Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 05:17, курсовая работа
Международная межгосударственная организация – это объединение, созданное государствами на основе международного права для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях. Это объединение образовано на основе международного договора, имеет необходимую систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств – членов.
Введение 3
Глава 1. Общие положения о Содружестве Независимых Государств 5
1.1.Образование Содружества Независимых Государств. Его цели и принципы 5
1.2. Структура органов Содружества Независимых Государств 8
Глава 2. Направления сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств 11
2.1. Военно-политическое сотрудничество 11
2.2. Охрана внешних границ 14
2.3. Экономическое сотрудничество 16
2.4. Сотрудничество в экологической, научно-технической, культурной и других областях 23
Глава 3. Организация деятельности совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств –участников СНГ 29
Заключение 37
Список использованной литературы 38
В Уставе СНГ записано, что государства-члены проводят согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства вооруженных сил и поддерживают безопасность в Содружестве, в том числе с помощью групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира.
В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности страны СНГ незамедлительно приводят в действие механизм взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН.
По военной линии странами СНГ подписано несколько сот многосторонних и двусторонних договоров и соглашений. Одним из важнейших является Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. В нем участвуют девять стран: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В соответствии с Договором государства-участники обязались не вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства-участника. Они должны консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать позиции по этим вопросам.
Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН.
В 1999 г. истекает срок действия Договора о коллективной безопасности. Его не собираются пролонгировать Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Остальные 6 государств - участников Договора намерены его продлить. [5]
В феврале 1995 г. государства - участники Договора о коллективной безопасности приняли Концепцию коллективной безопасности. Она представляет собой совокупность взглядов этих государств на предотвращение и устранение угрозы миру, по совместной защите от агрессии, обеспечению их суверенитета и территориальной целостности. Концепция включает: основы военной политики, основы обеспечения коллективной безопасности, основные направления и этапы создания системы коллективной безопасности.
В феврале 1995 г. страны СНГ подписали Соглашение о создании системы противовоздушной обороны государств Содружества. Утверждено также Положение об этой системе.
В 1995 г. Совет коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности утвердил Основные направления углубления военного сотрудничества государств - участников этого Договора. Приоритетными задачами повышения обороноспособности указанных государств Совет считает: завершение создания вооруженных сил государств-участников; восстановление и развитие кооперации по разработке, производству и ремонту вооружения и военной техники; развитие сотрудничества и взаимодействия в областях, обеспечивающих формирование и функционирование системы коллективной безопасности; расширение правовой базы сотрудничества в военной области.
В январе 1996 г. страны СНГ приняли Концепцию предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств Содружества. Она определяет общие подходы стран СНГ к вопросам предотвращения и урегулирования конфликтов, возможности совместных шагов по разрешению возникающих споров и разногласий.
Деятельность государств Содружества в указанном направлении охватывает комплекс мер, призванных оказывать содействие предотвращению, разрешению, урегулированию спорных вопросов, конфликтных ситуаций и сближению точек зрения по ним конфликтующих сторон в целях поиска взаимоприемлемых договоренностей. Характер этой деятельности, выбор средств и инструментов ее осуществления зависят от масштабов и стадии развития конфликтов. Она должна быть направлена на предотвращение конфликтов; урегулирование вооруженных конфликтов; постконфликтное построение мира (миростроительство).
В январе 1996 г. Совет глав государств утвердил Положение о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ. Эти силы представляют собой коалиционное формирование, которое создается на период проведения операции по поддержанию мира в целях содействия урегулированию конфликтов на территории любого государства - участника СНГ.
Также в январе 1996 г. Совет глав государств принял Концепцию охраны воздушного пространства государств Содружества. Она представляет собой совокупность взглядов на противовоздушную оборону, координацию усилий и взаимодействие войск и сил ПВО государств по охране границ в воздушном пространстве, защите группировок вооруженных сил, промышленных районов, административно-политических центров, населения от ударов средств воздушно-космического нападения. Концепция включает принципы ПВО государств-участников, военно-технические принципы совершенствования ПВО этих государств, основные направления подготовки их войск и сил ПВО, а также пути реализации ее положений. [6]
Правовой статус границ Содружества определен Соглашением о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. В ст. 5 этого документа стороны признали неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, а также гарантировали их открытость, свободу передвижения граждан и передачи информации.
В 1994 г. была принята Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств СНГ. В документе подтверждено, что государства будут воздерживаться от военной, политической, экономической или любой другой формы давления, включая блокаду, а также поддержки и использования сепаратизма против территориальной целостности и неприкосновенности, а также политической независимости какого-либо государства СНГ.
Поскольку внутренние границы стран СНГ являются "прозрачными", главное внимание они уделяют охране внешних границ Содружества. В 1992 г. было подписано несколько документов на этот счет. Среди них Соглашение об охране государственных границ и морских экономических зон государств, Соглашение о сотрудничестве государств Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах, Соглашение о статусе Пограничных войск СНГ.
В 1996 г. Совет глав государств принял Концепцию охраны границ государств - участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество.
Данная Концепция есть совокупность совместно выработанных государствами Содружества взглядов на охрану, координацию усилий и взаимодействие пограничных войск по обеспечению безопасности границ. Концепция включает основы пограничной политики о границах, основные направления сотрудничества по обеспечению безопасности, а также пути реализации ее положений. Концепция предполагает на первом этапе:
создание договорно-правовой базы сотрудничества государств СНГ по пограничным вопросам, предусмотренным Перспективным планом интеграционного развития Содружества, завершение и создание национальной пограничной инфраструктуры в строительстве пограничных войск;
организацию обеспечения информационных центров погранвойск и формирование основ единой системы информационного обеспечения охраны границ, а также осуществление необходимой координации в ее оперативном обеспечении;
на втором этапе:
совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества государств СНГ по вопросам обеспечения охраны границ;
создание единой системы информационного обеспечения охраны границ с использованием унифицированных программных и технических средств. [7]
Говоря о стабильности на внешних границах Содружества, следует отметить, что наибольшую озабоченность в последние годы вызывала тревожная обстановка, которая складывалась на некоторых участках их внешних границ в Центральной Азии.
Именно поэтому Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан сочли необходимым принять срочные меры для обеспечения безопасности своих границ. В декабре 1993 г. главы этих государств подписали Меморандум о сотрудничестве по охране внешних государственных границ.
Пограничные войска России на договорной основе с Арменией, Грузией, Кыргызстаном и Таджикистаном охраняют их участки внешней границы. По мере формирования собственных пограничных сил эти государства берут охрану границ под свой контроль. А с государствами, имеющими собственные, достаточно подготовленные войска, - Беларусью, Казахстаном и Украиной - Россия имеет обязательства о взаимном обеспечении безопасности друг друга на внешних границах.
В 1999 г. начата работа по делимитации границы и обустройству ее отдельных участков с Украиной, делимитации и демаркации государственной границы с Азербайджаном и Грузией. Идет подготовка к делимитации границы и обустройству ее отдельных участков с Казахстаном.
Сохранение и развитие сложившихся тесных экономических связей между странами СНГ - одна из самых насущных задач, которая решается в рамках Содружества. Экономическая интеграция, как и другие виды интеграции, объективно необходима. Это понимают руководители государств Содружества, правда, понимают по-разному. В связи с этим между странами СНГ наблюдаются далеко не одинаковые темпы интеграции. Поэтому часто говорят о разноскоростной интеграции между странами СНГ. Это вполне нормально, формула такой интеграции принята в Содружестве.
Сейчас можно говорить о развитии интеграционных процессов в рамках СНГ на трех уровнях: Экономический союз 12 государств; Таможенный союз 4 государств - России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана, заключивших в 1996 г. Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах, и Союз России и Беларуси.
Этапным на пути экономической интеграции стран СНГ стало заключение Договора о создании Экономического союза в сентябре 1993 г. Документ предусматривает поэтапное формирование указанного союза с целью интеграции экономики и создания единого таможенного и валютного пространства на базе рыночных отношений.
На первом этапе создается межгосударственная ассоциация свободной торговли. Она предусматривает отмену таможенных пошлин и беспрепятственное движение товаров. На втором этапе образуется таможенный союз, в рамках которого устанавливается в отношении других стран общий таможенный тариф и проводится скоординированная внешнеторговая политика. На третьем этапе формируется общий рынок капиталов и рабочей силы. На заключительном этапе образуется валютный союз, предполагающий согласование бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики.
Для граждан стран, входящих в Экономический союз, установлены безвизовый режим передвижения, гарантии от дискриминации по национальному или любому другому признаку. Вводится взаимное признание документов об образовании и квалификации, приняты обязательства в области страхования, пенсионного обеспечения и регулирования миграции.
В апреле 1994 г. принято Соглашение о создании зоны свободной торговли, призванное запустить в действие механизм Договора об Экономическом союзе. В силу ряда причин данный документ не начал действовать. Лишь в 1999 г. после подписания Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. найден, по всей видимости, ключ к тому, чтобы запустить в действие механизм формирования зоны свободной торговли.
В октябре 1994 г. на заседании Совета глав государств было принято Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета (МЭК) Экономического союза. Свои подписи под документом поставили представители 11 стран СНГ (кроме Туркменистана). Впервые в истории Содружества появился институт, имеющий контрольно-распорядительные и исполнительные функции. МЭК стал, по сути, первенцем наднациональной структуры, имеющий право по некоторым вопросам принимать решения, обязательные для исполнения членами СНГ.
В 1998-1999 гг. велась работа по реорганизации СНГ. Вместо МЭКа создан Экономический совет (Совет) Содружества.
Он является основным исполнительным органом, который выполняет решения Совета глав государств (СГТ) и Совета глав правительств (СГП) Содружества в экономической и социальной областях, в том числе по реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли, и по их поручению принимает решения. [8]
Совет в своей деятельности руководствуется основополагающими документами Содружества, договорами и соглашениями, заключенными между государствами-участниками в рамках СНГ, решениями СГТ и СГП, Договором о создании Экономического союза, Положением об Экономическом совете 1999 г. В своей деятельности Экономический совет подотчетен СГТ и СГП СНГ.
Основными направлениями деятельности Совета определены следующие:
подготовка основных ориентиров экономической политики государств - участников Содружества для рассмотрения их на СГТ и СГП Содружества;
координация действий по экономической интеграции и формирование Экономического союза путем создания зоны свободной торговли и других форм интеграции;
разработка рекомендаций по проблемам торгово-экономического сотрудничества;
рассмотрение путей улучшения условий для развития прямых контактов между производителями различных форм собственности;