Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать систему тарифных преференций.
При написании курсовой работы автор установил следующие задачи:
- рассмотрение исторического пути возникновения тарифных преференций;
- анализ нормативно-правовой базы, которая затрагивает общие положения о предоставлении тарифных преференций;
- изучение порядка предоставления преференций;
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Основные положения о тарифе………………………………………..6
1.1. Тарифные и нетарифные методы таможенного регулирования….6
1.2.История возникновения тарифных преференций…………………11
1.3. Правовая основа предоставления тарифных преференций……...14
Глава 2. Предоставление тарифных преференций в РФ……………………..18
2.1. Порядок предоставления тарифных преференций в РФ…………18
2.2. Изучение структуры российского импорта из развивающихся и
наименее развитых стран…………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников
В разработанной модели единой системы преференций определены
основные группы стран, которые могут пользоваться преференциями:
- наименее развитые страны. Среди пользователей национальной схемой преференций особо выделяют так называемые наименее развитые страны (по классификации ООН к их числу относятся государства с крайне низким доходом на душу населения). В настоящий момент в эту группу входит ряд государств Азии, Африки и Латинской Америки. В перечень таких стран на сегодняшний момент входит 49 стран. Товары, происходящие из наименее развитых стран, пользователей схемой преференций Российской Федерации, ввозятся на таможенную территорию РФ без уплаты пошлины. Основными торговыми партнерами из данных стран являются: Танзания, Гвинея, Мавритания, Уганда, Эфиопия;
- развивающиеся страны. В перечень развивающихся стран входят 103 страны. В группу этих стран вошли страны Африки, Латинской Америки, Азии, Европы. Товары, происходящие из развивающихся стран облагаются ввозными таможенными пошлинами по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа. Основную долю импорта России из таких развивающихся стран, как, Китай, Индия, Бразилия, Турция, Корея и др.12
Россия активно развивает свои торговые отношения со странами, которым при ввозе их товаров на таможенную территорию РФ предоставляется преференциальный режим.
Основными торговыми партнерами из числа развивающихся и наименее развитых стран являются: Китай, Индия, Бразилия, Республика Корея, Турция, Таиланд, Шри-Ланка, Аргентина, Гвинея, Мавритания и др.
Основную долю преференциальных товаров в Россию импортирует КНР. Удельный вес основных товарных групп в импорте России из КНР (в %) показано в (Приложении 4).13 Из них наивысший процент занимают товары мебели, продукты из овощей и фруктов, керамические изделия. При этом надо заметить, что темп роста поставки данных товаров ежегодно начиная с 2006-2009гг увеличивается, что также можно увидеть в данном приложении.
Как видно из Приложения 4, в котором представлены страны пользующиеся общей системой преференций, из которых Танзания, Уганда и Эфиопия – наименее развитые страны, а остальные развивающиеся. В 2008 году лидером по поставке зеленого кофе стала Индия, уверенно увеличивавшая объемы продаж за 2006 - 2009 гг. За 2008 год объемы поставок из этой страны выросли на 31,7% к уровню 2007-го, и их доля в российском импорте кофейного сырья достигла 27,3%. Одновременно резко – с 6,4 до 3,9 тысячи тонн – упали объемы зеленого кофе, поставляемого с плантаций Вьетнама, основного партнера России на этом рынке в 2007 году. В среднем объем импорта из Вьетнама за 2006 – 2008 годы уменьшился на 8,6 %.14
Серьезные изменения не коснулись, пожалуй, только отношений России и Бразилии: в закупках кофе из этой страны за три года отмечается незначительный, но стабильный рост, который составляет в среднем 2,45 %. Бразилия рассматривает Россию в большей степени в качестве рынка сбыта. Доля поставок из Бразилии в общем российском импорте по отдельным преференциальным товарам составляет: говядина мороженая - 44 %.; свинина мороженая - 71 %.; мясо птицы мороженое - 19 %.; кофе растворимый – 30 %. (по данным 2009 г.).
Более чем в 2 раза снизились закупки кофе Индонезии, также исторически выступавшей крупным поставщиком России. Неожиданно успешно в 2008 году в качестве внешнеторгового партнера нашей страны по поставкам зеленого кофе выступила Танзания, из аутсайдеров рынка сразу же вышедшая на четвертое место среди стран-производителей и занявшая 7% в объеме импорта кофейного сырья. Такие страны как Уганда, Эфиопия, Танзания занимают незначительную долю импорта зеленого кофе в Россию.
Помимо кофе, в структуре российского импорта из Индии как страны развивающейся преобладают: орехи, чай, табак-сырец, рис, семена кунжута, медикаменты.(Приложение 6). Из данной таблицы видно, что преобладает импорт: фармацевтической продукции, кофе, чая, пряностей.
Россия — главный покупатель цейлонского чая. Она обеспечивает 19% продаж чайного рынка Шри-Ланки. В 2008 г. Шри-Ланка поставила в Россию 32600 тыс. тонн чая оптом и 17200т. в расфасовке, что составляет 42,8 % из общего объема импорта чая в РФ. Другими импортерами чая являются: Индия (25,6%), Индонезия (10%), Китай (6,8 %), Кения (5,7 %), Вьетнам (3,5 %). (Приложение 7).
Изучение структуры российского импорта из развивающихся и наименее развитых стран показывает преобладание следующих преференциальных товаров: мясо и пищевые мясные субпродукты, фрукты, орехи, чай, кофе, пряности, жиры и масла животного и растительного происхождения, фармацевтическая продукция.
Как основных торговых партнеров РФ из числа наименее развитых стран можно выделить: Гвинею и Мавританию.
Из
числа развивающихся стран
Анализ
ввоза преференциальных товаров
из развивающихся и наименее развитых
стран показал, что объемы внешней
торговли России с этими странами из года
в год возрастают. Расширение импорта
в России в отсутствие достаточного числа
конкурентоспособных отечественных поставщиков
сопровождается усилением позиций зарубежной
продукции на внутреннем рынке, что неблагоприятно
сказывается на развитии отечественного
производства определенных видов товаров.
Это говорит об актуальности исследования
вопроса предоставления преференций по
уплате таможенных пошлин в отношении
товаров, происходящих из этих стран.
Заключение
После того как был исследован процесс предоставления тарифных преференций, автору необходимо подвести итоги:
Во-первых, стоит заметить, что на современном этапе невозможно представить себе таможенно-тарифную систему, без такого инструмента регулирования внешнеэкономических связей как тарифные преференции, что было подтверждено в самой работе.
Во-вторых, говоря о правовой базе, являющейся основой для современного предоставления тарифных преференций то она претерпевает постоянные изменения и дополнения, но все таки основными документами являются Таможенный кодекс Таможенного союза по состоянию на 1 июля 2010г, Закон РФ « О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. Стоит отметить что, со вступлением России в Единое экономическое пространство с Республикой Беларусь и Казахстаном (Таможенный союз), важными документами являются Решения Межгоссовета ЕврАзЭС «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Белорусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Соглашение Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительств Российской Федерации от 12 декабря 2008 года «О правилах определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран».
Говоря о порядке предоставления тарифных преференций, стоит отметить что в первую очередь, необходимо определить страну происхождения товаров, при помощи правил определения страны происхождения товаров, в основе которых лежит точное понимание таких понятий как: товар полностью произведенный в данной стране, и товары подвергшиеся достаточной обработке или переработке. Основными документами, подтверждающими страну происхождения являются сертификат о происхождении товара и декларация о происхождении товара.
Изучение структуры российского импорта из развивающихся и наименее развитых стран пользующихся системой преференций показало что преобладают следующие товары: фармацевтическая продукция, мясо, фрукты, орехи, чай, кофе. Основными торговыми партнерами РФ из числа наименее развитых стран выделяются Гвинею и Мавританию.
Из числа развивающихся стран наибольшее количество тарифные преференции получают: Бразилия, Китай, Индия, Шри-Ланка, Аргентина.
Анализ ввоза преференциальных товаров из развивающихся и наименее развитых стран показал, что объемы внешней торговли России с этими странами из года в год возрастают.
На
основании просмотренного следует,
что предоставление тарифных преференций
как важного элемента внешнеторговой
политики России , осуществляется в соответствии
и в рамках общепринятых международных
норм и практики. Особенно это становится
актуальным на сегодняшнем этапе интеграционных
процессов в мировой экономике. Экономическая
интеграция стран – это наивысшая форма
взаимодействия стран, обеспечивающая
и наибольший экономический эффект –
взаимную выгоду для ее участников. Для
этого государства-участники экономической
интеграции создают необходимые организационные
и экономические предпосылки стимулирования
взаимодействия, прежде всего, путем создания
преференций как инструмента внешнеэкономических
связей при таможенно-тарифном регулировании.
Список
использованных источников
1.
О правилах определения страны происхождения
товаров из развивающихся и наименее развитых
стран: Соглашение Правительства Республики
Беларусь, Правительства Республики Казахстан
и Правительств Российской Федерации
от 12 декабря 2008 года//Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2.
О едином таможенно-тарифном регулировании
таможенного союза Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской Федерации:
Решение Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС
от 27 ноября 2009 года N 130//Режим доступа: http://www.tsouz.ru/db/ettr/
3. О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: Решение Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 18//Режим доступа:
http://www.consultant.ru/
4. О внесении изменений в нормативно-правовые акты Таможенного союза в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в отношении крошки и порошка из алмазов: Решение Комиссии ТС от 2 марта 2011 г. № 591//Режим доступа:
http://www.consultant.ru/
5. Конституция Российской Федерации.-М.: Вершина, 2003.-48 с.
6.Таможенный кодекс таможенного союза: офиц.текст: по состоянию на 1 июля 2010г.-М.:Проспект, 2010.-184с.
7. Об
основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности: федер закон
от 21.11.2003г.№164-ФЗ // Режим доступа: http://base.garant.ru/
8. О таможенном тарифе: федер. закон от 21 мая 1993 г. № 5003-1-ФЗ//Режим доступа:
http://www.consultant.ru/
9.Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования: постановление Правительства Рос. Федерации от 29 нояб. 2003 г. № 718//
10. Ершов, А. Д. - Льготы и преференции в таможенном деле. С-п. 2004. Стр. 89-93.
11. Трухачев, В. И. Международная торговля. М. 2006. Стр. 102-104.
12.ЭлектроКит
[Электронный ресурс]
– Режим доступа: http://www.cccg/ert/23452f45/
13.Эконовости и изменения [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.pvs.ru/news/2009.