Технологии лоббирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

Файлы: 1 файл

Технологии лоббирования.docx

— 87.78 Кб (Скачать)

Вместе с тем нельзя не отметить, что группа депутатов-инициаторов  не должна быть очень многочисленной. Ведь каждую редакционную поправку, которая  вносится в законопроект самими разработчиками до первого чтения, в обязательном порядке придется визировать своими подписями всем депутатам-инициаторам. А депутаты выезжают в свои регионы (где они избирались), ездят в зарубежные командировки,  и находясь в Москве, как правило, очень заняты, поэтому получить подписи всех инициаторов законопроекта бывает довольно сложно, хотя этим занимается не лоббист, а работник аппарата соответствующего комитета.

Официально внесенный  в Государственную Думу законопроект направляется Советом Думы в ответственный  постоянный комитет, определенный указанным  Советом, и рассылается всем субъектам  законодательной инициативы с целью  выяснения их отношения и получения  поправок к первоначальному тексту проекта.

Третий этап лоббирования проходит вместе со стадией подготовки и проведения первого чтения. Ответственный  постоянный комитет формирует рабочую  группу, в которую входят депутат-инициатор  законопроекта, работник аппарата комитета, приглашенные эксперты. В качестве таких экспертов могут выступать  и представители заинтересованных групп. На этом этапе лоббистам необходимо общаться как можно с большим  числом депутатов, выясняя их отношение  к законопроекту и стараясь добиться их поддержки. Наряду с этим эксперты-лоббисты совершенствуют текст законопроекта, вносят в него изменения, предлагаемые субъектами законодательной инициативы, или формулируют аргументы для  отклонения каких-то предложенных поправок.

На этом этапе проводятся парламентские слушания, которые  являются апробацией законопроекта. Лоббисты помогают работнику аппарата подготовить  парламентские слушания, составить  список приглашенных лиц. Желательно, чтобы на парламентских слушаниях  выступили не только сторонники законопроекта, но и его противники. Это позволяет  лучше понять, в чем состоят  сильные и слабые стороны законопроекта, а это нужно для дальнейшего  совершенствования текста.

Перед первым чтением может  быть организована и кампания в поддержку (или против поддержки) законопроекта. Наиболее эффективной такая кампания будет, если ее пик придется по своим  срокам на период за один-два дня до первого чтения. Слишком рано или слишком поздно организованная капания не даст должного эффекта.

Хотя на первом чтении рассматривают  законопроект, смысл первого чтения заключается в одобрении (или  отклонении) концепции законопроекта. Именно поэтому все альтернативные законопроекты, если они имеются, рассматриваются  вместе с основным законопроектом. После первого чтения альтернативные законопроекты уже не принимаются.

В ходе следующей стадии - подготовки ко второму чтению и  его проведения разворачивается  и очередной, четвертый этап лоббирования. Основная масса предложений об изменениях и дополнениях текста законопроекта, как известно, приходится на период между первым и вторым чтениями. Значительная нагрузка на этом этапе ложится на плечи экспертов, действующих в составе рабочей группы, поскольку они должны внимательно ознакомиться со всеми поправками и помочь составить таблицы рекомендуемых к принятию и к отклонению поправок. Психологически выигрышно включить в текст как можно больше предложенных изменений и дополнений. Однако весьма важно сохранить и даже, по возможности, развить основные концептуальные идеи, заложенные в законопроект. При этом одним из аргументов для отклонения той или иной поправки может быть несоответствие концепции законопроекта (ведь концепция уже утверждена на первом чтении). Конечно, необходимо продолжать общаться с депутатами, разъясняя достоинства законопроекта. Если предложений о внесении изменений и дополнений в текст законопроекта очень много, то можно провести еще одни парламентские слушания.

Очередной, пятый этап лоббирования связан со стадией подготовки к третьему чтению и его проведения. После  принятия законопроекта во втором чтении поправки в него вноситься не могут, однако проводится некоторая стилистическая правка, удаляются возникшие внутритекстовые  противоречия, нестыковки. Лоббисты не должны упускать из виду текст, чтобы  стилистическая правка случайно не переросла  в смысловое корректирование. Но и с депутатами необходимо продолжать работать, чтобы не сорвалось третье чтение.

После принятия Государственной  Думой закон направляется на рассмотрение Советом Федерации: это новая  стадия законодательного процесса, которой  соответствует определенный, шестой этап лоббирования. Что касается парламентов  субъектов РФ, то подавляющее большинство  из них однопалатные. Только в четырех  субъектах РФ имеются двухпалатные парламенты: в Республике Адыгея, в  Кабардино-Балкарской Республике, в  Республике Тыва и в Свердловской области.

Лоббистам стоит как можно раньше установить контакт с членами Совета Федерации, чтобы выяснить их позицию и избежать неприятных для себя сюрпризов. С тех пор как Совет Федерации начал работать фактически постоянно (с 2002 г.), его члены сами проявляют интерес к проходящим через Государственную Думу законопроектам.

Если Совет Федерации  не одобрил закон, то может быть создана  согласительная комиссия на паритетных началах из представителей Совета Федерации  и Государственной Думы. Согласительная комиссия должна найти такие формулировки спорных положений текста, которые  удовлетворили бы и Государственную  Думу, и Совет Федерации. Без сомнения, здесь есть работа и для лоббистов. Государственная Дума может постараться  большинством в две трети голосов  преодолеть негативное голосование  Совета Федерации.

В случае одобрения закона Советом Федерации начинается еще  одна стадия законодательного процесса - подписание закона Президентом РФ; этой стадии также соответствует  последний, седьмой этап лоббирования. Президент России при вынесении  своего решения о наложении или  не наложении вето на закон опирается на выводы и предложения подразделений Администрации. Лоббистам необходимо помнить, что в работе с представителями Администрации Президента РФ в основном преобладают непубличные, кулуарные формы. Если Президент налагает вето на закон, то это не значит, что работа лоббистов заканчивается. Может быть создана согласительная комиссия, нацеленная на снятие противоречий. Здесь эксперты должны поработать, чтобы при доработке закона в тексте сохранились значимые с точки зрения концепции положения. Если Государственная Дума и Совет Федерации задумают преодолеть вето Президента РФ, то задача лоббистов привлечь к поддержке закона максимально возможное число парламентариев, разъясняя значимость закона, положительный эффект от его принятия, снабжая их необходимой информацией.

Когда Президент РФ подписал закон, то наступает стадия законодательного процесса - опубликование закона. Без  этого закон не может вступить в силу. Правда, лоббирование завершается  на предыдущей стадии, а на данной стадии от лоббистов уже ничего не зависит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Субъекты, методы, средства и цели лоббирования.

Лоббизм, как и любая  другая более-менее организованная деятельность, имеет свои цели, субъекты, средства, методы и механизмы.

Говоря о субъектах  лоббирования, стоит ввести понятие  «группы интереса». Группа интереса – это организация, группа организаций (предпринимательских, общественных, политических, религиозных) или граждан, имеющих  общий, требующий удовлетворения интерес (экономический, социальный и т.п.). Группа интереса не всегда является организационно оформленной структурой и может быть нефиксированным объединением или общностью.

По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены  на «одноцелевые» и «многоцелевые». Например, относящиеся к первому  типу лоббирующие структуры, стремящиеся  обеспечить принятие какого-либо определенного  законодательного акта в парламенте, складываются и существуют только в  связи с достижением данной цели. После же результативного решения  своей задачи они либо распадаются, либо переориентируются на другую, не менее конкретную цель. Деятельность же многоцелевых групп многопрофильна и не ограничена спецификой задач  того или иного рода. Так, например, многие группы давления могут не только взаимодействовать с правительством по поводу принятия решений в какой-либо сфере управления, но и участвовать  в избирательных кампаниях и  т.д.

Когда мы рассуждаем о частных  организациях в политике, прежде всего, мы думаем о добровольных организациях, имеющих членство. Некоторые организации имеют индивидуальное членство, в других членами могут быть только организации, в-третьих, присутствует и индивидуальное, и коллективное членство. Чаще всего, среди членских организаций встречаются такие, как ассоциации промышленников и предпринимателей, торговые ассоциации, профсоюзы, сельскохозяйственные группы, иные профессиональные ассоциации (в том числе научные общества), гражданские и правозащитные группы, организации социальной защиты, благотворительные организации.

 Однако, практически половину  организаций, лоббирующих свои  интересы в органах власти, составляют  такие группы, как корпорации, крупные  медицинские учреждения, учреждения  образования, средства массовой  информации, аналитические центры - все те, кто является или может  стать бюджетополучателем, либо  на кого распространяется любое  иное регулирующее воздействие  государства. Эти организации,  как правило, не имеют членства.

Группу интереса могут  составить:

– предприниматели (в целом  или группа предпринимателей, объединенных по какому-либо признаку: банкиры, промышленники, аграрии; предприятия среднего и  мелкого бизнеса; иностранные инвесторы);

– общественные организации: молодежные, женские, общества потребителей, общества обманутых вкладчиков;

– неформальные общности, скажем группа людей нетрадиционной сексуальной  ориентации и т.д.

Говоря о группе интересов, довольно часто это понятие путают с термином «группа давления». На самом деле, эти понятия неравнозначны. Группа интересов тогда становится группой давления, когда она начинает осознавать, формулировать свой интерес  и предпринимать меры к его  реализации через органы власти. В  качестве группы давления может выступать  отдельное предприятие, группа однородных в каком-либо отношении предприятий, юридически оформленные или неоформленные  объединения предприятий. Единичное  предприятие выступает в качестве группы давления обычно для реализации сиюминутного, конкретного экономического интереса. Задачи лобби как субъектов  продвижения интересов группы давления заключаются в исследовании лоббируемого вопроса, выработке стратегии лоббирования и ее осуществлении. При проведении законопроектов, выгодных для группы давления необходимо существование структуры или группы людей, знающих изнутри организацию работы и процедуры решения вопросов в органах власти, имеющих там связи и влияние, а может быть, и работающих там. Такими субъектами и выступают лобби.

Ресурсы, которые могут  мобилизовать группы интересов для  лоббирования, включают финансовые, информационные (включая экспертизу), человеческие ресурсы (как персонал, так и членов организации), репутацию, а также  личные связи.

Лоббисты в своей деятельности применяют различные средства, методы и механизмы продвижения интересов групп давления. Зарубежные исследователи выделяют следующие основные методы и направления лоббизма:

- личное представление аргументов соответствующему государственному органу;

- предоставление результатов исследований;

- выступление на слушаниях в комиссиях парламента;

- организация компании в прессе;

- воздействие на законодателя через контакты с его близким личным другом или лицом, пользующимся особым доверием;

- приглашение законодателя на вечеринки и развлечения;

- взносы денег на избирательные компании;

- участие в ведении политических кампаний;

- организация кампаний писем и телеграмм от избирателей;

- прямые взятки.

Проанализировав данные методы, представляется возможным понять, что  лоббизм в представлении западных исследователей является далеко не «чистой» деятельности, так как предполагает существование коррупции и взяточничества.

Российские специалисты перечисляют следующие средства «цивилизованного лоббизма»:

– персональные контакты с  представителями власти;

– участие в заседаниях комитетов и комиссий парламента и министерств;

– работа в экспертных группах  по подготовке проектов документов парламента и правительства;

– съезды и совещания  предпринимателей с участием представителей власти;

– участие в общественных слушания законопроектов в парламенте;

– воздействие через общественное мнение и средства массовой информации;

– доклады, послания со стороны  бизнеса в сторону власти;

– встречи с высшими  руководителями государства.

Здесь лоббирование выступают  уже как хорошо организованная, налаженная деятельность профессионалов своего дела, имеющих в основе своей деятельности определенные методы, средства и цели. В труде А. Серебряного «Научный метод и ошибки» говорится, что  метод – это систематизированная совокупность шагов, которые необходимо предпринять, чтобы выполнить определенную задачу или достичь определенной цели, способ постижения истины.

Основная цель лоббистов  – продвижение интересов группы давления в государственные структуры  с целью достижения принятия последними определенных документов и законодательств, играющих в пользу первых.

Лоббист должен быть экспертом  в области политики и той сферы  деятельности, в которой находится  субъект, чьи интересы он продвигает. Если лоббист не является экспертом в данной области, то ему приходится получать недостающую информацию, в связи с чем его работа будет заключаться еще и в:

Информация о работе Технологии лоббирования