Положение физических лиц в Римском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:42, реферат

Краткое описание

Для того чтобы определить правовое положение физических лиц в римском праве, нужно понять, что подразумевается вообще под "лицами", под различными категориями лиц и каким объемом правоспособности и дееспособности они обладали.

Файлы: 1 файл

Наброски к реферату.docx

— 44.62 Кб (Скачать)

Введение

Для того чтобы определить правовое положение физических лиц  в римском праве, нужно понять, что подразумевается вообще под "лицами", под различными категориями  лиц и каким объемом правоспособности и дееспособности они обладали.

1. Понятие "физическое  лицо". Физическое лицо в римском  праве - это индивид, которому  законом дано право обладания  собственностью, вступления в договорные  отношения, т.е. наличие правоспособности, также обязанность исполнять  возложенные на него обязательства. В решении вопроса об определении круга понятия «физические лица» имеются некоторые расхождения, о которых я не могу не сказать. А именно, Павел (11 ed. D. 4.5.3.1) считает, что рабы тоже являются лицами, в то время как в Юстиниановом праве лицом считается только тот, кто признается таким правом, или тот, "кто обладает юридической личностью". Т.е., сравнив с текстом Павла, который озвучивает servile caput, Юстиниан прямо утверждает, что раб "никакой правоспособности не имел" (nullum caput habuit) (Iust. Inst. 1.16.4). В работах постклассической эпохи "подлинным лицом" считается тот, кто имеет право выступать в суде в качестве ответчика или истца. Всё это говорит о том, что формируется понятие субъекта права. Субъекты права выступают в качестве абстрактных лиц (persona). Совокупность правовых качеств, которые выражают принадлежность субъекта к той или иной сфере социальной жизни, регулируемой нормами права, определяет статус лица (status). Чем выше статус, тем объемнее правоспособность -  возможность быть субъектом прав и обязанностей. Право лиц включает в себя критерии классификации лиц, устанавливает соответствие между статусом и правоспособностью, а так же определяет действительную способность лица   совершать юридические акты - дееспособность.

Эти вопросы имеют фундаментальное  значение  для существования и  функционирования правовой системы. Право  лиц принадлежит исключительно  сфере ius civile. Это ограничение указывает на гражданскую общину квиритов как точку отсчёта при определении статуса лица.

Если по естественному  праву (ius naturale)  все люди формально равны, то в плане исторически определённых национальных правовых систем (ius gentium) наблюдаются ограничения: по отношению к рабам и чужеземцам  право гражданской общины  (ius civile)  выступает привилегией.  С этой точки зрения полноправными лицами являются только члены civitas – civis.

Исходя из высказанного, можно сделать логический вывод  о том, что вопрос о понятии "лицо" в римском праве был спорным  среди многих юристов, что является довольно моментом, негативно влияющим на изучение римского права.

 

 

 

 

2. Правоспособность и дееспособность физических лиц

2.1 Правоспособность

То, что в современной  юридической науке называется правоспособностью, в римском праве носило название caput. Caput habere означало быть правоспособным.

Итак, чтобы по понятиям римского права обладать полной правоспособностью, нужно было удовлетворять трём основным требованиям (иметь определенный статус). А именно:

  • В отношении свободы (status libertatis): быть свободным, а не рабом;
  • В отношении гражданства (status civitatis): принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев;
  • В отношении семейного состояния (status familiae): не быть подчиненным власти главы семьи (patria potestas).

Со временем значение этих условий слабело, и возможность  быть субъектом права признается в некоторых случаях для чужеземцев и рабов и, в полной мере, для подвластных (alieni iuris).

Такая полная правоспособность лиц в частноправовых отношениях складывалась из двух элементов:

  • право создавать римскую семью и вступать в брак – ius conubii;
  • право быть субъектом всех имущественных правоотношений – ius commercii (двустороннее право купли-продажи (Ульпиан, Ep. 19.5); право распоряжения или приобретения имущества или прав по завещанию (testament factio)).

Правоспособным признавался  человек с момента рождения и прекращалась она смертью. Стоит упомянуть о том, что существует некоторое общее правило, установленное Павлом (de port. D. 1.5.7): «Кто находится во чреве, охраняется, как если бы он находился среди людей, в случае если дело идет о выгодах самого плода, однако до его рождения никому другому никакой выгоды не будет». Гарсиа Гарридо приводит очень любопытное противоречие. Так, Ульпиан (D. 25.4.1.1) считал, что нарождённый ребенок является частью женщины или её чрева. Папиан (19 quaest. D. 35.2.9.1): «Пока не рожден, нельзя говорить о существовании раба». Но, тем не менее юристы классического периода установили вышеупомянутое общее правило.

Прекращалась же правоспособность смертью лица. Для вступления в силу наследования по завещанию смерть должна была быть доказана с помощью какого-либо способа, подходящего для её определения.

Очень важным является вопрос об изменении статуса, или умалении правоспособности. Так, Гай (1. 159-162) определяет три случая capitis deminutio:

  • наибольшее (maxima), когда человек терял свободу и становился рабом или ему назначалась мера наказания в виде пожизненных работа на рудниках, например;
  • среднее (media), когда терялось римское гражданство (переселение к латинам или перегринам)
  • наименьшее (minima), когда изменялось семейное положение (подчинение себя власти paterfamilias, освобождение от отцовской власти (patria potestas) и превращение в лицо «своего права» (sui iuris)).

Данный вопрос об изменении  статуса также является довольно-таки спорным, т.к. эта классификация Гая  кажется странной по отношению к  римской юриспруденции. Так «Тройное деление дезориентирует, так как  разбивает на две части то, что  в представлении римлян составляло единое целое, - свободу и гражданство (libertas civitasque), - поскольку свобода также понималась как неотъемлемое качество римского гражданина» (Цицерон, pro Caec. 33.96). Но мы, будем придерживаться классической классификации, имея ввиду такое замечание.

Также ограничение гражданской  правоспособности могло наступать  вследствие умаления гражданской чести. Самым суровым умалением считалось  предание бесчестию. Существовало несколько видов бесчестия, которые рассмотрены ниже.

  1. Опосредованное бесчестье (infamnia mediata). Оно наступало:
  • За совершение уголовного преступления;
  • В результате осуждения по искам из таких отношений, которые предполагали высокий уровень честности (договоры хранение, поклажи, поручения, вопросы опеки и т.д.);
  • В связи с невозможностью выплатить долги кредитору, вследствие продажи всего своего имущества с аукциона.
  1. Непосредственное бесчестье (infamnia immediata) наступало в силу конкретных позорящих человека действий (к примеру, вдова, вышедшая замуж до истечения года после смерти мужа, подвергалась такому бесчестью). Также одним из видов непосредственного бесчестья был позор (turpitude), т.е. умаление гражданской чести вследствие занятия позорной профессией – актерством, сводничеством и т.д. Такая категория бесчестных людей ограничивалась в праве наследования.

Люди persona infames были существенно ограничены в своих правах: не могли выступать в роли опекунов и попечителей, не могли занимать общественные должности, не могли представлять интересы другого лица в суде и нанимать себе процессуального представителя.

  1. Еще одной формой бесчестья было intestabilitas. Такому наказанию подвергалось лицо, которое было свидетелем при заключении сделки и отказавшееся подтверждать наличие факта сделки. Данному лицу запрещалось более участвовать в совершение сделок (ни в качестве свидетеле, ни в качестве стороны), в которых требовалось наличие свидетелей. Позднее intestabilitas признавались люди, которые занимались созданием или распространением пасквилей - «Осужденный за составление пасквиля не способен быть свидетелем» (D. 22.6.21).

2.2 Дееспособность

Дееспособность в римском  праве складывалась из нескольких оснований:

  1. Возраст.

Различались:

  • полностью недееспособные (infantes) — малолетние дети до 7 лет, которые не могут говорить (topuefari non potest);
  • неполовозрелые или малолетние дети, вышедшие из детства (impuberes infantia maiores) — мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет. «Признается, что несовершеннолетние, действующие без опекуна, ничего не могут и не знают» (D. 22. 6. 10);

Люди этой категории могли  совершать лишь сделки, связанные  с выгодой для себя. Другие же сделки, направленные на отчуждение прав или имущества могли совершаться  лишь с согласия опекуна и непосредственно во время сделки. Опекун назначался либо по завещанию отца ребёнка, либо по решению магистра.

  • Лица в возрасте 14-25 лет были дееспособными. Они могли заключать сделки. Но в последние годы республики по просьбе таких лиц претор мог дать возможность отказаться от заключенной сделки и восстановить то имущественное положение, какое было до совершения сделки. Этот процесс назывался реституция. Позднее, во II в. н. э. лица, не достигшие 25-летнего возраста, имели право попросить назначить себе куратора или попечителя. При таком назначение подопечное лицо обязано было получить согласие на совершение сделки от опекуна или попечителя, но уже было не важно, когда дано это согласие.

Данная возрастная категория  имела право на завещание, а также  на вступление в брак.

  1. Психические или физические недостатки.

Душевнобольным признавалось лицо, которое в силу своих психических  отставаний не способно давать себе отчет  о своих действиях. Здесь важно  сказать о том, что лица, которые  лишь периодически впадали в состояние  бешенства (furor) или умалишенности (dementia, amentia), признавались недееспособными лишь в такие периоды, в остальное же время они считались полностью дееспособными.

Физических недостатки играли роль лишь в тех правоотношениях, где они были существенным условием. Ярким примером такого ограничения  дееспособности для глухих или немых, например, является договор стипуляции, который требовал устного контакта сторон, что было невозможно, естественно при их физических недостатках.

Интересным объектом ограничения  дееспособности является расточитель. Над ним также устанавливается  опека, и ему дано право самостоятельно совершать лишь те сделки, которые направлены на приобретения для него. Для данной категории лиц не учитывались моменты «просветления», как для умолишенных.

  1. Дееспособность женщины.

Женщина освобождалась из под опеки с 12 лет, когда она уже могла быть выдана замуж, однако она не приобретала полной дееспособности. Она находилась под опекой отца или мужа на протяжение всей своей жизни. Во времена Юстиниана женщинам были даны некоторые дополнительные права, но равноправия полов, само собой, не было достигнуто, да и не являлось целью законодателя.

 

3 Правовое положение физических  лиц.

    1. Правовое положение римских граждан (квиритов) (cives romani Quirites)

«Гражданами считаются те, кто составляет политическое сообщество римлян (civitas). Гражданами (cives) были свободные жители города Рима… Они выделялись тем, что носили «римское имя» (nomen romanum), даже если находились вне родного города»1. Пояснение там же: «Оно состояло из трех частей – личное имя (praenomen), родовое имя (nomen gentilicium), прозвище индивидуальное или имя одной из ветвей рода (cognomen)». Так, например, полное имя Цицерона было: Marcus (praenomen) Tullius (nomen) M {arci} f{ilius} Corneliana (triba) Cicero (cognomen).

Приобрести римское гражданство  можно было несколькими способами:

  • Рождением. Данный способ имел нюанс: ребенок, родившийся в браке, следовал состоянию отца, а родившийся вне брака – состоянию матери. То есть, если ребенок рожден вне брака от неримляненкой, то он не будет являться римским гражданином, даже если его отец и был таковым. Для повышения количество браков и их стабильности, в I в. н.э. было установлено, что ребёнок, родившийся от римской гражданки вне брака, не становился римским гражданином, если его отец не являлся таковым.
  • Освобождение римским гражданином своего раба;
  • Усыновление римским гражданином иностранца;
  • Предоставление римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям особыми актами государства.2

Правоспособность римского гражданства в области частного права слагалась из двух основных элементов: ius conubii, т.е. права вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми, и ius commercii - по определению Ульпиана «emendi vendendique invicem ius», т.е. право торговать, совершать сделки, а следовательно, приобретать и отчуждать имущество. Позднее в составе последнего стали выделять некоторые наследственные права, такие как право составлять и быть свидетелем при составлении завещания (testament factio activa) и право быть наследником (testament factio passiva).

Прекращалось римское  гражданство или смертью, или  в результате capitis deminutio maxima. Это последнее условие (после различных исторических изменений) в эпоху Юстиниана наступало в случае присуждения к наиболее тяжелым уголовным наказаниям и пр., в случаях захвата римского гражданина во власть врагов или недружественного народа (впрочем, в случае последующего возвращения на римскую территорию такое лицо восстанавливалось во всех правах; это называлось ius postliminii).

    1. Правовое положение вольноотпущенников (libertine)

Вольноотпущенники в римском  праве – это рабы, которым была дарована некоторая правоспособность от своих патронов. Данная правоспособность была серьезно ограничена лицами, освободившими их от рабства. Это выражалось в том, что «вольноотпущенник обязан господину своей гражданской жизнью, как сын обязан отцу своей жизнью фактической», т.е. вольноотпущенник продолжает нести ряд личных и имущественных обязанностей в пользу бывшего господина.

Информация о работе Положение физических лиц в Римском праве