Содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы «Содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов» заключается в следующем.
В условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, присоединения к Всемирной торговой организации возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью. Всемирная таможенная организация считает показателями высокого развития таможенной службы наличие современного законодательства, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность правоохранительной деятельности таможенных органов РФ 5
Глава 2. Направления правоохранительной деятельности таможенных органов РФ 10
2.1 Таможенные органы как органы дознания 10
2.2 Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов 17
2.3 Деятельность таможенных органов как органов административного принуждения и наказания в области таможенного дела 22
Заключение 35
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Там правоохр Саяна.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                3

Глава 1. Понятие и сущность правоохранительной деятельности таможенных органов РФ                5

Глава 2. Направления правоохранительной деятельности таможенных органов РФ               10

2.1 Таможенные органы как органы дознания        10

2.2 Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов     17

2.3 Деятельность  таможенных органов как органов  административного принуждения  и наказания в области таможенного  дела      22

Заключение             35

Список  литературы            38 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы  курсовой  работы «Содержание  и особенности  правоохранительной  деятельности  таможенных  органов» заключается  в  следующем.

     В условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в  международное экономическое пространство, присоединения к Всемирной торговой организации возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью. Всемирная таможенная организация считает показателями высокого развития таможенной службы наличие современного законодательства, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.

     Проводимая  в стране административная реформа  самым непосредственным и радикальным образом отразилась на системе, структуре, задачах, функциях и правомочиях таможенных органов. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"1 Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС России). Его обширные функции по принятию нормативных правовых актов в таможенной сфере переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, а в части, касающейся таможенных платежей, - Министерству финансов Российской Федерации. Происходящие изменения в данной структуре и актуальность данного вопроса требуют тщательного  изучения.

     Объектом  исследования в курсовой работе является правоохранительная деятельность таможенных органов.

     Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие в процессе выполнения правоохранительной деятельности и  их влияние на качественную организацию  таможенного дела.

     Цель курсовой  работы исследовать содержание  и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов.

     Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

       - раскрыть  понятие и сущность правоохранительной деятельности таможенных органов РФ;

      - исследовать таможенные органы как органы дознания

      - охарактеризовать оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

      - проанализировать деятельность таможенных органов как органов административного принуждения и наказания в области таможенного дела

     Теоретико-методологическую базу исследования: авторские издания по исследуемой проблематике; учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству), научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

      ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  И СУЩНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ  ОРГАНОВ 

     Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

     Это законодательно закреплено в ч. 6 ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации2, где в качестве одной из функций таможенных органов определена борьба с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации.

     Функция борьбы с правонарушениями в области таможенного дела возложена на ФТС России и принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о Федеральной таможенной службе, в котором сказано, что ФТС РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации в том числе специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями3.

     Правовую  основу деятельности таможенных органов  как органов административного принуждения и наказания в области таможенного дела составляют Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях4 и Таможенный кодекс Российской Федерации.

     Правовую  основу деятельности таможенных органов  как органов дознания составляют Уголовно-процессуальный5 и Уголовный кодекс Российской Федерации6. Правовую основу деятельности таможенных органов как органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, составляют ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»7, Уголовно-процессуальный и Уголовный кодекс Российской Федерации (как определяющие пределы компетенции таможенных органов как органов, осуществляющих ОРД).

     Как правоохранительные органы и составная  часть сил обеспечения экономической  безопасности Российской Федерации таможенные органы характеризуются следующими существенными чертами.

     Основные  задачи, решаемые таможенными органами, четко и определенно выявляют правоохранительный характер их деятельности. Деятельность всех таможенных органов  должна быть направлена на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и на соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

     Общие правоохранительные задачи таможенных органов четко и детально раскрываются в Таможенном кодексе и других юридических актах, определяющих правовой статус конкретных таможенных органов. В Положении о ФТС России, например, указывается, что данная Служба осуществляет специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела; обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. Таким образом, здесь конкретно указаны главные ценности, которые должны охраняться Федеральной таможенной службой: обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Российской Федерации, единства ее таможенной территории, экономических интересов, соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы России. Аналогичным образом дело обстоит с основными задачами всех других таможенных органов.

     Столь же однозначно о правоохранительном характере деятельности таможенных органов свидетельствуют выполняемые ими функции и присущие им правомочия. Статьи 403, 408 ТК РФ устанавливают, что таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, о незаконном экспорте технологий, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных таможенных преступлений. На таможенные органы возлагается обязанность по принятию необходимых предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

     В качестве правоохранительных органов  таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения  товаров и транспортных средств  через российскую таможенную границу, ведут борьбу с контрабандой, нарушениями  таможенных правил и налогового законодательства.

     Как и все другие правоохранительные органы, таможенные органы России выполняют  возложенные на них функции с  помощью применения юридических  мер воздействия, к числу которых  относятся меры государственного принуждения  и юридические наказания, установленные соответствующими законами. Наиболее типичными мерами принуждения, применяемыми таможенными органами, являются таможенный контроль и проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации; проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей; досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, проверка системы учета и отчетности; другие меры, предусмотренные Таможенным кодексом и иными актами российского законодательства по таможенному делу.

     Следующим характерным признаком правоохранительной деятельности таможенных органов следует  считать применение ими мер принуждения, в том числе мер юридической  ответственности. Применение таких  мер строго регламентировано Таможенным кодексом и другими актами таможенного законодательства. Каждый таможенный орган, применяющий те или иные меры принудительного воздействия, обязан строго выполнять соответствующие предписания указанного Кодекса и иных актов таможенного законодательства.

     Никто не может быть подвергнут мере воздействия  за нарушения в таможенной сфере  иначе как по основаниям, предусмотренным  законодательными актами. Применение таможенными органами и их должностными лицами мер воздействия производится исключительно в пределах их компетенции, в точном соответствии с российским законодательством. Так, согласно ст. 148 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе принять решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению за правонарушения в области таможенного дела. Но применять данную административную меру таможенный орган может исключительно по основаниям, предусмотренным указанной статьей.

     В качестве характерного признака правоохранительной деятельности таможенных органов следует отметить еще один момент - она осуществляется не только на основе Таможенного кодекса и других актов таможенного законодательства, но и строго в порядке, предусмотренном ими, с четким соблюдением установленных процедур8. Например, личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен лишь по решению начальника таможенного органа или должностного лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через государственную границу России, скрывает при себе и не выдает товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию нашей страны и вывозу с этой территории или перемещение с нарушением установленного порядка. О правоохранительном характере деятельности таможенных органов говорит тот факт, что осуществление таможенного дела возлагается на контингенты специально подготовленных государственных служащих и на служащих, работающих в организациях, учреждениях и на предприятиях, входящих в таможенную систему Российской Федерации. В их распоряжение предоставляются специальные материальные и технические средства, предназначенные для решения таможенных задач9.

     Таможенные  органы как подсистема правоохранительных органов в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными органами, а также с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. В соответствии со ст. 411 ТК РФ таможенные органы осуществляют свои функции во взаимодействии с другими государственными органами. Их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого.

     Итак, можно сделать  следующий  вывод. Приведенные наиболее существенные юридические признаки таможенной деятельности и их краткая характеристика свидетельствуют, что таможенные органы представляют собой государственные органы исполнительной власти, специально предназначенные для непосредственного осуществления таможенного дела путем охраны таможенного режима и применения юридических средств воздействия к его нарушителям.

 

      ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ТАМОЖЕННЫХ  ОРГАНОВ РФ 

     2.1 Таможенные органы  как органы дознания 

     Борьба  таможенных органов с преступлениями в сфере таможенного дела —  одна из важнейших задач, стоящих  перед ними. Дознание представляет собой одну из форм предварительного расследования преступлений (наряду с предварительным следствием).

Информация о работе Содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов