Содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы «Содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов» заключается в следующем.
В условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, присоединения к Всемирной торговой организации возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью. Всемирная таможенная организация считает показателями высокого развития таможенной службы наличие современного законодательства, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность правоохранительной деятельности таможенных органов РФ 5
Глава 2. Направления правоохранительной деятельности таможенных органов РФ 10
2.1 Таможенные органы как органы дознания 10
2.2 Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов 17
2.3 Деятельность таможенных органов как органов административного принуждения и наказания в области таможенного дела 22
Заключение 35
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Там правоохр Саяна.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

     2.2 Оперативно-розыскная  деятельность таможенных  органов 

     Таможенные  органы для выполнения возложенных  на них функций обладают правомочиями осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации:

     - оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений;

     - производство неотложных следственных действий и дознания;

     - выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправные действия;

     - обеспечение собственной безопасности.

     В п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ (подследственность) говорится, что дознание проводится дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ. Кроме того, п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ определено, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, таможенные органы, как органы дознания, возбуждают уголовные дела и производят неотложные следственные действия — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 (ч. 2—4), ст. 189, 190, 193 УК РФ.

     Таким образом, правовую основу оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации, с точки зрения пределов компетенции, составляют в совокупности положения ст. 408 ТК РФ и ст. 151, 157 УПК РФ. Сама же оперативно-розыскная деятельность таможенных органов регулируется ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», а также внутренними ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами.

     Оперативно-розыскная  деятельность (ОРД) — это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно, уполномоченными законом государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. ОРД базируется на принципах законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетания гласных и негласных начал.

     Таможенным  органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, запрещается действовать в  интересах какой-либо политической партии, общественного объединения или религиозной организации, а также принимать негласное участие в работе органов представительной или судебной власти15.

     Основаниями для проведения оперативно-розыскных  мероприятий являются:

     - наличие возбужденного уголовного дела;

     - информация о противоправном деянии;

     - информация о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

     - поручение следователя, указания прокурора или определение суда;

     - запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств (ст. 7 Закона).

     Согласно  ст. 15 Закона таможенные органы, осуществляющие ОРД, имеют право:

     1) проводить гласно и негласно  оперативно-розыскные мероприятия  (опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент);

     2) сотрудничать с лицами, изъявившими  желание содействовать органам,  осуществляющим ОРД;

     3) использовать в ходе оперативно-розыскных  мероприятий служебные помещения,  имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а  также жилые и нежилые помещения,  транспортные средства, иное имущество  частных лиц;

     4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе;

     5) создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения,  необходимые для решения оперативно-розыскных  задач.

     Таможенные  органы, осуществляющие ОРД, имеют право  использовать компьютерные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические средства, необходимые им для достижения поставленных перед ними целей16.

     В соответствии со ст. 14 Закона, таможенные органы, осуществляющие ОРД, обязаны:

     1) принимать меры по защите конституционных  прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;

     2) исполнять письменные поручения  органов дознания, следователя, указания  прокурора и решения суда о  проведении оперативно-розыскных  мероприятий;

     3) выполнять на основе договоров о правовой помощи запросы соответствующих международных правоохранительных организаций (например, Интерпола) и правоохранительных органов иностранных государств;

     4) соблюдать правила конспирации  и др.

     Результаты  оперативно-розыскной деятельности используются для подготовки и осуществления следственных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

     Результаты  оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться по уголовным делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

     Лицо, полагающее, что действия таможенного  органа, осуществляющего ОРД, привели  к нарушению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в  вышестоящий орган, прокурору или  в суд. Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана, вправе истребовать от таможенного органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение государственной тайны. При отказе предоставить вышеуказанные сведения лицо может обжаловать эти действия в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на орган, осуществляющий ОРД.

     При нарушении органом (должностным  лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических  лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

     Одним из наиболее характерных для таможенных органов оперативно-розыскных мероприятий  является контролируемая поставка. Проведение контролируемой поставки регламентировано гл. 42 ТК РФ (ст. 435—436). Контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных товаров с признаками, указывающими на незаконность их ввоза или вывоза (контрабанда, иные, уголовно наказуемые таможенные преступления).

     При перемещении таких товаров через  таможенную границу контролируемая поставка осуществляется в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом товаров. Иные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят контролируемую поставку товаров по согласованию с таможенными органами. Порядок такого согласования определяется соглашением между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

     В случае принятия решения о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых  с таможенной территории Российской Федерации, на основании международных  договоров Российской Федерации  или по договоренности с компетентными органами иностранных государств уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается, и о принятом решении руководитель органа, осуществляющего контролируемую поставку товаров, незамедлительно уведомляет прокурора в соответствии с законодательством Российской Федерации17.

     При осуществлении контролируемой поставки перемещаемых через таможенную границу  товаров, свободная реализация которых  запрещена либо оборот которых допускается  по специальному разрешению в соответствии с законодательством Российской Федерации, эти товары могут быть полностью или частично изъяты или заменены в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Товары, представляющие повышенную опасность для здоровья людей, окружающей среды либо служащие основой для изготовления оружия массового уничтожения, подлежат замене в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

     Итак, можно сделать следующий  вывод.

     Правовую основу оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации, с точки зрения пределов компетенции, составляют в совокупности положения ст. 408 Таможенного кодекса РФ и ст. 151, 157 УПК РФ. Сама же оперативно-розыскная деятельность таможенных органов регулируется ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», а также внутренними ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами. Одним из наиболее характерных для таможенных органов оперативно-розыскных мероприятий является контролируемая поставка. 

     2.3 Деятельность таможенных  органов как органов  административного  принуждения и  наказания в области таможенного дела 

     Таможенные  органы, как и другие правоохранительные органы Российской Федерации, уполномочены осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, в том  числе — расследование административных правонарушений.

     В общем случае, как и любые другие правонарушения, правонарушения в таможенной сфере составляют виновные противоправные деяния, совершаемые вменяемым лицом, достигшим установленного законом  возраста (в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних).

     Как известно, правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные), причем к проступку относится действие, либо бездействие, посягающее на установленные  законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью (по сравнению с преступлением).

     Административным  проступком в таможенном деле является противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие  физического или юридического лица, посягающее на порядок и правила перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, валюты и валютных ценностей, а также нарушение иных, установленных законодательством Российской Федерации таможенных правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность18.

Информация о работе Содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов