Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:15, курсовая работа
Согласно Конституции РФ «Российская Федерация – демократическое правовое го¬сударство...» (ст. 1) и «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюде¬ние и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2). Нам нравятся принципы, заложенные в этих двух статьях. И мы искренне надеимся, что они получат даль¬нейшее развитие. Именно по этой причине мы решили выбрать эту те¬му для курсовой работы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Взаимодействие государства и личности……………………………………...5
2 Понятие и структура правового статуса личности…………………………..15
3 Гарантии прав личности………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...29
5
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Взаимодействие государства и личности……………………………………...5
2 Понятие и структура правового статуса личности…………………………..15
3 Гарантии прав личности………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции РФ представляются нам самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Российской Федерации. На наш взгляд, не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.
В данной работе мы поставили перед собой две цели: рассмотреть непосредственно конституционную защиту прав и свобод личности по Конституции РФ, используя доступные нам средства и методы, в том числе и метод сравнительно-правового анализа, во-вторых, что кажется нам наиболее существенной и значимой частью нашей работы, выявить недостатки Конституции РФ 1993 в сфере защиты прав и свобод личности.
Согласно Конституции РФ «Российская Федерация – демократическое правовое государство...» (ст. 1) и «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2).[1] Нам нравятся принципы, заложенные в этих двух статьях. И мы искренне надеимся, что они получат дальнейшее развитие. Именно по этой причине мы решили выбрать эту тему для курсовой работы. На наш взгляд, пока еще не все так хорошо и замечательно, как провозглашено в Конституции РФ. Однако это не умаляет того факта, что в ней заложен огромный потенциал, при реализации которого Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством.
Объектом курсовой работы выступают сами права и обязанности, закрепленные за человеком, находящимся в состоянии личности.
Предметом выступают закономерности возникновения, развития и функционирования в государстве основных прав и обязанностей личности.
Задача курсовой работы: закрепить за определенными людьми, являющимся личностью права и обязанности.
При написании работы нами использовались учебники и учебные пособия под редакцией Алексеева С.С., Комарова С.А., Лазарева В.В., Матузова Н.И., Малько А.В., Марченко М.Н. и других.
В работе также исследовались статьи следующих авторов: Мартышина О.В., Цибулевская О.И.
Структура работы обусловлена предметом исследования. Курсовая работа состоит из введения, заключения, трех глав и списка использованной литературы.
1 Взаимодействие государства и личности
Личность – это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество – это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общими интересами.
Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями и тем более не только физической и духовной принадлежностью носителя личностных свойств к человеческому роду. Основные параметры и черты этого положения заданы и воспроизводятся исторически конкретным, исторически неповторимым общественным организмом в целом, содержащим в себе влияние и роль всех общественных явлений и атрибутов. К числу таких безусловных реалий общества уже на протяжении более пяти тысячелетий относятся, в частности, и государственно-правовые явления.[2]
Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику состояния конкретной личности. Возможности и обязанности практически возникают у человека лишь как результат сложного взаимодействия конкретных людей, личности и общества. Именно этим предопределены серьезные различия в правовом, материальном, социальном положении в целом между людьми. В зависимости от времени, исторического, географического, политического пространства, объективных и субъективных факторов общественной жизни существенно разнятся между собой основные показатели состояния личности. Поэтому даже одни и те же права и свободы человека, например, право на жизнь и право на свободу, в условиях современной Европы по своему содержанию принципиально отличаются от тех же права периода Второй мировой войны или же эпохи диктатуры пролетариата в России.
Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, обладающая специальным аппаратом и регулирующая отношения, складывающиеся в обществе, с помощью общеобязательных правил поведения.
Государственная организация выступает как официальный, уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.
Соотношение личности и государства может быть весьма различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы, и призвано представлять государство. Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом. Человек, его основные права и свободы рассматриваются, как конечная цель вмешательства государства в общественную жизнь и одновременно являются пределом такого вмешательства.
Права личности как права гражданина конкретного государства являются частью объективного права, то есть определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права и одновременно это – субъективные права, поскольку они принадлежат отдельным гражданам как субъектам права. Субъективные права личности это те конкретные правомочия, которые возникают у человека как у индивидуально определенного субъекта права на основе норм объективного права. Другими словами, это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем.
Нормативному установлению государством тех или иных прав личности обычно предшествуют соответствующие материальные и идеологические предпосылки как необходимые условия практической реализации этих прав. Однако нередко бывает и так, что соответствия между юридическими правами как определенным долженствованием и фактическими условиями их использования нет. В таком случае права личности могут существовать только на бумаге, не превращаясь в реальную возможность пользования социальными благами. Правовые возможности – это тоже социальные возможности, определенная их разновидность. Тем не менее, не всякая юридическая возможность есть также фактическая возможность пользования предусмотренными ею социальными благами. Здесь возможны противоречия как проявление несовпадения «ложного» и «сущего».[3]
Обязанности государства, возникающие в связи с предоставлением права и свобод своим гражданам, находит свое выражение в совокупности зафиксированных в законе различных гарантий, то есть тех условий и возможностей, которые государство обязуется создать и представить гражданам для практического осуществления ими своих прав и свобод.
Нормативно определенные государством свободы личности – это практически те же права гражданина, имеющие некоторые особенности. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно стремится к самой минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободы, прежде всего невмешательством, как своим собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов.
С понятием и содержанием прав и свобод тесно связаны законные интересы личности. Законные интересы личности – это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод граждан. Законные интересы защищаются государством, законом наряду с правами и свободами. В отличие от прав и свобод содержание законного интереса не определенно конкретно законодателем. Это связано с тем, что правовые нормы неспособны заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации и, соответственно, не могут и не должны детально регламентировать развивающиеся и возникающие впервые притязания человека на социальные блага. На практике при определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права и закона, либо к расширенному толкованию правовых норм.
Важной особенностью прав, свобод, законных интересов личности является то, что характер их воплощения в жизнь в огромной степени определяется личностным отношением к ним их носителей. От субъекта права требуется проявление хотя бы минимума активности, а нередка и настойчивости. В частности, такие политические права граждан, как право на свободу объединения, право на проведение митингов, демонстраций, предполагает проявление значительной активности и организованности субъектов этих прав.[4]
Юридические обязанности личности – это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения. Юридические обязанности являются необходимым средством воздействия на общественные отношения.
Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой. В демократическом обществе взаимосвязь и единство прав и обязанностей проявляется через их взаимообусловленность, а также равенство основных прав и обязанностей. Взаимосвязь и единство прав и обязанностей есть выражение согласования интересов личности, государства, общества. Надлежащее исполнение каждым человеком своих гражданских обязанностей является необходимым условием и гарантий осуществления прав, свобод и законных интересов других граждан, обеспечивает интересы государства и общества. Исполнение обязанностей рассматривается, как юридическое и моральное основание для человека требовать от других граждан, организаций и государства обеспечения его собственных прав и притязаний. В частности, конституционной обязанностью российских граждан является требование соблюдать Конституцию и законы, уважать права и свободы других лиц, нести установленные законом другие обязанности.
Так же как права и свободы, юридические обязанности подразделяются на конституционные и на обязанности, возникающие на основе норм текущего законодательства.
Понятие «юридические обязанности» тесно связано с понятием юридической ответственности личности. Юридическая ответственность личности, прежде всего, состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия на совершение противоправных и виновных поступков, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.[5]
Правовой статус, будучи составной частью системы права, выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. С помощью правовых установлений государство не стремится просто продублировать, воспроизвести в юридической форме существующую реальность. И в этом нет никакой общественной потребности. Государство может лишь воздействовать и неизбежно воздействует на социальные процессы, в том числе посредством правовых установлений. Это воздействие может привести, и приводит к прогнозируемым социальным результатам. При этом государство способно создавать те или иные общественные последствия лишь в определенных пределах и, главное, не само по себе, не произвольно, а только во взаимодействии с другими объективными и субъективными факторами общественной жизни. Поэтому было бы неверным утверждение, что государство дарует права и свободы, поскольку быть или не быть тем или иным из них, в конечном счете, зависит не только от государства. В то же время государство является одним из безусловных факторов, определяющих практическое наличие и реализацию прав и свобод человека. Причем роль государства в системе факторов, формирующих положение человека в обществе, практически всегда очень высока, а в зависимости от конкретно-исторических условий может быть и решающей.
Определяя правовое положение человека, государство необходимо считается с тем, что правотворчеству и закону, как его результату, предшествуют возникающие в самой жизни тенденции и потребности правового регулирования. Для того чтобы быть эффективными, действенными, стабильными, правовые установления должны основываться на реальности, так или иначе учитывать потребности и закономерности социально-экономического и духовного развития общества, нести в себе единство должного и возможного.
Сам же эффект правового воздействия может выражаться в расширении, ограничении, предоставлении или ликвидации социальных возможностей и обязанностей для конкретных лиц. В отличие от природы, где превращение потенциальной возможности в действительность происходит стихийно, в обществе превращение возможного в действительное происходит не стихийно и не автоматически. Потенциальные, объективно обусловленные обществом возможности становятся наличными, фактическими возможностями лишь в процессе их опосредования многочисленными субъективными факторами общественного развития, и в том числе государством. Истории известны многочисленные примеры того, когда даже самые элементарные, реальные возможности, сложившиеся в обществе, оставались нереализованными именно в силу влияния субъективных факторов общественного развития – от религии и морали до государства и политической системы. Например, диктаторские, тоталитарные государственно-правовые режимы оказались способны в течение десятилетий лишить политической, экономической и духовной свободы миллионы людей даже в развитых странах. А отсутствие некоторых политических прав у женщин во многих исламских государствах легко объясняется именно особенностями религиозной, духовной жизни. Во всех странах объективные возможности прямо или косвенно опосредуются государством. Например, право на свободу объединения ограничивается, а физическая и экономическая свобода практически упраздняются государством в отношении лиц, допустивших серьезные нарушения действующего законодательства.[6]