаний за контрабанду.

К началу XVIII в. в Московском государстве законодательно была закреплена единая таможенная система пошлин, способствовавшая более организованному сбору таможенных доходов и решению задач таможенного оформления, что в условиях оживления торговли обеспечило совершенствование таможенного механизма регулирования внешней торговли.

Вместе с тем объективно назревающие экономические реформы в государстве Российском, укрепление рынка, расширение внешнеэкономических связей потребовали пересмотра таможенного законодательства как с точки зрения правового обоснования таможенных процедур, так и в области их совершенствования и сбора таможенных доходов.

Таможенная система России (конец 17 века).

Центральные органы (в Москве).


 

 


 

 

 

 

 


 


В уездах – таможенные избы.


 


На торговых путях – таможенные заставы.

Руководство таможенными органами.


 

 





 

 

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В XVIII В.

    1. Перестройка управления таможнями.

Информация о работе Становление таможенной системы в России в 17-18 веках