Сущность, роль, значение и показатели имиджа организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Повышение уровня конкурентоспособности организаций, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводимых процессов, доходность организаций, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост.

Оглавление

1. Конкурентоспособность организации
1.1 Понятие и виды конкурентоспособности организации
1.2 Факторы конкурентоспособности организации
1.3 Резервы конкурентоспособности организации
1.4 Оценка конкурентоспособности организации
2. Сущность, роль, значение и показатели имиджа организации
2.1 Понятие имиджа организации и рост значимости имиджа в деятельности организации
2.2 Стратегическая корпоративная идентичность как показатель имиджа организации
2.3 Программы формирования имиджа организации

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 164.29 Кб (Скачать)

1. Конкурентоспособность организации

1.1 Понятие и виды конкурентоспособности  организации

1.2 Факторы конкурентоспособности  организации

1.3 Резервы конкурентоспособности  организации

1.4 Оценка конкурентоспособности  организации

2. Сущность, роль, значение и показатели имиджа организации

2.1 Понятие имиджа организации и рост значимости имиджа в деятельности организации

2.2 Стратегическая корпоративная идентичность как показатель имиджа организации

2.3 Программы формирования имиджа организации

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Конкурентоспособность  организации 

 

1.1 Понятие и  виды конкурентоспособности организации

Повышение уровня конкурентоспособности  организаций, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения  во многом зависит качество воспроизводимых  процессов, доходность организаций, их адаптация к рыночным условиям и  последующий экономический рост.

Необходимо различать  понятия конкурентоспособность  организации и конкурентоспособность  продукции.

Под конкурентоспособностью организации понимается реальная и  потенциальная способность организаций  проектировать, изготовлять, реализовывать  продукцию, которая по ценовым и  неценовым характеристикам в  комплексе более привлекательна для потребителей, чем продукция  их конкурентов.

Повышение уровня конкурентоспособности  организаций, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. Основные отличия  данных понятий заключаются в  следующем:

·  конкурентоспособность организации применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность продукции может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день);

·  оценку деятельности организации дает не только потребитель, но и сам предприниматель;

·  конкурентоспособность организации носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный.

Исследуя сущность конкурентоспособности  организации, необходимо остановиться на таком теоретическом аспекте, как виды конкурентоспособности.

По степени реализации конкурентоспособность организации  можно разделить на:

ü  потенциальную конкурентоспособность;

ü  реальную конкурентоспособность.

В зависимости от рынка, на котором работает организация можно  выделить:

ü  внутреннюю конкурентоспособность организации;

ü  внешнюю конкурентоспособность организации.

Потенциальная конкурентоспособность  организации характеризуется наличием конкурентных преимуществ во внешней  и внутренней среде и представляет собой количественную оценку конкурентного  потенциала организации. Конкурентный потенциал организации – комплекс ресурсов, обеспечивающих конкурентное положение на рынке.

Реальная конкурентоспособность  организации определяется показателем  рыночной стоимости организации (по факту сделки).

В условиях идентичных факторов внешней среды для одноотраслевой группы организаций, действующих в  условиях одного и того же рынка, применимо  понятие внутренней конкурентоспособности  организации.

Когда организация принимает  решение о выходе на внешний рынок  необходимо оценить внешнюю конкурентоспособность  организации, которая представляет собой оценку потенциальных возможностей организации на внешнем рынке. Методологический подход к оценке внешней и внутренней конкурентоспособности организации  базируется на логической схеме приведенной на рисунке 1.1.

 

Рисунок 1.1 – Структура  внешней конкурентоспособности  организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Факторы конкурентоспособности  организации

Под факторами конкурентоспособности  можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности организации и социально-экономической  жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной  величины затрат на производство, а  в результате – изменение уровня конкурентоспособности организации.

Классификация факторов конкурентоспособности  организации довольно обширна, в  данной курсовой работе будет рассмотрена  наиболее важная классификация. Деятельность любой организации находится  под воздействием как факторов, которые  возникают при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческой задачи, так и факторов, возникающих  при открытом взаимодействии организации  с внешней средой при решении  той же задачи. Поэтому всю совокупность факторов конкурентоспособности организации возможно подразделить на:

·  факторы влияния во внешней среде:

ü  уровень конкурентоспособности страны;

ü  уровень конкурентоспособности отрасли;

ü  уровень конкурентоспособности региона;

ü  меры государственного воздействия: экономического (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда) и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей);

·  факторы влияния во внутренней среде:

ü  эффективность маркетинга;

ü  конкурентоспособность товара;

ü  качество менеджмента;

ü  финансовое состояние;

ü  уровень организации производства;

ü  активность инновационной деятельности (в том числе использование Интернет-технологий);

ü  уровень квалификации кадров;

·  факторы состояния рынка:

ü  привлекательность рынка;

ü  положение предприятия на рынке;

ü  конкуренция на рынке.

Внешние факторы – социально-экономические  и организационные отношения, позволяющие  организации создать продукцию, которая по ценовым и неценовым  характеристикам более привлекательна.

Внутренние факторы –  это объективные критерии, которые  определяют возможности организации  по обеспечению собственной конкурентоспособности.

Факторы преимуществ во внешней  среде и факторы преимуществ в привлекательности рынка будут одинаковыми для предприятий одной отрасли на одном региональном рынке, поэтому для сравнительной оценки конкурентоспособности организации необходимо анализировать показатели факторов внутренних конкурентных преимуществ.

Факторы могут оказывать  положительное или отрицательное  влияние на конкурентоспособность  организации. В первом случае они  становятся конкурентными преимуществами, во втором – конкурентными проблемами.

Конкурентное преимущество организации – выигрышное состояние  фактора влияния (или по сравнению  с конкурентами и/или максимально  возможное значение фактора), которое  способствует повышению конкурентоспособности  организации.

Классификация основных конкурентных преимуществ организации приведена  на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Классификация  конкурентных преимуществ организации

Преимущества низшего  порядка определяются возможностью использовать дешевую рабочую силу, материалы, сырье, энергию и другие ресурсы, т.е. факторами, обусловленными преимущественным положением предприятия  на рынке. Их называют низшими, так как  они не обеспечивают стабильности и  устойчивости, легко утрачиваются или  становятся доступными конкурентам  в связи с инфляцией, ростом цен, изменением системы налогообложения, введением или отменой протекционной  политики и т.д.

Преимущества высшего  порядка включают в себя: оригинальную продукцию, уникальную технологию и  квалифицированных специалистов, репутацию  фирмы и др. Эти преимущества достигаются  с помощью уникальных технологий, «ноу-хау», повышения квалификации кадров, специализации товаров, производств  и организаций с целью удовлетворять  особые потребности покупателей  и получать за это престижную цену.

Причем конкурентное преимущество может быть получено как предложением покупателям товаров с более  высокими техническими характеристиками, так и предложением потребителям новых свойств товара, имеющим для них важное значение.

Естественные конкурентные преимущества создаются во внешней  среде (например, наличие природных  запасов сырья, большая емкость  рынка).

Созданные конкурентные преимущества возникают во внешней и внутренней среде в результате действия субъектов. Например, во внешней среде –  эффективная система налогообложения, государственные меры по развитию Интернет, льготная политика кредитования и т.д. Во внутренней среде – эффективная  система управления конкурентоспособностью на предприятии, сертификация продукции  и систем менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000, наличие  патента на технологию производства продукта, высококвалифицированные  кадры и т.д.

Тактическое преимущество –  это фактор внешней или внутренней среды организации, который будет  использован организацией в конкурентной борьбе в краткосрочный период –  не более 1 года (например, временные  льготы по налогам, аренде, благоприятная  рыночная конъюнктура, активная рекламная  кампания и др.).

Стратегическое преимущество – это фактор внешней или внутренней среды организации, который будет  использован организацией в конкурентной борьбе в долгосрочный период –  более одного года (например, наличие  патента, имиджевой товарной марки, квалифицированных кадров и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Резервы конкурентоспособности  организации

Резервы повышения конкурентоспособности  организации – это неиспользованные возможности развития субъектов  хозяйствования наиболее эффективными экономическими методами. Резервы конкурентоспособности  не следует смешивать с резервами  как запасами товарно-материальных ценностей, необходимых для производства конкурентоспособной продукции. Можно  выделить пять укрупненных групп  резервов конкурентоспособности организации:

·  резервы использования рыночной ситуации;

·  резервы использования организационного потенциала организации;

·  резервы использования производственно-технологического потенциала организации;

·  резервы использования финансово-экономического потенциала организации;

·  резервы использования кадрового потенциала организации.

К группе резервов рыночной ситуации относятся резервы, связанные  с тем, насколько организация  эффективно и полно использует формальные правила деятельности, установленные  государством. Для эффективной работы организации также важно определить целевой рынок своей деятельности на основе анализа соответствующих  показателей рынков или их сегментов, где она может обеспечить себе наиболее высокую рентабельность и на которые она будет ориентировать производственную программу.

В современных условиях, когда отраслевые рынки поделены между участниками, наибольший интерес  представляет изучение отдельных сегментов  и выявление резервов конкурентоспособности  за счет четкой целевой ориентации производства на требования конкретных потребителей. Наряду с правильным выбором целевого рынка и его  сегмента важное значение имеет оценка условий деятельности на данном рынке. Связанные с этим резервы конкурентоспособности организации могут быть выявлены при составлении объективных прогнозов экономических, политических, технико-технологических условий, позволяющих определять и экстраполировать тенденции спроса, конкуренции и рентабельности.

В данную группу резервов использования  рыночной ситуации также отнесены резервы, зависящие от того, насколько организации  эффективно применяют возможности  повышения своей конкурентоспособности  за счет максимального использования  формальных правил деятельности, устанавливаемых  государством. Это резервы:

·  связанные с введением различных налоговых льгот для отдельных сфер деятельности;

·  резервы использования системы государственных дотаций, субсидий, инвестиций, кредитов; страхования деятельности;

Информация о работе Сущность, роль, значение и показатели имиджа организации