Содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы «Содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов» заключается в следующем.
В условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, присоединения к Всемирной торговой организации возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью. Всемирная таможенная организация считает показателями высокого развития таможенной службы наличие современного законодательства, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность правоохранительной деятельности таможенных органов РФ 5
Глава 2. Направления правоохранительной деятельности таможенных органов РФ 10
2.1 Таможенные органы как органы дознания 10
2.2 Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов 17
2.3 Деятельность таможенных органов как органов административного принуждения и наказания в области таможенного дела 22
Заключение 35
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Там правоохр Саяна.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

     Кроме вышеперечисленных прав административного принуждения и наказания таможенным органам Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предоставлены также и иные права (как в рамках таможенного контроля, определяемых Таможенным кодексом Российской Федерации, относящихся к формам таможенного контроля, предусмотренным ст. 366 ТК РФ, так и в рамках административного задержания и административного расследования): арест товаров и транспортных средств; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, досмотра транспортного средства; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице.

     Ввиду важного значения, которое имеет  личный досмотр в практике таможенных органов, необходимо более подробно рассмотреть этот вопрос. Проведение личного досмотра регламентировано ст. 27.7 КоАП РФ. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения и производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

     В рамках полномочий, предоставляемых  КоАП РФ (т.е. не в соответствии с ТК РФ, в ходе таможенного контроля, а при расследовании административных правонарушений), таможенные органы могут проводить досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа и иных предметов), который осуществляется уполномоченными на то должностными лицами таможенных органов в присутствии двух понятых. В исключительных случаях, в соответствии с КоАП РФ, при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

     Здесь следует особо подчеркнуть, что  Таможенным кодексом Российской Федерации  таможенным органам предоставлены  значительно более широкие права  и полномочия, чем права и полномочия, предоставляемые КоАП РФ. Кроме того, действия таможенных органов, например, по применению мер принуждения, в ТК РФ более детализированы.

     В качестве примера можно привести ст. 373 Таможенного кодекса РФ, регламентирующую проведение личного досмотра как одну из важнейших форм таможенного контроля.

     Личный  досмотр определен в ней как  исключительная форма таможенного  контроля, которая может быть проведена  только по решению начальника таможенного  органа или лица, его замещающего, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом.

     При этом в соответствии с ТК РФ решение  о проведении личного досмотра принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным актом. Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары23. Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении личного досмотра24.

     Личный  досмотр проводится должностным  лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в  присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником, который не вправе уклониться от исполнения решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра.

     При личном досмотре несовершеннолетнего  или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие. Личный досмотр, предусмотренный ТК РФ в качестве одной из форм таможенного контроля, должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.

     Досматриваемое  лицо (его законный представитель) в  ходе личного досмотра обязано выполнять законные требования должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр, и имеет право требовать объявления ему решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра, знакомиться со своими правами и обязанностями, давать объяснения, заявлять ходатайства, знакомиться с актом личного досмотра по окончании его составления, делать заявления, подлежащие внесению в акт досмотра, пользоваться родным языком, услугами переводчика, обжаловать действия должностных лиц таможенного органа по окончании проведения личного досмотра в случае, если указанное лицо считает ущемленными свои права и законные интересы при проведении личного досмотра25.

     О проведении личного досмотра составляется акт по форме, определенной ФТС России. Акт подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законным представителем), понятыми, а при обследовании тела досматриваемого — медицинским работником. Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законному представителю).

     Даже  изложение только одной статьи ТК РФ дает впечатляющее представление  об имеющихся отличиях в схожих нормах с КоАП РФ.

     Кроме того, таможенные органы в рамках, определяемых Таможенным кодексом Российской Федерации, фактически имеют право налагать на физические и юридические лица дополнительные взыскания, которые  хотя и носят характер административных наказаний (лишение специального права, предоставленного физическому лицу; дисквалификация; административное приостановление деятельности), к таковым не относятся и процесс их наложения не связан с возбуждением и расследованием дел об административных правонарушениях.

     К таким непредусмотренным КоАП РФ наказаниям (и осуществляемым во внесудебном  и внепроцессуальном порядке) можно  отнести:

     - отзыв свидетельства о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (предоставляющего право деятельности в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров или представителей);

     - аннулирование квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению26.

     Итак, можно сделать следующий  вывод.

     Таможенные  органы, как и другие правоохранительные органы Российской Федерации, уполномочены осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, в том  числе — расследование административных правонарушений.

     Таможенным  кодексом Российской Федерации таможенным органам предоставлены значительно  более широкие права и полномочия, чем права и полномочия, предоставляемые  КоАП РФ. Кроме того, действия таможенных органов, например, по применению мер принуждения, в ТК РФ более детализированы. Кроме того, таможенные органы в рамках, определяемых Таможенным кодексом Российской Федерации, фактически имеют право налагать на физические и юридические лица дополнительные взыскания, которые хотя и носят характер административных наказаний. К таким непредусмотренным КоАП РФ наказаниям (и осуществляемым во внесудебном и внепроцессуальном порядке) можно отнести:  отзыв свидетельства о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;  аннулирование квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. 
 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В  заключение курсовой  работы  необходимо  выделить  следующее.

      Основные  задачи, решаемые таможенными органами, четко и определенно выявляют правоохранительный характер их деятельности. Общие правоохранительные задачи таможенных органов четко и детально раскрываются в Таможенном кодексе и других юридических актах, определяющих правовой статус конкретных таможенных органов.

      О правоохранительном характере деятельности таможенных органов свидетельствуют выполняемые ими функции и присущие им правомочия. Статьи 403, 408 ТК РФ устанавливают, что таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, о незаконном экспорте технологий, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных таможенных преступлений. На таможенные органы возлагается обязанность по принятию необходимых предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

      В качестве правоохранительных органов  таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения  товаров и транспортных средств  через российскую таможенную границу, ведут борьбу с контрабандой, нарушениями  таможенных правил и налогового законодательства.

      Как и все другие правоохранительные органы, таможенные органы России выполняют  возложенные на них функции с  помощью применения юридических  мер воздействия, к числу которых  относятся меры государственного принуждения  и юридические наказания, установленные соответствующими законами.

      Следующим характерным признаком правоохранительной деятельности таможенных органов следует  считать применение ими мер принуждения, в том числе мер юридической  ответственности.

      Приведенные наиболее существенные юридические признаки таможенной деятельности и их краткая характеристика свидетельствуют, что таможенные органы представляют собой государственные органы исполнительной власти, специально предназначенные для непосредственного осуществления таможенного дела путем охраны таможенного режима и применения юридических средств воздействия к его нарушителям.

      Борьба  таможенных органов с преступлениями в сфере таможенного дела —  одна из важнейших задач, стоящих  перед ними. Дознание представляет собой одну из форм предварительного расследования преступлений (наряду с предварительным следствием).

      В соответствии с действующим законодательством  таможенные органы России производят дознание по делам, отнесенным к их компетенции, в частности:  контрабанде (ст. 188 УК РФ); незаконному экспорту технологий, научной информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращению на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращению из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193.УК РФ);  уклонению от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).

      Дознание  в системе таможенных органов  России осуществляют уполномоченные для  этого должностные лица. Для этой цели в таможнях, оперативных таможнях и Управлении таможенных расследований  и дознания ФТС России созданы  отделы дознания. В целом деятельность дознавателя таможенных органов определяется УПК РФ и ничем не отличается от деятельности дознавателей и следователей других органов предварительного расследования и дознания. Некоторые отличия определяются лишь самим предметом преступления, характерного для преступлений, отнесенных к компетенции ФТС России.

Информация о работе Содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов