Организация валютного контроля над экспортной выручкой

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Экспортно-импортные потоки товаров и услуг являются одним из показателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможно стать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства, обеспеченность факторами производства. Позиции экспортера и импортера в значительной степени зависят от степени развития конкуренции на международных рынках и внутри страны.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..3
Понятия и цели валютного контроля, правовая база…………….5
Контроль за экспортом валютной выручки……………………….9
Банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров………………………………………….13
Передача Банками в ГТК России сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров…………………...18
Права и обязанности органов валютного контроля……….21
Ответственность Банков…………………………………………..24
Ответственность Экспортеров……………………………………25
Ответственность сотрудников Экспортеров и Ответственных лиц Банков…………………………………27
Заключение………………………………………………………...28

Список литературы………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

IMPORT.DOC

— 120.50 Кб (Скачать)

Содержание 

  1. Введение……………………………………………………………..3
  2. Понятия  и цели валютного контроля, правовая база…………….5
  3. Контроль за экспортом валютной выручки……………………….9
    1. Банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров………………………………………….13
    2. Передача Банками в ГТК России сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров…………………...18
    3. Права и обязанности органов валютного контроля……….21
  4. Ответственность Банков…………………………………………..24
  5. Ответственность Экспортеров……………………………………25
    1. Ответственность сотрудников Экспортеров и Ответственных лиц Банков…………………………………27
  6. Заключение………………………………………………………...28

    Список литературы………………………………………………..30 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Введение 

     Экспортно-импортные  потоки товаров и услуг являются одним из показателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможно стать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства, обеспеченность факторами производства. Позиции экспортера и импортера в значительной степени зависят от степени развития конкуренции на международных рынках и внутри страны. Экспорт и импорт товаров проявляется как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

     Что касается макроэкономического развития, то каждая страна стремится как можно  больше экспортировать, а импортировать в размерах экспортной выручки, что в экономической науке определяется функцией экспорта и импорта. Чтобы их использовать, необходимо отвлечься от валютных курсов, потребительских предпочтений в различных странах и структурных характеристик экономики. Так, уровень экспорта страны рассматривается как возрастающая функция национального дохода других стран. Иначе говоря, экспорт возрастает с ростом национального дохода других стран и наоборот, а импорт данной страны возрастает с ростом национального дохода страны. Таким образом, имеются определенные взаимозависимости между экспортом, импортом и национальным доходом двух стран, что объясняется мультипликатором внешней торговли. Действие мультипликатора внешней торговли выражается в том, что увеличение инвестиций в какой-то стране вызывает в ней прежде всего повышение дохода в результате нормального мультипликационного процесса. Но по мере роста национального дохода этой страны увеличивается также объем ее импорта, а поскольку импорт этой страны является одновременно экспортом другой страны, то возрастает также и национальных доход последней. В свою очередь рост ее национального дохода вызывает увеличение импорта данной страны, а поскольку он представляет собой одновременно экспорт первой страны, то это снова ведет к увеличению дохода первой страны. Таким образом, выражается зависимость между такими экономическими параметрами, как национальный доход, экспорт, импорт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Понятия  и цели валютного контроля, правовая база 

           Как уже было сказано  целью валютного контроля является обеспечение экспортерами зачисления валютной выручки от экспорта товаров  на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Зачисление выручки от экспорта товаров на иной счет, чем счет Экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у Экспортера разрешения Банка России.

     Для целей настоящего диплома используются следующие основные понятия:

     Экспортер - предприятие (учреждение, организация) либо физическое лицо - резидент Российской Федерации, от имени которого заключен контракт (договор, соглашение) на экспорт товаров (далее - контракт);

     Банк - уполномоченный банк либо его филиал, где ведется счет, на который должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту;

     Паспорт сделки (далее сокращенно - ПС) - базовый документ валютного контроля, оформляемый Экспортером в Банке и содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого контроля, изложенные в стандартизированной форме;

     Учетная карточка таможенно-банковского  контроля (далее сокращенно - УК) - возвратный документ, формируемый таможенными органами для направления в Банки и содержащий часть сведений на грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), необходимых Банкам для осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;

     Реестр - документ, объединяющий УК, направляемые в один Банк и имеющие одну контрольную дату возврата в таможенные органы;

     Досье - специальная подборка документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Досье формируется уполномоченными банками по каждому ПС;

     Журнал - журнал, который ведется Банком для отдельного учета входящих и исходящих документов валютного контроля, указанных в настоящей Инструкции;

     Ответственные лица Банка - сотрудники Банка, уполномоченные подписывать ПС и совершать иные действия по валютному контролю от имени Банка, как агента валютного контроля.

     В настоящее время поступление выручки от экспорта товара регулируется в первую очередь совместной Инструкцией ЦБ и Государственного Таможенного Комитета №19 от 12 октября 1993 года и №01-20/10283 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", а также Законом РФ №3615-1 от 09.10.92г. «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкцией ЦБ №7 от 29.06.92г. «О порядке обязательной продажи организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ» и рядом других нормативных документов.

     Физические  и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие  участие в валютных операциях  в Российской Федерации, делятся  на резидентов и нерезидентов.

     Резидентами являются:

  • физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;
  • юридические лица, созданные в соответствии с Российскими законами, с местонахождением на территории Росси;
  • дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами и другие.

     Нерезидентами считаются:

  • физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами России;
  • находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и другие.

     Расчеты между юридическими лицами-резидентами  в иностранной валюте производятся на основании заключенных между ними договоров (контрактов). Сделки купли-продажи свыше 10 тыс. ам.долларов  фиксируются в территориальными управлениями Банка России.

     Резиденты, как юридические, так и физические лица, могут иметь счета и вклады в иностранных валютах в уполномоченных коммерческих банках России. Порядок открытия валютных счетов в российских банках и осуществления через эти счета операций устанавливает Центральный банк РФ. Для открытия валютного счета юридическому лицу необходимо предоставить в уполномоченный коммерческий банк ряд документов:

  • заявление на открытие счета;
  • нотариально заверенные копии устава организации и учредительных документов;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах и регистрацию в качестве плательщика страховых взносов;
  • документ о регистрации в органах государственной статистики;
  • заверенную нотариусом карточку с образцами подписей лиц, имеющих в данной организации право распоряжаться иностранной валютой.

     Организации и предприятия могут иметь  несколько валютных счетов в одном  или в ряде коммерческих банков, как и вправе открывать счета  в нескольких валютах.

     Поступления в иностранной валюте в пользу предприятий и организаций за экспорт товаров (работ, услуг), а также выручка от реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории России подлежат обязательному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках России. Следует отметить, что под сокрытой выручкой в иностранной валюте понимается выручка, не зачисленная на счета в уполномоченных банках на территории РФ, не зависимо от того, что она нашла отражение в бухгалтерском учете предприятия.

     Уполномоченные  банки открывают каждому предприятию  и организации параллельно два вида счетов:

  • транзитный валютный счет – для зачисления  в полном объеме поступлений в иностранной валюте;
  • текущий валютный счет – для учета средств, остающихся в распоряжении предприятий и организаций после обязательной продажи части валютной выручки.

     Предприятия и организации независимо от форм собственности, включая предприятия  с участием иностранного капитала, осуществляют продажу 75% валютной выручки  от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке Росси через уполномоченные банки по рыночному курсу [7].

     При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет предприятия уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещает об этом предприятие, а  последнее дает поручение этому  банку на обязательную продажу валюты и на перечисление оставшейся части на свой текущий валютный счет. Уполномоченный банк должен продать полученную от предприятия иностранную валюту в течение семи рабочих дней.

     По  операциям уполномоченных банков, связанных  с обязательной продажей части экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке, их комиссионное вознаграждение не должно превышать 1,3% от суммы продаваемой иностранной валюты (включая расходы по выплате комиссионного вознаграждения межбанковским валютным биржам), (в АКБ «Северный Народный Банк» тариф на выполнение функций агента валютного контроля установлен в 0,1% от суммы контракта, а комиссионное вознаграждение устанавливается в пределах 0,7-0,9% от суммы продаваемой иностранной валюты (см Приложение №12)); комиссионное вознаграждение межбанковских валютных бирж – не более 0,3% от суммы нетто – продажи иностранной валюты, проведенной через биржу.

     Оставшаяся  после обязательной продажи часть  валютной выручки может быть реализована  на валютном рынке по курсу рубля, устанавливаемому предприятием по согласованию с уполномоченным банком, или использована на оплату закупаемых предприятием за границей товаров и на другие нужды.

     С текущего валютного счета отечественные  предприятия и организации могут  получить наличную иностранную валюту или преобрести чеки в иностранной валюте, но только на расходы, связанные с загранкомандировками своих сотрудников (не ранее чем за три банковских дня до их убытия в командировку).  

      3. Контроль за экспортом  валютной выручки 

      Контроль  за экспортом начинается с момента оформления экспортером и обслуживающим его коммерческим банком паспорта сделки, в котором содержатся основные данные контракта (реквизиты экспортера и иностранного контрагента, сумма сделки, валюта цены и платежа, форма расчетов и другие). В связи с последующей обработкой приводимых в многочисленных паспортах сделок сведений на электронных машинах, эти данные кодируются согласно выработанному классификатору. По поставкам товаров в страны СНГ паспорта сделок не оформляются.

      По  каждому заключенному Экспортером контракту оформляется один ПС, подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет, в котором в последующем должна поступить от импорта нерезидента вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Форма и порядок оформления Экспортером ПС приводятся в Приложении №1. ПС оформляется в двух экземплярах. В нашем случае по ПС (см Приложение №8) видно, что данный ПС предназначен для валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товара, 12893032 – код Банка по ОКПО, и номер ПС – 12. Номер контракта соотвествует номеру действительного контракта, сумма контракта – 2900000 долларов США, форма расчетов – перевод, поступление выручки в течение 60 дней. Также необходимо заметить, что на ПС стоит особая отметка Банка – сумма контракта может быть изменена.

      Экспортер одновременно с заполненным и  подписанным от его имени ПС представляет в Банк оригинал или заверенную лицом, имеющим право первой подписи  по счету Экспортера, и скрепленную  печатью Экспортера копию контракта, на основании которого был составлен ПС.

      С подписанием ПС Экспортер принимает  на себя ответственность за:

Информация о работе Организация валютного контроля над экспортной выручкой