Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:35, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы «Содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов» заключается в следующем.
В условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, присоединения к Всемирной торговой организации возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью. Всемирная таможенная организация считает показателями высокого развития таможенной службы наличие современного законодательства, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность правоохранительной деятельности таможенных органов РФ 5
Глава 2. Направления правоохранительной деятельности таможенных органов РФ 10
2.1 Таможенные органы как органы дознания 10
2.2 Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов 17
2.3 Деятельность таможенных органов как органов административного принуждения и наказания в области таможенного дела 22
Заключение 35
Список литературы 38
2.2
Оперативно-розыскная
деятельность таможенных
органов
Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правомочиями осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений;
- производство неотложных следственных действий и дознания;
- выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправные действия;
- обеспечение собственной безопасности.
В п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ (подследственность) говорится, что дознание проводится дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ. Кроме того, п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ определено, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, таможенные органы, как органы дознания, возбуждают уголовные дела и производят неотложные следственные действия — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 (ч. 2—4), ст. 189, 190, 193 УК РФ.
Таким образом, правовую основу оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации, с точки зрения пределов компетенции, составляют в совокупности положения ст. 408 ТК РФ и ст. 151, 157 УПК РФ. Сама же оперативно-розыскная деятельность таможенных органов регулируется ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», а также внутренними ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами.
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) — это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно, уполномоченными законом государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. ОРД базируется на принципах законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетания гласных и негласных начал.
Таможенным органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, запрещается действовать в интересах какой-либо политической партии, общественного объединения или религиозной организации, а также принимать негласное участие в работе органов представительной или судебной власти15.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
- наличие возбужденного уголовного дела;
- информация о противоправном деянии;
- информация о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
- поручение следователя, указания прокурора или определение суда;
- запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств (ст. 7 Закона).
Согласно ст. 15 Закона таможенные органы, осуществляющие ОРД, имеют право:
1)
проводить гласно и негласно
оперативно-розыскные
2)
сотрудничать с лицами, изъявившими
желание содействовать органам,
3)
использовать в ходе
4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе;
5)
создавать предприятия,
Таможенные органы, осуществляющие ОРД, имеют право использовать компьютерные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические средства, необходимые им для достижения поставленных перед ними целей16.
В соответствии со ст. 14 Закона, таможенные органы, осуществляющие ОРД, обязаны:
1)
принимать меры по защите
2)
исполнять письменные
3) выполнять на основе договоров о правовой помощи запросы соответствующих международных правоохранительных организаций (например, Интерпола) и правоохранительных органов иностранных государств;
4) соблюдать правила конспирации и др.
Результаты
оперативно-розыскной
Результаты
оперативно-розыскной
Лицо, полагающее, что действия таможенного органа, осуществляющего ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана, вправе истребовать от таможенного органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение государственной тайны. При отказе предоставить вышеуказанные сведения лицо может обжаловать эти действия в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на орган, осуществляющий ОРД.
При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.
Одним
из наиболее характерных для таможенных
органов оперативно-розыскных
При
перемещении таких товаров
В случае принятия решения о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, на основании международных договоров Российской Федерации или по договоренности с компетентными органами иностранных государств уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается, и о принятом решении руководитель органа, осуществляющего контролируемую поставку товаров, незамедлительно уведомляет прокурора в соответствии с законодательством Российской Федерации17.
При осуществлении контролируемой поставки перемещаемых через таможенную границу товаров, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых допускается по специальному разрешению в соответствии с законодательством Российской Федерации, эти товары могут быть полностью или частично изъяты или заменены в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Товары, представляющие повышенную опасность для здоровья людей, окружающей среды либо служащие основой для изготовления оружия массового уничтожения, подлежат замене в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Итак, можно сделать следующий вывод.
Правовую
основу оперативно-розыскной деятельности
таможенных органов Российской Федерации,
с точки зрения пределов компетенции,
составляют в совокупности положения
ст. 408 Таможенного кодекса РФ и ст. 151, 157
УПК РФ. Сама же оперативно-розыскная деятельность
таможенных органов регулируется ФЗ от
12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной
деятельности», а также внутренними ведомственными
и межведомственными нормативными правовыми
актами. Одним из наиболее характерных
для таможенных органов оперативно-розыскных
мероприятий является контролируемая
поставка.
2.3
Деятельность таможенных
органов как органов
административного
принуждения и
наказания в области
таможенного дела
Таможенные органы, как и другие правоохранительные органы Российской Федерации, уполномочены осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, в том числе — расследование административных правонарушений.
В общем случае, как и любые другие правонарушения, правонарушения в таможенной сфере составляют виновные противоправные деяния, совершаемые вменяемым лицом, достигшим установленного законом возраста (в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних).
Как
известно, правонарушения делятся на
преступления и проступки (гражданские,
административные, дисциплинарные), причем
к проступку относится
Административным проступком в таможенном деле является противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, посягающее на порядок и правила перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, валюты и валютных ценностей, а также нарушение иных, установленных законодательством Российской Федерации таможенных правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность18.
Информация о работе Содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов