Лекции по "Таможенной системе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 13:44, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ТЕМА 2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ, БЫТОВЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, ОБУСТРОЙСТВО, ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ТЕМА 3. ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Файлы: 10 файлов

ИТО 2-я лекция.doc

— 150.50 Кб (Открыть, Скачать)

ИТО Лекция 1.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

тема 1. ПОНЯТИЕ таможеннОЙ инфраструктурЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

1. Таможенная  инфраструктура: подходы к понятию

2. Классификация  объектов таможенной инфраструктуры  в соответствии с практическим  подходом

3. Проблемы и  перспективы развития таможенной  инфраструктуры

 

1. Таможенная инфраструктура: подходы  к понятию

 

В периодических  изданиях, нормативных документах по таможенной деятельности, в программах развития таможенной службы нередко  используется словосочетание «таможенная инфраструктура». Говорят и пишут о «создании современной таможенной инфраструктуры», о качественном изменении подхода к «развитию таможенной инфраструктуры». В региональных таможенных управлениях есть отделы эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры, в таможнях – подразделения капитального строительства и эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры. Однако сущность понятий «таможенная инфраструктура», «объект таможенной инфраструктуры», которая раскрывается в учебной литературе и в нормативно-правовых документах, существенно различается.

Прежде чем  попытаться определить понятие «таможенная  инфраструктура», необходимо разобраться, что принято понимать под термином «инфраструктура». В широком смысле слова под инфраструктурой понимают комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).

Понятие «инфраструктура» произошло  от лат. infra (ниже, под) и structura (строение, расположение). Термин появился в экономической литературе в конце 40-х гг. 20 в. для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т.п.). Термин "инфраструктура" заимствован из военного лексикона, где он обозначает комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих действия вооружённых сил (склады боеприпасов и других военных материалов, аэродромы, ракетные базы, полигоны, площадки для запуска ракет и т. п.).

В советской экономической  науке инфраструктуру было принято  делить на две группы: производственную (непосредственно обслуживающие  материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и пр.) и непроизводственную или социальную (отрасли, опосредованно связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и т. д.).

В настоящее время термин «инфраструктура» находит большое применение. Принято  говорить об инфраструктуре предприятия, гостиницы, жилого комплекса, района, города, региона и т.п. Выделяют различные  «виды» инфраструктуры: транспортную, гражданскую, рекреационную, инженерную, портовую, социальную, таможенную, ИТ-инфраструктуру, инфраструктуру инновационной деятельности, инфраструктуру туризма и т.д. Применяются термины «объект инфраструктуры похоронно-ритуального хозяйства», «объект инфраструктуры гражданской операции», «объект наземной космической инфраструктуры», существует центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ).

В одном из первых изданий, где была сделана попытка  упорядочить понятийный аппарат  таможенной деятельности, было дано следующее определение таможенной инфраструктуры: «таможенная инфраструктура Российской Федерации – составные части общего устройства таможенного дела в Российской Федерации, носящие подчиненный, вспомогательный характер и способствующие решению задач таможенных органов РФ. В таможенную инфраструктуру входят таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения профессионального и дополнительного образования, вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, от состояния которых зависит осуществление таможенного дела в РФ».

Данное определение, верное по своей  экономической сути, не совпадает  с тем, что вкладывают в значение слова «таможенная инфраструктура»  в практической деятельности.

В систему таможенных органов входит Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры, в структуру региональных таможенных управлений входят отделы эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры (в таможнях могут создаваться аналогичные отделения), однако в положениях об указанных выше таможенных органах или подразделениях отсутствует определение «таможенной инфраструктуры».

Определение объекта таможенной инфраструктуры приводится в Инструкции по организации пропускного и внутриобъектового режимов на объектах таможенных органов Российской Федерации:  объекты таможенной инфраструктуры – здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее - имущество), подлежащие защите от противоправных посягательств и имеющие экономическую и иную значимость для таможенного органа.

В приказе ГТК от 29.03.2004 № 393 «О введении в действие нового ведомственного нормативного документа по эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры» приводится классификация объектов таможенной инфраструктуры (см. вопрос 2.). Рассмотрев данную классификацию видно, что под объектами таможенной инфраструктуры понимают все здания и сооружения, а также сети, которые необходимы для функционирования таможенных органов, а не только носящие вспомогательный характер. Именно этот подход используется на практике должностными лицами подразделений эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры, поэтому его можно назвать практическим. Подробнее он будет рассмотрен во втором вопросе данной темы.

Определение таможенной инфраструктуры появилось в одобренной  коллегией  ФТС в августе 2008 года проекте  Концепции таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ. В соответствии с названным документом, таможенная инфраструктура – административные здания, информационные системы, системы передачи данных и связи, стационарные технические средства таможенного контроля, таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения профессионального и дополнительного образования, вычислительные центры, склады временного хранения и таможенные склады, учрежденные таможенными органами.

Сторонники другого подхода (который  можно назвать комплексным) делят  все элементы инфраструктурного  обеспечения деятельности таможенной службы на три большие группы.

В первую группу входят таможенные объекты, которые создают условия для функционирования таможенных органов, помещения товаров под таможенные режимы, а также обслуживания пассажиров. Это материально техническая база таможенных органов:

- Административные здания;

- Пункты пропуска и перехода;

- Таможенные склады;

- Склад временного хранения;

- Таможенный представитель;

- Таможенный перевозчик;

- Магазины беспошлинной торговли;

- Транспортные средства;

- Зоны таможенного контроля на вокзалах, в аэропортах и т.д.

Ко  второй группе относятся системы, средства и виды деятельности, обеспечивающие осуществление таможенных процедур, передачу информации о ходе этого процесса и полученных результатах:

- Технические средства таможенного контроля;

- Технические средства таможенной экспертизы;

- Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС РФ;

- Системы контроля за нарушением таможенных режимов и т.д.

Третью  группу составляет социальная инфраструктура, которая предназначена для специальных  условий воспроизводства жизнедеятельности  кадров таможенных органов и организаций и должна удовлетворять потребности в различных услугах непроизводственного характера в целях повышения профессиональной подготовки, уровня жизни должностных лиц и работников таможенных органов. Эти функции выполняют:

- Учебные заведения и центры;

- Службы жилищно-бытового обслуживания;

- Службы здравоохранения и т.д.

Данная классификация выделяет «производственную» (материально-техническая  база, в том числе транспортные и технические средства, которые  обычно к таможенной инфраструктуре не относят) и «социальную» таможенную инфраструктуру. Кроме того, в понятие таможенной инфраструктуры включены те объекты, которые, по мнению автора, к ней не относятся, а могут быть отнесены к околотаможенной инфраструктуре (таможенный представитель, таможенный перевозчик и др.).

Рис. 1.1. Подходы к определению таможенной инфраструктуры

 

Говоря о создании современной  таможенной инфраструктуры, прежде всего, имеют в виду автомобильные пункты пропуска. Это связано с тем, что  обустройство государственной границы, реконструкция не отвечающих современным  требованиям пунктов пропуска продолжает оставаться проблемой, требующей решения.

Обобщая подходы к понятию «таможенная  инфраструктура» и его использование  в практической деятельности таможенных органов, можно предложить следующее определение таможенной инфраструктуры (практический подход): таможенная  инфраструктура – это здания, сооружения и сети, обеспечивающие функционирование таможенной системы, которые используются как непосредственно таможенными органами, так и предприятиями и организациями, подведомственными ФТС России – учебными заведениями, научно-исследовательскими и иными учреждениями. Объектом таможенной инфраструктуры является отдельный элемент таможенной инфраструктуры (здание контрольно-пропускного пункта, здание склада и т.п.).

 

2. Классификация объектов таможенной  инфраструктуры в соответствии  с «практическим подходом»

 

В практической деятельности таможенных органов объекты таможенной инфраструктуры  по категориям назначения  классифицируются на следующие группы (см. также таблицу):

  1. Административные, бытовые и производственные здания
  2. Досмотровые сооружения
  3. Инженерная инфраструктура
    1. Сети
    2. Инженерные сооружения и оборудование
  4. Сооружения для ремонта и эксплуатации автомобильного транспорта
  5. Складские помещения
  6. Объекты культурно-бытового назначения,  учебно-тренировочные и спортивные сооружения
  7. Навесы, площадки
  8. Прочие

Таблица

Классификация объектов таможенной инфраструктуры

№ п/п

Группа объектов таможенной инфраструктуры

Объекты таможенной инфраструктуры,

входящие в  указанную группу

1.

Административные, бытовые и производственные здания

    1. Административное, административно-производственное здание, административно-бытовой корпус.
    2. Здание контрольно-пропускного пункта, проходной.
    3. Здание диспетчерской, кинологической, пограничной и эксплуатационной службы, службы охраны и т.д.
    4. Помещение пешеходного пункта пропуска, пункта пропуска туристических групп.
    5. Производственно-бытовое здание.
    6. Производственное помещение (мастерские).
    7. Служебное, служебно-бытовое, служебно-производственное здание.
    8. Служебное помещение контейнерного и вагонного типа, домик типа «Лесник».

2.

Досмотровые сооружения

2.1. Бокс углубленного  досмотра легкового и грузового транспорта.

2.2. Досмотровые  кабины.

2.3. Павильоны  для взвешивания легкового и  грузового автотранспорта.

2.4. Павильоны  для досмотра автотранспорта.

2.5. Павильон  таможенного контроля.

3.

Инженерная  инфраструктура

3.1. Сети

3.1.1. Электрические.

3.1.2. Воздушные.

3.1.3. Кабельные  линии.

3.1.4. Тепловые.

3.1.5. Водопроводные.

3.1.6. Канализационные.

 

3.2. Инженерные  сооружения и оборудование

3.2.1. Котельные.

3.2.2. Дизельные  электростанции (дизель-генераторы).

3.2.3. Резервуары  для хранения воды и топлива.

3.2.4. Водозаборные  сооружения.

3.2.5. Очистные  сооружения.

3.2.6. Насосные  станции.

3.2.7. Трансформаторные  подстанции.

3.2.8. Тепловые  пункты (тепловые, элеваторные узлы).

3.2.9. Линии связи.

3.2.10. АТС.

3.2.11. Сооружения  внешнего благоустройства.

4.

Сооружения  для ремонта и эксплуатации автомобильного транспорта

4.1. Бокс для  хранения автотранспорта;

4.2. Мойка для  автотранспорта;

4.3. Мастерские  для ремонта автотранспорта;

4.4. Профилакторий  для автотранспорта;

4.5. Теплая стоянка  для автотранспорта;

4.6. Участок техобслуживания  и ремонта автотранспорта (УТОР).

5.

Складские помещения

    1. База материально-технического обеспечения (МОТ);
    2. Здание склада;
    3. Производственно-складская база (ПСБ);
    4. Склад временного хранения (СВХ);
    5. Склад-ангар отапливаемый, не отапливаемый;
    6. Склад для хранения автотранспорта.

6.

Объекты культурно-бытового назначения,  учебно-тренировочные  и спортивные сооружения

    1. База отдыха;
    2. Санатории;
    3. Медицинское учреждение;
    4. Магазин, торговая палатка (киоск);
    5. Общежитие, гостевой дом;
    6. Сауна, баня;
    7. Спортзал;
    8. Столовая, буфет;
    9. Тир, теннисный корт;
    10. Учебно-тренировочный центр (УТЦ).

7.

Навесы, площадки

      1. Вертолетная площадка;
      2. Навесы постов пограничного и таможенного контроля легкового и грузового автотранспорта;
      3. Открытая стоянка задержанного автотранспорта;
      4. Открытая площадка СВХ;
      5. Подъезды, дороги, площадки, тротуары.

8.

Прочие

    1. Пожарное депо;
    2. Беседка;
    3. Вольер;
    4. Санитарно-бытовые помещения.

 

Для обеспечения  нормальной работы объектов таможенной инфраструктуры в таможенных органах  создаются специальные подразделения эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры. Данные подразделения осуществляют и контролируют содержание и техническую эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования таможенного органа в соответствии с действующими требованиями нормативных актов, а также своевременное и качественное проведение текущего ремонта и подготовку объектов к работе в зимний период.

Важную роль в обустройстве пунктов пропуска в соответствии со стандартами, принятыми  в международной практике, предоставлении услуг по технической эксплуатации и техническому обслуживанию объектов таможенной инфраструктуры, обеспечении развития материально-технической базы таможенных органов Российской Федерации играет ФГУП «РОСТЭК».

 

3. Проблемы и перспективы развития таможенной инфраструктуры

 

Несмотря на кажущуюся слаженность работы механизмов таможенной инфраструктуры в ее организации  обеспечения таможенного дела еще  не мало нерешенных проблем. Во многом они обусловлены состоянием инфраструктуры общего пользования в целом по стране.

Не хватает  помещений служебно-производственного  назначения, многие из имеющихся нуждаются  в реконструкции, оборудовании и  техническом оснащении, более половины площадей служебных зданий и сооружений таможенные органы арендуют, наряду с сокращением таможенных постов произошло и сокращение штатной численности сотрудников таможенных органов. Наличие этих проблем свидетельствует о том, что организация и состояние таможенной инфраструктуры пока еще отстают от потребностей эффективного осуществления ВЭД.

Одной из основных проблем существования и развития таможенной инфраструктуры является низкое финансирование, а в некоторых  случаях даже полное его отсутствие.

Создание таможенной инфраструктуры должно быть одной из приоритетных задач таможенной службы и участников внешнеэкономических связей. Они призваны обеспечить сотрудничество и партнерство друг с другом для реализации их общих интересов – ускорения движения товаров.

Основные направления развития таможенной инфраструктуры заложены в Концепции развития таможенных органов от 14.12.2005 № 2225-р, которая предусматривает 2 этапа:  I (2005-2007 гг.), II (2008-2010 и последующие годы). I этап предусматривает дальнейшую гармонизацию законодательства Российской Федерации с общепризнанными нормами в области таможенного дела: изменение правил декларирования, форм грузовой и транзитной таможенных деклараций. II этап предусматривает завершение строительства и обустройства объектов таможенной инфраструктуры.

Лекция 3 ИТО.doc

— 79.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 4 ИТО.doc

— 134.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

ТЕма 6.doc

— 94.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Таможенной системе"