Современные виды кооперации в цивилизованном пространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть виды кооперации и их место в цивилизованном пространстве.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и виды кооперации.
2. Изучить межхозяйственную кооперацию и направления ее развития.
3. Выявить современные виды кооперации в цивилизованном пространстве.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и виды кооперации 4
2. Межхозяйственная кооперация и направления ее развития 15
3. Современные виды кооперации в цивилизованном пространстве 20
Заключение 28
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Контрольная Кооперация.doc

— 359.50 Кб (Скачать)

При этом важную роль будет играть восстановление исходных принципов кооперации. К их числу следует отнести [2]:

-      добровольность участия в кооперации, обусловленная ее объективной необходимостью;

-      обоснованный подход к выбору направлений и форм кооперирования;

-      обеспечение высоких экономических интересов кооперированного формирования в целом и каждого участника в отдельности;

-      сохранение хозяйственной самостоятельности предприятий с соблюдением демократических принципов управления   кооперированным производством;

-      достижение более высокой эффективности от совместной деятельности на основе кооперации по сравнению с индивидуальной деятельностью.

Эти  принципы должны лежать в основе  аграрных преобразований и возрождения кооперации в агропромышленном комплексе на современном этапе.

Развитие направлений и форм межхозяйственной кооперации зависит от того, насколько в той или иной отрасли может осуществляться углубление разделения труда, концентрация отдельных стадий производства в обособленных самостоятельных предприятиях с последующим налаживанием кооперативных производственно-экономических связей между ними.

Например, зерновое хозяйство, имея достаточно высокий уровень индустриализации, может успешно развиваться в одном хозяйстве, не выходя на межхозяйственную основу. В то же время здесь возможно и целесообразно выделение специализированного семеноводства с углублением специализации семеноводческих хозяйств на производстве отдельных видов семян зерновых. К кооперации с ними целесообразно подключать селекционные центры, экспериментальные базы, а также создавать специализированную базу чистки,  сушки, хранения семенного материала и реализации его товарным хозяйствам. Развитие данного процесса  может осуществляться поэтапно с одновременным расширением межхозяйственных связей.

В скотоводстве четко выделяются три самостоятельные стадии: производство молока и репродукция телят, выращивание ремонтного молодняка, выращивание и откорм сверх ремонтного молодняка на мясо. Технологическая стадия производства говядины, в свою очередь, может расчленяться на подстадии или фазы выращивания телят (до 6 мес.), доращивания (до 1 года), заключительного откорма (12-18 мес.), которые могут быть сосредоточены в специализированных хозяйствах, и функционировать на основе кооперации по обмену видами деятельности.

Развитие межхозяйственной кооперации в различных отраслях зависит от степени научно-технического и технологического прогресса, возможности организации крупномасштабного производства в рамках одного хозяйства или совместными усилиями нескольких предприятий. К примеру, при создании и функционировании крупных свиноводческих комплексов, имеющих законченный цикл производства, целесообразна кооперация финансовых ресурсов ряда хозяйств на их строительство, и зерновых ресурсов для кормообеспечения.

С учетом специфики отраслей и видов деятельности могут иметь  место следующие направления развития межхозяйственной кооперации [4]:

- на основе долговременных устойчивых производственно-экономических связей, базирующихся на принципах купли-продажи. В этом случае готовая продукция одного предприятия может служить средством производства для другого предприятия (репродукторное молочное хозяйство обеспечивает хозяйство по производству говядины откормочным молодняком, семеноводческое – группу товарных предприятий семенами и т.д.);

- на основе добровольного сотрудничества и объединения финансовых, материальных и трудовых усилий по созданию на кооперативной основе совместных производств, служб и других видов производственной и непроизводственной деятельности. В этом случае создаются межхозяйственные предприятия и организации;

- на основе добровольного договорного сотрудничества ряда хозяйств, кооперирующихся с целью производства одного или нескольких видов продукции, получаемых в результате разделения труда между ними и координации совместной деятельности. По этому направлению создаются различные виды производственных объединений.

3. Современные виды кооперации в цивилизованном пространстве

 

Современная кооперация отличается от кооперативных форм XIX-XX вв. Основанная на разделении труда (специализации) кооперация подразумевает совместную предпринимательскую деятельность нескольких субъектов хозяйствования, как в сфере крупного, так и мелкого бизнеса, которая способствует снижению издержек производства и позволяет повышать конкурентоспособность участников кооперации. В настоящее время в экономике развитых стран действует более 120 видов и разновидностей кооперативов: аутсорсинг, субконтрактинг, франчайзинг, промышленные кластеры, совместное производство, поставка комплектующих и оборудования для предприятий и др. [2].

Наиболее распространенными видами кооперации являются аутсорсинг, субконтрактинг, франчайзинг.

Аутсорсинг – это передача на договорной основе непрофильных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническим оборудованием. Работа компаний в системе аутсорсинга носит длительный характер и обеспечивает бесперебойную работу отдельных систем и инфраструктуры. В зависимости от целей и задач компании, от сферы ее деятельности процессы, которые передаются сторонним организациям, отличаются друг от друга. К наиболее востребованным отраслям, в которых распространена работа аутсорсеров, относятся: оказание рекламных услуг; бухгалтерский учет и расчет налогов; юридическое обеспечение деятельности; управление персоналом; информационные системы и управление базами данных; управление транспортом, его техническое обслуживание и ремонт и др. Данный вид кооперации подразумевает не только процесс передачи на сторону работ и услуг, но и ответственность за их выполнение. Компания-заказчик не имеет никакого отношения к организации труда в компании-исполнителе [11].

Практика хозяйствования кооперативов данного вида продемонстрировала его реальные преимущества [12]:

- сокращение издержек компании за счет делегирования непрофильных функций;

- освобождение денежных средств в связи с прекращением их вложения во второстепенные функции;

- фокусирование внимания на  основных целях бизнеса;

- возможность привлечения высококвалифицированных специалистов в узкой области и получения доступа к новейшим технологиям;

- наличие должной ответственности компании-исполнителя за качество выполнения работ.

Вместе с тем, компании, использующие в работе принцип аутсорсинга, подвергаются риску в связи с:

- вероятностью передачи излишнего  числа функций сторонним фирмам (поставщикам услуг);

- лишением части собственных  ресурсов и возможностей;

- возможностью утечки информации и появлению нового конкурента, использующего опыт и знания компании.

Для сокращения негативных эффектов предприятию необходимо постоянно совершенствовать свое производство, отслеживать производственные операции аутсорсеров и немедленно принимать меры при возникновении проблем.

Первооткрывателями аутсорсинга в России стали частные охранные предприятия (ЧОПы), позволившие сотням предприятий качественнее и профессиональнее защищать объекты собственности по сравнению с деятельностью нескольких малопрофессиональных штатных охранников. [4]

В настоящее время аутсорсинг получил широкое распространение и применяется практически во всех сферах хозяйственной деятельности. Так, Министерство сельского хозяйства Пермского края в 2009 г. инициировало проект «B2B-agro», или «Бизнес для агробизнеса», целью которого является совершенствование бизнес-процессов в АПК посредством аутсорсинга. Реализация проекта направлена на привлечение в АПК специалистов новой формации, которые будут работать на условиях аутсорсинга; формирование спроса на аутсорсинговые услуги; создание механизма взаимодействия участников системы обеспечения сельскохозяйственных организаций кадровыми ресурсами на принципах аутсорсинга. Реализация данного проекта способствует созданию специализированных фирм, которые на договорных началах могут оказывать сельхозпроизводителям помощь в различных сферах деятельности. При этом сельскохозяйственные организации могут получить субсидии на возмещение части затрат на оплату по договорам оказания аутсорсинговых услуг в области растениеводства, животноводства, бухгалтерии, юриспруденции и экономики. Обязательным условием для получения субсидии является заключение договора между сельхозтоваропризводителем и фирмой (поставщиком услуг) на оказание аутсорсинговых услуг. В ходе реализации проекта в 2009 г. 15 сельскохозяйственных организаций Пермского края получили субсидии [5].

Заключенные договоры показывают, что на сегодняшний день самыми востребованными профессиями на рынке агроаутсорсинга являются ветеринар, бухгалтер и агроном.

Применение данного вида кооперации позволит товаропроизводителям сконцентрировать свою деятельность в сфере непосредственного производства сельхозпродукции.

К наиболее распространенному виду кооперации можно отнести субконтрактинг. Его можно охарактеризовать как начальный вид кооперации, в ходе которого одно предприятие (контрактор) поручает другому (субконтрактору) осуществить изготовление некоторой продукции (деталей, комплектующих, НИОКР) в соответствии с предъявленными требованиями. Такое сотрудничество позволяет обеспечить высокую эффективность производства благодаря рациональному использованию имеющихся ресурсов.

Данный вид кооперации получил широкое распространение в промышленности в таких секторах как машиностроение, металлообработка, электротехника, электроника, производство компонентов, деталей, узлов производственного назначения. В основе субконтрактной системы организации производства должна лежать работа по заказу. Нельзя назвать субконтрактными отношениями закупку одним производителем у другого партии комплектующих для дальнейшей сборки. Но если эти же комплектующие одна фирма закажет у другой, и фирма-поставщик специально изготовит партию деталей для фирмы-заказчика, то в этом случае можно говорить о субконтрактных отношениях между двумя предприятиями [3].

В качестве контрактора (заказчика), как правило, выступают головные сборочные предприятия. Субконтракторами (поставщиками) являются специализированные предприятия малого и среднего бизнеса.

Анализ предприятий, работающих в рамках данного вида кооперации, позволяет выделить ряд преимуществ для обоих партнеров. Для заказчика это:

- оптимальное использование имеющихся  ресурсов;

- сокращение себестоимости конечной продукции за счет снижения себестоимости поставляемых комплектующих;

- концентрирование внимания на  выпуске конечной и разработке  новой продукции.

Поставщику работа на принципах субконтрактинга дает преимущества в виде:

- расширения рынка сбыта;

- увеличения уровня загрузки производственных мощностей;

- гарантии занятости рабочих  предприятия;

- возможности работать с несколькими заказчиками одновременно;

- стимула к совершенствованию выпускаемой продукции из-за растущей конкуренции.

Вместе с тем компании, использующие в своей работе данный вид кооперации, могут столкнуться с такими проблемами как:

- недобросовестное выполнение партнерами своих обязательств: (несвоевременная поставка или поставка некачественной продукции; манипулирование ценой после выполнения заказа; несвоевременная оплата готовой продукции);

- отказ от исполнения принятого  заказа;

- отсутствие согласованного порядка  приема продукции и др.

Подобные негативные явления могут быть устранены с помощью грамотного оформления договора, в котором четко определены права и обязанности сторон.

Для стимулирования работы малых и средних предприятий на условиях субконтрактинга могут использоваться государственные заказы. Так, например, в Ульяновской области основными отраслями промышленности, работающими в рамках субконтрактинга, являются машиностроение и металлообработка.

В области машиностроения из 4200 комплектующих, необходимых для изготовления автомобиля УАЗ, на предприятиях Ульяновска делается 712 изделий (17%). Разнообразие сырья и особенности конструкции машин способствуют кооперации между машиностроительными заводами, такими как «Димитровградский автоагрегатный завод», «Автодеталь-Сервис» и др., а также предприятиями смежных отраслей промышленности, производящими металл, пластмассу, резину, ткани, стекло, краску, лаки, кожу.

Большую часть конструкционных материалов и изделий Ульяновская область получает из других экономических районов, а также из республик и областей Поволжья [7].

Чтобы облегчить поиск крупным предприятиям субконтракторов, стремящихся обеспечить себя заказами, были созданы региональные центры субконтрактации. В их работе можно выделить следующие функции:

1) привлечение и размещение кооперационных заказов;

2) поиск и квалификационный отбор партнеров по кооперации;

3) повышение конкурентоспособности на рынке субконтрактных поставок (маркетинг, формирование баз данных, конкурентный анализ, проведение организационных мероприятий по совершенствованию деятельности субконтрактного предприятия);

4) разработка, внедрение и сертификация систем менеджмента;

5) консультирование по формам и механизмам государственной поддержки малых и средних производственных предприятий.

Еще одним распространенным видом кооперации является франчайзинг. В существующем российском законодательстве понятие «франчайзинг» отсутствует, вместо него используется термин «коммерческая концессия». Он представляет собой договор, который предполагает долгосрочное сотрудничество между франчайзором (правообладателем) и франчайзи (пользователем). Франчайзор по договору обязуется продать или передать в пользование за вознаграждение на срок или без указания срока франчайзи лицензии (франшизы), разрешающие использовать в предпринимательской деятельности торговую марку, фирменную услугу, идею, процесс, патент или оборудование, а также имидж и ноу-хау, принадлежащих франчайзору. В договор также включается право франчайзора на регулирование определенных аспектов деятельности франчайзи и контроль за его работой, таким образом, франчайзор может следить за качеством товара (услуги), производимого (оказываемого) франчайзи. При этом франчайзи имеет юридическую и экономическую самостоятельность [11].

Информация о работе Современные виды кооперации в цивилизованном пространстве