Взаимодействие государства и личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Согласно Конституции РФ «Российская Федерация – демократическое правовое го¬сударство...» (ст. 1) и «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюде¬ние и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2). Нам нравятся принципы, заложенные в этих двух статьях. И мы искренне надеимся, что они получат даль¬нейшее развитие. Именно по этой причине мы решили выбрать эту те¬му для курсовой работы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Взаимодействие государства и личности……………………………………...5
2 Понятие и структура правового статуса личности…………………………..15
3 Гарантии прав личности………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

ТГП-курсач-люда1.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни (Ю.А. Дмитриев).

Правовое регулирование механизма реализации права граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и практики от формально-догматического подхода к объективно-реалистическому.

Конституция СССР 1977 г. и вслед за ней Конституция РСФСР 1978 г. в первоначальной редакции не устанавливали каких-либо ограничений на способы реализации названной свободы. При формальном закреплении политических прав граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могут реально воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушение традиции, виновного ждала суровая кара. Когда же в условиях «перестройки» манифестации, проводимые по инициативе граждан, приняли массовый характер, исполкомы местных Советов Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов и областей поспешили принять временные правила организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пытаясь восполнить образовавшийся правовой вакуум. Поскольку подобные акты закрепили разрешительный порядок реализации этой субъективной свободы, возникло противоречие между нормой Конституции и положениями указанных актов.[14]

25 мая 1992 г. принят Указ Президента РФ «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». В нем установлено, что впредь до урегулирования законом РФ порядка проведения этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ, о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные мероприятия при условии предварительного уведомления властей. Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц. Не допускалось использование его для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Этот Указ определил, что до принятия соответствующего российского закона упомянутый выше союзный указ на территории России применяется в части, не противоречащей указанной Декларации.

Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламентирует проведение следующих видов публичных мероприятий:

- собрания – совместного присутствия граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;

- митинга – формы организованного выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан, проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время;

- демонстрации – формы организованного выражения коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни;

- шествия – формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршруту;

- пикетирования – формы публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.[15]

В основе механизма правового регулирования любой конституционной политической свободы граждан должна лежать норма Конституции. Что касается свободы слова и печати, то, к сожалению, она регулируется действующей Конституцией РФ не в полном объеме. В частности, в статье 29 получили закрепление права граждан на свободу мысли, свободу слова, свободу выражения своих мнений и убеждений и право искать, получать и свободно распространять информацию.

Часть пятая статьи 29 гарантирует запрет цензуры. Эта гарантия содержится в Законе от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации». Вместе с тем в Законе предусмотрена недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Собственно свобода печати Конституцией не урегулирована.    

Можно, конечно, обосновать отсутствие упоминания о свободе печати тем обстоятельством, что она является частным проявлением свободы выражения своих мнений. Но этот аргумент не соответствует международно-правовым обязательствам России. Международный пакт о гражданских и политических правах в числе способов  выражения мнения указывает использование печати как самостоятельное правомочие граждан.                        

Рассмотрим право на петиции. Это право на участие также не лучшим образом урегулировано действующим законодательством. Достаточно отметить, что Конституция РФ даже не употребляет термин «петиции», заменяя его громоздким определением «личные и коллективные обращения в государственные органы и к должностным лицам» (ст. 33).[16]

Таким образом, политические права и свободы граждан можно рассматривать в качестве принадлежащих им от рождения и обеспеченных законом основных возможностей, позволяющих гражданам в установленных пределах как активно воздействовать на организацию и деятельность государства и его органов, иных субъектов политической системы, то есть политическую область общественных отношений, так и участвовать в социальной жизни общества.

Конституционный статус личности в России – одно из важнейших достижений на пути преобразования общества. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма, строит правовое государство. Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, деятельности общественных организаций. Однако в целом конституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучными.

Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод человека, несомненно, отражает переходный характер современного этапа развития российского общества. Но «списывать» слабости и недостатки только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: все еще не преодоленное неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства, страдающего от декларативности, а также от слабости соответствующих государственных структур.

Исправлению неблагоприятного положения призвана способствовать Федеральная программа действий в области прав человека. Это скоординированный план государственных усилий, осуществляемых на основе Конституции 1993 года и международно-правовых обязательств России. Вместе с тем крайне важно участие в этом деле всех прогрессивных сил российского общества. Необходим строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.[17]

 

 

 

 

 

 

 

3 Гарантии прав личности

 

В современных демократических государствах конституционные гарантии прав и свобод человека представляют собой совокупность установленных конституцией процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека, а также установленные конституцией правозащитные институты вместе с основными принципами их деятельности, и, наконец, содержащиеся в конституции особые правила, устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека. Можно сказать, что в широком смысле любое положение конституции, любой установленный ею демократический институт если не  прямо, то косвенно является гарантией прав и свобод человека.[18]

К первому виду конституционных гарантий следует отнести право на судебную защиту прав и свобод (ч. 1 ст. 46) (в т.ч. право на обжалование в суд незаконных действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц), право на рассмотрение своего дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых данное дело отнесено законом (ч. 1 ст. 47), право на защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48) (в т.ч. право пользоваться услугами адвоката с момента задержания, ареста или предъявления обвинения), право на обжалование в суде незаконного ареста, право не свидетельствовать против самого себя и своих близких (ч. 1 ст. 51), право считаться невиновным, пока обратное не будет доказано и установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности) (ч. 1 ст. 49), право на возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

К числу институциональных конституционных гарантий прав и свобод человека относятся независимый и беспристрастный суд, а также некоторые другие специализированные правозащитные институты. Конституция РФ 1993 года устанавливает в Главе 7 основы судебной системы РФ, в том числе такие демократические принципы организации судебной власти как независимость судей (ч. 1 ст. 120), подкрепленная их несменяемостью и неприкосновенностью (ст. 121 и 122). Важнейшими гарантами соблюдения прав и свобод человека являются по Конституции РФ Конституционный Суд РФ, который в соответствии с ч. 4 ст. 125 по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также институт Уполномоченного по правам человека РФ (ст. 103). Статус и полномочия последнего, к сожалению, не определены в самой Конституции.[19]

Третий вид конституционных гарантий составляют правила, устанавливающие основания и пределы возможного ограничения прав и свобод человека. Эти правила закреплены в статьях 54-56 Конституции РФ 1993 года. Согласно этим правилам, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54), никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ч. 2 ст. 54), перечисление в конституции определенных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека (ч. 1 ст. 55), права и свободы человека (и гражданина) могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, прав и законных интересов др. лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Заключение

В государственно-организованном обществе в системе факторов определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет конституционное право, прежде всего, Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека, основные права и свободы, конституционные обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека. Его ядро. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение.

Важной особенностью прав, свобод, законных интересов личности является то, что характер их воплощения в жизнь в огромной степени определяется личностным отношением к ним их носителей. От субъекта права требуется проявление хотя бы минимума активности, а нередко и настойчивости. В частности, такие политические права граждан, как право на свободу объединения, право на проведение митингов, демонстраций, предполагает проявление значительной активности и организованности субъектов этих прав.[20]

Политические права и свободы граждан можно рассматривать в качестве принадлежащих им от рождения и обеспеченных законом основных возможностей, позволяющих гражданам в установленных пределах как активно воздействовать на организацию и деятельность государства и его органов, иных субъектов политической системы, то есть политическую область общественных отношений, так и участвовать в социальной жизни общества.

          Завершая рассмотрение данной темы можно сделать вывод, что в целом конституционное регулирование правового статуса личности соответствует современным мировым стандартам. Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству, является лишь планом будущего строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению абстрактных, рамочных норм Конституции более конкретным законодательным содержанием. Потребуются еще годы, что бы привести ныне действующее законодательство и безбрежное море подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. Пока эта работа не будет сделана, ряд важнейших положений новой Конституции вообще не может вступить в силу (см. пункт 6 Заключительных и переходных положений). Наконец, как свидетельствует мировой опыт, потребуются десятилетия, чтобы судебная практика «достроила» тот мостик, который свяжет высокие принципы Конституции с обыденными явлениями повседневной жизни.

Конституция РФ 1993 года действительно является Конститу­цией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, включая новейшие.

По вопросам защиты личных прав и свобод Конституция РФ превосходит аналоги более детальным рассмотрением многих прин­ципов, что, конечно же, защищает права и свободы личности более четко, ибо против Конституции открыто не будет действовать даже Президент. Защита личных прав и свобод соответствует всем меж­дународным соглашениям (то есть минимальному стандарту) и даже превосходит их.

Информация о работе Взаимодействие государства и личности