Становление таможенной системы в России в 17-18 веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена становлению российской таможенной системы в XVII-XVIII века. Важность этой темы в том, что с каждым годом таможенная система в России приобретает всё большее значение как одна из главных частей внутренней и внешней политики государства. А таможенные органы играют важную роль в стабилизации финансов и защите экономического суверенитета страны. Следовательно, с развитием в нашем государстве рыночной экономики и либерализацией внешней торговли возрастает интерес к истокам таможенного законодательства, тарифной политики, национальной торговли, таможенного управления и обложения.

Оглавление

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В XVII В. 5
1.1. Развитие таможенного нормотворчества 5
1.2. Таможенная реформа середины XVII в. Ее историческое значение. 8
1.3. Принятие Новоторгового устава 1667 года. 10
1.4. Развитие таможенного законодательства в последней четверти XVII в. 13
1.5. Таможенные доходы страны 15
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В XVIII В. 20
2.1. Перестройка управления таможнями. 20
2.2. Завершение таможенной реформы. Введение новых таможенных правил. 22
2.3. Результативность таможенно-тарифной политики. 26
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Курсовая Становление таможенной системы 17-18вв.docx

— 92.68 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная курсовая работа посвящена становлению российской таможенной системы в XVII-XVIII века. Важность этой темы в том, что с каждым годом таможенная система в России приобретает всё большее значение как одна из главных частей внутренней и внешней политики государства. А таможенные органы играют важную роль в стабилизации финансов и защите экономического суверенитета страны. Следовательно, с развитием в нашем государстве рыночной экономики и либерализацией внешней торговли возрастает интерес к истокам таможенного законодательства, тарифной политики, национальной торговли, таможенного управления и обложения.

Актуальность этой курсовой работы заключается в том, что развитие современной российской экономики связано с историей развития таможенного дела, как основного элемента внешнеэкономических торговых отношений. Для того чтобы лучше понимать ныне существующую торговую политику России, её особенности, нужно углубиться в историю становления таможенной системы.

Большое значение в этой работе имеет проблема формирования таможенной системы в России в XVII-XVIII века, потому что на последующем анализе этой проблемы можно усовершенствовать и преумножить опыт наших предшественников в таможенном деле, дабы улучшить современную отечественную экономику и обеспечить ее целостность и безопасность. Целью данной курсовой работы является изучение и анализ таможенной политики Российского государства в период Имперской России в XVII-XVIII веках на основе ее законодательной системы, учитывая экономические, геополитические и социальные факторы.

Здесь стоит выделить следующие задачи:

- исследовать значение  таможенного дела как фактора  воздействия на социально-экономическое  и политическое развитие России;

- исследовать особенности  таможенной политики в данный  период;

- исследовать правовое  регулирование таможенного дела  в Имперской России.

Объектом исследования является таможенная политика России в период с XVII по XVIII века. А предметом - предпосылки становления и ее развития на данном историческом этапе.

В процессе написания курсовой работы использовались следующие приёмы и методы исследования:

- описательный метод был  применен для изложения теоретических  аспектов проблемы;

- метод сравнения и  анализа позволил произвести  диагностику объекта исследования;

- системный подход был  использован для обобщения полученных  результатов и выявления их  логической взаимосвязи.

Степень разработки проблемы становления таможенной политики России в XVII-XVIII веках видна в публикациях Таможенного Кодекса Таможенного Союза и других нормативно-правовых актах, связанных с таможенным делом.

 

 

 

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В XVII В.

    1. Развитие таможенного нормотворчества

Царские грамоты о таможенном сборе, доходе, об освобождении от таможенных пошлин, специальные таможенные грамоты о пошлинах для иностранных купцов, об отдаче на откуп – все эти многочисленные документы, связанные с таможенной политикой, дошли до наших дней. В них отслеживается возрастание роли великого князя, а затем московского царя в решении таможенных дел.  

На основании этих документов можно сделать вывод, что к концу XVI в. в государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуются правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы, однако во всей этой системе еще слишком много недостатков. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти. Это нововведение является для них обязательным и юридически закрепляет их права и ответственность.

Был утвержден ряд грамот: «О сборе гостиной и полавочной пошлины в Великом Новгороде на Торговой стороне» (1577), «О сборе явчей, пятенной и привязной пошлины в Великом Новгороде» (1586), «О сборе померной и покоренной пошлины в Великом Новгороде» (1587), где упорядочивались правила о сборе пошлин. Их содержание свидетельствует о том, что в государстве складывались таможенно-правовые нормы, определяющие условия применения к субъекту мер государственно-распорядительного характера, обязательных для исполнения, и осуществлялось упорядочение таможенных формальностей.

В этих грамотах подробно был описан порядок действий и правил для таможенников и лиц, прибывающих на торги, а для тех, кто не выполнял требования грамот, устанавливались меры наказания (например, штраф за контрабанду).

Защита экономических интересов государства усиливалась с каждым годом. Свидетельством этому явилась царская грамота новгородским воеводам князю Пожарскому и Глебову 1629 г. «О дозволении производить со Шведскими подданными торг по обе стороны границы в городах и о запрещении торговать в селах и деревнях». Из названия грамоты видно, что в городах легче ставить под контроль торговлю с иностранцами. Главное было в том, чтобы государство не теряло пошлины и не несло убытки.

Таможенные грамоты русских царей были основой правового регулирования деятельности таможен. Направление грамот в таможни практиковалось в связи со злоупотреблениями со стороны таможенников, с целью руководства деятельностью таможенных органов.

В таможенной грамоте, как правило, говорится, что таможенники не должны допускать волокиту и что они не могут задерживать торговых людей, уплативших пошлину.

Положения таможенной грамоты устанавливали правовые нормы регулирования отношений таможенных и торговых людей и предусматривали наказания за злоупотребление властью и превышение своих полномочий.

Ход экономического развития Московского государства требовал дальнейшего совершенствования таможенной системы, которая к середине XVII в. оставалась практически функцией удельных князей. Государственный аппарат нуждался в решении задач создания единой таможенной территории, единых таможенных правил сбора пошлин и осуществления таможенных формальностей.

Значительную роль в решении этой задачи сыграло Соборное уложение 1649г., где глава IX «О мытах и о перевозах и о мостах. А в ней 20 статей» была посвящена таможенным вопросам. Это был первый общегосударственный документ, который в законодательстве России в XVII в. занимал ведущее место среди других правительственных актов, посвященных таможенному делу.

В законе закреплялись специальные таможенные привилегии для господствующего класса и служилых людей.

В других нормах был установлен порядок беспошлинного провоза крестьянами, товаров для личного пользования. К служителям таможни, которые не соблюдали установленный порядок, применялись санкции в виде тройной уплаты и предания суду. Предусматривались наказания и тем, кто злоупотреблял своими правами (московских чиновников, городовых дворян, детей боярских и иноземных) и пытался провозить товары торговых и других чинов людей.

В Соборном уложении обращается внимание на содержание дорог, мостов и переправ. Исполнение этих обязанностей возлагалось на владельцев земель, через которые перемещались товары. Запрещалось вводить дополнительно к установленному ранее мыту и другие пошлины. Помещикам и вотчинникам предписывалось также поддерживать в исправности паромы и переправы, не разрешалось создавать новые дороги вместо старых, если это не было выгодно для торговых людей.

Таким образом, этот документ способствовал образованию всероссийского рынка и развитию торговли.

Дальнейшее развитие таможенного законодательства было связано с необходимостью осуществления таможенных реформ, установлением единого порядка оформления товаров и единой таможенной территории, защитой интересов российских торговых людей от произвола и притеснения иностранных купцов.

Главное же состояло в том, что экономическое развитие страны, внешняя и внутренняя торговля были невозможны без создания условий для развития всероссийского рынка.

В совершенствовании нуждалась законодательная система таможенного дела. Тормозом экономического развития страны стало таможенное обложение.

Все изложенное привело к осуществлению ряда правовых основ таможенного дела в период таможенной реформы.

    1. Таможенная реформа середины XVII в. Ее историческое значение.

В XVII в. росту внутренней торговли в России способствовала специализация мелкотоварного ремесленного производства, промыслов и сельского хозяйства. Появились такие крупные торговые центры, как Архангельск и Астрахань.

Таким образом, в России началось накопление капитала в сфере торговли, что позволило расширить обмен товарами между отдельными регионами. Рост экономических связей укреплял политическое единство государства, но происходящие в стране позитивные процессы тормозились отсутствием всероссийского рынка, единой государственной таможенной системы и правового обоснования таможенных процедур на всей территории страны. Экономика не выходила за рамки народных промыслов, а внешнеторговые связи в большинстве случаев контролировались иностранцами, которые не выполняли установленные таможенные правила и препятствовали торговле местных купцов.

В стране назрела необходимость таможенной реформы. В Соборном уложении 1649 г. были изложены нормы, предшествующие реформированию таможенного дела.

Именной указ с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по сколько взято и с каких товаров»1, подписанный 25 октября 1653 г. Алексеем Михайловичем, царем Московским стал началом таможенной реформы.

Документ предусматривал обложение всех торговых сделок единой таможенной пошлиной. Сумма пошлины составляла 5 % от цены товара (10 денег — 5 копеек с рубля). Эта пошлина значительно превышала имевшиеся ранее торговые пошлины и по замыслу составителей документа должна была компенсировать казне потери от отмены большинства мелких пошлин.

Здесь прослеживается действие государства, которое забирало часть прибыли торговца. Порядок сбора пошлин был следующим. Пошлина делилась на две части. Первая — пошлина с денег, на которые покупаются товары для последующей продажи, она составляла 2,5 % от общей суммы покупки. Вторая часть пошлины оплачивалась при продаже этого товара и также составляла 2,5 %. Следовательно, общая уплаченная сумма составляла 5 % от стоимости товара и была равна обыкновенной торговой пошлине. В данном случае перекупщик и купец находились в равных условиях. Здесь проявилась норма взимания пошлины с покупателя, который приобретал товар не с целью пользоваться им, а с целью продать его.

Сбор пошлины в одинаковом размере, как с привозных, так и с местных товаров, с приезжих и с местных жителей делал возможности участников торговли равными, устранял препятствия, вызванные дифференциацией пошлин. Пошлина не бралась с провоза денег. Торговым чинам запрещалось утаивать товары от обложения пошлинами, утаивать деньги, которые предназначены для покупки товаров на продажу, а также занижать на них цены. Именной указ требовал, чтобы все товары и деньги были предъявлены таможне. При расчете цены пошлины не разрешалось ставить цену на товар выше покупной. За нарушение этих требований предусматривалось наказание, в том числе и для торговых людей, которые не предъявили всего товара для досмотра или занижали его цену. Правительство за сокрытие таможенных платежей строго взыскивало с виновных. Служители таможни имели право в случае утаивания товара проводить обыск.

Согласно указу допускалась торговля иностранных купцов, но только в отведенных для этого местах. Пошлина для иностранцев составляла 6 % (2 алтына — 12 денег или 6 копеек) и подорожные подати при перемещении товаров в городах России.

При вывозе русских товаров за границу с иностранцев брали пошлину 4 деньги с рубля — всего 2 таможенный налог. Льготные таможенные пошлины устанавливались для купцов Греции и Персии (всего 1 %).

Облагались пошлиной соль, пушнина и другие товары. В частности, на соль устанавливалась 10 % таможенная пошлина. С соболей, мягкой рухляди и рыбы также взималась рублевая пошлина, т. е. с цены товара.

Предусматривались пошлины и за хранение товаров.

Устанавливалась пошлина на мелкий товар, лес и животных. Она бралась с прямой продажной цены и составляла, как и обыкновенная торговая пошлина, по 10 денег с рубля, т. е. .5 %. При этом отменялись все другие местные мелкие пошлины, связанные с этими товарами.

    1. Принятие Новоторгового устава 1667 года.

Завершением первого этапа таможенной реформы явилось принятие Новоторгового устава 1667 г. Таможенная реформа продлилась до середины XVIII в., до ликвидации внутренних пошлин. Её завершение было закреплено в Уставе таможенном 1755 г. Он стал поворотным пунктом в истории таможенного дела. В него вошли статьи, как о внешних, так и о внутренних таможенных сборах, об устройстве таможен и таможенных формальностях. В исторической литературе этот законодательный акт был назван первым Таможенным уставом России. Подготовка Новоторгового устава осуществлялась под руководством А. Л. Ордина-Нащокина.

Устав рассматривал торговлю как государственное дело, развитию которого должны уделить внимание, как торговые люди, так и те, кто производит товары. При этом следует учесть, что в Новоторговый устав полностью вошел в Именной указ от 25 октября 1653 г.

В Новоторговом уставе был описан порядок организации торговли в Архангельске. Этому вопросу посвящено более 50 статей. Вводилось правило, согласно которому иноземцы должны торговать только с купцами того города, куда приедут для торговли. Московским купцам разрешалось торговать любыми товарами с иноземцами во всех порубежных городах и на ярмарках.

Пошлины в портовых и пограничных таможнях, согласно указанному документу, делились на ввозные и отпускные, внутренние — на рублевые, перекупные и различные сборы.

Устанавливался порядок торговли иностранцами в порту и приграничных городах. Особенное внимание обращалось на необходимость досмотра приезжих из-за рубежа торговых людей.

Таможенному голове вменялось в обязанность отслеживать качество заграничных товаров, наличие на них фабричного клейма на тот случай, если товар окажется некачественным, «...огласить приговор воровскому мастеру и отослать с бесчестием с ярмарки». Особое внимание обращалось на контроль над привозом ювелирных изделий: жемчуга, драгоценных камней и др.

Информация о работе Становление таможенной системы в России в 17-18 веках