Технологии лоббирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

Файлы: 1 файл

Технологии лоббирования.docx

— 87.78 Кб (Скачать)

- надежного источника сведений по определенному кругу вопросов;

- информатора иных людей (в данном случае имеется в виду общественность государственных органов) с целью убедить их занять правильную позицию и принять нужное ему решение.

Успешность работы зависит  от владения общими методами науки  и искусства public relations – способностями  налаживать личные отношения с объектами  влияния и подавать убедительную информацию – как законодателям  и государственным чиновникам, так  и – рядовым избирателям и  заинтересованным гражданам. Лоббистам  нужны еще и всесторонние знания по вопросам государственного управления, законотворческого процесса, социальной политики, формирования общественного  мнения. Чаще всего успешный профессиональный лобби – это юрист по профессии, пользующийся авторитетом и имеющий  хорошо налаженные личные связи на столичном уровне. Суть работы лоббиста заключается фактически в том, чтобы  информировать и переубеждать других (законодателей, лиц, принимающих решения). Вопросы своевременности и полноты  информации – наиболее важные в процессе законотворчества и влияния на него. Всем лоббистам приходится делать следующие виды работ:

- собирать факты (в бесконечном количестве конкретных фактов, статистических данных, экономических показателей, мнений и решений нужно уметь разбираться);

- интерпретировать управленческие акции (важная функция лоббиста состоит в том, чтобы объяснять руководству организации значение последствий законодательных актов, которые должны быть приняты);

- прогнозировать, что может произойти в сфере законодательства, и предлагать меры по предотвращению вероятных нежелательных последствий;

- интерпретировать действия организации (во время ежедневных контактов с членами парламента и их помощниками лоббист сообщает им мнение организаций и конкретных групп общественности относительно законодательства);

- должен хорошо разбираться в делах и отношении организации к акциям государственного управления;

- защищать позиции организации (помимо предоставления отдельных фактов, лоббист от имени организации (клиента) отстаивает ее интересы, то есть убеждает законодателя в необходимости поддержки определенного законопроекта или противодействия ему;

- служить посредником для паблисити (большинство новостей в стране рождается в столице, в них нуждаются сотни журналистов и репортеров из различных СМИ, это создает идеальные условия для развертывания кампании паблисити в пользу организации, которую представляет лоббист);

- способствовать сбыту продукции (государство является одним из крупнейших заказчиков продукции или услуг, лоббист зачастую служит соединительным звеном, через посредство которого заключаются государственные заказы).

 

 

Глава 3. Разновидности лоббирования.

3.1. Непосредственное лоббирование.

Это первейшая, сердцевинная составляющая деятельности лоббиста. Он контактирует с законодателями, которые могут поддержать либо «завалить» законопроект или предложенное постановление. Непосредственное лоббирование – процесс  прямой защиты интересов представляемой лоббистом организации, давления на законодателей. Такое общение с законодателями предусматривает предоставление им официальных данных об организации-клиенте, ее интересах и последствиях, которые могут возникнуть в той сфере, где она действует, если будут приняты либо не приняты определенный закон или постановление.

Среди законодателей, с которыми непосредственно контактирует лоббист, особого внимания заслуживает представитель  избирательного округа, где расположена  организация, чьи интересы защищает лоббист. Ведь это та самая территория, где проживает и работает население, избравшее данного сенатора, конгрессмена (депутата). Отстаивая интересы организации, лоббист защищает и интересы избирателей  вообще. Лоббист должен лично знать  представителя своих избирателей, постоянно общаться с ним, помогать ему, предоставлять дополнительную информацию о состоянии дел в  его округе.

Это вовсе не означает, что  лоббист не должен непосредственно  и активно общаться с другими законодателями. Чем с большим количеством их он будет знаком лично, чем более прочные деловые отношения будет с ним иметь, чем более широкой будет его информация о делах в их избирательных округах, о тех, кто их активно там поддерживает или, напротив, критикует, тем больше шансов на успех в процессе лоббирования. Не следует забывать, что среди этих законодателей могут быть довольно влиятельные особы, которые по профилю обязаны рассматривать законопроект, интересующий лоббиста.

В ходе непосредственного  общения с законодателями лоббисту следует добиваться их доброжелательного  отношения, с одной стороны, к  своей организации-клиенту как  к важному и социально ответственному институту, а с другой, - и к себе лично как авторитетному и полноправному ее представителю. С этой целью многие лоббисты и те, кого они представляют, используют межсессионный период, когда законодатели менее загружены, для организации разнообразных мероприятий. К участию в них приглашаются сенаторы, конгрессмены, которые благодаря освещающим это мероприятие средствам массовой информации могут получить желаемое для себя паблисити.

Кроме того, в процессе непосредственного контакта с законодателями, лоббист стремится не просто заинтересовать их позицией, которую отстаивает его организация, но и продемонстрировать социальную весомость данной позиции, потенциальный интерес к ней избирателей или последствия, которые могут иметь предложения законодательного характера. Это также немаловажная сторона дела, поскольку законодателю предоставляется шанс получить хорошую прессу в случае, если он встанет на сторону организации, «делающей доброе дело». Именно эти два аспекта – получить благоприятное паблисити и откликнуться на насущные потребности избирателей – более всего интересуют каждого законодателя, особенно тогда, когда он планирует быть переизбранным на очередной срок.

Мотивация законодателей  постоянно должна быть в центре внимания лоббиста, когда он преподносит им дела своего клиента. Но, помимо подачи материалов, затрагивающих интересы, как законодателей, так и избирателей, лоббист, как правило, должен предложить члену законодательного органа еще и подготовленный текст проекта закона или постановления, где учитывалась бы точка зрения организации-клиента. И, наконец, лоббист может передать законодателю авторитетные заявления или свидетельства, которые обычно прилагаются к законодательному проекту и зачитываются во время слушания в парламенте. Лоббист, будучи опытным специалистом, зачастую сам готовит такие документы на основании материалов, переданных ему руководством организации-клиента и других учреждений, профессионально разбирающихся в круге обсуждаемых вопросов.

Непосредственное лоббирование часто приобретает более скрытые  формы по сравнению с обменом  информацией в официальной обстановке. Сюда преимущественно относится  оказание гостеприимства законодателю или должностному лицу. Оно до сих  пор играет важную роль в лоббировании. Законодатели и государственные  чиновники часто откликаются  на приглашения посетить общественные мероприятия, спонсируемые влиятельными корпорациями, общественными организациями  и различного рода фондами. Такие  встречи имеют хорошую прессу, создают непринужденную атмосферу, благоприятную для обсуждения общественных или деловых проблем.

3.2. Опосредованное лоббирование.

Эта форма лоббирования, называемая еще местной, является второй сердцевинной составляющей деятельности лоббистов. Собственно, это лоббирование снизу с помощью организации различных массовых кампаний, мобилизации общественности за пределами столицы в поддержку какого-либо акта органов государственной власти либо в противовес ему. Цель заключается в том, чтобы повлиять на общественное мнение и, активизировав избирателей, усилить давление на законодателей. Во многих случаях лоббирование снизу соединяет непосредственные формы лоббирования с силой массовых политических движений.

Деятельность лоббиста на местном уровне включает:

- работу с центральными  и местными средствами информации;

- личное общение и работу  с местными организациями общественности;

- дирижирование кампаниями  обращения (отправка писем и  другой корреспонденции) законодателям,  государственным чиновникам с  целью добиться воздействия избирателей  на них. 

Работая со средствами массовой информации разного уровня, лоббист  с их помощью распространяет точку  зрения организации-клиента, превалирующее  общественное мнение избирателей, демонстрируя злободневность и общую гражданскую  значимость затронутого вопроса. К  таким акциям он обычно прибегает тогда, когда законодатель, представляющий избирательный округ, противодействует позиции клиента или остается нейтральным к ней и тем самым действует не в интересах избирателей. Используя все возможные каналы массовой информации, лоббист привлекает внимание общественности к действиям избранного законодателя, информирует ее о том, как он голосует в парламенте по конкретному кругу вопросов и как такая его позиция может повредить интересам населения избирательного округа. В некоторых случаях атакованные таким образом законодатели тоже могут воспользоваться средствами массовой информации и с успехом выставить себя жертвами «жирных котов-лоббистов».

Эффективным направлением активного  лоббирования снизу является использование  разнообразных форм личного общения  на местном уровне. К таким формам относятся приглашения законодателей  на встречи с ключевыми лидерами общественного мнения на местах, на конференции или собрания общественности, устраиваемые в избирательном округе, где с экспертными сообщениями  выступают авторитетные представители  населения. На таких мероприятиях приглашенным законодателям предоставляется  возможность лично обратиться к присутствующим, поделиться мыслями, обосновать свою позицию.

В довершение к этому личное общение может протекать и  в виде неформальных встреч с небольшими группами людей и бесед с глазу  на глаз. Организовывая их, лоббист  дает возможность руководству организации-клиента  встретиться с ведущими чиновниками. Это могут быть совместные завтраки, встречи с издателями газет, небольшими группами лидеров местной общественности, куда приглашаются и законодатели, и руководители заинтересованных организаций. Беседы с ними с глазу на глаз могут дополняться интервью, встречами  с ключевыми общественными деятелями, руководителями партийных организаций, профсоюзов и других общественных формирований.

Организация лоббистом межличностного общения в виде выступлений, встреч с небольшими группами людей и  частные беседы с глазу на глаз, как правило, становится чрезвычайно  важной формой лоббистской активности на местном уровне.

Лоббистская деятельность на местном уровне достигает своей  кульминации в виде дирижирования кампанией массовой отправки почтовой корреспонденции законодателям и учреждениям столичного уровня. Мобилизуя избирателей, лоббисты доводят до сведения законодателей и высших чиновников общие настроения общественности. Такое лоббирование приняло форму «давления снизу», привлечения широкой общественности к политическому процессу. В последнее время общественность, действуя подобным образом, добивается значительных уступок со стороны государства.

Таким образом, из двух описанных  разновидностей лоббирования – непосредственного  и опосредованного – наибольшую эффективность продемонстрировала деятельность на местном уровне (лоббирование снизу).

3.3. Прямое лоббирование.

Прямое лоббирование своим  содержанием имеет методы непосредственного  влияния на лиц, принимающих решения, которое осуществляется через представителей организованных интересов. Оно может  выражаться в следующих формах:

1) непосредственный контакт в процессе подготовки и доработки проекта решения с лицами, принимающими их;

2) предоставление лицам,  принимающим решения, информации  относительно задач, которые могут  быть решены в случае принятия  определенного решения, или относительно  последствий (положительных и/или  отрицательных) реализации решения,  проект которого разрабатывается:

3) проведение экспертизы  проекта решения;

4) частные встречи кулуарного  характера;

5) выступление на парламентских  слушаниях по обсуждению законопроекта;

6) проведение круглого  стола, конференции, общественных  слушаний и т. п.  по проекту  готовящегося решения с приглашением  лиц, принимающих решения. 

Рассмотрим некоторые  формы прямого лоббирования подробнее.

1. Непосредственный контакт.

Практически любая организация, когда-либо вовлеченная в лоббирование, использовала такую форму лоббирования, как прямой контакт с официальными лицами, принимающими решение, - по телефону, по почте, а также непосредственно  при личной встрече. Основная задача лоббиста в данном случае состоит  в том, чтобы убедить должностное  лицо в правильности и важности принятия того или иного решения по проекту. Продумывая вашу речь заранее, определите основные моменты, которые считаете наиболее важными и принципиальными  для себя, поскольку именно их вам  необходимо донести до других: выработанный план по ходу дела может поменяться и не раз, но основное (из того, что  вы доказываете) должно остаться в любом  случае. Другими словами, очевидно, что крайне важно знать как  можно больше: что вы собираетесь  доказывать, ком у вы доказываете, ради чего вы готовите свою речь, а также где и когда вы собираетесь изложить свои соображения. Без всего этого вряд ли можно рассчитывать на положительный результат. Но не менее важно и то, каким образом вы будете излагать свою точку зрения, подавать свою информацию.

2. Предоставление информации.

Для политиков и чиновников, которые стремятся к выбору лучшей альтернативы решения, особую важность представляет не только техническая  информация, сбор которой является относительно дорогостоящим процессом, но и политическая информация. Организации, заинтересованные в лоббировании того или иного решения, проводят аналитические  исследования или собирают техническую  информацию по вопросам, волнующим  их членов. Обычно и законодатели, и  представители исполнительной власти обладают ограниченными экспертными ресурсами для проведения исследований по вопросам последствий всех решений, которые они принимают.

3. Экспертиза.

Лоббисты могут представлять лицам, принимающим решения, экспертные заключения по проектам законов или  иных решений. В таких экспертных заключениях, наряду с анализом текста, должны содержаться конкретные предложения  по улучшению формулировок, по включению  новых положений или исключению отдельных положений. В некоторых  случаях лоббисты как вариант  решения предлагают готовый законопроект для внесения его на рассмотрение парламента. Очевидно, что предоставленная  лоббистами информация может быть селективной  относительно того, каким образом  она отразится на интересах их заказчика. Поэтому необходимым  условием восприятия информации представителями  власти является ее нейтральность, достоверность, исчерпываемость, а также репутация  организации, которая ее предоставляет.

Информация о работе Технологии лоббирования