Международно-правовой статус СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 05:17, курсовая работа

Краткое описание

Международная межгосударственная организация – это объединение, созданное государствами на основе международного права для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях. Это объединение образовано на основе международного договора, имеет необходимую систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств – членов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Общие положения о Содружестве Независимых Государств 5
1.1.Образование Содружества Независимых Государств. Его цели и принципы 5
1.2. Структура органов Содружества Независимых Государств 8
Глава 2. Направления сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств 11
2.1. Военно-политическое сотрудничество 11
2.2. Охрана внешних границ 14
2.3. Экономическое сотрудничество 16
2.4. Сотрудничество в экологической, научно-технической, культурной и других областях 23
Глава 3. Организация деятельности совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств –участников СНГ 29
Заключение 37
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Международно-правовой статус.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Интеграционный процесс в рамках СНГ должен быть ускорен. Однако он должен носить естественный характер. Все это в полной мере зависит от доброй воли его участников. Осознанное стремление народов к интеграции требует продолжить поиск новых более тесных организационных мер сотрудничества государств Содружества.


глава 3. организация деятельности Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств –Участников СНГ

 

Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников Содружества Независимых Государств (СОРБ) создан Решением Совета глав государств СНГ от 28 марта 1997 года в целях взаимодействия и координации действий органов безопасности и специальных служб в сфере борьбы с организованной преступностью международного характера и в других согласованных сферах деятельности.

СОРБ является органом Совета глав государств СНГ (СГГ) по вопросам, входящим в компетенцию спецслужб стран Содружества.

В своей деятельности Совет руководствуется Уставом Содружества Независимых Государств, договорами, заключенными в рамках Содружества, решениями СГГ и Совета глав правительств (СГП) СНГ, Положением о СОРБ, а также решениями и иными документами, принятыми Советом.

Членами СОРБ являются руководители органов безопасности и спецслужб 9 государств – участников СНГ, главы которых подписали Решение о создании СОРБ. МНБ Туркменистана и СНБ Узбекистана участвуют в его работе в качестве наблюдателей.

Основными задачами СОРБ являются:

      обеспечение эффективного взаимодействия в области борьбы с организованной преступностью международного характера и в других согласованных сферах деятельности спецслужб;

      реализация решений СГГ по вопросам, относящимся к компетенции спецслужб;

      выработка предложений по сближению национального законодательства государств – участников СНГ, развитию договорно-правовой базы международного сотрудничества в области борьбы с организованной преступностью и в других согласованных сферах деятельности спецслужб.[14]

В целях выполнения возложенных на него задач СОРБ осуществляет следующие функции:

      рассматривает актуальные вопросы борьбы с организованной преступностью и в других согласованных сферах деятельности спецслужб, а также организации взаимодействия между ними на территориях государств – участников СНГ;

      разрабатывает предложения по вопросам, входящим в компетенцию спецслужб, и вносит их в установленном порядке на рассмотрение СГГ СНГ;

      рассматривает ход выполнения решений СГГ СНГ и договоров, заключенных в рамках Содружества, относящихся к компетенции СОРБ, а также собственных решений;

      содействует взаимному обмену опытом и информацией между спецслужбами;

      рассматривает вопросы проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам, представляющим взаимный интерес;

      рассматривает вопросы подготовки и повышения квалификации кадров для учебных заведений и подразделений спецслужб;

      осуществляет руководство Исполнительным бюро. [15]

Основной формой деятельности СОРБ являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год, поочередно на территориях государств – участников СНГ.

В заседаниях с правом решающего голоса принимают участие руководители спецслужб стран Содружества – члены Совета или, в исключительных случаях, их заместители.

Повестка заседания Совета формируется на основании Плана работы СОРБ, который ежегодно разрабатывается в соответствии с предложениями членов Совета и утверждается протокольным решением СОРБ.

Решения СОРБ принимаются с общего согласия присутствующих членов СОРБ, а результаты заседания оформляются итоговым документом, который подписывается членами Совета.

С мая 1997 года проведено двадцать девять заседаний СОРБ.

Председательство в Совете, по согласованному решению членов СОРБ, осуществляет Директор ФСБ России (1997–1998 годы – Н. Д. Ковалев, 1998–1999 годы – В. В. Путин, 1999–2008 годы – Н. П. Патрушев, с мая 2008 года по н. вр. – А. В. Бортников).

Рабочими органами СОРБ являются Исполнительное бюро и комиссии руководителей соответствующих подразделений органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ по линиям работы.

Обязанности Секретаря Совета возложены на заместителя руководителя Службы – начальника Управления международного сотрудничества 5-й Службы ФСБ России генерал-полковника Кузюру А. Ф.

Исполнительное бюро как рабочий межгосударственный орган не создано. По взаимной договоренности, закрепленной соответствующим положением, функции Бюро возложены на ФСБ России.

Комиссии являются органами Совета, действующими на временной основе. В настоящее время функционируют Координационный совет и Технический комитет Объединенного банка данных органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ по борьбе с организованной преступностью (КС и ТК ОБД СНГ), Комиссия по научно-техническому сотрудничеству (КНТС), Комиссия по борьбе с незаконным международным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (КНОН).

При Исполнительном комитете СНГ работает Представитель СОРБ. В соответствии с решением 23-го заседания Совета (25 октября 2007 г., Кишинев) на должность Представителя СОРБ при Исполнительном комитете СНГ назначен полковник Самсонов Г. Л.

Деятельность Секретаря СОРБ, Исполнительного бюро, Представителя СОРБ при Исполкоме СНГ, а также комиссий при СОРБ, КС и ТК ОБД СНГ регламентируется соответствующими положениями, утвержденными Советом.

Нормативная правовая база многостороннего сотрудничества спецслужб в основном создана. К базовому Договору о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью от 31 мая 1995 г. подписаны 33 протокола по различным направлениям взаимодействия органов безопасности и специальных служб. При этом основное внимание уделяется совместной борьбе с международным терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, другими опасными проявлениями организованной преступности.

В настоящее время налажены эффективные механизмы обмена информацией, в том числе оперативной.

Профильными подразделениями партнерских спецслужб проводятся согласованные, а также совместные мероприятия.

Отчеты о результатах этой деятельности и проводимых мероприятиях в соответствии с межгосударственными программами по борьбе с терроризмом и преступностью ежегодно направляются в Исполнительный комитет Содружества.[16]

Сформирован ОБД СНГ. Завершается развертывание его абонентских звеньев в странах Содружества (центральное звено находится в ФСБ России), с использованием его возможностей интенсифицируется информационный обмен между органами безопасности и специальными службами государств – участников СНГ.

В рамках работы заседаний Совета на постоянной основе проводятся мероприятия его рабочих органов – КНТС, KHОH, КС и ТК ОБД СНГ.

Выполняя решения СГГ от 25 января и от 21 июня 2000 г., СОРБ подготовил необходимые документы и провел организационные мероприятия, направленные на создание и развертывание деятельности Антитеррористического центра государств – участников СНГ (АТЦ СНГ), который является постоянно действующим специализированным отраслевым органом Содружества и предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.

СОРБ осуществляет общее руководство деятельностью АТЦ и регулярно рассматривает вопросы ее совершенствования.

За период существования Совета разработан и утвержден (одобрен, подписан) ряд документов, в том числе:

      межгосударственных (межправительственных) – 7;

      соглашений – 10;

      положений – 15;

      концепций – 4;

      программ – 3;

      инструкций – 4;

      словарей (сборников) основных понятий и терминов – 2;

      итоговых документов заседаний – 29.

СОРБ активно участвует в реализации положений Программы сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью, а также Программы сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, принимаемых в рамках СНГ.

В связи с окончанием срока действия Программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008–2010 годы подготовлен проект новой редакции данной Программы на 2011–2013 годы, который был одобрен на 27-м заседании СОРБ (24 сентября 2009 г., Актау) и доработан с учетом мнений стран Содружества. Документ утвержден на заседании Совета глав государств СНГ 10 декабря 2010 года в Москве.

В соответствии с Протоколом, подписанным на 18-м заседании СОРБ (май 2005 г., Астана), сформирован Объединенный банк данных дактилоскопической информации (ОБДИ СНГ). В 2008 г. партнеры оснащены программно-аппаратными дактилоскопическими комплексами, позволяющими проводить проверку по массивам ОБДИ СНГ в реальном масштабе времени.[17]

Совет поддерживает информационное взаимодействие с уставными и отраслевыми органами Содружества, с рядом которых (СМВД, СКПВ, СРТС и МПА СНГ) подписаны соответствующие соглашения (протоколы), а также принимает участие в работе Координационного совещания органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью.

Важным шагом на пути укрепления взаимопонимания и объединения усилий спецслужб стран мира в деле противодействия современным угрозам и вызовам, в первую очередь международному терроризму и транснациональной организованной преступности, стало приглашение на заседания в качестве наблюдателей, начиная с 19-го заседания Совета (октябрь 2005 г., Ялта), руководителей спецслужб Германии, Испании, Италии и Франции.

В работе заседаний СОРБ на постоянной основе принимает участие делегация Исполнительного комитета СНГ. Информация о рассматриваемых Советом вопросах и принятых решениях регулярно направляется в Исполком Содружества.

На 2-м заседании СОРБ (8–9 октября 1997 г., Кишинев) утверждено Положение об эмблеме Совета. Эмблема СОРБ размещается на решениях, итоговых документах и других принимаемых Советом документах, а также на протокольной атрибутике и используется при проведении мероприятий СОРБ.

С 2000 г. при открытии и закрытии заседаний Совета в качестве фактического гимна СОРБ используется написанный на слова И. Резника и музыку Э. Ханка «Тревожный вальс».

В соответствии с достигнутыми договоренностями Исполнительным бюро СОРБ ежегодно готовятся информационные бюллетени Совета, в которых публикуются итоговые документы заседаний Совета. Кроме того, издаются тематические информационные бюллетени, посвященные памятным событиям и датам.

Решением Совета от 25 мая 2001 года учреждено звание «Почетный член СОРБ». Целью введения этого звания является признание заслуг членов Совета, завершивших свою работу в СОРБ, внесших существенный вклад в дело укрепления сотрудничества органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ, а также создание условий для использования в рамках деятельности Совета опыта и знаний, накопленных указанными лицами.

За период работы Совета звания «Почетный член СОРБ» удостоены девять руководителей органов безопасности и специальных служб государств –участников СНГ, принимавших участие в его работе в качестве членов Совета.

В целях расширения связей и укрепления сотрудничества между органами безопасности и специальными службами государств – участников СНГ, развития военно-прикладных и служебных видов спорта, выявления сильнейших спортсменов и лучших команд по видам спорта, повышения уровня профессиональной (оперативно-боевой) подготовки сотрудников спецслужб стран Содружества, в соответствии с Положением, утвержденным Решением СОРБ от 25 мая 2001 г. (10-е заседание СОРБ, Минск), проводятся соревнования на призы Совета с участием команд спецслужб стран Содружества.[18]

Учитывая стоящие перед Советом задачи, основные усилия СОРБ направлены на дальнейшее развитие сотрудничества органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, транснациональной организованной преступностью. При этом особое внимание уделяется совершенствованию практических механизмов достигнутых договоренностей, в первую очередь в сфере проведения согласованных (совместных) оперативно-разыскных мероприятий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СНГ является региональной международной организацией в смысле ст. 52 Устава ООН. Данная статья устанавливает, что региональные международные организации создаются «для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий». Такие организации обязаны добиваться мирного разрешения споров до их передачи в Совет Безопасности ООН.

Информация о работе Международно-правовой статус СНГ