Физические и юридиеские лици как субъекты таможенного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы состоит в том что, исполнение таможенными органами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности невозможно без участия иных субъектов правоотношений - физических и юридических лиц, оказывающих услуги в таможенной сфере. Деятельность таких лиц реализуется таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов и таможенными представителями при условии включения их в Реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и общая характеристика субъектов таможенного права 5
1.1 Понятие и виды субъектов таможенного права 5
1.2 Специальные субъекты таможенного права 8
Глава 2. Юридические и физические лица в таможенном праве 15
2.1 Юридические лица как субъекты таможенного права 15
2.2 Физические лица как субъект таможенного права 25
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложения……………………………………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Физические и юридиеские лици как субъекты таможенного права(1).docx

— 72.06 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. Понятие и общая характеристика субъектов таможенного права 5

1.1 Понятие и виды субъектов таможенного права 5

1.2 Специальные субъекты таможенного права 8

Глава 2. Юридические и физические лица в таможенном праве 15

2.1 Юридические лица как субъекты таможенного права 15

2.2 Физические лица как субъект таможенного права 25

Заключение 36

Список использованных источников 38

Приложения……………………………………………………………………...40

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Значительную роль в экономическом  развитии страны играют таможенные органы, осуществляющие регулирование правоотношений, возникающих в процессе перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную территорию Таможенного союза.

Актуальность данной темы состоит в том что, исполнение таможенными органами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности невозможно без участия иных субъектов правоотношений - физических и юридических лиц, оказывающих услуги в таможенной сфере. Деятельность таких лиц реализуется таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов и таможенными представителями при условии включения их в Реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Создание рынка таможенных услуг обусловлено потребностями рынка и внешнеторгового оборота. Допуск профессиональных участников, не имеющих, по сути, прямого отношения к перемещаемым товарам через таможенную территорию Таможенного союза, в сферу таможенного дела позволяет в значительной мере ускорить процесс прохождения таможенных формальностей и, как следствие, свести до минимума расходы участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, при осуществлении услуг такими хозяйствующими субъектами существенно снижается риск нарушения установленных таможенным и административным законодательством предписаний и, следовательно, привлечения лиц к ответственности, предусмотренной Таможенным кодексом Таможенного Союза, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными законодательными актами, регулирующими внешнеторговую деятельность. Немаловажным является также и то, что установленные государством при допуске таких субъектов реализации услуг в области таможенного дела дополнительные гарантии защиты прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности (выражающиеся в обязательном страховании риска гражданской ответственности) позволяют снизить риск "невозмещения" возможного ущерба, нанесенного профессиональными участниками таможенных правоотношений - юридическими лицами.

Значимость темы курсовой работы обусловлена также и новизной правовой базы, регулирующей правовое положение физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в области таможенного дела.

Объектом данной курсовой работы является общественные отношения  субъектов таможенного права, а  предметом правовые нормы физических и юридических лиц.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение правового положения  физических и юридических лиц  как субъектов таможенного права.

Из поставленной цели можно  выделить следующие задачи:

  • Рассмотреть основные понятия и виды субъектов таможенного права;
  • Определить значение таможенных органов как субъекта таможенного права;
  • Рассмотреть все виды юридических лиц в таможенном праве;
  • Рассмотреть роль физических лиц в таможенном праве.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ  ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

 

1.1 Понятие и виды субъектов таможенного права

 

Субъекты  таможенного права — это участники  таможенных правоотношений, наделенные правами и обязанностями в  таможенной сфере. Именно их поведение  регулируется нормами таможенного  права, отношения между ними входят в состав предмета этой отрасли.

Субъекты таможенного  права делятся на две большие  группы.

Общие субъекты — физические и юридические лица, имеющие отношение  к международным коммерческим отношениям, участвующие в них прямо или  косвенно. Они рассматриваются как  общие субъекты, так как участвуют  в таможенных правоотношениях, не обладая  специальным правовым статусом.

Специальные субъекты — это  таможенные органы и лица, связанные  с перемещением товаров. Специфика этого вида участников таможенных правоотношений выражается в наличии у них особого правового статуса — установленной таможенным правом.

Эти субъекты таможенного  права как элементы государственного аппарата обладают властными полномочиями в рамках своей компетенции, должностными функциональными обязанностями, определяемыми  этой компетенцией, а кроме того, к ним предъявляются специальные  требования.

В Таможенном кодексе Таможенного союза (далее ТК ТС) под понятием “лица” понимаются физические и юридические лица, а также организация, не являющаяся юридическим лицом, а под понятием “лицо государства - члена таможенного союза” – “юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза”.

Под иностранными лицами понимаются все иные лица, не подпадающие под  понятие “ лицо государства - члена таможенного союза ”.

Таможенное право предоставляет  всем юридическим и физическим лицам равные права(ст. 150 ТК ТС). Они на равных основаниях вступают в таможенные правоотношения: ввозят на территорию таможенного союза и вывозят из нее товары, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Монополия государства на внешнюю торговлю в России больше не существует.

Как известно, юридическим лицом признаются, лица которые осуществляют профессиональную предпринимательскую деятельность в области таможенного дела, на условиях, закрепленных в ТК ТС.

Для осуществления юридическим  лицом той или иной деятельности существенное значение имеет его  правоспособность.

Различается правоспособность специальная и общая. Специальная  правоспособность означает, что юридическое  лицо обладает только теми гражданскими правами и несет только те обязанности, которые предусмотрены в его  учредительных документах и соответствуют  цели создания юридического лица. Требования специальной правоспособности распространяются на учреждения и иные некоммерческие организации, а также унитарные государственные и муниципальные и некоторые другие прямо указанные в законодательстве коммерческие организации. Следовательно, если специальная правоспособность юридического лица не включает в себя осуществление внешнеэкономической деятельности, то заниматься ею лицо не вправе.

Подавляющее большинство  юридических лиц, отнесенных к коммерческим организациям, обладает общей правоспособностью.

Физические лица - это граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства, перемещающие через таможенную границу ТС товары для личного пользования в особом порядке.

Правовое положение граждан  характеризуется понятием правоспособности и дееспособности. Вопросы правоспособности и дееспособности граждан урегулированы  Гражданским кодексом РФ. Гражданский  кодекс закрепил равную для всех граждан  правоспособность. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской  правоспособностью наравне с  российскими гражданами. Им предоставляется  национальный режим. В данном случае это означает, что иностранные  граждане и апатриды имеют в таможенной сфере те же права, что и российские граждане, и не могут иметь какие-либо иные права, чем те, которые предоставлены  гражданам РФ. Однако иностранные  граждане не могут быть субъектами некоторых таможенных отношений, например, не могут быть государственными служащими. Иностранные граждане и апатриды несут ответственность за административные правонарушения в сфере таможенного  дела (нарушения таможенных правил) на общих основаниях с российскими  гражданами1.

Физические лица пользуются теми же правами по перемещению товаров  и транспортных средств через  таможенную границу, что и юридические  лица, однако при перемещении товаров  и транспортных средств физическими  лицами имеют значение цели перемещения (для личного пользования или  коммерческого использования), характер товаров и их количество, частота  перемещения товара через таможенную границу, которые и необходимо установить: для личных, семейных, домашних и  иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (для личного пользования) или коммерческих целей. Товары, предназначенные для личного пользования, подлежат декларированию, таможенным операциям и таможенному контролю в упрощенном порядке.

В области таможенного  дела наметилась тенденция к расширению сфер деятельности физических и юридических  лиц, занимающихся профессиональным посредничеством. Посреднические функции в этой области  осуществляются таможенными представителями, которые являются субъектами таможенных правоотношений.

В числе международных  организаций – субъектов таможенного  права могут быть названы, например, Всемирная таможенная организация, Совет руководителей таможенных служб стран СНГ и др.

Таким образом, все перечисленные лица объединяет одно обстоятельство – они имеют отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу ТС. Регулирование этого перемещения осуществляется специальными субъектами таможенного права – таможенными органами.

 

1.2 Специальные субъекты таможенного права

 

Специального субъекта таможенного  права - таможенные органы и государственные  служащие таможенных органов. Их специфика  определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, совокупностью возложенных на них  задач и функций, а также объемом  конкретных прав и обязанностей.

Термин «таможенные  органы» используется действующими законами - в Конституции в качестве особой составляющей государственного механизма они не выделяются. Таможенные органы могут быть определены как  государственные органы, предназначенные  для непосредственного осуществления  с помощью специальных методов  государственно-властной деятельности в сфере таможенного дела и  других связанных с ним областях и наделенные для этого специальными полномочиями. Таможенные органы отнесены к исполнительной ветви государственной власти, так как их функцией является правореализация в таможенной сфере. Главной их целью является организация процесса провоза через таможенную границу товаров и транспортных средств, поддержание и охрана определенного порядка осуществления такого провоза и недопущение нарушения этого порядка. Поэтому таможенные органы можно охарактеризовать как правоохранительные. В качестве правоохранительных таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность России, права и законные интересы участников таможенных правоотношений. Таможенные органы уполномочены осуществлять государственное принуждение в целях борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере.

Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.

Эта система имеет четыре звена:

  1. ФТС,
  2. региональные таможенные управления,
  3. таможни,
  4. таможенные посты.

Четырехзвенная структура  системы таможенных органов имеет законодательное закрепление и отражена в статье 10 ФЗ от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ  "О таможенном регулировании в РФ"

Взаимоотношения в системе  таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим.

Децентрализация проявляется  в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.

Таможенные органы выполняют  возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы  таможенных органов подчеркнуто  также наличием у них единой государственной  символики: все таможенные органы и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют свой флаг, а автотранспортные средства и воздушные суда — опознавательный знак (эмблему таможенных органов)2.

Деятельность таможенных органов должна осуществляться в строгом соответствии с Конституцией РФ, российскими законами и международными договорами Российской Федерации по вопросам таможенного дела. За неправомерные решения, действия или бездействие своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей таможенные органы и организации таможенной службы несут ответственность как юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 1068), если иное прямо не предусмотрено международным договором, нормы которого нарушены. А непосредственно виновные в этом таможенные служащие несут дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Физические и юридиеские лици как субъекты таможенного права