Международно-правовой статус СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 05:17, курсовая работа

Краткое описание

Международная межгосударственная организация – это объединение, созданное государствами на основе международного права для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях. Это объединение образовано на основе международного договора, имеет необходимую систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств – членов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Общие положения о Содружестве Независимых Государств 5
1.1.Образование Содружества Независимых Государств. Его цели и принципы 5
1.2. Структура органов Содружества Независимых Государств 8
Глава 2. Направления сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств 11
2.1. Военно-политическое сотрудничество 11
2.2. Охрана внешних границ 14
2.3. Экономическое сотрудничество 16
2.4. Сотрудничество в экологической, научно-технической, культурной и других областях 23
Глава 3. Организация деятельности совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств –участников СНГ 29
Заключение 37
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Международно-правовой статус.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

      поддержка предпринимательства, содействие развитию финансово-промышленных групп, финансово-кредитных, страховых структур, совместных предприятий;

      выработка согласованных предложений по социальным вопросам, представляющим взаимный интерес.

Основными функциями Совета являются:

      формирование зоны свободной торговли, Платежного союза, таможенного союза, общего рынка капиталов и рабочей силы, Общего аграрного рынка, общего научно-технологического пространства;

      подготовка рекомендаций по совершенствованию сотрудничества в экономической и социальной областях;

      принятие согласованных мер в области стандартизации, статистики, метрологии, сертификации продукции, охраны окружающей среды и природных ресурсов, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

      анализ состояния экономик государств-участников, экономических реформ и подготовка предложений для проведения согласованной взаимовыгодной экономической и социальной политики;

      содействие правовому регулированию экономических и социальных отношений посредством сближения национального законодательства и подготовки модельных законодательных актов.

Совет для реализации своих функций:

      вырабатывает и вносит на рассмотрение СГГ и СГП Содружества предложения и проекты документов по вопросам экономического характера;

      рассматривает ход выполнения принятых обязательств в области экономики по решениям СГГ и СГП Содружества;

      регулярно готовит доклады для СГТ и СГП о состоянии экономического развития отдельных государств и Содружества в целом, сопровождаемый при необходимости соответствующими предложениями;

      создает по мере надобности рабочие группы (комиссии) для подготовки проектов документов. [9]

Совет состоит из заместителей глав правительств государств - участников Содружества. Председательство в Совете осуществляется в соответствии с порядком о председательстве в органах СНГ.

Заместителем Председателя Совета является по должности Председатель Комитета -Исполнительный секретарь Содружества. Он входит в состав Совета с правом совещательного голоса.

Решения Совета принимаются следующим образом:

      консенсусом - по вопросам формирования зоны свободной торговли и другим стратегическим вопросам развития;

      квалифицированным большинством с учетом экономического потенциала государств - по конкретным экономическим проектам, выполнение которых требует значительных затрат либо может иметь серьезные экономические последствия. Распределение голосов определяется в соответствии со специально установленным порядком;

      простым большинством - по процедурным вопросам.

Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения. Государства, не участвующие в принятии решений, имеют право присоединиться к ним путем письменного обращения в Совет.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Внеочередные заседания проводятся по решению СГТ и СГП, а также по предложению одного из государств - участников Содружества или по решению самого Совета.

Обеспечение деятельности Совета осуществляет Исполнительный комитет. Рабочим языком совета является русский. Заседания Совета, как правило, проводятся в г. Москве.

В октябре 1994 г. всеми странами СНГ подписано Соглашение о создании Платежного союза Содружества. Цель этого союза - обеспечить бесперебойность расчетов в режиме использования взаимной конвертируемости национальных валют и формирование на этой основе платежной системы.

Создание Платежного союза страны СНГ рассматривают как поэтапный процесс и приступают к его реализации путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений. На последующем этапе государства Содружества могут осуществлять мероприятия по созданию многосторонней системы расчетов в коллективной валюте.

В январе 1995 г. главы правительств Беларуси, Казахстана и России подписали Соглашение о Таможенном союзе. В марте 1996 г. к нему присоединился Кыргызстан, а в апреле 1996 г. - Таджикистан. Главная цель Таможенного союза - достижение более высокого уровня интеграции, который позволит снять все внутренние барьеры с целью свободного перемещения товаров между государствами-участниками на основе полной унификации внешнеэкономического законодательства и установления общего режима торговли с третьими странами.

В 1997 г. предполагалось завершить второй этап формирования Таможенного союза на основе согласованной программы действий. Она предусматривает завершение работы по созданию общей таможенной территории, управление таможенными тарифами в отношении третьих стран, согласование внешнеэкономической политики стран - участниц Таможенного союза в отношении третьих стран, унификацию и сближение налоговой, ценовой, бюджетной политики, валютного регулирования в целях формирования однородной экономической среды для товаропроизводителей и предпринимателей на всем пространстве Содружества. [10]

2.4. Сотрудничество в экологической, научно-технической, культурной и других областях

Распад Советского Союза, появление большого числа независимых государств существенно затруднили проведение мер в области охраны окружающей природной среды на бывшей территории СССР. Особенность возникшей ситуации состояла в том, что целый ряд экологических проблем, которые раньше были внутригосударственными, приобрели международный характер и потребовали координации усилий новых государств.

Среди целей Содружества, определенных в его Уставе, - осуществление сотрудничества в области экологии. В ст. 19 Устава одним из направлений сотрудничества названы осуществление совместных природоохранных мероприятий, оказание взаимной помощи в ликвидации последствий экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

В феврале 1992 г. страны СНГ подписали Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды. В соответствии с ним государства вырабатывают и проводят согласованную политику в области экологии и охраны окружающей природной среды с учетом ранее заключенных международных соглашений. Страны СНГ обязались на своей территории:

      разрабатывать и принимать законодательные акты, экологические нормы и стандарты в области природопользования и охраны окружающей среды;

      вести учет природных ресурсов и их использования по количественным и качественным показателям и проводить экологический мониторинг;

      осуществлять эффективный государственный контроль за состоянием и изменением окружающей природной среды и ее ресурсов;

      принимать меры по воспроизводству живых ресурсов, сохранению и восстановлению биологического разнообразия.[11]

Для выполнения положений данного Соглашения государства СНГ создали Межгосударственный экологический совет, а при нем Межгосударственный экологический фонд.

Государства Содружества заложили довольно прочную правовую базу сотрудничества в области науки и техники. В 1992 г. ими заключено Соглашение о научно-техническом сотрудничестве. Этим документом были определены основные направления межгосударственного научно-технического сотрудничества. В целях координации взаимодействия государств в рамках Соглашения создан Межгосударственный научно-технический совет.

С 1992 г. действует Соглашение о совместном использовании научно-технических объектов в рамках СНГ. Межгосударственный обмен научно-технической информацией регулируется соответствующим Соглашением 1992 г. В соответствии со специальным Соглашением страны СНГ согласованно развивают государственные системы стандартизации, метрологии и сертификации.

Страны Содружества участвуют в освоении космоса. Заключено несколько соглашений, в том числе: о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1991 г.; о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ 1992 г.; о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1992 г.

Создан Межгосударственный совет по космосу - координирующий орган по формированию и реализации межгосударственных программ в области исследования и использования космического пространства.

В июне 1992 г. страны СНГ заключили Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения. Руководствуясь принципами гуманизма, стороны обязались оказывать экстренную и неотложную медицинскую помощь гражданам государств Содружества без взаимных компенсаций затрат, плановую медицинскую помощь по направлению учреждений здравоохранения с возмещением затрат направляющей стороной либо на условиях, предусмотренных специальными двусторонними договорами.

В мае 1992 г. подписано Соглашение о сотрудничестве в области культуры. Страны СНГ взяли обязательство создавать благоприятные условия для развития культурных связей и культурного обмена и сотрудничества в области театрального, музыкального, изобразительного, эстрадного и циркового искусства, кино, телевидения и радиовещания, библиотечного и музейного дела, охраны и рационального использования памятников и других объектов культурно-исторического наследия, самодеятельного народного творчества, народных промыслов и других видов культурной деятельности.

По Соглашению между государствами - участниками СНГ в области образования от 15 июля 1992 г. всем лицам, проживающим на их территориях, гарантируются равные права на образование и его доступность независимо от национальной принадлежности и других различий. Лица, постоянно проживающие на территории одного из государств-участников и имеющие гражданство другого государства-участника, получают образование на всех уровнях, а также ученые степени и звания на условиях, установленных для граждан государства-участника, на территории которого они постоянно проживают.

3 февраля 1994 г. в Тбилиси подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о сотрудничестве в области культуры, науки и образования, по которому каждая из сторон, его заключивших, гарантирует гражданам другой стороны, проживающим на ее территории, равные со своими гражданами права на образование, его доступность и равноправие всех образовательных учреждений независимо от языка обучения. Стороны изучают вопрос о взаимном признании дипломов, свидетельств об образовании и ученых степеней и званий, выдаваемых или присваиваемых компетентными учреждениями обеих стран, с целью достижения соглашения об эквивалентности. [12]

По аналогичному Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана, подписанному 18 мая 1995 г., гражданам этих стран гарантируются аналогичные права на образование. Стороны этого Соглашения признают эквивалентными выданные до 1 января 1993 г. документы об образовании, ученых степенях и званиях, квалификационные аттестаты и дипломы и, учитывая осуществляемые реформы в сфере образования, разрабатывают положения по взаимному признанию новых документов об образовании, ученых степенях и званиях.

Согласно Соглашению между Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством образования Республики Молдова о сотрудничестве в области дошкольного, общего, начального профессионального и педагогического образования, подписанному 8 октября 1996 г., стороны договариваются до принятия межправительственного соглашения о признании документов об образовании, об ученых степенях и званиях взаимно признавать документы государственного образца об общем образовании, начальном и среднем профессиональном образовании, дающие право на поступление в образовательные учреждения сторон или продолжение обучения в них. Стороны не препятствуют индивидуальному приему граждан государства другой стороны в свои образовательные учреждения на основе конкурса и в порядке, установленном соответствующими образовательными учреждениями.

24 ноября 1998 г. между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации подписано Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств - участников Соглашения на поступление в государственные учебные заведения сторон на основе взаимно признаваемых эквивалентными документов государственного образца как на места, финансируемые из государственного бюджета, так и на места с оплатой стоимости обучения по договорам в соответствии с правилами приема, утвержденными государственным учебным заведением.

На январь 1998 г. в рамках СНГ заключено около 1300 многосторонних и двусторонних соглашений. К сожалению, добрая половина из них значатся только на бумаге, а в жизни они не действуют. Поэтому одна из главных задач будущего развития СНГ - повысить эффективность механизма реализации заключенных соглашений.

В октябре 1994 г. Совет глав государств принял Меморандум "Основные направления интеграционного развития Содружества Независимых Государств". Разрабатывается Программа интеграционного развития СНГ. Предстоит последовательно формировать эффективную интеграционную структуру Содружества. Особое значение при этом приобретает согласованность действий стран СНГ, предпринимаемых на межгосударственном и межправительственном уровнях, а также в рамках Межпарламентской ассамблеи. [13]

Назрела необходимость совершенствования и повышения эффективности уставных органов и рационализации структуры Содружества.

Жизнь требует создания механизма взаимодействия государств СНГ, обеспечивающего выполнение многосторонних международных соглашений в органичном сочетании с принятием уставными органами Содружества оперативных, в том числе обязательных, решений в пределах их компетенции и выработкой эффективной системы контроля в этой сфере.

Информация о работе Международно-правовой статус СНГ