Государство и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является исследование государства и личности, анализ различных точек зрения, а также высказывание собственной оценки.
В соответствии с целью можно выделить задачи, поставленные перед исследованием:
- дать понятие государства в политической системе общества;
- рассмотреть признаки государства;
- проанализировать теорию правового положения личности в контексте науки общей теории права и государства;
- изучить понятие юридической конструкции правового положения личности;
- исследовать юридические гарантии прав личности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..….…..3
Глава 1. Общие положения о государстве…………………………….…......................6
1.1. Понятие государства в политической системе общества…………………..…….6
1.2. Признаки государства……………………………………………..…………….….9
Глава 2. Общая характеристика личности в государстве……………………………16
2.1. Теория правового положения личности в контексте науки общей теории права и государства……………………………………………………………………………16
2.2. Юридическая конструкция правового положения личности………………..….20
2.3. Юридические гарантии прав личности…………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………..…33
Список использованных источников………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Государство и личность курсовая работа.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..….…..3 

Глава 1. Общие положения о государстве…………………………….…......................6

1.1. Понятие  государства в политической системе  общества…………………..…….6

1.2. Признаки государства……………………………………………..…………….….9 

Глава 2. Общая характеристика личности в государстве……………………………16

2.1. Теория правового положения личности в контексте науки общей теории права и государства……………………………………………………………………………16

2.2. Юридическая  конструкция правового положения  личности………………..….20

2.3. Юридические  гарантии прав личности…………………………………………..28 

Заключение…………………………………………………………………………..…33

Список использованных источников………………………………………………….35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Проблема  соотношения государства и личности в той или иной степени присутствует в трудах мыслителей всех поколений. Исходя из своих убеждений и научных взглядов, либералы, демократы, анархисты с различных точек зрения и с учетом конкретных исторических ситуаций определяют характер соотношения между этими важнейшими социальными институтами.

    Например, представители теории российского  либерализма в сценарии демократических  преобразований в России институту  прав и свобод человека отводят двоякую  роль. С одной стороны, он должен выступать как необходимый конструктивный элемент правового государства и гражданского общества. С другой стороны, с его помощью предполагалось решать задачи первого этапа преобразований страны1.

    Актуальность  данной темы обусловлена следующими причинами. В системе ценностей демократического общества на первом месте должна стоять личность. Личность с точки зрения психологии и философии - это субъект общественных отношений, обладающий определенным уровнем психического развития. Качества личности присущи психически здоровому человеку, достигшему определенного возраста, способному в силу интеллектуальных и духовных качеств быть участником общественных отношений, формировать свою позицию и отвечать за поступки.

    Следовательно, не каждого человека можно считать  личностью. Понятие "личности" является более узким по сравнению с понятием "человек". Человек - общественное существо, член человеческой семьи. В первую очередь, личность вырастает из себя. Немаловажное значение в этом процессе принадлежит и окружающей его обстановке.

    Проблема  личности обширна и многогранна, имеет разные аспекты. Важнейший из них - юридический. Он тесно связан с политическим, идеологическим, нравственным, гуманистическим и иными аспектами, прямо затрагивающими интересы людей, государства, общества.

    В правовой системе государства личность занимает центральное место и выступает во многих качествах: гражданина; субъекта права и правоотношений; носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, право- и дееспособности, социального и правового статуса.

    К личности обращены юридические предписания. От нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она - объект судебной и иной правовой защиты. На ней замыкаются практически все юридические явления, фокусируются разнообразные правовые связи и процессы.

    Правовое  понятие личности сводится к тому, что она может быть субъектом  правоотношений, реализуя в полной мере гарантированные государством права и свободы, а также выполняя определенные обязанности. Правовое положение  личности может быть формальным (продекларированным только в документах, даже обладающих высшей юридической силой) и реальным.

    История становления системы прав, свобод и обязанностей личности (гражданина, человека) имеет многовековые корни  и поучительный характер.

    Статья 1 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".

    В наши дни реальность правового статуса  человека в России рассматривается как своего рода показатель гуманизма общества, социального строя и как критерий оценки действий власти. Права человека не должны толковаться как предоставление полной свободы без ограничений. Они "должны быть основаны на нравственных принципах... которые превыше деклараций, и верующий человек должен соблюдать этот нравственный закон, уважая права человека" - считал Патриарх Алексий II2. Он не видел противоречий между позицией российской православной церкви, выраженной по этому вопросу в документах Всемирного русского народного собора (6 апреля 2006 г.), и Декларацией прав человека (1948 г.).

    Правовая  система, лишенная гражданской этики, может легко превратиться в законное подспорье для мздоимства государственных  чиновников. В то же время правовые предписания, основывающиеся на понятии гуманизма, обеспечивают нравственную основу законности.

    Целью настоящей курсовой работы является исследование государства и личности, анализ различных точек зрения, а также высказывание собственной оценки.

    В соответствии с целью можно выделить задачи, поставленные перед исследованием:

- дать  понятие государства в политической системе общества;

- рассмотреть признаки государства;

- проанализировать теорию правового положения личности в контексте науки общей теории права и государства;

- изучить понятие юридической конструкции правового положения личности;

- исследовать  юридические гарантии прав личности.

    Данная  тема является достаточно изученной в научной и учебной литературе. К данной проблеме обращались в своих работах следующие авторы: Витрук Н.В., Комаров С.А. Лазарев В.В., Матузов Н.И., Марченко М.Н., Чиркин В.Е., Сырых В.М. и другие авторы.

    Структурно  курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Общие положения  о государстве

1.1. Понятие государства  в политической  системе общества 

    Центральное место в политической системе  общества занимает государство как  единая политическая организация, власть которой распространяется на все  население страны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому степень "демократичности" политической системы в первую очередь зависит от сущности государства.

    Государство взаимосвязано и взаимодействует  с другими элементами политической системы - партиями, профсоюзами, молодежными, религиозными и иными объединениями на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия друг другу, компромисса, а также контроля.

    Выделяя государство как важнейший элемент  политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, Франция, Япония, США, Швеция.

    В Конституции США, например, записано: "Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более  совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, ... учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки". Подобные отсылки к народу содержатся и в Конституции России 1993 г.

    Отсылки к народу содержатся и в конституциях Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии. Нередко эти конституционные тексты на практике остаются ничем иным, как декларациями. "Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической или идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному господствующему слою, классу"3 - отмечает М.Н. Марченко.

    Примерно  этой же позиции придерживается и  В.В. Путин. Он отметил, "что авторитет  государства должен основываться не на вседозволенности и попустительстве, а на способности принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения"4.

    Особое  место и роль государства в  политической системе общества определяется тем, что оно сосредоточивает  в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран  оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. Это можно было наблюдать на примерах социалистических стран, в том числе и в бывшем СССР.

    Согласно  Конституции СССР 1977 г. в исключительной собственности государства находились земли, ее недра, а также воды и леса. Советскому государству принадлежали основные средства производства, основной городской и жилищный фонд. По оценкам специалистов это составляло до 95% всех видов собственности. В настоящее время действующее законодательство России имеет тенденцию на отказ от приоритета государственной собственности. В стране проведены приватизация и денационализация. Однако для стабильности государства важным условием является, как показывает опыт многих стран, наличие хорошо развитой государственной формы собственности.

    Сравнивая масштабы огосударствления в разных странах, можно отметить, что на долю государственного сектора в экономике  Англии приходится около 53% валового национального  продукта, в национальном доходе Франции - около 48%, в Германии - 47%. Масштабы огосударствления в США и Японии несколько меньше. Тем не менее государственная собственность в этих странах играет значительную роль в качестве материальной базы.

    Исключительное  место и роль государства в  политической системе определяется еще и наличием у него специального аппарата управления и принуждения. Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре правоохранительных и силовых органов (суд, милиция, прокуратура, вооруженные силы, органы государственной безопасности). Кроме того, они не обладают государственно-властными полномочиями.

    Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества также и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая государственными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативные правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию.

    Государство посредством использования прямых и косвенных методов воздействия на законодательной основе может принимать меры по дозированию информации, распространяемой средствами массовой информации. В каких объемах (в минутах) информируются российские телезрители о деятельности государственных структур и общественных объединений (проправительственных и оппозиционных политических партий), можно узнать из следующей таблицы5. Мониторинг был проведен Центром экстремальной журналистики и Союзом журналистов Российской Федерации в конце апреля 2006 г.

.Персонаж    "Первый  
канал" 
"Россия" НТВ   ТВЦ   Ren-TV
Президент      35,15  19,04  24,9   30,88  10,49 
Администрация   
президента    
1,27   1,76  0,89   1,13   0,35 
Правительство  48,03  52,77  51,35  41,76  38,44 
ФСБ            0,89   0,56  0,66   0,95   0,45 
"Единая  Россия" 7,1   14,2   10,82  16,48  15,85 
ЛДПР           0,45   0,51   1,3   0,55   3,22 
КПРФ           0,3   3,68   1,77  2,28   1,74 
"Родина"       3,29   2,17   4,64   0,77   5,99 
Российская      
партия жизни  
1,34   4,27   1,56   1,48   -   
СПС            0,12   -    -    -    3,56 
"Яблоко"       -    -    -    -    0,57 
СДПР           -    -    -    0,8   0,58 
Республиканская 
партия        
-    -    -    -    4,1  
Народная  партия -    -    -    -    2,03 
Независимые     
депутаты      
-    -    -    -    2,55 
Другие         1,94   0,4   0,71   1,76   8,63 

Информация о работе Государство и личность