Технологии лоббирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

Файлы: 1 файл

Технологии лоббирования.docx

— 87.78 Кб (Скачать)

Непосредственное лоббирование иногда имеет скрытые формы по сравнению с простым обменом  информацией в официальной обстановке. К скрытым формам относится оказание гостеприимства законодателю или должностному лицу. Далее, законодатели и государственные  чиновники откликаются на приглашения  посетить общественно–значимые мероприятия, спонсируемые влиятельными корпорациями, общественными организациями и различного рода фондами. Такие встречи имеет хорошую прессу, создают непринужденную атмосферу, благоприятную для обсуждения общественных и деловых проблем.

Опосредованное (местное) лоббирование является второй составляющей деятельности лоббистов. Это лоббирование снизу  с помощью организации различных  массовых кампаний, мобилизации общественности за пределами столицы в поддержку  какого-либо акта органов государственной  власти либо в противовес ему. Его  цель – повлиять на общественное мнение и, активизировав избирателей, усилить  давление на законодателей. Деятельность лоббиста на местном уровне включает:

- работу с центральными и местными средствами информации;

- личное общение и работу с местными организациями общественности;

- управление кампаниями обращения (отправка писем и другой корреспонденции) к законодателям, государственным чиновникам с целью добиться воздействия избирателей на них.

Работа со СМИ включает распространение точки зрения организации-клиента, общественного мнения избирателей, демонстрацию актуальности и гражданской  значимости затронутого вопроса. К  таким акциям прибегают, когда законодатель, представляющий избирательный округ, противодействует позиции клиента  или остается нейтральным к ней  и тем самым действует не в  интересах избирателей. Высшая форма  лоббистской деятельности на местном  уровне – это управление кампанией  массовой отправки почтовой корреспонденции  законодателям и учреждениям  столичного уровня. В мобилизации  избирателей могут принять участие  не только лоббисты, но и партийные  организации, инициативные группы, которые  в обход бюрократической машины доводят до сведения законодателей  и высших чиновников общие настроения общественности.

Из двух описанных разновидностей лоббирования – непосредственного  и опосредованного – наибольшую эффективность имеет деятельность на местном уровне (лоббирование снизу). Однако этот вид деятельности требует значительно больших затрат средств и времени, а так же не может использоваться постоянно – во избежание обвинений в чрезмерном давлении на законодателей.

Методы лоббирования. Для  успешного выполнения своей роли лоббисту нужно четко определить приоритеты, разработать стратегию  деятельности. Но наиболее существенное значение имеет то, насколько хорошо лоббист знает:

- обсуждаемые вопросы; 

- законодателей; 

- как с ними разговаривать; 

- законодательный процесс; 

- бюджетный процесс. 

Глубокое знание обсуждаемых  вопросов: лоббисту необходимо как следует изучить законодательство, нормативные акты, инструкции и вопросы финансирования и разобраться в их сути. При этом очень важно проконсультироваться со специалистами, хорошо разбирающимися в вопросах законодательства в соответствующей сфере. Кроме того, нужно выяснить, кто из депутатов является экспертом по данному законодательству. Лоббист должен следить за работой постоянного комитета или специальной комиссии, где готовится и рассматривается данный вопрос. Ни один депутат не в состоянии глубоко разобраться во всех деталях каждого законодательного акта, готовящегося к обсуждению или обсуждаемого в парламенте. Вот почему для него очень весомой становится своевременная и надежная информация. Депутат, как правило, не может обойтись без информации трех следующих видов:

- деталей предложенного  законопроекта; 

- знания того, как в  случае одобрения законопроект  повлияет на изменение действующего  законодательства и существующее  статус-кво в соответствующей  сфере жизни; 

- знания того, как эти  изменения повлияют на население  его избирательного округа.

Если у депутата нет  такой информации, то во время голосования  он может не только навредить своей  репутации, но и случайно оказаться  в политически взрывоопасной  ситуации. Депутат может получить интересующую его информацию от специалистов или заинтересованных людей, которые  заблаговременно и целенаправленно  ее готовят.

Чтобы заслужить репутацию  надежного источника информации, лоббист должен:

- устанавливать и постоянно  поддерживать связи со специалистами,  профессионально занимающимися  определенной проблемой; 

- собирать информацию  о тех, кто поддерживает то  или иное решение обсуждаемой  проблемы или выступает против; изучать все обстоятельства, связанные  с данной проблемой в определенном  регионе (избирательном округе);

- собирать в отдельное досье публикации, затрагивающие обсуждаемую проблему;

- отслеживать позиции,  занимаемые по данной проблеме  разными законодателями;

- создавать коалиции людей,  организаций, работающих над данной  проблемой. 

Личное знакомство с депутатами. В первую очередь устанавливается  личный контакт со своим депутатом, основание для этого в том, что лоббист – это тоже избиратель. Ему важно иметь обстоятельную  информацию о депутатах – их образовании, предшествующей деятельности, интересах, основных сторонниках, союзниках и  оппонентах, а также о проблемах, волнующих население их избирательных  округов. Лоббисту необходимо планировать  проведение мероприятий, которые дают возможность лоббисту поближе познакомиться  с депутатами и склонить их и к  себе лично, к своей организации и ее руководству. Это могут быть приглашения депутатов посетить организацию и принять участие в каком-либо торжественном событии, устройство презентаций и других социальных мероприятий, способных вызвать общий интерес.

Общение с депутатами. Договариваться о встрече всегда нужно заранее. В процессе подготовки к встрече  необходимо:

1. Составить краткое письмо  по поводу основных вопросов, которые он должен обсудить. Предусмотреть  вручение этого письма депутату  во время встречи. 

2. Подумать над тем,  чтобы подобрать и передать  депутату информационные письма, бюллетени и другие печатные  материалы по обсуждаемым вопросам.

3. Уточнить и обновить  список депутатов, государственных  служащих, руководителей учреждений  и ведомств, так или иначе причастных  к рассматриваемым вопросам.

4. Последовательно записать  главные пункты обсуждаемого  вопроса, чтобы по ходу беседы  их можно было отмечать.

5. Не забыть за несколько  часов до встречи убедиться  посредством телефона в том,  что она состоится. 

6. Если есть намерение  обсудить какой-то отдельный вопрос, лоббист должен хорошо к этому  подготовиться. 

Как успешно провести встречу:

1. Перед началом разговора  еще раз напомнить о себе, вручить  депутату визитную карточку или  лист бумага с собственными  персональными данными (фамилия,  имя, отчество, адрес, номер телефона).

2. Сразу же приступать  к сути дела.

3. Не задерживаться на  каком-то одном предмете разговора. 

4. Не раздражаться и  не пытаться угрожать. В будущем  еще не раз придется встречаться  с депутатом по другим вопросам.

5. Следить за планом  разговора и хорошо понимать, о чем идет речь.

6. Отвечать на любые  вопросы, которые может поставить  депутат. 

7. Не пытаться комментировать  точку зрения оппонента до  тех пор, пока не будет уверенности,  что это на пользу делу.

8. Держаться уверенно  и спокойно.

Депутат, так же, как и  другие чиновники, работает ради людей  и дела и должен ценить высказанные  ему мнения.

Существует также понятие  «социальной технологии», определяемой как совокупность методов и приемов, позволяющих добиваться результатов  в задачах взаимодействия между  людьми.

Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий  во взаимодействии, реализует собственную  управленческую стратегию по отношению  к другим и формирует социальную действительность.

Принято выделять следующие  социальные технологии лоббирования:

– через мобилизацию общественного  мнения (использование массовых акций, организация массовых обращений  к власти и кампаний в СМИ, а  также судебных процессов);

– использование избирательных  кампаний (личное участие в выборах  или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование избирательных кампаний);

– использование формальных контактов (разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие  в работе органов государственной  власти);

– использование неформальных контактов (организация и проведение конференций, круглых столов, использование  личных связей, организация неформальных встреч);

Таким образом, лоббирование представляет собой – процесс  влияния заинтересованных сторон на официальные (формальные) институты  управления с целью достижения своих  целей с использованием определённых приёмов лоббирования, которые зависят  от распределения реальной власти между управляющей и управляемой системами в государстве. Лоббирование имеет свои субъекты: группу давления, группу интересов, непосредственно самого лобби, в роли которого может выступать как отдельное лицо, так и организация, и властные структуры. Целью лоббирования является представительство и продвижение интересов какого-либо частного субъекта в государственных кругах с целью принятия последними ряда документов и законодательств, имеющих пользу лоббируемому субъекту. Данная цель достигается различными средствами и методами, которые имеют характерные отличия в разных странах из-за отношения к самому процессу лоббирования и законодательной базы, регулирующей данную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 9. Опыт лоббирования в  России.

Рассматривая феномен  лоббирования в России, представляется возможным понять, что законодательное  урегулирование данной деятельности намного  отстает от США, но постепенно предпринимаются  некоторые шаги.

России в начале 1995 года проводилась конференция по обсуждению проекта закона «О регулировании  лоббистской деятельности в федеральных  органах государственной власти». Стоит отметить, что в разных источниках много говорится об особенностях российского лоббизма. Пожалуй, общее  во всех них следующее: во-первых, «лоббизм в России существует», во-вторых, в  качестве основного недостатка российского  лоббизма все специалисты называют отсутствие законодательной основы, а, следовательно, его теневой характер. В результате на поверхности видны  только само принимаемое решение  и тот, кто его принимает. За кулисами лоббизма и в тени остаются настоящий  заказчик, другие участники цепочки, материальное вознаграждение за конечный результат. В качестве третьей особенности  лоббистской деятельности в России подавляющее большинство специалистов отмечает коррупцию, которая является следствием отсутствия соответствующей  законодательной базы.

Российский лоббизм можно  охарактеризовать как спонтанно  возникшее явление, развивающееся  по непредсказуемым законам и  включающее в себя самые различные  силы. Общее правило заключается  в том, что на федеральном уровне целесообразнее поднимать не собственные  вопросы или бизнес-конфликты, а общеотраслевые (под предлогом улучшения всей лоббируемой отрасли).

Необходимо отметить, что  государственные служащие заинтересованы во взаимодействии с лоббистами, если последние снабжают их достоверной  информацией, помогают решать организационные  вопросы, оказывают поддержку рабочим  группам и т.д.

Следует учитывать, что первой обязанностью чиновника является улучшение  показателей в подведомственной ему сфере. Поэтому при проведении лоббистской кампании в Правительстве необходимо опираться на группы, которые хотели бы воровать на развитии, а не на деградации страны.

Вместе с тем, ещё до начала лоббистской кампании необходимо сделать ряд важных тактических  шагов. Первое – необходимо выявить  группу лиц, слой, на который можно  опереться при осуществлении  своей программы. Без этого ни одно начинание не проходит, в то время как правильная ставка на ту или иную группу может обеспечить решающий перевес.

На современном этапе  – никакая компания или лоббистская  структура, какой бы могущественной она ни была, не сможет самостоятельно организовать всю систему принятия решений. Цель лоббистов должна заключаться  в проведении такой политики, как  будто политико-административный рынок  состоит из множества центров  силы, пусть даже мы и уверены  в нашем стратегическом превосходстве. Для этого необходимо проводить  консультации, в которых акцент будет  делаться не на отдаче немедленных  политических предписаний, а на совместном определении долгосрочных задач.

Таким образом, формулируем  важный аспект федерального лоббизма: в силу масштаба задач и большого количества сильных конкурентов  лоббисту необходимо уметь заключать  союзы и идти на компромиссы (на региональном и муниципальном уровне это требование не столь категорично). Построение сети союзников начинается с принятия решения о необходимости продвижения законодательной или какой-либо иной нормативной или управленческой инициативы в органах государственной власти. С принятием решения начинается первичное построение сети из заинтересованных лиц и их посредников на всех уровнях государственной власти в РФ. Также, для облегчения прохождения своей инициативы, желательно представительство интересов в конкурирующей корпорации. В итоге строится сложная сеть заинтересованных лиц.

 

 На федеральном уровне  критически важен стиль поведения  крупного лоббиста. Даже если  конкретная корпорация или бизнес-группа  реализует свои лоббистские инициативы  с эффективностью 100%, то она должна  стремиться не подогревать опасения более слабых конкурентов. Если уровень обеспокоенности рынка по поводу лоббистской мощи той или иной компании превышает определённый уровень, то запускается механизм заключения союзов «обиженных против фаворита». Нередко это приводит к выкидыванию вчерашнего фаворита политико-административного рынка на его задворки.

Информация о работе Технологии лоббирования