Становление таможенной системы в России в 17-18 веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена становлению российской таможенной системы в XVII-XVIII века. Важность этой темы в том, что с каждым годом таможенная система в России приобретает всё большее значение как одна из главных частей внутренней и внешней политики государства. А таможенные органы играют важную роль в стабилизации финансов и защите экономического суверенитета страны. Следовательно, с развитием в нашем государстве рыночной экономики и либерализацией внешней торговли возрастает интерес к истокам таможенного законодательства, тарифной политики, национальной торговли, таможенного управления и обложения.

Оглавление

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В XVII В. 5
1.1. Развитие таможенного нормотворчества 5
1.2. Таможенная реформа середины XVII в. Ее историческое значение. 8
1.3. Принятие Новоторгового устава 1667 года. 10
1.4. Развитие таможенного законодательства в последней четверти XVII в. 13
1.5. Таможенные доходы страны 15
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В XVIII В. 20
2.1. Перестройка управления таможнями. 20
2.2. Завершение таможенной реформы. Введение новых таможенных правил. 22
2.3. Результативность таможенно-тарифной политики. 26
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Курсовая Становление таможенной системы 17-18вв.docx

— 92.68 Кб (Скачать)

К середине XVIII в. таможенное дело осуществлялось централизованно и на основе единой таможенной политики. Основные идеи, заложенные в законодательных документах на первом этапе таможенной реформы, были реализованы и получили дальнейшее развитие. Этому способствовали указы государства, направленные на переустройство управления страной, упорядочение губернских учреждений, административных, финансовых и судебных органов, установление казенных цен на товары, отмена отпусков, введение росписи доходов и расходов, издание манифеста по борьбе с взяточничеством.

Правящие круги России начали склоняться к фритредерским воззрениям. Тариф 1757 г. также колебался между фритредерством и протекционизмом.

В последующем тариф формировался под влиянием Екатерины II, которая исходила из учения физиократов о том, что «земледелие есть первый и главный труд, к которому людей поощрять должно, второй есть рукоделие из собственного произращения». Наиболее дорогие товары с целью сокращения контрабанды были обложены незначительными пошлинами, но это привело к тому, что тариф не способствовал развитию и защите национальной промышленности России.

Дальнейшая либерализация таможенной политики, заложенная в указе 1767 г. и манифесте 1775 г., способствовала развитию предпринимательства в России.

На таможенную политику России в этот период влияли внешнеполитические акции иностранных государств, их стремление затормозить развитие экономики России и воспрепятствовать расширению торговли.

В 1796 г. таможенный доход страны составил 7 млн 500 тыс. руб., а в 1802 г. поступления в Государственный банк от таможни достигли 8 млн 750 тыс. руб.

Документы и материалы по таможенному делу свидетельствуют о том, что таможенная политика в это время отличалась непоследовательностью и нестабильностью. Подчас решение того или иного вопроса и принятие правительственного документа зависело от отдельных лиц, далеких от понимания механизмов таможенного дела. В формировании таможенной политики довлела потребность увеличения фискальных сборов.

Финансовое положение России как в начале царствования Екатерины II, так и в последующем находилось в критическом состоянии. Податью обложено было все, что только можно обложить ею, даже длинные бороды мужские, которые должны были платить за право выезда за городскую заставу. Собирали эти подати огнем и мечом, при помощи военных экзекуций и утонченных пыток, выработанных опытом многих веков.

Принцип «с чего бы ни брать, только бы брать» стал лозунгом финансовой системы XVIII в. По мнению И. М. Чечулина, система доходов в царствование Екатерины II преследовала исключительно фискальные цели. Екатерина II и не думала о развитии промышленности.

На первый план в наполнении казны выходили откупные суммы с продажи питей (спиртного), которые из года в год повышались. Важной статьей явились таможенные доходы, которые заняли второе место после питей (спиртного). По сведениям В. О. Ключевского, прямые налоги за период правления Екатерины II возросли в 3 раза, доход с питей — в 6 раз, таможенные доходы утроились.

Важным средством пополнения доходов был государственный кредит. В 1768 г. был открыт Ассигнационный банк с разменным фондом в миллион рублей. В России впервые начали выпускать бумажные деньги. В начале они пользовались доверием, но к концу века курс ассигнационного рубля снизился на рынке до 50 металлических копеек. Всего бумажных денег было вылущено на 150 млн руб.

В 90-е годы XVIII в. внешний долг России составил 44 млн руб., внутренний — до 82,5 млн, при государственном бюджете в 68 млн руб. А Долги России составили четыре бюджетных года. Они «ложились тяжелым бременем на будущее поколение», — писал В. О. Ключевский.

Задолженность России была следствием, прежде всего активной внешней политики, борьбы за естественные границы и расширение российских земель.

Значение достижений Екатерины объяснялось тем, что видное участие в них имел питейный доход, который в продолжение царствования увеличился почти вшестеро и к концу его составил почти третью часть всего бюджета доходов. Притом Екатерина оставила более 200 млн. долга, что почти равнялось доходу последних 3,5 лет царствования».

Заботой государства оставалась охрана границы, как в политическом, так и в таможенном отношении. Острота вопроса объяснялась тем, что граница практически была открыта для контрабандистов. Форпосты находились друг от друга на значительном расстоянии, их охрана, состоящая из престарелых гарнизонных солдат и малороссийских казаков, не справлялась с возложенными на них задачами. Ответственные за задержание контрабанды, офицеры и надзиратели нередко находились в сговоре с контрабандистами и помогали им в тайном провозе товаров. Контрабанда шла через западные рубежи государства широким потоком.

Узнав, что задержанная контрабанда лишь маленькая толика огромной массы товаров, уплывающих за рубеж и ввозимых в Россию мимо таможен, Екатерина II повелела Сенату подготовить закон о создании специальной таможенной стражи, главная цель которой состояла бы в закрытии границ и задержании контрабанды. Так родился указ Екатерины II от 10 октября 1782 г., объявленный во всенародное известие. Он гласил: «В Именном ея Императорского Величества Указе, данном Сенату в 27 день минувшего сентября за подписанием собственной ея Величества руки, написано: «Употребленная до сего времени средства к уменьшению потаенного провоза товаров через границы НАШИ, и к удобнейшему открытию таковых покушения не были к тому достаточны; большая же часть оных обращалась единственно в напрасный казне убыток, и в тягость людей на стражу престарелых из гарнизонов, с коих силами подобное проездов пограничных охранение немало согласовать не может. По многом разыскание всего того, что может способствовать лучшим образом прекращение таковых злоупотреблений, Мы предпочли учредить по границе нашей особую таможенную цепь и стражу, на следующих основаниях»

В каждой пограничной губернии, где находились портовые или пограничные таможни, учреждалась пограничная таможенная стража. Она состояла из таможенных объездчиков и пограничных таможенных надзирателей. На реках и озерах планировалось иметь большие гребные суда.

Таможенные объездчики принимались на службу на добровольных началах по контрактам, со свидетельствами и поручительством советников Казенной палаты по делам таможенным и с документами с тех мест, где они служили или проживали. Место пребывания таможенных объездчиков определялось на дорогах или тропинках. На каждые десять верст границы полагалось два таможенных объездчика.

Указ предписывал всем жителям селений в случае необходимости оказывать помощь таможенным пограничным служащим при поимке беглецов или лиц, которые провозят запрещенные товары. В случае требования исправники и городничие обязаны были под угрозой «отрешения от должности и наказания» содействовать таможенно-пограничной страже.

В обязанности советника таможенных дел Казенной палаты входило - трижды в год объезжать состоящую в ведомстве палаты пограничную стражу, обращая внимание на строгое исполнение указанного порядка; насколько возможно чаще посещать таможню, обращая особое внимание на досмотр и отправление товаров, а также на поведение таможенных служащих; устранять замеченные недостатки и неумышленные ошибки; за выявленные на таможнях непорядки и преступления, допущенные лицами таможенной службы, последних привлекать к суду и наказывать без «послабления».

Указ разрешал белорусским и польским помещикам и их людям, имеющим владения в пограничных районах России и соседних странах, свободный проезд не только через таможню, но и через заставу, где таможенный пограничный надзиратель был обязан провести досмотр. Указ Екатерины II положил начало устройству охраны границы на основе контроля по всей ее протяженности. Росло число таможен.

На рубеже XVIII—XIX вв. активно развивались таможенные органы. Значительный вклад в их строительство внес А. Н. Радищев, работавший в Коммерц-коллегии. Благодаря российскому правительству, продолжалось дальнейшее приращение территории империи, развитие торговли и таможенного дела. Эти успехи были бы более весомы, если б Россия встала на промышленный путь развития.

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

В данной работе важное значение имеет проблема формирования таможенной системы в России в XVII-XVIII века.

Так, к середине XVII века таможенная система Московского государства требовала дальнейшего совершенствования и развития, так как в основном только удельные князья занимались вопросами таможенного дела. Необходимо было создать единую таможенную территорию, единые правила сбора пошлин и таможенного оформления.

Соборное уложение 1649 года содержало в себе решение этих проблем. Это был общегосударственный документ, который имел первостепенное значение среди других документов, посвященных таможенному делу. В нем были установлены специальные таможенные привилегии для господствующего класса, порядок беспошлинного провоза товаров и порядок сбора пошлин; в уложении обращалось внимание на содержание дорог, мостов и переправ. Соборное уложение способствовало развитию торговли и образованию всероссийского рынка.

Тем не менее, законодательная система таможенного дела по-прежнему нуждалась в совершенствовании, а таможенное обложение тормозило экономическое развитие страны. Все это привело к таможенной реформе середины XVIII века.

Благодаря появлению таких крупных торговых центров как Астрахань и Архангельск в России началось накопление капитала в сфере торговли, начался обмен товарами между регионами. Однако все еще отсутствовал всероссийский рынок, единая таможенная система и правовое обоснование таможенных процедур; в экономике преобладали народные промыслы, а почти все внешнеторговые связи контролировались иностранцами.

Именной указ с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием, по сколько взято и с каких товаров», подписанный 25 октября 1653 г. Алексеем Михайловичем, царем Московским стал началом таможенной реформы. В нем предусматривалось обложение торговых сделок единой пошлиной; появились определенный порядок сбора пошлин и специальные правила для торговли иностранных купцов.

Продолжил таможенную реформу Новоторговый устав 1667 года, который стал поворотным пунктом в истории таможенного дела. В нем были прописаны внешние и внутренние таможенные сборы, устройство таможен. Устав рассматривал торговлю как государственной дело, которая требует к себе особого внимания. Он позволил укрепить экономику государства; способствовал решению задач образования всероссийского рынка.

В последней четверти XVII века Новоторговый устав был значительно улучшен. В нем появились усовершенствованные нормативные документы о сборе таможенных пошлин; о нормах таможенных отношений с иностранцами; о сокращении убытков в государственной казне, происходящих от недобора пошлин; об ужесточении мер по борьбе с контрабандой; о подробном ведении записей в таможенных книгах. Все это способствовало изменению таможенного законодательства страны в лучшую сторону и положило начало поиска новых форм взаимоотношений таможенников и торговых людей.

Таким образом, к началу XVIII века в России сформировалась единая таможенная система пошлин, которая способствовала их полноценному сбору и оформлению товаров. Таможенный механизм регулирования внешней торговли был улучшен. Но было необходимо снова пересмотреть таможенное законодательство в связи с укреплением рынка, появлением новых реформ в торговой политике, расширением внешнеэкономических связей. Поэтому на тот момент правительство стремилось к централизации таможенных доходов.

Стоит отметить, что Крымский полуостров играл важную роль во внешних связях после присоединения к России; так же расширялась торговля с народами Сибири. А увеличение российских территорий, образование новых торговых путей, потребность в изменении таможенно-тарифного регулирования - всё это оказало влияние на структуру управления таможен.

Во второй половине XVIII века ясно просматривается уклон таможенной политики в европейскую сторону.

В Уставе таможенном 1755 года начались цивилизационный подход к решению таможенных задач и формирование новой таможенной системы.

Исходя из этого документа, виден прогрессивный шаг в российском законодательстве. Принятые в нем законы открыли беспрепятственное перемещение товаров по территории страны и способствовали укреплению всероссийского рынка, развитию внутренней и внешней торговли. Данный устав отменял все раннее изданные документы, связанные с торговлей и таможенным делом. Основные пункты устава посвящены:

  1. Обязанностям таможен;
  2. Порядку внутренней торговли;
  3. Образованию суда на ярмарках для разбора купеческих споров;
  4. Введению паспортной системы для торговых людей;

Принятие Устава таможенного 1755 г. упорядочивало таможенную службу и таможенный контроль, а также создавало правовую основу для таможенного дела.

При Петре I таможенное дело стало механизмом регулирования внешней торговли, которая была тесно связана с экономикой. Коммерц-коллегия занималась таможенно-тарифной политикой. Она видела необходимость в укреплении российских границ для борьбы с контрабандой. Так же по инициативе Петра I начал действовать протекционистский тариф. Он увеличивал конкуреноспобность российской промышленности, но вместе с тем способствовал увеличение контрабанды. Поэтому Сенатом было принято решение открыть доступ иностранным товарам.

В первой половине XVIII века многочисленные внутренние таможни, таможенные сборы и таможенные процедуры препятствовали формированию таможенной политики, которая строилась с учетом дальнейшего развития внутренней и внешней торговли.

К середине XVIII в. таможенное дело осуществлялось централизованно и на основе единой таможенной политики. Основные идеи, заложенные в законодательных документах на первом этапе таможенной реформы, были реализованы и получили дальнейшее развитие. Этому способствовали указы государства, направленные на переустройство управления страной, упорядочение губернских учреждений, административных, финансовых и судебных органов, установление казенных цен на товары, отмена отпусков, введение росписи доходов и расходов, издание манифеста по борьбе с взяточничеством.

Информация о работе Становление таможенной системы в России в 17-18 веках