Государство и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является исследование государства и личности, анализ различных точек зрения, а также высказывание собственной оценки.
В соответствии с целью можно выделить задачи, поставленные перед исследованием:
- дать понятие государства в политической системе общества;
- рассмотреть признаки государства;
- проанализировать теорию правового положения личности в контексте науки общей теории права и государства;
- изучить понятие юридической конструкции правового положения личности;
- исследовать юридические гарантии прав личности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..….…..3
Глава 1. Общие положения о государстве…………………………….…......................6
1.1. Понятие государства в политической системе общества…………………..…….6
1.2. Признаки государства……………………………………………..…………….….9
Глава 2. Общая характеристика личности в государстве……………………………16
2.1. Теория правового положения личности в контексте науки общей теории права и государства……………………………………………………………………………16
2.2. Юридическая конструкция правового положения личности………………..….20
2.3. Юридические гарантии прав личности…………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………..…33
Список использованных источников………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Государство и личность курсовая работа.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

 
 

    1.2. Признаки государства 

    За  всю историю существования человеческого  общества были созданы тысячи разнообразных государств, различия между которыми были в размерах территории, в длительности существования и во вкладе в развитие человеческой цивилизации. Одними из них мы до сих пор восторгаемся (например, государства Древней Греции, Рима, Египта), о других мы почти ничего не знаем, опыт государственного строительства многих государств человечеством не востребован. Реалистический взгляд на государство как особый аппарат управления делами общества выделяет особые, исторически присущие этой форме социальной организации свойства. Эти общие черты, присущие государствам всех времен и народов, не только отличают государство от догосударственных форм организации жизни общества, основанных на узах родства, общности собственности и иных интересов, но и показывают различие между государством и иными институтами общества. Они называются признаками государства.

    Еще в начале XX в. в правоведении господствовала теория трех элементов, в соответствии с которой признаками государства  были: территория, народ, власть. Сегодня в отечественной теории государства и права принято выделять следующие признаки государства.

    1. Территория. Характерным признаком  всех догосударственных форм  общественного устройства была  неопределенность территориальной  организации. Границы территории родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные конфликты между соседними общинами. Более того, первобытное племя по мере истощения природных ресурсов могло сниматься с обжитых мест и перемещаться в местности, более богатые пищей, водными и лесными богатствами.

    Что касается государства, то его отличает наличие четко определенных относительно стабильных внешних границ и внутреннего, административно-территориального деления. Установление такого деления обусловлено  задачами управления территорией государства, сбора дани и удержания в повиновении населения, а также защиты территории.6

    Государство объединяет своей властью и защитой  всех людей, населяющих территорию данной страны, независимо от их принадлежности к какому-либо роду или племени. Постоянное население данной территории (страны), как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами. Территориальные пределы государственной власти распространяются и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства (подданства). Однако их правовое положение отличается от правового статуса граждан (подданных).

    2. Публичная власть. При родовом  строе власть осуществлялась самими общинниками, участвовавшими в совместном труде, ведении добывающего хозяйства. Управление делами общины не было закреплено за особым слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. Оно осуществлялось лицами, выбранными членами общины, рода в соответствии с их заслугами. Функции управления не составляли "должности", а осуществлялись в силу доверия и авторитета членов общины. Органы власти родового строя не обладали и выделенными для них средствами и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе наказание или принуждение силой, выполнялись самими членами рода.

    В отличие от родового строя для  государства характерно возникновение  и наличие, по выражению Ф. Энгельса, "особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с  населением страны"7. Иначе говоря, государство, наряду с органами, издающими законы, выносящими решения и отдающими приказы, обязательно обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения (и защиты общества), выделенными из общества, существующими специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть представлена особыми отрядами вооруженных людей (армии, гвардии и полиции), тюрьмами, судами и другими принудительными учреждениями, а также аппаратом чиновников.

    Для характеристики публичной власти наиболее часто используют два термина "легальность" и "легитимность". Ввиду того что  в переводе оба термина означают "узаконение", в обиходе и  в научной литературе их употребляют весьма часто как синонимы (например, говоря о легитимности акта, подразумевают его юридическую обоснованность). Между тем возможно и более узкое понимание этих терминов, при котором под легальностью следует понимать юридическую правомерность возникновения, организации и деятельности власти. А под легитимностью - фактическое признание власти, ее действий населением, степень их одобрения. Важнейшим средством легализации власти, будь то власть государственная или власть политическая, выступают нормы права. Лишь закрепление в законе основных институтов государственной власти, принятие конституций, характеризующих новый государственный строй, означает легализацию новой государственной власти и ее составляющих элементов. Широкое понимание термина "легальность" означает, что с данных позиций можно оценивать происхождение власти, ее организацию, систему органов и учреждений, наличие полномочий, форм и методов деятельности. Отступление по этим характеристикам от действующих правовых норм есть отрицание легальности той или иной составляющей государственной власти. Нарушение принципа легальности предполагает вступление в силу как мер юридической (уголовной, административной), так и политической (отставка, отстранение от должности) ответственности.

    По  мнению политолога С. Липсета, легитимность означает способность системы породить и поддерживать веру народа в то, что ее политические институты в наибольшей степени отвечают интересам данного общества. Признавая различия между легальностью и легитимностью, следует также признать, что легальная власть может быть нелегитимной и наоборот. Так, социальные революции всегда отражают высокую степень нелегитимности данной власти, несоответствие ее действий ожиданиям народа. М. Вебер впервые выделил три формы легитимности: традиционная (основана на традиционной вере в непогрешимость государственной власти и государя, обычна для восточных стран, а также России); харизматическая (основана на гиперболизации личности, обладающей способностью убеждать, вести за собой массы, наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных режимов); рациональная (основана на разумной оценке народом действий власти, при этом одобрение власти возможно лишь в случае соответствия действий власти той сумме безличных правил, стандартов, которые сложились в обществе и не зависят от личности, стоящей во главе государства, характерна для западной цивилизации).8

    Публичная власть составляет самый существенный, неотъемлемый признак государства  даже там, где его становление  происходило при внешне сохраняющихся  формах родового строя в виде сельской общины и ее органов.

    3. Налоги. Для содержания публичной  власти стали необходимы средства, которые возникшее государство  собирало в виде обязательных  сборов с граждан - дани, налогов  и податей. Такие сборы средств  на нужды управления не были известны родовому строю, где не существовало особого аппарата управления и подавления, где каждый участвовал и в управлении, и в производстве материальных благ. В современных государствах кроме содержания государственного аппарата, армии, налоги нужны и для финансирования общесоциальных программ.

    4. Суверенитет. Важнейшим признаком  государства, отличающим его от  иных форм общественной организации,  является суверенитет. Государственный  суверенитет означает самостоятельность,  независимость государства в осуществлении им своей политики как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях, при условии уважения суверенитета других государств. В широком толковании термин "суверенитет" означает также верховенство власти государства внутри страны.

    Понятие "суверенитет" имело разное наполнение в зависимости от исторических условий. Суверенитет, например, феодального  государства в Средние века выглядел иначе, чем в период абсолютизма  и в современную эпоху. Верховная  власть монарха в нем бывала по отношению к княжествам и герцогствам больше номинальной, а их вассальная зависимость от короля или царя - весьма относительной. Примером могут служить взаимоотношения Московского Великого княжества с Новгородом и Тверью в XIV - XV вв., французских королей с герцогством Бургундским в XV - XVI вв.9

    5. Связанность правом. Признаком, отличающим  государство от догосударственных  форм общественной организации,  является создание правовых норм. Под правом понимаются общеобязательные  правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов, судебных решений и других актов государственной власти. Характерными признаками права, отличающими его от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций), являются общеобязательность его предписаний, обеспеченность специальными принудительными мерами в случае их нарушения, распространение их действия на неопределенный круг субъектов, а также санкционирование его норм государством.

    Лишь  государство, ввиду того что закрепляет и охраняет от посягательств общеобязательные правила поведения, возвышается над иными участниками политической жизни общества. Например, лишь государство имеет право на легальное применение силы.

    Таким образом, государство характеризуют  следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

    1) наличие публичной власти, выделенной  из общества и не совпадающей  с населением страны (государство  обязательно обладает аппаратом  управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

    2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью  бюджета любого государства, они  необходимы для проведения определенной  политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

    3) территориальное деление населения  (государство объединяет своей  властью и защитой всех людей,  населяющих его территорию, независимо  от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);

    4) право (государство не может  существовать без права, так  как последнее юридически оформляет  государственную власть и тем  самым делает ее легитимной, определяет  юридические рамки и формы  осуществления функций государства и т.п.);

    5) монополия на правотворчество  (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя  их в юридические правила поведения);

    6) монополия на легальное применение  силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

    7) устойчивые правовые связи с  населением, проживающим на его  территории (гражданство, подданство);

    8) обладание определенными материальными  средствами для проведения своей  политики (государственная собственность,  бюджет, валюта и т.п.);

    9) монополия на официальное представительство  всего общества (никакая иная  структура не вправе представлять  всю страну);

    10) суверенитет (присущее государству  верховенство на своей территории  и независимость в международных  отношениях). В обществе власть  может существовать в разных  видах: партийная, семейная, религиозная  и т.п. Однако властью, решения  которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие "суверенитет" имеет для государства такое же значение, что и понятие "права и свободы" для человека;10

Информация о работе Государство и личность