Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 14:57, курсовая работа
В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.
НОУ ВПО Гуманитарный институт
Факультет социальной психологии
Кафедра связей с общественностью
Курсовая работа
По дисциплине: Технологии в связях с общественностью
На тему: Технологии лоббирования
студентка 4 курса
специальности
030602
«Связи с общественностью
Берещенко А. В.
Научный руководитель:
Костюков С. Е.
Екатеринбург
2012
Введение.
В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.
В развитых странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных специалистов, способных собрать необходимую информацию и склонить органы власти к принятию решения в пользу той группы, интересы которой они представляют. Часто лоббисты выполняют роль посредников в сделках разного рода между группами интересов и политическими деятелями, в том числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая существенное влияние на формирование политического курса страны. Таким образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии. Исходя из этого, тему курсовой работы следует признать весьма актуальной и важной для понимания механизма функционирования политического PR.
Предмет данной курсовой работы - технологии лоббирования.
Цель данной курсовой работы - изучить лоббирование как метод продвижения, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании, а так же проанализировать основную специфику лоббирования в России.
На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи:
- исследовать суть и специфику лоббирования;
- обозначить средства лоббирования;
- ознакомиться с осуществлением процесса лоббирования;
- проанализировать опыт лоббистской деятельности.
Понимая особенности лоббирования как средства продвижения, становится возможным использовать его на практике эффективно и реализовывать более успешные PR-проекты.
Глава 1. Суть лоббизма.
Сегодня нередко в политической
сфере, в среде масс-медиа и
в широкой общественности можно
услышать термин «лоббирование». На Западе
этот термин ассоциируется с
Термин лоббизм произошел от английского lobby, что означает закрытое помещение для прогулок, коридор, вестибюль, кулуары. Традиция лоббизма в США восходит ко времени президентства Улиса Гранта (1869-1877 гг.). Определенные наработки в этой сфере деятельности имел к этому времени и английский парламент. Начало истории развития лоббизма было наполнено фактами недозволенных методов давления на законодателей и чиновников. Постепенно термин вошел в политический жаргон и приобрел более широкий смысл, став относиться ко всем, кто так или иначе пытается повлиять на правительственные решения. Термин нередко используется неадекватно для обозначения всех видов политического влияния. Поскольку широко распространена точка зрения, что лоббисты часто используют неподходящие, предосудительные методы для достижения своих целей, понятие «лоббизм» содержит в себе негативный смысловой оттенок.
Современный лоббизм –
особая система и практика реализации
интересов отдельных
Значение (функции) лоббирования: посредничество между общественностью и органами государства путем информирования последних об интересах отдельных групп граждан, состоянии дел в тех или иных сферах жизни. Лоббисты (группы давления на структуры власти), добиваясь преимуществ для себя, одновременно обеспечивают благоприятные условия восприятия обществом и конкретными группами общественности принятых государством законов, упорядочения плюрализма общественных интересов. В пределах определенного правового поля интересы общественных групп или людей сталкиваются, а потому необходимы способы и механизмы сопоставления интересов и определения приоритетов, ведь последствия лоббирования могут оказаться масштабными и затронуть огромные массы населения страны. Лоббизм дополняет сложную систему сдерживаний и противовесов, он позволяет сравнивать групповые интересы, возможности и последствия разнообразных действий в пределах законных демократических «правил игры».
Лоббизм дополняет конституционную
систему демократического правления.
Он позволяет участвовать в
- обеспечивает гласность политического процесса;
- делает его предсказуемым;
- расширяет круг участников политической жизни;
- ограничивает всесилие
аппарата государственной
- предупреждает законодателей и
государственных служащих о
Новый стимул для роста
института лоббизма – это потребность
негосударственных организаций
устанавливать хорошие
Несмотря на явную неточность современного использования термина, можно очертить некоторые строгие границы этого понятия:
1) лоббирование связано лишь с принятием государственных решений (решения, принимаемые частными лицами, организациями или корпорациями, могут также быть подвержены влиянию интересов определенных заинтересованных групп, однако такое влияние не принято называть лоббизмом);
2) все виды лоббизма мотивированы желанием оказать влияние (многие действия или события могут воздействовать на процесс принятия правительственных решений, но если они не вызваны желанием оказать влияние, то это не лоббизм);
3) лоббирование подразумевает наличие посредника или представителя как связующего звена между группой граждан страны и государственными официальными лицами (гражданин, который по своей собственной воле, и пользуясь доступными ему средствами, стремиться повлиять на правительственного чиновника, не может считаться лоббистом);
4) всякое лоббирование неизменно связано с установлением контактов для передачи сообщений, поскольку это единственный путь, по которому можно осуществлять влияние.
Таким образом, в широком
смысле, лоббизм – это установление
контактов и передача сообщений
(лицами, не являющимися гражданами,
действующими от своего собственного
имени), адресованных представителям власти
с намерением воздействовать на их
решения. В «Кратком политическом словаре»
1983 г. сказано: «Лобби, лоббисты – система
контор и агентов крупных монополий
или организованных групп при
законодательных органах США, оказывающих
давление (вплоть до подкупа) на законодателей
и государственных чиновников с
целью принятия решений (определенных
законопроектов, получения правительственных
заказов, субсидий в интересах представляемых
ими организаций)». В данном определении
лоббизма очерчены цели и основное
поле лоббистской деятельности, но
ничего не сказано о политическом
смысле лоббизма, его роли в политической
системе, о его конкретных формах.
Сегодня под лоббированием
Глава 2. Правовые основы лоббирования. Содержание работы лоббистов.
Чтобы упорядочить работу
лоббистов, предупредить их противоправные
действия, необходимо разработать четкое
законодательство, регламентирующее систему
лоббирования. В США с 1946 года функционирует
федеральный закон о
- зарегистрироваться в Конгрессе, в письменной форме и под присягой предоставить сведения о себе и лице, которое оно представляет (в чьих интересах работает или выступает);
- указать срок выполнения этих обязательств, ежеквартальные подробные расходы и источники финансирования лоббистских действий.
Зарегистрированные лоббисты обязаны отчитываться обо всех поступивших взносах на сумму от 500 долларов и более и указывать при этом фамилию лица, сделавшего такой взнос; о расходах в размере, превышающем 10 долларов, с указанием конкретного лица, получившего эти деньги, а также цели расходов. Лоббисты обязаны сообщать, на какие законодательные акты они планируют влиять, какие новые статьи были внесены благодаря их усилиям. Закон постоянно совершенствуется, что связано с обеспокоенностью общественности сохраняющимися нарушениями в этой сфере деятельности.
Лоббисты в первую очередь отслеживают и взвешивают то влияние, какое способны оказать обсуждаемые законопроекты в случае их утверждения на жизнедеятельность этой организации. Они преследуют несколько общих целей:
1. улучшают отношения с ответственными работниками государственных учреждений и организаций;
2. следят за работой законодательных и исполнительных органов, министерств и ведомств в тех сферах и по тем вопросам, которые оказывают влияние на жизнь людей определенного избирательного округа;
3. активизируют участие избирателей в делах государственного управления на всех уровнях;
4. влияют на законодательство, затрагивающее экономические интересы избирателей определенной местности и расположенных там предприятий;
5. заблаговременно информируют законодателей об особенностях работы организаций, действующих в определенном избирательном округе с целью достичь понимания их проблем.
Таким образом, лоббисты выполняют роль:
- доверенного защитника интересов организаций и групп общественности;