Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 14:57, курсовая работа
В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.
Непосредственное лоббирование
иногда имеет скрытые формы по
сравнению с простым обменом
информацией в официальной
Опосредованное (местное) лоббирование
является второй составляющей деятельности
лоббистов. Это лоббирование снизу
с помощью организации
- работу с центральными и местными средствами информации;
- личное общение и работу с местными организациями общественности;
- управление кампаниями обращения (отправка писем и другой корреспонденции) к законодателям, государственным чиновникам с целью добиться воздействия избирателей на них.
Работа со СМИ включает
распространение точки зрения организации-клиента,
общественного мнения избирателей,
демонстрацию актуальности и гражданской
значимости затронутого вопроса. К
таким акциям прибегают, когда законодатель,
представляющий избирательный округ,
противодействует позиции клиента
или остается нейтральным к ней
и тем самым действует не в
интересах избирателей. Высшая форма
лоббистской деятельности на местном
уровне – это управление кампанией
массовой отправки почтовой корреспонденции
законодателям и учреждениям
столичного уровня. В мобилизации
избирателей могут принять
Из двух описанных разновидностей
лоббирования – непосредственного
и опосредованного – наибольшую
эффективность имеет
Методы лоббирования. Для успешного выполнения своей роли лоббисту нужно четко определить приоритеты, разработать стратегию деятельности. Но наиболее существенное значение имеет то, насколько хорошо лоббист знает:
- обсуждаемые вопросы;
- законодателей;
- как с ними разговаривать;
- законодательный процесс;
- бюджетный процесс.
Глубокое знание обсуждаемых вопросов: лоббисту необходимо как следует изучить законодательство, нормативные акты, инструкции и вопросы финансирования и разобраться в их сути. При этом очень важно проконсультироваться со специалистами, хорошо разбирающимися в вопросах законодательства в соответствующей сфере. Кроме того, нужно выяснить, кто из депутатов является экспертом по данному законодательству. Лоббист должен следить за работой постоянного комитета или специальной комиссии, где готовится и рассматривается данный вопрос. Ни один депутат не в состоянии глубоко разобраться во всех деталях каждого законодательного акта, готовящегося к обсуждению или обсуждаемого в парламенте. Вот почему для него очень весомой становится своевременная и надежная информация. Депутат, как правило, не может обойтись без информации трех следующих видов:
- деталей предложенного законопроекта;
- знания того, как в
случае одобрения законопроект
повлияет на изменение
- знания того, как эти
изменения повлияют на
Если у депутата нет
такой информации, то во время голосования
он может не только навредить своей
репутации, но и случайно оказаться
в политически взрывоопасной
ситуации. Депутат может получить
интересующую его информацию от специалистов
или заинтересованных людей, которые
заблаговременно и
Чтобы заслужить репутацию
надежного источника
- устанавливать и постоянно
поддерживать связи со
- собирать информацию
о тех, кто поддерживает то
или иное решение обсуждаемой
проблемы или выступает против;
изучать все обстоятельства, связанные
с данной проблемой в
- собирать в отдельное досье публикации, затрагивающие обсуждаемую проблему;
- отслеживать позиции, занимаемые по данной проблеме разными законодателями;
- создавать коалиции людей,
организаций, работающих над
Личное знакомство с депутатами. В первую очередь устанавливается личный контакт со своим депутатом, основание для этого в том, что лоббист – это тоже избиратель. Ему важно иметь обстоятельную информацию о депутатах – их образовании, предшествующей деятельности, интересах, основных сторонниках, союзниках и оппонентах, а также о проблемах, волнующих население их избирательных округов. Лоббисту необходимо планировать проведение мероприятий, которые дают возможность лоббисту поближе познакомиться с депутатами и склонить их и к себе лично, к своей организации и ее руководству. Это могут быть приглашения депутатов посетить организацию и принять участие в каком-либо торжественном событии, устройство презентаций и других социальных мероприятий, способных вызвать общий интерес.
Общение с депутатами. Договариваться о встрече всегда нужно заранее. В процессе подготовки к встрече необходимо:
1. Составить краткое письмо
по поводу основных вопросов,
которые он должен обсудить. Предусмотреть
вручение этого письма
2. Подумать над тем,
чтобы подобрать и передать
депутату информационные
3. Уточнить и обновить
список депутатов,
4. Последовательно записать главные пункты обсуждаемого вопроса, чтобы по ходу беседы их можно было отмечать.
5. Не забыть за несколько часов до встречи убедиться посредством телефона в том, что она состоится.
6. Если есть намерение
обсудить какой-то отдельный
Как успешно провести встречу:
1. Перед началом разговора
еще раз напомнить о себе, вручить
депутату визитную карточку
2. Сразу же приступать к сути дела.
3. Не задерживаться на
каком-то одном предмете
4. Не раздражаться и
не пытаться угрожать. В будущем
еще не раз придется
5. Следить за планом разговора и хорошо понимать, о чем идет речь.
6. Отвечать на любые
вопросы, которые может
7. Не пытаться комментировать
точку зрения оппонента до
тех пор, пока не будет
8. Держаться уверенно и спокойно.
Депутат, так же, как и другие чиновники, работает ради людей и дела и должен ценить высказанные ему мнения.
Существует также понятие «социальной технологии», определяемой как совокупность методов и приемов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.
Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность.
Принято выделять следующие социальные технологии лоббирования:
– через мобилизацию
– использование избирательных кампаний (личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование избирательных кампаний);
– использование формальных контактов (разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти);
– использование неформальных контактов (организация и проведение конференций, круглых столов, использование личных связей, организация неформальных встреч);
Таким образом, лоббирование представляет собой – процесс влияния заинтересованных сторон на официальные (формальные) институты управления с целью достижения своих целей с использованием определённых приёмов лоббирования, которые зависят от распределения реальной власти между управляющей и управляемой системами в государстве. Лоббирование имеет свои субъекты: группу давления, группу интересов, непосредственно самого лобби, в роли которого может выступать как отдельное лицо, так и организация, и властные структуры. Целью лоббирования является представительство и продвижение интересов какого-либо частного субъекта в государственных кругах с целью принятия последними ряда документов и законодательств, имеющих пользу лоббируемому субъекту. Данная цель достигается различными средствами и методами, которые имеют характерные отличия в разных странах из-за отношения к самому процессу лоббирования и законодательной базы, регулирующей данную деятельность.
Глава 9. Опыт лоббирования в России.
Рассматривая феномен лоббирования в России, представляется возможным понять, что законодательное урегулирование данной деятельности намного отстает от США, но постепенно предпринимаются некоторые шаги.
России в начале 1995 года
проводилась конференция по обсуждению
проекта закона «О регулировании
лоббистской деятельности в федеральных
органах государственной
Российский лоббизм можно охарактеризовать как спонтанно возникшее явление, развивающееся по непредсказуемым законам и включающее в себя самые различные силы. Общее правило заключается в том, что на федеральном уровне целесообразнее поднимать не собственные вопросы или бизнес-конфликты, а общеотраслевые (под предлогом улучшения всей лоббируемой отрасли).
Необходимо отметить, что государственные служащие заинтересованы во взаимодействии с лоббистами, если последние снабжают их достоверной информацией, помогают решать организационные вопросы, оказывают поддержку рабочим группам и т.д.
Следует учитывать, что первой обязанностью чиновника является улучшение показателей в подведомственной ему сфере. Поэтому при проведении лоббистской кампании в Правительстве необходимо опираться на группы, которые хотели бы воровать на развитии, а не на деградации страны.
Вместе с тем, ещё до начала лоббистской кампании необходимо сделать ряд важных тактических шагов. Первое – необходимо выявить группу лиц, слой, на который можно опереться при осуществлении своей программы. Без этого ни одно начинание не проходит, в то время как правильная ставка на ту или иную группу может обеспечить решающий перевес.
На современном этапе
– никакая компания или лоббистская
структура, какой бы могущественной
она ни была, не сможет самостоятельно
организовать всю систему принятия
решений. Цель лоббистов должна заключаться
в проведении такой политики, как
будто политико-
Таким образом, формулируем важный аспект федерального лоббизма: в силу масштаба задач и большого количества сильных конкурентов лоббисту необходимо уметь заключать союзы и идти на компромиссы (на региональном и муниципальном уровне это требование не столь категорично). Построение сети союзников начинается с принятия решения о необходимости продвижения законодательной или какой-либо иной нормативной или управленческой инициативы в органах государственной власти. С принятием решения начинается первичное построение сети из заинтересованных лиц и их посредников на всех уровнях государственной власти в РФ. Также, для облегчения прохождения своей инициативы, желательно представительство интересов в конкурирующей корпорации. В итоге строится сложная сеть заинтересованных лиц.
На федеральном уровне
критически важен стиль