Международно-правовое регулирование таможенного сотрудничества государств-участников Содружества независимых государс

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, реализация инициатив в формате многостороннего экономического сотрудничества, предусматривает выход на качественно новые горизонты взаимодействия государств-участников Содружества независимых государств, создает условия для преодоления тревожных тенденций увеличений разрыва в уровнях интеграции, возникающего между странами в рамках экономических и политических объединений на постсоветском пространстве.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Международно-правовое регулирование таможенного
сотрудничества государств-участников Содружества
независимых государств……………………………………………..5
1.1. Основная правовая база регулирования таможенного
сотрудничества государств-участников Содружества
независимых государств……………………………………............5
1.2. Таможенный совет и его роль в развитии таможенного
сотрудничества…………………………………………………...13
Глава 2. Таможенные объединения созданные в рамках
государств-участников содружество независимых государств…16
2.1. ЕврАзЭС как новая форма таможенной интеграции…………16
2.2. Таможенный союз и его роль в развитии таможенного
сотрудничества……………………………………………...........25
Заключение…………………………………………………………………….33
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ -международно – правовое регулирование таможенного сотрудничества государств – участников снг.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

И, наконец, в ст. 6 установлен порядок таможенного оформления реэкспортируемых грузов. Товары, ввезенные для внутреннего потребления на территорию одного из государств-участников Соглашения с территории другого и реэкспортируемые в третьи государства, пропускаются таможнями государства вывоза в соответствии с его национальным законодательством, если есть разрешение уполномоченного органа участника Соглашения, являющегося государством происхождения этого товара. Порядок выдачи разрешений на реэкспорт определяется национальным законодательством Договаривающихся Сторон.

Следует заметить, что Соглашение от 2 апреля 1992 г. дополняют двусторонние протоколы, которые подписаны между Государственным таможенным комитетом (далееГТК) России и центральными таможенными органами ряда государств ближнего зарубежья.

В 1995-1996 гг. наметился – по крайней мере, в отношениях между Россией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан – переход к качественно иному этапу. Как видно из документов, подписанных в Москве, Минске и Алма-Ате, – это курс на углубленное сотрудничество, постепенное, но неуклонное движение к созданию на прочных демократических и правовых основах реального Таможенного союза, т. е. фактическое воплощение в жизнь идей и положений, закрепленных в Соглашении о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г.[5]

Так, подписанный в Минске 6 января 1995 г. Меморандум о расширении и углублении российско-белорусского сотрудничества предусматривает меры по согласованию внешнеэкономической политики, включая таможенную, снятие тарифных и нетарифных ограничений, невзимание таможенных пошлин и отмену таможенного контроля на общей границе при безусловном обеспечении совместной эффективной защиты внешних границ Таможенного союза и проведении согласованной внешнеэкономической политики по отношению к третьим странам. Было предусмотрено обеспечение активного участия Российской Федерации и Республики Беларусь в формировании Таможенного союза в рамках Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г.

21 февраля 1995 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь было подписано Соглашение о единстве управления таможенными службами, а немного раньше, 6 января 1995 г. в Минске – Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

В нем, в частности, подчеркивались цели и принципы создания Союза: дальнейшее развитие сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений, признание международных общепринятых норм в экономических отношениях и ориентировке на Всемирную Торговую Организацию (далее – ВТО); единство таможенной территории государств-участников Союза, отмена в торговле товарами таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений и др.

В Соглашении предусмотрены механизм и этапы создания Таможенного союза, в частности унификация (в течение четырех месяцев с даты подписания) внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и другого законодательства.

Договаривающиеся Стороны применяют Основы таможенных законодательств государств-участников Содружества независимых государств и Единую методологию таможенной статистики внешней торговли этих государств.

Предусматривалось также обеспечение единства управления таможенными службами Российской Федерации и Республики Беларусь, осуществление совместного таможенного контроля за перемещением товаров и транспортных средств, и др.

Сегодня таможенное сотрудничество ФТС России в формате Содружества независимых государств строится с учетом Концепции дальнейшего развития Содружества независимых государств и Плана основных мероприятий по ее реализации, одобренных решением Совета глав государств Содружества независимых государств в Душанбе 5 октября 2007 года.

Следует отметить, что положительной динамике таможенного сотрудничества способствуют инициативы таможенных служб по расширению взаимодействия с другими структурами Содружества независимых государств, в частности в правоохранительной сфере.

В 2004 году подписано Соглашение об информационном взаимодействии между Советом руководителей таможенных служб государств-участников Содружества независимых государств и Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников Содружества независимых государств.

С учетом рекомендаций Экономического совета Содружества независимых государств и по согласованию с Исполкомом Содружества независимых государств заключены рамочные меморандумы и протоколы об информационном обмене с координационными правоохранительными органами Содружества независимых государств, такими как:

Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений;

Антитеррористическим центром стран Содружества независимых государств;

Координационной службой Совета командующих пограничными войсками стран Содружества независимых государств.[6]

 

1.2. Таможенный совет и его роль в развитии таможенного сотрудничества

 

Статус Таможенного совета регламентируется Положением, утвержденным государствами-участниками Соглашения 13 марта 1992 г. В Положении определяются цели Совета, его функции, правовая база, права, состав, исполнительные органы, рабочий аппарат, бюджет, порядок принятия решений.

Цели Совета:

         - обеспечить функционирование Таможенного союза;

         - вырабатывать и проводить единую таможенную политику;

        - противодействовать монополизму, а также дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;

       -пресекать недобросовестную конкуренцию при проведении экспортно-импортных операций;

       -унифицировать таможенное законодательство и таможенные процедуры в интересах интеграции экономики государств – участников Таможенного союза в мировое хозяйство;

        - координировать взаимодействие таможенных служб государств – участников Союза;

       - разрабатывать и реализовывать конкретные программы развития таможенного дела;

       - собирать и анализировать таможенную статистику Союза.

В ст. 2 Положения о Таможенном совете определены его функции: разработка, рассмотрение и утверждение предложений по основным направлениям таможенной политики государств-участников Таможенного союза, включая общий таможенный тариф, формируемый на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров; разработка порядка установления, отмены или изменения ставок таможенных пошлин, предоставления тарифных льгот и преференций; разработка и рассмотрение проектов актов законодательства Таможенного союза и его международных договоров в части, касающейся таможенно-тарифного регулирования; разработка и принятие решений, обеспечивающих единообразное толкование и применение соглашений по таможенному делу, а также действующего законодательства государств–участников Таможенного союза; обеспечение и распространение информации, касающейся таможенно-тарифного регулирования и таможенных процедур; представление правительствам государств–участников Таможенного союза предложений по таможенному делу; сотрудничество с международными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

Правовую базу работы Совета составляют: Соглашение о принципах таможенной политики; Положение о Таможенном совете; Регламент работы Совета; Положение об установлении, отмене и изменении ставок таможенных пошлин; Правила оценки в таможенных целях; Правила определения страны происхождения и другие акты, которые разрабатывает и принимает Совет.

Положение определяет также права Совета. Он может устанавливать размеры ввозных и вывозных пошлин, вносить в них изменения; вводить сезонные таможенные пошлины; устанавливать, изменять и отменять ставки пошлин на предметы личного пользования; освобождать от оплаты пошлинами товары и иные предметы, воплощающие в себе новейшие достижения научно-технического прогресса, не производимые или производимые в недостаточных количествах в государствах–участниках Таможенного союза; вносить, учитывая международные нормы и практику, изменения в номенклатуру Общего таможенного тарифа с целью защиты объединенного рынка государств Таможенного союза.

Структура, состав и исполнительные органы Совета.

Членами Таможенного совета являются члены правительств государств-участников Таможенного союза. Каждый член Совета вправе иметь своего заместителя и не более трех советников (экспертов).

Члены Совета, их заместители, советники (эксперты) на значатся правительствами государств-участников Таможенного союза. Совет избирает своего председателя и определяет его полномочия, а также назначает своего секретаря, который руководит деятельностью рабочего аппарата и специализированными техническими комитетами.

Для координации действий национальных таможенных служб Совет создает свои исполнительные органы, а при необходимости организует специализированные технические комитеты. Бюджет Таможенного совета, включая и его инвалютную часть, формируется за счет взносов участников Союза по согласованным квотам. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца поочередно в столицах участников Таможенного совета.

Решения Совета принимаются с общего согласия его членов либо их заместителей, присутствующих на заседании совета, т. е. применяется принцип консенсуса. Каждый участник Таможенного союза обладает в Совете одним голосом. С общего согласия Совет вправе устанавливать иной порядок голосования, а также приглашать на свои заседания (с правом совещательного голоса) представителей органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности, банковских учреждений и международных организаций.[7]

Совет принимает решения в форме постановлений, которые подписываются его председателем и публикуются в официальном порядке. Эти постановления являются окончательными и должны применяться во всех государствах-участниках Таможенного союза без каких-либо дополнительных процедур.

 

 

ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ СОЗДАННЫЕ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

 

2.1. ЕврАзЭС как новая форма таможенной интеграции

ЕврАзЭС было создано во многом для достижения целей, которые не были достигнуты в рамках соглашений стран СНГ. Содружество часто называют «Клубом президентов постсоветских стран». Одного лишь СНГ явно недостаточно, чтобы решать конкретные экономические вопросы и развивать реальное торгово-экономическое сотрудничество между странами. Многие нормы принимаемых международных договоров в рамках СНГ не содержат конкретных взаимных обязательств государств по отношению друг к другу, а лишь определяют цели и приоритетные направления сотрудничества.[8]

Кроме того, Документы институтов и органов Содружества носят в большинстве своем рекомендательный характер, что также не сулит ничего хорошего в формировании Единого экономического пространства.

Действительно, органы СНГ лишены реальных властных полномочий, без которых эффективное развитие интеграционных процессов и создание единого экономического пространства невозможны. Подписанные в рамках Содружества соглашения, как правило, не выполняются.

В отличие от СНГ, в ЕврАзЭС исполнение решений, принимаемых институтами Сообщества,  достигается путем принятия необходимых национальных правовых актов в соответствии с национальным законодательством. Договоры вступают в силу после выполнения внутригосударственных процедур всеми участниками. Кроме того, применяется механизм «взвешенного» голосования с учетом экономических возможностей государства–участника и суммы его взносов в уставный фонд международной организации.

Вопреки часто воспроизводимому стереотипу, что интеграция ущемляет суверенитет национальных государств, реально имеет место другой процесс. Благодаря подписанным документам создаются определенные гарантии для стран-участников в допуске товаров и услуг на рынки друг друга независимо от складывающейся политической конъюнктуры на том или ином этапе.

Например, на рынок Российской Федерации ориентирована подавляющая часть продукции машиностроения Республики Беларусь.

По некоторым позициям, например, дорожная техника, металлообрабатывающие станки, доля в экспорте продукции Беларуси в Россию составляет свыше 90%.

Подписание документов Единого экономического пространства (далее  ЕЭП) дают гарантию стабильного развития экономики в условиях различия вариантов политических подходов в решении других вопросов. Благодаря подписанным документам создается подлинное равенство отношений, так как регулирование доступа, например, на российский рынок товаров и услуг других стран, не может сопровождаться игнорированием интересов других государств, в силу того, что каждый раз этот процесс регулируется или нормативными актами, или новыми решениями на основе договорного процесса. А это и есть признание интересов друг друга.[9]

ЕврАзЭС создано для эффективного продвижения процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.[10] Один из главных векторов деятельности организации, это обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

Информация о работе Международно-правовое регулирование таможенного сотрудничества государств-участников Содружества независимых государс