Технологии лоббирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

Файлы: 1 файл

Технологии лоббирования.docx

— 87.78 Кб (Скачать)

НОУ ВПО Гуманитарный институт

Факультет социальной психологии

Кафедра связей с общественностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: Технологии в связях с общественностью

На тему: Технологии лоббирования

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               

                                                                                 Исполнитель:

студентка 4 курса        

специальности

030602

«Связи с общественностью

Берещенко А. В.

 

Научный руководитель:

                                                   Костюков С. Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 Введение.

В современном демократическом  обществе существует множество различных  добровольных объединений людей (групп  интересов), стремящихся довести  свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические  рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

В развитых странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных  специалистов, способных собрать  необходимую информацию и склонить органы власти к принятию решения  в пользу той группы, интересы которой  они представляют. Часто лоббисты выполняют роль посредников в сделках разного рода между группами интересов и политическими деятелями, в том числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая существенное влияние на формирование политического курса страны. Таким образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии. Исходя из этого, тему курсовой работы следует признать весьма актуальной и важной для понимания механизма функционирования политического PR.

Предмет  данной курсовой работы - технологии лоббирования.

Цель данной курсовой работы - изучить лоббирование как метод продвижения, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании, а так же проанализировать основную специфику лоббирования в России.

На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие  задачи:

- исследовать суть и специфику лоббирования;

- обозначить средства лоббирования;

- ознакомиться с осуществлением процесса лоббирования;

- проанализировать опыт лоббистской деятельности.

Понимая особенности лоббирования как средства продвижения, становится возможным использовать его на практике эффективно и реализовывать более  успешные PR-проекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Суть лоббизма.

Сегодня нередко в политической сфере, в среде масс-медиа и  в широкой общественности можно  услышать термин «лоббирование». На Западе этот термин ассоциируется с бескомпромиссными, твердыми в своей позиции представителями  чьих-либо интересов в государственных  кругах. О лоббировании здесь говорят  тогда, когда имеет место реальная власть и реальные выгоды для субъекта, чьи интересы продвигает лобби –  человек, занимающийся непосредственно  представлением интересов субъекта во властных структурах. На Западе, как  и в США, лоббизм признан законной деятельностью и урегулирован рядом  документов, в связи с чем является более организованной и открытой деятельностью.

Термин лоббизм произошел  от английского lobby, что означает закрытое помещение для прогулок, коридор, вестибюль, кулуары. Традиция лоббизма в США восходит ко времени президентства  Улиса Гранта (1869-1877 гг.). Определенные наработки в этой сфере деятельности имел к этому времени и английский парламент. Начало истории развития лоббизма было наполнено фактами  недозволенных методов давления на законодателей и чиновников. Постепенно термин вошел в политический жаргон и приобрел более широкий смысл, став относиться ко всем, кто так или иначе пытается повлиять на правительственные решения. Термин нередко используется неадекватно для обозначения всех видов политического влияния. Поскольку широко распространена точка зрения, что лоббисты часто используют неподходящие, предосудительные методы для достижения своих целей, понятие «лоббизм» содержит в себе негативный смысловой оттенок.

Современный лоббизм –  особая система и практика реализации интересов отдельных организаций  и групп общественности путем  целенаправленного влияния на законодательные  и исполнительные органы государственной  власти. Лоббизм в его современных, цивилизованных формах является легальной  формой влияния разнообразных кругов и групп общества на аппарат государственной  власти, особенно на парламент, причем влияния снизу. Лоббизм базируется на фундаментальном праве каждого гражданина демократического общества направлять индивидуальные и коллективные обращения (петиции) органам государственной власти и должностным лицам. Это право зафиксировано в конституциях всех демократических государств мира.

Значение (функции) лоббирования: посредничество между общественностью  и органами государства путем  информирования последних об интересах  отдельных групп граждан, состоянии  дел в тех или иных сферах жизни. Лоббисты (группы давления на структуры  власти), добиваясь преимуществ для себя, одновременно обеспечивают благоприятные условия восприятия обществом и конкретными группами общественности принятых государством законов, упорядочения плюрализма общественных интересов. В пределах определенного правового поля интересы общественных групп или людей сталкиваются, а потому необходимы способы и механизмы сопоставления интересов и определения приоритетов, ведь последствия лоббирования могут оказаться масштабными и затронуть огромные массы населения страны. Лоббизм дополняет сложную систему сдерживаний и противовесов, он позволяет сравнивать групповые интересы, возможности и последствия разнообразных действий в пределах законных демократических «правил игры».

Лоббизм дополняет конституционную  систему демократического правления. Он позволяет участвовать в принятии и реализации политических решений  тем группам общественности, которые  лишены этой возможности. Таким образом, лоббирование:

- обеспечивает гласность  политического процесса;

- делает его предсказуемым; 

- расширяет круг участников  политической жизни; 

- ограничивает всесилие  аппарата государственной власти;

            - предупреждает законодателей и  государственных служащих о последствиях  принятия законодательного акта  или административного распоряжения.

Новый стимул для роста  института лоббизма – это потребность  негосударственных организаций  устанавливать хорошие отношения  с государственными учреждениями и  чиновниками на государственном  и местном уровнях. Государство  разнообразными путями (через экономическое  законодательство, налоговую политику и различного рода контрольные функции) все настойчивее проникает во все сферы деятельности частных  организаций и жизнь отдельных  граждан. Потому в корпорациях, частных  организациях, общественных объединениях и группах особого интереса создаются  специальные подразделения по вопросам связей с органами государственной  власти на национальном и местном  уровнях. Так лоббирование стало  частью функций public relations отдельной  негосударственной организации.

Несмотря на явную неточность современного использования термина, можно очертить некоторые строгие границы этого понятия:

1) лоббирование связано лишь с принятием государственных решений (решения, принимаемые частными лицами, организациями или корпорациями, могут также быть подвержены влиянию интересов определенных заинтересованных групп, однако такое влияние не принято называть лоббизмом);

2) все виды лоббизма мотивированы желанием оказать влияние (многие действия или события могут воздействовать на процесс принятия правительственных решений, но если они не вызваны желанием оказать влияние, то это не лоббизм);

3) лоббирование подразумевает наличие посредника или представителя как связующего звена между группой граждан страны и государственными официальными лицами (гражданин, который по своей собственной воле, и пользуясь доступными ему средствами, стремиться повлиять на правительственного чиновника, не может считаться лоббистом);

4) всякое лоббирование неизменно связано с установлением контактов для передачи сообщений, поскольку это единственный путь, по которому можно осуществлять влияние.

Таким образом, в широком  смысле, лоббизм – это установление контактов и передача сообщений (лицами, не являющимися гражданами, действующими от своего собственного имени), адресованных представителям власти с намерением воздействовать на их решения. В «Кратком политическом словаре» 1983 г. сказано: «Лобби, лоббисты – система  контор и агентов крупных монополий  или организованных групп при  законодательных органах США, оказывающих  давление (вплоть до подкупа) на законодателей  и государственных чиновников с  целью принятия решений (определенных законопроектов, получения правительственных  заказов, субсидий в интересах представляемых ими организаций)». В данном определении  лоббизма очерчены цели и основное поле лоббистской деятельности, но ничего не сказано о политическом смысле лоббизма, его роли в политической системе, о его конкретных формах. Сегодня под лоббированием понимается процесс влияния заинтересованных сторон на официальные (формальные) институты  управления с целью достижения своих  целей с использованием определённых приёмов лоббирования, которые зависят  от распределения реальной власти между  управляющей и управляемой системами  в государстве. Несмотря на то, что  работа лоббистов часто ведется  на грани допустимого, лоббизм сам  по себе – это высококвалифицированная  деятельность, имеющая политический смысл, правовые обоснования и являющаяся важным элементом демократической  политической системы. Современные  исследователи подчеркивают широкий  политический смысл лоббизма, приводя  следующие аргументы. Во-первых, лоббистские  группы выполняют функцию посредничества между гражданами и государством. Группы давления добиваются выгод для  себя, но, в свою очередь, обеспечивают благоприятные условия восприятия обществом и конкретными группами населения принимаемых государством законов и предпринимаемых им административных акций. Во-вторых, лоббизм способствует развитию плюрализма общественных интересов. Каждый человек, а тем более группы лиц, объединенные в организации и союзы, имеют свои специфические интересы. Они стремятся отстаивать свои интересы любыми доступными им средствами. Естественно, эти интересы начинают сталкиваться, и нужны механизмы их сопоставления и определения приоритетов. Это достигается, в частности, в процессе лоббирования. Положительные стороны лоббизма не только в том, что кто-то, действуя в своих интересах, «проталкивает» нужное для общества дело. Лоббизм полезен также потому, что сопоставление групповых интересов образует сложную систему баланса экономических интересов. В-третьих, лоббизм дополняет конституционную систему демократического представительства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют для этого другой возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовые основы лоббирования. Содержание работы лоббистов.

Чтобы упорядочить работу лоббистов, предупредить их противоправные действия, необходимо разработать четкое законодательство, регламентирующее систему  лоббирования. В США с 1946 года функционирует  федеральный закон о регламентации  лоббистской деятельности. Будучи первым законом подобного толка, он может  стать примером того, как нужно  и как не нужно регламентировать деятельность лобби. Закон не идеален, но дает представление о тех требованиях, которые необходимо предъявлять  к таким специалистам. По закону, любая лоббистская структура (лицо) обязана:

- зарегистрироваться в Конгрессе, в письменной форме и под присягой предоставить сведения о себе и лице, которое оно представляет (в чьих интересах работает или выступает);

- указать срок выполнения этих обязательств, ежеквартальные подробные расходы и источники финансирования лоббистских действий.

Зарегистрированные лоббисты обязаны отчитываться обо всех поступивших взносах на сумму от 500 долларов и более и указывать при этом фамилию лица, сделавшего такой взнос; о расходах в размере, превышающем 10 долларов, с указанием конкретного лица, получившего эти деньги, а также цели расходов. Лоббисты обязаны сообщать, на какие законодательные акты они планируют влиять, какие новые статьи были внесены благодаря их усилиям. Закон постоянно совершенствуется, что связано с обеспокоенностью общественности сохраняющимися нарушениями в этой сфере деятельности.

Лоббисты в первую очередь  отслеживают и взвешивают то влияние, какое способны оказать обсуждаемые  законопроекты в случае их утверждения  на жизнедеятельность этой организации. Они преследуют несколько общих  целей:

1. улучшают отношения с ответственными работниками государственных учреждений и организаций;

2. следят за работой законодательных и исполнительных органов, министерств и ведомств в тех сферах и по тем вопросам, которые оказывают влияние на жизнь людей определенного избирательного округа;

3. активизируют участие избирателей в делах государственного управления на всех уровнях;

4. влияют на законодательство, затрагивающее экономические интересы избирателей определенной местности и расположенных там предприятий;

5. заблаговременно информируют законодателей об особенностях работы организаций, действующих в определенном избирательном округе с целью достичь понимания их проблем.

Таким образом, лоббисты выполняют роль:

- доверенного защитника интересов организаций и групп общественности;

Информация о работе Технологии лоббирования