Технологии лоббирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

Файлы: 1 файл

Технологии лоббирования.docx

— 87.78 Кб (Скачать)

– формировании и постоянной поддержке связей со специалистами, профессионально занимающимися определенной проблемой;

– сборе информации о  тех, кто поддерживает то или иное решение обсуждаемой проблемы или  выступает против;

– изучении всех обстоятельств, связанных с данной проблемой в определенном регионе (избирательном округе);

– сборе в отдельное досье публикаций, затрагивающих обсуждаемую проблему;

 – исследовании позиций, занимаемых по данной проблеме разными законодателями;

 – создании коалиций людей, организаций, работающих над данной проблемой.

Лицо, выполняющее функции  лоббиста на пользу какой-либо организации, расположенной на территории того или  иного избирательного округа, само тоже является избирателем. Как избирателю ему прежде всего нужно установить личный контакт с народным депутатом, представляющим именно этот округ, поскольку в число обязанностей депутата входим защита интересов своих избирателей. Через «своего» депутата можно быстрее повлиять на законотворческий процесс.

Лоббист должен постоянно  поддерживать доверительные коммуникации с депутатами, используя знания и  умения из области психологии и этики  общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 6. Средства «псевдолоббизма».

В специализированной литературе встречается такое понятие как  «псевдолоббизм» описывающий деятельность, имеющую в своей основе несколько  иные, чем «чистый» лоббизм, средства и методы. В книге «Негативные PR-технологии» А.С. Ольшевского и  А.С. Ольшевской описаны данные средства:

1. посредничество между значимыми фигурами, редко встречающимися в неформальной обстановке по роду работы («псевдолоббист» посетит каждого, к кому его пустят, в итоге именно через него передаются «экспертные оценки перспектив», почерпнутые в ходе такого общения);

2. информирование «со стороны», «из народа» («псевдолоббист» может рассказать, какую реакцию вызвало очередное постановление или назначение, донести сведения о последних веяниях за пределами данной элитной группы, касающихся ее, или о происходящем в других элитных группах;

3. обобщение и анализ информации, а также распространение сделанных выводов (вся информация, которую получает «псевдолоббист», анализируется, делаются порой весьма необычные выводы и прогнозы, которые передаются всем представителям элитной группы (возможно, в форме предостережения или непрошенного «доброго совета»);

4. Поиск информации по запросу (к «псевдолоббистам» достаточно часто обращаются с просьбой проверить какие-либо данные, в итоге, не имея реального влияния, «псевдолоббисты» играют в процессе неформальной коммуникации внутриэлитных групп отнюдь не последнюю роль);

Данные средства типичны  для лоббистов, не являющихся значимыми  персонами и не оказывающих реального  влияния на события. Они играют роль только в «элитных» кругах, но, по сути, не занимаются настоящим, «чистым» лоббизмом. Тем не менее, их средства достижения цели лоббирования также  рассматриваются в литературе как  возможные.

 

 

Глава 7. Базовые блоки технологии лоббирования.

Лоббизм - это сложное, многоплановое  явление. Если к нему подойти с  позиций системного подхода, то в  лоббизме как системе можно выделить целый ряд элементов, причем от позиции, с которой рассматривается система, и от задач рассмотрения зависит  и модель данной системы, а, как известно, таких моделей может быть построено  бесконечное множество. Вместе с  тем можно выделить несколько  основополагающих блоков, из которых  строится технологическая цепочка  лоббирования. Отметим, что в каждом конкретном случае технология, сохраняя общий алгоритм, может подвергаться определенным модификациям, поэтому  в отдельных случаях некоторые  конструктивные блоки могут оказаться  незадействованными. Лоббирование одного или нескольких связанных между  собой решений государственного или муниципального органа является отдельным, обладающим всеми признаками проектной деятельности, а именно:

- наличием цели;

- воздействием на определенную предметную область;

- определенной временной продолжительностью;

- уникальностью или повторной применимостью;

- комплексностью и разграниченностью по субъектам и предметной направленности;

- специфичностью организации деятельности.

В соответствии с проектным  подходом к лоббированию и необходимо выстраивать данную технологию из соответствующих  блоков. При этом организация процесса лоббирования во многом зависит от того решения, на принятие (или блокирование) которого нацелена деятельность лоббиста. Так, когда речь идет о принятии закона, то организация лоббирования привязана  к законодательному процессу, а когда  необходимо добиться принятия решения  органом исполнительной власти, то при организации лоббирования надо исходить из процедур работы соответствующего органа. Одним из важных блоков технологии лоббирования является проведение кампании. Рассмотрим виды кампаний, которые можно задействовать при осуществлении лоббирования.

1. Кампания популяризации (нацелена на разъяснение как

можно более широкому кругу  лиц существа проблемы или явления).

2. Кампания в поддержку  кого-либо или чего-либо (нацелена  на привлечение средств и иных  ресурсов).

3. Информационная кампания (нацелена на привлечение внимания  общественности к проблеме).

4. Просветительская кампания (нацелена на изменение отношения  к проблеме, поведение лиц).

5. Кампания протеста (цель - добиться прекращения действия  или бездействия).

6. Кампания в защиту  прав (нацелена на обеспечение  выполнения правовых норм).

7. Кампания в защиту  общественных интересов (нацелена  на реализацию артикулированных  интересов, например, путем изменения  имеющихся норм или принятия  и реализации программ и т.п.).

8. Кампания по общественным  связям, или паблик рилейшнз (нацелена  на создание, распространение желаемого  имиджа физического лица или  организации).

Все эти кампании можно  организовывать в ходе лоббирования. Конечно, многое зависит от содержания лоббируемого проекта решения, ситуации, плана осуществления лоббистских  действий и т. п. При определенных условиях кампания может оказаться  не только не полезной, но даже вредной  для успеха лоббирования. Конечно, все  видовое разнообразие кампаний не исчерпывается  перечисленными выше. Можно назвать, к примеру, также рекламную кампанию (нацелена на увеличение объема продаж, продвижение товаров и услуг, привлечение потребителей), избирательную кампанию (цель - собрать голоса для избрания кандидатов на выборные должности), религиозную кампанию (формирование определенного религиозного мировоззрения, привлечение сторонников к конфессии) и др. Эти кампании не организуются в ходе лоббирования. Однако, если какая-нибудь из таких кампаний проходит и очевидно, что ее можно использовать для целей лоббирования, то, конечно же, этим надо воспользоваться.

Например, в ходе избирательной  кампании, естественно, надо поддерживать тех кандидатов, которые поддержат  или уже поддержали те или иные лоббируемые предложения.

Лоббирование - это всегда целенаправленное воздействие на властные органы в рамках, установленных правовыми  нормами. Этапы воздействия тесно  связаны со стадиями принятия решения. Все стадии принятия решений в  государственных и муниципальных  органах регламентированы соответствующими нормативными актами.

Эффективность лоббирования зависит от совокупности факторов, и в отдельных случаях представляется, что задействованные ресурсы  непропорционально велики по сравнению  с полученным результатом.

Эффективность лоббирования предопределяется для групп интересов  использованием того или иного метода лоббирования или их совокупности, что во многом зависит от ресурсов, которыми они располагают. Своевременность  использования того или иного  способа (в зависимости от стадии принятия решения) также влияет на эффективность. Сами лоббисты признают, что если начать действовать в несоответствующий  момент, достижение нужного результата сопровождается значительным увеличением  затрат.

Исходя из логики организации  проектной деятельности, попробуем  вывести некий общий алгоритм лоббирования.

1. Анализ ситуации.

1.1. Анализ проблемной  ситуации, исходная формулировка  проблемы.

1.2. Сбор данных и первичная  их обработка.

1.3. Постановка цели (конкретной, измеримой, достижимой, реалистичной  и определенной во времени).

1.4. Изучение состояния  дел и оценка достижимости  цели и необходимости принятия  определенных шагов для разрешения  проблемы (с использованием, например, методики SWOT-анализа - сильные стороны,  слабые стороны, риски, возможности,  или SMART - особенности цели, измеримость  действий и результата, территория  охвата действий, ресурсы и необходимое  время, или какой-либо иной).

1.5. Определение, кто будет  выступать в роли лоббиста.

2. Выработка стратегии.

2.1. Анализ предыдущих  действий носителя интереса.

2.2. Анализ действий противодействующих  сил.

2.3. Изучение системы принятия  решений (формальный, неформальный, альтернативный процесс, а также  его основные этапы).

2.4. Оценка и выбор методов  лоббирования, применимых в данной  ситуации.

2.5. Разработка проекта  плана лоббистских действий.

2.5.1. Определение объектов  лоббирования (конкретные лица в  законодательной, исполнительной  власти).

2.5.2. Определение союзников  и противников среди лоббируемых.

2.5.3. Разделение лоббистских  действий на отдельные этапы,  постановка задач каждого этапа.

2.5.4. Определение политической/экономической  стоимости применения тех или  иных методов лоббирования.

2.5.5. Выбор методов лоббирования.

3. Подготовка основного  плана действий (в том числе  финансового).

4. Создание штаба и  распределение функций.

5. Организация поддержки  населения.

6. Организация акций.

6.1. Распространение сведений  об организации, о задачах предпринимаемых  усилий, об их значимости.

6.2. Работа со средствами  массовой информации и связи  с общественностью.

7. Четкий контроль осуществляемых  действий.

При любом исходе лоббирования должен быть проведен анализ действий, выявлены ошибки, как на этапе выбора стратегии, так и в ходе реализации плана. Опыт должен быть доведен до сведения сотрудников, которые могут  столкнуться с подобными проблемами еще раз.

Ресурсы, которые могут  мобилизовать группы интересов для  лоббирования, включают финансовые, информационные (включая экспертизу), человеческие ресурсы (как персонал, так и членов организации), репутацию, а также  личные связи и пр.

Несмотря на довольно широкую  распространенность мнения о том, что  экономическая мощь сама по себе позволяет  решать все проблемы, в том числе  и в сфере принятия решений  властными органами, не во всех случаях  финансовая составляющая ресурсов является самой главной. Особую роль в лоббировании приобрела информация - юридическая, техническая, политическая; преимуществом  пользуются организованные группы, способные  предоставить соответствующую информацию в нужной стадии процесса конкретным лицам, принимающим решения. Зачастую этот процесс, в свою очередь, зависит  от квалификации и личных связей персонала  и/или лоббистов-добровольцев, которые  осуществляют лоббистские действия. С оценкой значимости численности  членов дело обстоит сложнее, поскольку  и многочисленные, и малочисленные  организации одновременно обладают противоречивыми, как сильными, так  и слабыми сторонами. Таким образом, все ресурсы организованных интересов  взаимосвязаны, успех лоббирования зависит от их сочетания.

Необходимо отметить, что  открытость и прозрачность процесса разработки и принятия политических решений являются важными условиями  эффективности лоббирования, а в  случае их отсутствия обостряется неравенство  заинтересованных групп, значительно  увеличивается роль финансовых ресурсов в лоббировании, создается благоприятная среда для коррупции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 8. Технологии лоббирования.

Суть лоббирования также  раскрывает понимание его технологий и форм. Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; способ преобразования данного в необходимое.

Подготовка к лоббированию. Процесс лоббирования, в общем, состоит из двух этапов.

Первый – это сбор информации (официальной документации, разного  рода банков данных, касающихся круга  вопросов, по которым проводится лоббирование, текущая информация, расстановка  сил в законодательном органе, существующие точки зрения и т.д.). Источниками являются открытые слушания, которые проводятся совместно законодательными и исполнительными ветвями государственной  власти для рассмотрения законопроектов или постановлений; обмен мнениями с официальными представителями  исполнительных органов власти, ответственными работниками профсоюзов и их объединений  и т.д., которые владеют богатым  фактическим материалом. В итоге  этой работы необходимо:

- довести все данные и факты до ведома руководства организации-клиента;

- подготовить конкретные рекомендации о том, как на них реагировать.

Второй этап подготовительной работы – это коалиционное строительство, суть которого состоит в объединении  групп или отдельных людей (включая  коллег-лоббистов), интересы которых  относительно конкретного вопроса  совпадают. Работая вместе, такие  группы в состоянии достичь большего результата, разработать более продуманную  тактику действий.

Непосредственное лоббирование – процесс прямой защиты интересов  представляемой лоббистом организации, давления на законодателей. Оно предусматривает  предоставление им официальных данных об организации-клиенте, ее интересах  и последствиях, которые могут  возникнуть в той сфере, где она  действует, если будет принят либо не принят определенный закон или постановление. Среди законодателей особого  внимания лоббиста заслуживает представитель избирательного округа, где расположена организация, чьи интересы защищает лоббист. На этой территории проживает и работает (в том числе и в организации) население, избравшее данного депутата. Лоббист должен лично знать этого депутата, постоянно общаться с ним, помогать ему, предоставлять дополнительную информацию о состоянии дел в его округе. Лоббист должен активно общаться с другими законодателями. Среди них могут быть довольно влиятельные особы – председатели постоянных комиссий или подкомиссий законодательного органа, которые по профилю обязаны рассматривать законопроект, интересующий лоббиста. Задачи общения – добиваться доброжелательного отношения к своей организации-клиенту, как социально важной и ответственной структуре, и к себе лично как авторитетному и полноправному ее представителю. С этой целью можно организовать разнообразные мероприятия с участием в них депутатов, которые благодаря СМИ получают желаемое для себя паблисити. Позиция организации должна иметь социальную весомость, потенциальный интерес к ней избирателей. В этом случае законодатель имеет шанс получить хорошую прессу в случае, если он встанет на сторону организации. Эти два аспекта – получить благоприятное паблисити и откликнуться на насущные потребности избирателей – более всего интересуют каждого законодателя, особенно перед выборами на очередной срок. Вслед за этим законодателям необходимо предлагать подготовленные тексты проекта закона или постановления, где учитывается точка зрения организации-клиента. Вместе с тем лоббист должен передать законодателю авторитетные заявления или свидетельства экспертов, которые обычно прилагаются к предлагаемому законопроекту и зачитываются во время слушаний в парламенте.

Информация о работе Технологии лоббирования