Содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы «Содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов» заключается в следующем.
В условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, присоединения к Всемирной торговой организации возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью. Всемирная таможенная организация считает показателями высокого развития таможенной службы наличие современного законодательства, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность правоохранительной деятельности таможенных органов РФ 5
Глава 2. Направления правоохранительной деятельности таможенных органов РФ 10
2.1 Таможенные органы как органы дознания 10
2.2 Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов 17
2.3 Деятельность таможенных органов как органов административного принуждения и наказания в области таможенного дела 22
Заключение 35
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Там правоохр Саяна.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

     Цели  административного наказания сформулированы в ст. 3.1. КоАП РФ как установленная  государством мера ответственности  за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. При этом административное наказание не должно иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

     Как и состав преступления, состав административного  правонарушения образуют четыре элемента:

     1) объект правонарушения (общественные  отношения, которые оно нарушает);

     2) объективную сторону правонарушения (признаки конкретного деяния, его  возможные последствия, причинная  связь между деянием и последствиями);

     3) субъект правонарушения (физическое, в том числе и должностное,  лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определенного возраста, или юридическое лицо);

     4) субъективную сторону правонарушения (вину в форме умысла или  неосторожности).

     Совершение  административного правонарушения служит основанием для применения особых мер ответственности: административного наказания. Основной формой такого наказания является штраф, но могут предусматриваться и иные меры: предупреждение, лишение специального права, приостановление деятельности организации, административный арест и другие.

     Документом, определяющим ответственность за совершение административных правонарушений, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

     КоАП  РФ — это кодифицированный нормативный  акт, имеющий статус закона, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам19.

     В ст. 3.2 КоАП РФ определены виды административных наказаний, применяемых в Российской Федерации:

     1) предупреждение;

     2) административный штраф;

     3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

     4) конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

     5) лишение специального права, предоставленного  физическому лицу;

     6) административный арест;

     7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

     8) дисквалификация;

     9) административное приостановление  деятельности.

     Из  указанных выше видов административных наказаний к юридическим лицам  могут применяться только такие, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное приостановление деятельности.

     Кроме того, КоАП РФ делит виды наказаний на основные и дополнительные (ст. 3.3 КоАП РФ). При этом предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания20.

     За  одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных  в санкции применяемой статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

     КоАП  РФ является основополагающим документом, законодательно уполномочивающим таможенные органы возбуждать, расследовать и  рассматривать дела об административных правонарушениях, в области таможенного  дела (нарушения таможенных правил).

     Так, в ч. 12 ст. 28.3 КоАП РФ («Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях») говорится, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.15, ч. 1 ст. 7.12, ст. 11.14, 11.15, 14.10, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, 15.9, ч. 2 ст. 16.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.19, 19.26, ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ (т.е. об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов), составляются должностными лицами таможенных органов.

     Немедленно  после выявления факта совершения административного правонарушения должно быть принято решение о  возбуждении дела об административном правонарушении, которое оформляется  в виде определения. Причем в соответствии со ст. 23.8 таможенным органам предоставлено право не только возбуждать, но и в случаях, если после выявления административного правонарушения в области таможенного дела осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводить расследование по отнесенным к их компетенции делам об административных правонарушениях, а также рассматривать соответствующие дела (т.е. выносить решения по завершении расследования соответствующих дел).

     Это право таможенных органов распространяется на дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. 16.2 — 16.23 КоАП РФ. Причем рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таможенных органов при этом вправе только:

     1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;

     2) начальники региональных таможенных  управлений, их заместители;

     3) начальники таможен, их заместители;

     4) начальники таможенных постов  — об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

     За  малозначительные административные правонарушения в области таможенного дела в  соответствии со ст. 16.6, 16.10. 16.15 и 16.23 КоАП РФ в качестве наказания наряду с  возможностью наложения административного  штрафа предусматривается возможность вынесения административного предупреждения (предупреждение как мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица и выносимая в письменной форме, предусмотрена ст. 3.4. КоАП РФ). Это касается случаев:

     - нарушения режима зоны таможенного контроля;

     - несоблюдения порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита;

     - непредставления в таможенный орган отчетности;

     - несообщения либо нарушения срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела21.

     Кроме рассмотренных нами выше прав, таможенным органам предоставлено также  право доставления и административного задержания.

     Так, в ст. 27.2 КоАП РФ сказано, что должностными лицами таможенных органов при выявлении  нарушений таможенных правил, в случаях, если составление протокола о  таком нарушении является обязательным и отсутствует возможность его составления на месте выявления, может осуществляться принудительное препровождение физического лица в служебное помещение таможенного органа в целях составления протокола об административном правонарушении (доставление).

     Административное  задержание (ст. 27.3 КоАП РФ), то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено должностными лицами таможенных органов в исключительных случаях, при выявлении нарушений таможенных правил. При этом срок административного задержания определен ст. 27.5. КоАП РФ и не должен превышать для лица, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении таможенных правил, более 48 часов. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

     За  нарушение таможенных правил, в зависимости  от формулировки санкции конкретной статьи КоАП РФ, могут быть назначены  наказания в виде административного  штрафа и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения. Административный штраф относится к категории так называемых основных наказаний, в то время как конфискация может устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного наказания.

     За  нарушение таможенных правил, таможенные органы могут самостоятельно принять решение о привлечении к ответственности и назначении административных наказаний только в виде штрафа. Решение о конфискации всегда принимается судом.

     В соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ, административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается:

     - для граждан в размере, не превышающем 5000 тыс. руб.;

     - для должностных лиц — 50000 тыс. руб.;

     - для юридических лиц — 1000000 руб.

     Административный  штраф также может выражаться в величине, кратной:

     1) стоимости предмета административного  правонарушения на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения;

     2) сумме неуплаченных и подлежащих  уплате на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

     3) размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости  предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы  неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.

     4) сумма административного штрафа  подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Кодексом  Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве меры наказания за нарушение таможенных правил предусмотрена конфискация  предметов административного правонарушения или предметов (например, транспортных средств), явившихся орудиями совершения административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ). При этом под конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация производится только по решению суда22.

Информация о работе Содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов