Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 05:17, курсовая работа
Международная межгосударственная организация – это объединение, созданное государствами на основе международного права для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях. Это объединение образовано на основе международного договора, имеет необходимую систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств – членов.
Введение 3
Глава 1. Общие положения о Содружестве Независимых Государств 5
1.1.Образование Содружества Независимых Государств. Его цели и принципы 5
1.2. Структура органов Содружества Независимых Государств 8
Глава 2. Направления сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств 11
2.1. Военно-политическое сотрудничество 11
2.2. Охрана внешних границ 14
2.3. Экономическое сотрудничество 16
2.4. Сотрудничество в экологической, научно-технической, культурной и других областях 23
Глава 3. Организация деятельности совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств –участников СНГ 29
Заключение 37
Список использованной литературы 38
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Общие положения о Содружестве Независимых Государств
1.1.Образование Содружества Независимых Государств. Его цели и принципы
1.2. Структура органов Содружества Независимых Государств
Глава 2. Направления сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств
2.1. Военно-политическое сотрудничество
2.2. Охрана внешних границ
2.3. Экономическое сотрудничество
2.4. Сотрудничество в экологической, научно-технической, культурной и других областях
Глава 3. Организация деятельности совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств –участников СНГ
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Содружество Независимых Государств является региональной международной организацией.
Международная межгосударственная организация – это объединение, созданное государствами на основе международного права для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях. Это объединение образовано на основе международного договора, имеет необходимую систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств – членов.
Любая международная межгосударственная организация должна обладать следующими международно-правовыми признаками:
Анализ учредительных документов СНГ позволяет утверждать, что Содружество обладает всеми перечисленными признаками международной межгосударственной организации.
Оно создано самостоятельными субъектами международного права – государствами:
основано на принципе суверенного равенства государств;
в Уставе зафиксированы устойчивые функции Содружества, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов;
Содружество имеет четкую организационную структуру, разветвленную систему органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов;
обладает автономной волей.
Цель курсовой работы – рассмотреть международно-правовой статус СНГ, цели, функции, основные направления сотрудничества. Определить место и роль Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств участников СНГ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования служит Содружество Независимых Государств.
Предметом исследования выступает анализ правовых основ создания Содружества Независимых Государств и его международно-правовой статус.
В конце 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз. В международном сообществе появилось новое образование - Содружество Независимых Государств (СНГ). На переломном историческом этапе, в трудных условиях переходного периода жизненно важно было сохранить на постсоветском пространстве все то позитивное, что связывало народы столетиями общей истории в политике, экономике, культуре, гуманитарных связях, в межличностном общении, и на этой основе развивать сотрудничество качественно нового уровня.
Учредителями СНГ стали 11 государств - бывших республик СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. В 1993 г. членом Содружества стала и Грузия.
Учредительными актами СНГ являются три документа: Соглашение о его создании от 8 декабря 1991 г., Протокол и Декларация от 21 декабря 1991 г. Устав СНГ был принят 22 января 1993 г. Его подписали представители семи государств: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Российская Федерация ратифицировала Устав СНГ 15 апреля 1993 г.[1]
Являясь правовой базой СНГ, Устав направлен на усиление центростремительных тенденций в Содружестве, на его консолидацию. Устав служит делу укрепления тенденции создания на территории бывшего СССР зоны стабильности и активного сотрудничества в экономической, гуманитарной и других областях.
Относительно юридической природы СНГ мнения юристов не однозначны. Одни полагают, что минимальной правовой формой Содружества может выступать конфедерация.
Другие считают, что СНГ - это не что иное, как региональная международная организация. Третьи высказывают точку зрения, что Содружество является одновременно и конфедерацией, и международной организацией. А четвертые вообще рассматривают СНГ как аморфное образование.
Учредительные документы СНГ, его Устав, практическая деятельность позволяют сделать вывод о том, что Содружество является региональной международной организацией. Оно создано суверенными государствами путем подписания международного договора, его юридической базой стало международное право. СНГ преследует определенные цели, которые зафиксированы в учредительных документах. Образованы и действуют координирующие органы. СНГ предоставлен статус наблюдателя ООН. Единственное, чем пока не занимается Содружество, - заключение от своего имени международных договоров. Однако есть уверенность, что с течением времени СНГ будет заниматься и этой функцией, присущей региональным международным организациям.[2]
Цели и принципы СНГ определены в его учредительных документах и в Уставе. Содружество создано для осуществления сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях. Особо выделена необходимость сотрудничества в обеспечении мира и безопасности, осуществлении эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижении всеобщего и полного разоружения.
Страны СНГ поставили перед собой задачу всестороннего и сбалансированного развития государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственной кооперации и интеграции.
В целях более эффективного решения этой задачи государства Содружества в сентябре 1993 г. заключили договор о создании Экономического союза.
Важнейшей целью создания СНГ является обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ. В качестве одной из целей создания Содружества указаны взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений.
Для достижения целей СНГ его участники определили следующие принципы:
суверенное равенство государств, уважение суверенитета;
неприменение силы или угрозы силой;
территориальная целостность государств;
нерушимость государственных границ;
разрешение споров мирными средствами;
невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга;
уважение неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без вмешательства извне;
обеспечение прав человека и основных свобод;
сотрудничество между государствами;
добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества, включая его Устав;
верховенство международного права в межгосударственных отношениях;
взаимопомощь при условии согласия на ее оказание;
духовное единение народов. [3]
Высшим органом Содружества является Совет глав государств. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. Совет собирается на заседания два раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов.
Совет глав правительств призван координировать сотрудничество органов исполнительной власти стран СНГ в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет собирается на заседания четыре раза в год.
Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.
Совет глав государств и Совет глав правительств могут проводить совместные заседания. Главы государств и главы правительств на заседаниях соответствующих Советов председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств Содружества. В декабре 1993 г. был учрежден пост Председателя уставных органов СНГ. В течение последующих пяти лет по единодушному решению всех стран Содружества его занимала Россия.
Совет министров иностранных дел осуществляет на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств координацию внешнеполитической деятельности стран СНГ, включая их деятельность в международных организациях, а также организацию консультаций по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес.
Совет действует на основе Положения 1993 г. При Совете министров иностранных дел создана Постоянная комиссия по миротворческой деятельности.
В качестве постоянно действующего исполнительного и координирующего органа Содружества создан Координационно-консультативный комитет. С 1994 г. при нем работает Комиссия Экономического союза.
В рамках СНГ действует Совет министров обороны, который является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства. Имеется Штаб по координации военного сотрудничества государств Содружества. Совет командующих пограничными войсками является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ стран Содружества и обеспечения стабильного положения на них.
В целях координации деятельности по борьбе с преступностью создан Совет министров внутренних дел Содружества. Сотрудничают и другие правоохранительные органы, в том числе и прокуратуры.
В целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках СНГ его Уставом предусмотрено создание Экономического суда. К его ведению относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями стран СНГ. Он вправе также толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.[4]
С 1995 г. Экономический суд начал практическую деятельность.
Консультативным органом СНГ является Комиссия по правам человека. Она призвана наблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя странами СНГ в рамках Содружества.
На основе соглашений государств - членов СНГ о сотрудничестве в экономической, социальной и иных областях могут утверждаться органы отраслевого сотрудничества, которые осуществляют выработку согласованных принципов и правил такого сотрудничества и способствуют их практической реализации. Координирующие органы СНГ находятся в г. Минске.
С 1995 г. в структуру органов Содружества входит Межпарламентская ассамблея. Она проводит межпарламентские консультации и, что очень важно, разрабатывает рекомендательные законодательные акты. Ею, в частности, разработано несколько десятков подобных актов, в том числе Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы. Межпарламентская ассамблея заседает в г. Санкт-Петербурге в Таврическом дворце.