Международно-правовое регулирование таможенного сотрудничества государств-участников Содружества независимых государс

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, реализация инициатив в формате многостороннего экономического сотрудничества, предусматривает выход на качественно новые горизонты взаимодействия государств-участников Содружества независимых государств, создает условия для преодоления тревожных тенденций увеличений разрыва в уровнях интеграции, возникающего между странами в рамках экономических и политических объединений на постсоветском пространстве.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Международно-правовое регулирование таможенного
сотрудничества государств-участников Содружества
независимых государств……………………………………………..5
1.1. Основная правовая база регулирования таможенного
сотрудничества государств-участников Содружества
независимых государств……………………………………............5
1.2. Таможенный совет и его роль в развитии таможенного
сотрудничества…………………………………………………...13
Глава 2. Таможенные объединения созданные в рамках
государств-участников содружество независимых государств…16
2.1. ЕврАзЭС как новая форма таможенной интеграции…………16
2.2. Таможенный союз и его роль в развитии таможенного
сотрудничества……………………………………………...........25
Заключение…………………………………………………………………….33
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ -международно – правовое регулирование таможенного сотрудничества государств – участников снг.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

В число основных задач Сообщества входит:

        - завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

        - обеспечение свободы движения капитала;

        - формирование общего финансового рынка;

        - согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;

         - установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

       - создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;

         - разработка и реализация межгосударственных целевых программ;

        - создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;

         - формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;

        - формирование общего энергетического рынка;

        - создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон;

         - предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;

        - сближение и гармонизация национальных законодательств;

        - обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

Руководящие органы Сообщества – это Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская Ассамблея, Суд Сообществ. (см. рис. 1).

      Рис. 1. Организационная структура ЕврАзЭС

Межгосударственный Совет – высший орган ЕврАзЭС.

Высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и правительств сообщества.

Рассматривает принципиальные вопросы, связанные с общими интересами государств-членов Сообщества, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию задач ЕврАзЭС. При приятии решений в ЕврАзЭС разные страны имеют неравные права, согласно различиям их вклада в бюджет: Россия – 40% голосов, Беларусь и Казахстан – по 20%, Кыргызстан и Таджикистан – по 10%.[11] Межгосударственный совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год.

Межгосударственный совет ЕврАзЭС принимает решения консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-членах Сообщества. Исполнение решений происходит путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством.

Интеграционный Комитет – исполнительный орган Сообщества, его основные функции: обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом, подготовка предложений по формированию бюджета Сообщества и контроль за его исполнением.

Постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят заместители глав правительств государств ЕврАзЭС. К числу основных задач Интеграционного комитета относится обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного совета, а также проектов решений и документов, контроль за реализацией решений, принятых Межгосударственным советом. Заседания Интеграционного комитета проводятся не реже четырёх раз в год.

В Интеграционном комитете решения принимаются большинством в две трети голосов. Количество голосов при принятии решений в Интеграционном комитете соответствует взносу каждой стороны в бюджет Сообщества.

Представительство в Интеграционном комитете выглядит следующим образом: Россия  40 голосов; Белоруссия  15 голосов; Казахстан  15 голосов; Киргизия  7,5 голосов; Таджикистан  7,5 голосов; Узбекистан  15 голосов.[12]

В рамках Сообщества действует ряд   советов и комиссий. Так, при Интеграционном Комитете созданы: Совет по агропромышленной политике; Совет министров юстиции; Совет руководителей налоговых служб; Совет руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг; Совет руководителей страхового надзора и регулирования страховой деятельности; Совет по транспортной политике; Совет по энергетической политике; Совет по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях; Совет по социальной политике; Совет руководителей таможенных служб; Комиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию.

Суд Сообщества образован в целях обеспечения единообразного применения Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых решений. К его функциям отнесено рассмотрение споров экономического характера, возникающих между членами ЕврАзЭС по вопросам исполнения решений органов Сообщества и положений договоров, действующих в рамках Сообщества.

Обеспечивает единообразное применение договаривающимися сторонами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений. Суд Сообщества рассматривает также споры экономического характера, возникающие между членами ЕврАзЭС по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества, даёт по ним разъяснения и заключения.

Местонахождение Суда Сообщества  город Минск (Беларусь).

Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества (правопреемница Межпарламентского Комитета)  орган парламентского сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС рассматривающий вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства и приведения его в соответствие с договорами, заключёнными в рамках ЕврАзЭС, в целях реализации задач Сообщества, организация межпарламентского сотрудничества.

Межпарламентская ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами стран Сообщества.

В её состав входят: от России  42 парламентариев; от Белоруссии  16 парламентариев; от Казахстана  16 парламентариев; от Киргизии  8 парламентариев; от Таджикистана  8 парламентариев; от Узбекистана  16 парламентариев.

Секретариат Межпарламентской ассамблеи размещается в Санкт-Петербурге (Россия).

Секретариат выполняет функцию организации и информационно-технического обеспечения работы Межгосударственного совета и Интеграционного комитета. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества. Это высшее административное должностное лицо сообщества, назначаемое Межгосударственным советом.

Место нахождения Секретариата  город Алма-Ата (Казахстан) и город Москва (Россия).

Комиссия Постоянных представителей

Главы государств, входящих в Сообщество, назначают Постоянных представителей своих государств при ЕврАзЭС. Образованная ими Комиссия Постоянных представителей предназначена для обеспечения деятельности Сообщества в промежутках между заседа­ниями Интеграционного Комитета, а также рабочего взаимодействия между Сообществом и соответствующими органами, ведомствами и организациями государств ЕврАзЭС.

Антикризисный Фонд ЕврАзЭС создан в 2009 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызской Республикой, Россией и Таджикистаном в целях содействия странам-участницам в преодолении последствий глобального кризиса, обеспечения долгосрочной устойчивости их экономик и содействия интеграционным процессам в регионе.

Общая сумма Фонда  8,513 миллиарда долларов США. Фонд предоставляет финансовые кредиты на поддержку бюджета, платежного баланса и курса национальной валюты, а также инвестиционные кредиты на финансирование межгосударственных проектов, способствующих интеграционным процессам между странами-участницами.[13]

Помимо руководящих органов ЕврАзЭС, в процессе эволюции этой организации возникли различные неправительственные форумы, дающие возможность озвучить интересы частных деловых и предпринимательских кругов стран-участниц и дать поле для диалога с властями и общественными организациями.

Так в 2002 был сформирован Деловой совет при ЕврАзЭС и создана ассоциация, которая объединила вокруг себя профессиональные гильдии предприятий родственных отраслей (транспортно-экспедиционная, банковская, строительная, нефтехимическая, металлургическая и т.д.). Учредителями Ассоциации стали Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей и Ассоциация Финансово-промышленных групп России. А в феврале 2003 состоялся первый международный Экономический форум ЕврАзЭС – новая форма сотрудничества бизнесменов разных стран. Ожидается, что это должно придать новый импульс интеграционным процессам.

Цели и задачи Ассоциации полностью соответствуют принятым в рамках ЕврАзЭС по­литическим решениям, направленным на формирование единого экономического прост­ранства и создание благоприятных условий для взаимовыгодного сотрудничества предпри­ятий различных отраслей, на установление и развитие хозяйственных связей родственных предприятий-партнеров, на реальную интеграцию производителей и потребителей продук­ции, производимой на евразийском пространстве.

Главная цель Ассоциации  всесторонняя помощь ее членам, создание условий для стимулирования деловой активности на пространстве ЕврАзЭС.

В настоящее время созданы также Ассоциация «Деловой совет ЕврАзЭС Казахстана» и «Деловой совет ЕврАзЭС Киргизии». Ведется подготовительная работа по созданию аналогичных структур в Белоруссии и Таджикистане. Планируется создание филиалов Де­лового совета ЕврАзЭС в субъектах Российской Федерации.

Руководящим органом Ассоциации является Координационный совет, в состав которо­го помимо учредителей избраны авторитетные хозяйственные руководители, представляю­щие все государства-члены ЕврАзЭС.

Членами Ассоциации могут быть: юридические лица, коммерческие и общественные организации, признающие её Устав и способные внести вклад в реализацию целей и за­дач, стоящих перед Ассоциацией.

Членами Ассоциации являются учредители, а также вступившие в Ассоциацию после ее государственной регистрации юридические лица, внесшие вступительный и годовой взносы и выполняющие положения Устава «Делового совета ЕврАзЭС».

Члены Ассоциации сохраняют юридическую и экономическую самостоятельность. В состав Ассоциации «Деловой совет ЕврАзЭС» в настоящее время входят свыше 100 фирм и организаций не только стран Сообщества, но и других государств ближнего и даль­него зарубежья.

Создание ЕврАзЭС, с одной стороны, ознаменовало собой поступательное развитие экономической интеграции от зоны свободной торговли (беспошлинная торговля) через таможенный союз (общий таможенный тариф в отношении товаров третьих стран) к общему рынку – Единому экономическом пространству (свободное перемещение товаров, капиталов, услуг, рабочей силы, единая торговая политика в отношении третьих стран).

С другой стороны, образование постоянно действующей международной организации для последовательного осуществления экономических соглашений было отчасти реакцией на внутренние проблемы СНГ и на ставшую очевидной общность исторического наследия стран с переходной экономикой, адаптирующейся к современной мировой экономике и готовящейся к вступлению в ВТО.

19 декабря 2009 года решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС был утвержден план действий по формированию единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России. 21 мая 2010 года на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств в Санкт-Петербурге были приняты решения о вступлении в силу важнейших международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза. 

На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств 5 июля 2010 года в Астане было решено ускорить процесс. Правительствам Белоруссии, Казахстана и России было поручено принять меры и обеспечить подписание до 1 января 2011 года всех международных договоров – 20 соглашений, формирующих правовую базу Единого экономического пространства.

Ключевым результатом заседания стало принятие решений о вступлении в силу с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза (далее  ТС) «тройки» России, Беларуси и Казахстана.

Реально действующий Таможенный союз, упраздняющий таможенные пошлины между государствами-членами и разрабатывающий единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки для перехода государств-членов к общему рынку, предполагающему свободу движения товаров, услуг и факторов производства (капитал и рабочая сила).  Это еще не ЕЭП, но более высокий уровень координации экономической политики.

На этом этапе, дополнительно к «свободам» ТС и Свободной экономической зоны (СЭЗ), принимаются меры по унификации законодательства, прежде всего, в финансовой сфере и создаются структурные органы по управлению соответствующими процессами. На этом же этапе решается самый трудный вопрос управления: наделять ли такие органы компетенцией принимать решения наднационального характера. 

ЕЭП формируется поэтапно, поскольку переход от этапа к этапу обусловлен фактическим достижением специфических целей договорных положений об экономической интеграции и выполнением Сторонами принятых на себя обязательств. Первый этап имел своей целью создание зоны свободной торговли в Сообществе.

Второй этап завершил формирование ТС и единой таможенной территории.

Третий этап предполагает создание ЕЭП, включающего формирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение общей экономической политики и создание единой инфраструктуры, завершение гармонизации законодательства Сторон, обеспечивающего функционирование ЕЭП. 

Информация о работе Международно-правовое регулирование таможенного сотрудничества государств-участников Содружества независимых государс