Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:24, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование государства и личности, анализ различных точек зрения, а также высказывание собственной оценки.
В соответствии с целью можно выделить задачи, поставленные перед исследованием:
- дать понятие государства в политической системе общества;
- рассмотреть признаки государства;
- проанализировать теорию правового положения личности в контексте науки общей теории права и государства;
- изучить понятие юридической конструкции правового положения личности;
- исследовать юридические гарантии прав личности.
Введение…………………………………………………………………………..….…..3
Глава 1. Общие положения о государстве…………………………….…......................6
1.1. Понятие государства в политической системе общества…………………..…….6
1.2. Признаки государства……………………………………………..…………….….9
Глава 2. Общая характеристика личности в государстве……………………………16
2.1. Теория правового положения личности в контексте науки общей теории права и государства……………………………………………………………………………16
2.2. Юридическая конструкция правового положения личности………………..….20
2.3. Юридические гарантии прав личности…………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………..…33
Список использованных источников………………………………………………….35
1.2.
Признаки государства
За
всю историю существования
Еще в начале XX в. в правоведении господствовала теория трех элементов, в соответствии с которой признаками государства были: территория, народ, власть. Сегодня в отечественной теории государства и права принято выделять следующие признаки государства.
1.
Территория. Характерным признаком
всех догосударственных форм
общественного устройства была
неопределенность
Что
касается государства, то его отличает
наличие четко определенных относительно
стабильных внешних границ и внутреннего,
административно-
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих территорию данной страны, независимо от их принадлежности к какому-либо роду или племени. Постоянное население данной территории (страны), как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами. Территориальные пределы государственной власти распространяются и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства (подданства). Однако их правовое положение отличается от правового статуса граждан (подданных).
2. Публичная власть. При родовом строе власть осуществлялась самими общинниками, участвовавшими в совместном труде, ведении добывающего хозяйства. Управление делами общины не было закреплено за особым слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. Оно осуществлялось лицами, выбранными членами общины, рода в соответствии с их заслугами. Функции управления не составляли "должности", а осуществлялись в силу доверия и авторитета членов общины. Органы власти родового строя не обладали и выделенными для них средствами и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе наказание или принуждение силой, выполнялись самими членами рода.
В отличие от родового строя для государства характерно возникновение и наличие, по выражению Ф. Энгельса, "особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны"7. Иначе говоря, государство, наряду с органами, издающими законы, выносящими решения и отдающими приказы, обязательно обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения (и защиты общества), выделенными из общества, существующими специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть представлена особыми отрядами вооруженных людей (армии, гвардии и полиции), тюрьмами, судами и другими принудительными учреждениями, а также аппаратом чиновников.
Для характеристики публичной власти наиболее часто используют два термина "легальность" и "легитимность". Ввиду того что в переводе оба термина означают "узаконение", в обиходе и в научной литературе их употребляют весьма часто как синонимы (например, говоря о легитимности акта, подразумевают его юридическую обоснованность). Между тем возможно и более узкое понимание этих терминов, при котором под легальностью следует понимать юридическую правомерность возникновения, организации и деятельности власти. А под легитимностью - фактическое признание власти, ее действий населением, степень их одобрения. Важнейшим средством легализации власти, будь то власть государственная или власть политическая, выступают нормы права. Лишь закрепление в законе основных институтов государственной власти, принятие конституций, характеризующих новый государственный строй, означает легализацию новой государственной власти и ее составляющих элементов. Широкое понимание термина "легальность" означает, что с данных позиций можно оценивать происхождение власти, ее организацию, систему органов и учреждений, наличие полномочий, форм и методов деятельности. Отступление по этим характеристикам от действующих правовых норм есть отрицание легальности той или иной составляющей государственной власти. Нарушение принципа легальности предполагает вступление в силу как мер юридической (уголовной, административной), так и политической (отставка, отстранение от должности) ответственности.
По мнению политолога С. Липсета, легитимность означает способность системы породить и поддерживать веру народа в то, что ее политические институты в наибольшей степени отвечают интересам данного общества. Признавая различия между легальностью и легитимностью, следует также признать, что легальная власть может быть нелегитимной и наоборот. Так, социальные революции всегда отражают высокую степень нелегитимности данной власти, несоответствие ее действий ожиданиям народа. М. Вебер впервые выделил три формы легитимности: традиционная (основана на традиционной вере в непогрешимость государственной власти и государя, обычна для восточных стран, а также России); харизматическая (основана на гиперболизации личности, обладающей способностью убеждать, вести за собой массы, наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных режимов); рациональная (основана на разумной оценке народом действий власти, при этом одобрение власти возможно лишь в случае соответствия действий власти той сумме безличных правил, стандартов, которые сложились в обществе и не зависят от личности, стоящей во главе государства, характерна для западной цивилизации).8
Публичная власть составляет самый существенный, неотъемлемый признак государства даже там, где его становление происходило при внешне сохраняющихся формах родового строя в виде сельской общины и ее органов.
3.
Налоги. Для содержания публичной
власти стали необходимы
4.
Суверенитет. Важнейшим
Понятие "суверенитет" имело разное наполнение в зависимости от исторических условий. Суверенитет, например, феодального государства в Средние века выглядел иначе, чем в период абсолютизма и в современную эпоху. Верховная власть монарха в нем бывала по отношению к княжествам и герцогствам больше номинальной, а их вассальная зависимость от короля или царя - весьма относительной. Примером могут служить взаимоотношения Московского Великого княжества с Новгородом и Тверью в XIV - XV вв., французских королей с герцогством Бургундским в XV - XVI вв.9
5.
Связанность правом. Признаком, отличающим
государство от
Лишь государство, ввиду того что закрепляет и охраняет от посягательств общеобязательные правила поведения, возвышается над иными участниками политической жизни общества. Например, лишь государство имеет право на легальное применение силы.
Таким образом, государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:
1)
наличие публичной власти, выделенной
из общества и не совпадающей
с населением страны (государство
обязательно обладает
2)
система налогов, податей,
3)
территориальное деление
4)
право (государство не может
существовать без права, так
как последнее юридически
5)
монополия на правотворчество
(издает законы, подзаконные акты,
создает юридические
6)
монополия на легальное
7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);
8)
обладание определенными
9)
монополия на официальное
10)
суверенитет (присущее