Положение физических лиц в Римском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:42, реферат

Краткое описание

Для того чтобы определить правовое положение физических лиц в римском праве, нужно понять, что подразумевается вообще под "лицами", под различными категориями лиц и каким объемом правоспособности и дееспособности они обладали.

Файлы: 1 файл

Наброски к реферату.docx

— 44.62 Кб (Скачать)

В период империи правовое положение вольноотпущенников ухудшается, но появляется очень любопытный институт присвоение им полной политической правоспособности согласно специальному постановлению  императора (restitution natalium) или путем дарения императором золотого перстня.

Патронат составляли следующие  правоотношения:

  • Obsequim – совокупность личных и имущественных право патрона;
  • Operae – обязанность вольноотпущенника оказывать патрону личные услуги;
  • Bona – обязанность вольноотпущенника и патрона материально помогать друг другу, давать алименты.

Патрон терял свои права, если возбуждал против вольноотпущенника  судебное обвинение, которое грозило  смертной казнью, если хотел передать на возмездной основе своё право operae и если отказывал вольноотпущеннику в алиментах.

    1. Правовое положение латинов

Наибольшей близостью  к римским гражданам  отличались   latini prisci (древние латины)  - граждане городов в Лации.

Латины получили латинское гражданство до середины III в. до н.э.. Затем также стали называть членов колоний, образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях (latini coloniarii). После союзнической войны (90-89 гг. до н.э.) ius latini право латинского гражданства стали понимать как технический термин, обозначавший определенную категорию правоспособности. Такая последовательность предоставлялась отдельным лицам и целым областям.

  Правовое положение  latini veteres не отличалось (в области имущественного права)  от положения римских граждан; ius conubii они имели только в тех случаях, когда это право было специально предоставлено. С 268 г. до н.э. права латинского гражданства в этом виде уже не предоставлялись. Latini coloniarii не имели ius conubii; ius commercii, а также способность вести гражданский процесс (ius legisactionis) эта категория латинов в большинстве случаев имела, но составлять завещание latini coloniarii не имели права.

Латинам была открыта возможность легко приобретать права римского гражданства. Первоначально для этого было достаточно переселиться в Рим. Но так как подобные переселения сильно сокращали население латинских городов, то с начала II в. до н.э. было установлено требование, чтобы при такого рода переселении латин оставлял в родном городе мужское потомство. После союзнической войны в I в. до н.э. все латины, жившие в Италии, получили права римского гражданства.

 Latini coloniarii получали права римского гражданства различными способами; в частности, римское гражданство получали также латины, исполнявшие обязанности декуриона (члена муниципального сената).

3.4 Правовое положение  перегринов

Национальная замкнутость  ius civile предопределяла особый статус неграждан (hostes, peregrini), допустимость правильных сделок, с которыми -commercium –специально устанавливалась законом

Перегринами назывались чужеземцы как не состоявшие в подданстве Рима, так и римские подданные, не получившие ни римской, ни латинской правоспособности. Такие “чужаки” в древнейшую эпоху считались бесправными. Это в основном население, завоёванных Римом «провинций», среди которых Греция, Египет, Галлия (ныне Франция),Иберия (ныне Испания) и т.д.  С развитием хозяйственной жизни это бесправие стало нетерпимым,и перегрины были признаны правоспособными по системе ius gentium.

Приобретение перегринами римского гражданства:

  1. В силу законов, присваивавших римское гражданство в награду за различные услуги, оказанные римскому государству;
  2. В силу специальных актов государственной власти, присваивавших отдельным группам перегринов римское гражданство или отдельные права граждан.

Вначале III в. Каракалла предоставил права римского гражданства подданным  Римского государства. Рим оставался столицей, носителем и источником власти, но с привилегиями собственно «римского народа» было покончено.

    1. Правовое положение рабов

Пекулий. Установление и  прекращение рабства

С самых древних времен, к которым относятся наши сведения о Римском государстве, и вплоть до конца его существования римское  общество было рабовладельческим.

 

Социальное положение  рабов было неодинаковым на разных этапах римской истории. В древнейшую эпоху рабы в каждой отдельной  семье были немногочисленны; они  жили и работали совместно со своим  хозяином и его подвластными и  по бытовым условиям не очень резко  отличались от них. По мере завоеваний число рабов сильно увеличилось и рабство оставалось основой всего производства. Они стали жить отдельно от своих господ: не только исчезла прошлая патриархальность отношений, но осуществлялась беспощадная эксплуатация рабов.

Правовое положение рабов  определялось тем, что раб - не субъект  права; он - одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, так называемых res mancipi, наряду со скотом или как привесок к земле.

Власть рабовладельца  над рабом беспредельна; она является полным произволом; господин может  раба продать, даже убить. Раб не может  вступить в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни (contubernium) - отношение чисто фактическое.

Пекулий. Если, тем не менее, кое-какие проблески признания  личности раба имели место, то это  происходило в интересах самого рабовладельца, имело целью расширить  и углубить эксплуатацию рабов.

На этой почве сложился институт рабского пекулия. Термином “пекулий”, происходящим, вероятно, от слова pecus, скот, называлось имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в управление раба (этот институт практиковался и в отношении подвластных детей).

Управлять имуществом невозможно без совершения различных сделок (купли-продажи, найма и др.). Поэтому, не признавая раба правоспособным лицом, признали, однако, юридическую силу за совершаемыми им сделками, разумеется, в таких пределах, какие  соответствовали  положению пекулия как формы  эксплуатации. Именно рабы, имеющие  пекулий, признавались способными обязываться, но приобретать для себя права  не могли; все их приобретения автоматически  поступали в имущество господина. Впрочем, раб мог приобрести право  требования, но без права на иск, “натурально”. Реализация такого права  была возможна только в случае отпущения  раба на свободу: si manumisso solvam, liberor, т.е., если я уплачу рабу после его освобождения, это законный платеж.

Таким образом, предоставление рабу пекулия и признание в  известной мере юридической силы за действиями раба позволяли рабовладельцу  шире эксплуатировать раба не только для выполнения различных физических работ, но и для совершения через  его посредство юридических действий, а это было важно для рабовладельцев по мере развития рабовладельческого способа производства и роста  товарно-денежных отношений.

Разумеется, такое примитивное  построение - по сделкам раба права  приобретаются господином, а обязанности  ложатся на раба (у которого ввиду  его неправоспособности получить нельзя) - не могло сохраниться с развитием  торговли и с усложнением хозяйственной  жизни. Желающих вступать в сделки с  рабами при полной безответственности по этим  сделкам самого рабовладельца  нашлось бы немного. Правильно понятый  интерес рабовладельца требовал, чтобы третьи лица, с которыми вступал  в деловые отношения раб, могли  рассчитывать на возможность осуществления  своих прав по сделкам с рабами. Поэтому претор ввел ряд исков, которые  давались как дополнительные (к не снабженному иском обязательству  самого раба), против рабовладельца.

Факты выделения имущества  в самостоятельное управление раба стали с развитием хозяйственной  жизни расценивать как согласие домовладыки нести в пределах пекулия ответственность по обязательствам, которые принимались рабом в связи с пекулием. Таким образом, если сделка совершена рабом на почве управления выделенным ему пекулием, рабовладелец отвечал перед контрагентом раба actio de peculio, в пределах пекулия (если раб, имея пекулий в сумме 500, купил что-то на 700, к его господину продавец мог предъявить иск только в сумме 500). Впрочем, если господин получил по сделке раба увеличение имущества, так называемое обогащение, в большей сумме, он отвечал в пределах обогащения (но уже по другому иску: actio de in rem verso, буквально - иск о поступившем в имущество).

Если господин назначил раба приказчиком (institor) в своем торговом предприятии или вообще приставил его к такому делу, с которым неизбежно связано совершение сделок, рабовладелец отвечает по сделкам, относящимся согласно общепринятым взглядам к кругу деятельности данного приказчика и т.п. Например, если раб-приказчик закупил товар для предприятия и не расплатился за него, господин несет ответственность по actio institoria в размере стоимости товара; на если раб по просьбе покупателя принял от него вещи на хранение, господин по этой сделке, как не относящейся к сфере полномочий приказчика, не отвечает (если раб был поставлен шкипером на корабле, иск назывался actio exercitoria).

Наконец, если господин просто уполномочил раба на совершение той  или иной сделки (т.е. дал распоряжение, iussu), контрагент раба получал против господина actio quod iussu. Если раб совершит правонарушение (например, уничтожит или повредит чужие вещи), к рабовладельцу потерпевший мог предъявить actio noxalis (noxa - вред). В этом случае рабовладелец был обязан или возместить причиненный вред, или выдать виновного раба потерпевшему для отработки суммы причиненного вреда.

Рабство устанавливалось  следующими способами:

1)рождением от матери-рабыни (хотя бы отцом ребенка было сводное лицо; наоборот, если отец - раб, а мать - свободная, ребенок признавался свободным);

2)взятием в плен или просто захватом лица, не принадлежащего к государству, связанного с Римом договором;

3)продажей в рабство (в древнюю эпоху);

4)лишением свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках (присужденный к смертной казни рассматривался как раб).

Прекращалось рабство  манумиссией (отпущением на свободу).

В некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался  обратно в состояние рабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности  в отношении лица, отпустившего его  на свободу).

    1. Правовое положение колонов

Положение колонов регулируется не только Кодексом Юстиниана, но и  Кодексом Феодосия. Итак, колоны – это  арендаторы чужой земли, юридически независимый от арендодателя. Их правоотношения заключаются лишь в договорно-обязательственных отношениях.

Кодекс Юстиниана выделяет следующие основания возникновения  колоната:

1. рождение от родителей,  из которых хотя бы одни  является колоном;

2. соглашение, в силу которого  свободный человек поселяется  в качестве колона на чужой  земле (аренда);

3. проживание в течение  30 лет на чужой земле на условиях, на каких обычно живут колоны.

Основаниями прекращения  же колоната были:

  1. Приобретение колоном обрабатываемого им земельного участка;
  2. Возведение колона в епископский сан.

Как отмечает профессор И.Б. Новицкий, колонат является новой  формой эксплуатации людей людьми, которая пришла на смену рабства.

Заключение.

1 Гарсиа Гарридо М.Х. Римское частное право: Казусы, иски, институты / Перевод с испанского; Отв. Ред. Л.Л. Кофанов. – М.: Статут, 2005. – 812с.

2 См: Римское частное право: Учебник / Под ред. Проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. – М.: ИД «Юриспруденция», 2009. – 464 с.


Информация о работе Положение физических лиц в Римском праве