Международно-правовой статус СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 05:17, курсовая работа

Краткое описание

Международная межгосударственная организация – это объединение, созданное государствами на основе международного права для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях. Это объединение образовано на основе международного договора, имеет необходимую систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств – членов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Общие положения о Содружестве Независимых Государств 5
1.1.Образование Содружества Независимых Государств. Его цели и принципы 5
1.2. Структура органов Содружества Независимых Государств 8
Глава 2. Направления сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств 11
2.1. Военно-политическое сотрудничество 11
2.2. Охрана внешних границ 14
2.3. Экономическое сотрудничество 16
2.4. Сотрудничество в экологической, научно-технической, культурной и других областях 23
Глава 3. Организация деятельности совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств –участников СНГ 29
Заключение 37
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Международно-правовой статус.doc

— 186.50 Кб (Скачать)


2

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Общие положения о Содружестве Независимых Государств             

1.1.Образование Содружества Независимых Государств. Его цели и принципы             

1.2. Структура органов   Содружества Независимых Государств             

Глава 2. Направления сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств             

2.1. Военно-политическое сотрудничество             

2.2. Охрана внешних границ             

2.3. Экономическое сотрудничество             

2.4. Сотрудничество в экологической, научно-технической, культурной и других областях             

Глава 3. Организация деятельности совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств –участников СНГ

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Содружество Независимых Государств  является региональной международной организацией.

Международная межгосударственная организация – это объединение, созданное государствами на основе международного права для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях. Это объединение образовано на основе международного договора, имеет необходимую систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств – членов.

Любая международная межгосударственная организация должна обладать следующими международно-правовыми признаками:

  1. создается в соответствии с международным правом;
  2. учреждается на основе международного договора;
  3. имеет соответствующую организационную структуру;
  4. обладает самостоятельными правами и обязанностями;
  5. осуществляет сотрудничество в конкретных областях деятельности;
  6. обладает автономной волей.

Анализ учредительных документов СНГ позволяет утверждать, что Содружество обладает всеми перечисленными признаками международной межгосударственной организации.

Оно создано самостоятельными субъектами международного права – государствами:

      основано на принципе суверенного равенства государств;

      в Уставе зафиксированы устойчивые функции Содружества, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов;

      Содружество имеет четкую организационную структуру, разветвленную систему органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов;

      обладает автономной волей.

Цель курсовой работы – рассмотреть международно-правовой статус СНГ, цели, функции, основные направления сотрудничества. Определить место и роль Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств участников СНГ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. ознакомиться с процессом образования Содружества Независимых Государств, изучить его цели и принципы;
  2. изучить структуру органов  Содружества Независимых Государств;
  3. рассмотреть направления сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств, а именно: военно-политическое сотрудничество, охрану внешних границ, экономическое сотрудничество, сотрудничество в экологической, научно-технической, культурной и других областях;
  4. ознакомиться с организацией деятельности Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств–участников СНГ.

Объектом исследования служит Содружество Независимых Государств.

Предметом исследования выступает анализ правовых основ создания Содружества Независимых Государств и его международно-правовой статус.

             

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ      

1.1.Образование Содружества Независимых Государств. Его цели и принципы

 

В конце 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз. В международном сообществе появилось новое образование - Содружество Независимых Государств (СНГ). На переломном историческом этапе, в трудных условиях переходного периода жизненно важно было сохранить на постсоветском пространстве все то позитивное, что связывало народы столетиями общей истории в политике, экономике, культуре, гуманитарных связях, в межличностном общении, и на этой основе развивать сотрудничество качественно нового уровня.

Учредителями СНГ стали 11 государств - бывших республик СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. В 1993 г. членом Содружества стала и Грузия.

Учредительными актами СНГ являются три документа: Соглашение о его создании от 8 декабря 1991 г., Протокол и Декларация от 21 декабря 1991 г. Устав СНГ был принят 22 января 1993 г. Его подписали представители семи государств: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Российская Федерация ратифицировала Устав СНГ 15 апреля 1993 г.[1]

Являясь правовой базой СНГ, Устав направлен на усиление центростремительных тенденций в Содружестве, на его консолидацию. Устав служит делу укрепления тенденции создания на территории бывшего СССР зоны стабильности и активного сотрудничества в экономической, гуманитарной и других областях.

Относительно юридической природы СНГ мнения юристов не однозначны. Одни полагают, что минимальной правовой формой Содружества может выступать конфедерация.

Другие считают, что СНГ - это не что иное, как региональная международная организация. Третьи высказывают точку зрения, что Содружество является одновременно и конфедерацией, и международной организацией. А четвертые вообще рассматривают СНГ как аморфное образование.

Учредительные документы СНГ, его Устав, практическая деятельность позволяют сделать вывод о том, что Содружество является региональной международной организацией. Оно создано суверенными государствами путем подписания международного договора, его юридической базой стало международное право. СНГ преследует определенные цели, которые зафиксированы в учредительных документах. Образованы и действуют координирующие органы. СНГ предоставлен статус наблюдателя ООН. Единственное, чем пока не занимается Содружество, - заключение от своего имени международных договоров. Однако есть уверенность, что с течением времени СНГ будет заниматься и этой функцией, присущей региональным международным организациям.[2]

Цели и принципы СНГ определены в его учредительных документах и в Уставе. Содружество создано для осуществления сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях. Особо выделена необходимость сотрудничества в обеспечении мира и безопасности, осуществлении эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижении всеобщего и полного разоружения.

Страны СНГ поставили перед собой задачу всестороннего и сбалансированного развития государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственной кооперации и интеграции.

В целях более эффективного решения этой задачи государства Содружества в сентябре 1993 г. заключили договор о создании Экономического союза.

Важнейшей целью создания СНГ является обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ. В качестве одной из целей создания Содружества указаны взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений.

Для достижения целей СНГ его участники определили следующие принципы:

      суверенное равенство государств, уважение суверенитета;

      неприменение силы или угрозы силой;

      территориальная целостность государств;

      нерушимость государственных границ;

      разрешение споров мирными средствами;

      невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга;

      уважение неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без вмешательства извне;

      обеспечение прав человека и основных свобод;

      сотрудничество между государствами;

      добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества, включая его Устав;

      верховенство международного права в межгосударственных отношениях;

      взаимопомощь при условии согласия на ее оказание;

      духовное единение народов. [3]

1.2. Структура органов   Содружества Независимых Государств

Высшим органом Содружества является Совет глав государств. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. Совет собирается на заседания два раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств призван координировать сотрудничество органов исполнительной власти стран СНГ в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет собирается на заседания четыре раза в год.

Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.

Совет глав государств и Совет глав правительств могут проводить совместные заседания. Главы государств и главы правительств на заседаниях соответствующих Советов председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств Содружества. В декабре 1993 г. был учрежден пост Председателя уставных органов СНГ. В течение последующих пяти лет по единодушному решению всех стран Содружества его занимала Россия.

Совет министров иностранных дел осуществляет на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств координацию внешнеполитической деятельности стран СНГ, включая их деятельность в международных организациях, а также организацию консультаций по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес.

Совет действует на основе Положения 1993 г. При Совете министров иностранных дел создана Постоянная комиссия по миротворческой деятельности.

В качестве постоянно действующего исполнительного и координирующего органа Содружества создан Координационно-консультативный комитет. С 1994 г. при нем работает Комиссия Экономического союза.

В рамках СНГ действует Совет министров обороны, который является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства. Имеется Штаб по координации военного сотрудничества государств Содружества. Совет командующих пограничными войсками является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ стран Содружества и обеспечения стабильного положения на них.

В целях координации деятельности по борьбе с преступностью создан Совет министров внутренних дел Содружества. Сотрудничают и другие правоохранительные органы, в том числе и прокуратуры.

В целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках СНГ его Уставом предусмотрено создание Экономического суда. К его ведению относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями стран СНГ. Он вправе также толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.[4]

С 1995 г. Экономический суд начал практическую деятельность.

Консультативным органом СНГ является Комиссия по правам человека. Она призвана наблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя странами СНГ в рамках Содружества. 

На основе соглашений государств - членов СНГ о сотрудничестве в экономической, социальной и иных областях могут утверждаться органы отраслевого сотрудничества, которые осуществляют выработку согласованных принципов и правил такого сотрудничества и способствуют их практической реализации. Координирующие органы СНГ находятся в г. Минске.

С 1995 г. в структуру органов Содружества входит Межпарламентская ассамблея. Она проводит межпарламентские консультации и, что очень важно, разрабатывает рекомендательные законодательные акты. Ею, в частности, разработано несколько десятков подобных актов, в том числе Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы. Межпарламентская ассамблея заседает в г. Санкт-Петербурге в Таврическом дворце.

 

 


ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ    

2.1. Военно-политическое сотрудничество

 

Информация о работе Международно-правовой статус СНГ