Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 12:18, курсовая работа
Повышение уровня конкурентоспособности организаций, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводимых процессов, доходность организаций, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост.
1. Конкурентоспособность организации
1.1 Понятие и виды конкурентоспособности организации
1.2 Факторы конкурентоспособности организации
1.3 Резервы конкурентоспособности организации
1.4 Оценка конкурентоспособности организации
2. Сущность, роль, значение и показатели имиджа организации
2.1 Понятие имиджа организации и рост значимости имиджа в деятельности организации
2.2 Стратегическая корпоративная идентичность как показатель имиджа организации
2.3 Программы формирования имиджа организации
· резервы, возникающие при реализации государственных программ по повышению конкурентоспособности организаций;
· резервы грамотного учета и использования законодательной и нормативной базы хозяйствования.
В группу входят резервы конкурентоспособности, связанные с использованием возможностей организационного потенциала организации.
Резервы использования научно-
· повышение уровня патентно-правовой работы;
· обеспечение технико-экономических и качественных показателей, определяющих приоритетность продукции организации на рынке;
· изменение качества изделия, его технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов;
· повышение внимания к надежности продукции;
· выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;
· выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов в своей организации;
· изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
· определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна);
· нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой.
К этой группе резервов относятся
и резервы повышения
Большое значение в последнее
время приобретают резервы
Для третьей группы резервов
повышения
· резервы использования основных фондов (резервы использования производственных площадей, фонда времени работы оборудования, инструмента и приспособлений);
· резервы обновления структуры основных фондов;
· резервы совершенствования технологии производства (резервы улучшения технологической преемственности, интенсификация технологических процессов, сокращения технологической подготовки производства);
· резервы улучшения материально-технического обеспечения производства;
· резервы улучшения монтажных, пусконаладочных и погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг.
Четвертая группа резервов
повышения
· резервы финансовой устойчивости организации (резервы использования собственного капитала, резервы привлечения заемного капитала);
· резервы инвестиционной привлекательности организации;
· резервы использования ценовых факторов повышения конкурентоспособности, в том числе применяемых фирмами-конкурентами (скидок с цены, сроков и объемов гарантий).
Пятая группа резервов повышения
конкурентоспособности
· резервы уменьшения потерь рабочего времени (снижение целодневных потерь рабочего времени; снижение внутрисменных потерь рабочего времени);
· резервы повышения квалификации кадров;
· резервы повышения творческой активности кадров.
Рассмотренная классификация
резервов повышения
1.4. Оценка конкурентоспособности организации
Оценка конкурентоспособности
производителя является важным инструментом
принятия управленческих решений различными
субъектами рынка. В первую очередь
высшему руководству
· установления целей по конкурентоспособности;
· анализа достижения целей;
· выбора стратегии конкуренции;
· выявления конкурентных преимуществ и разработки программы повышения конкурентоспособности продукции и организации;
· принятия решения об инвестировании.
Для внешних субъектов
– инвесторов и кредиторов, результаты
оценки конкурентоспособности
Для органов государственного
управления оценка конкурентоспособности
создаваемого предприятия (представленная
в бизнес-плане) дает основание для
выдачи разрешения на регистрацию создаваемых
предприятий. Субъектам управления
конкурентоспособностью в стране информация
о конкурентоспособности
Таблица 2.1 – Квалиметрические требования к методам измерения конкурентоспособности организаций и продукции
Наименование требования |
Суть требования |
1. Пригодность |
Должен измерять именно качество
и конкурентоспособность |
2. Достаточность |
Измеренный параметр не должен нуждаться в других измерениях и расчетах |
3. Уникальность |
Измеритель должен удовлетворять требованиям и быть единственным в своем роде |
4. Надежность |
Ошибки измерения должны быть минимальны, сбои нежелательны |
5. Квантифицируемость |
Количественные показатели должны иметь смысловую нагрузку и быть понятными |
6. Интегральность |
Должен объединять разные параметры объекта в один |
7. Индивидуальность |
Оценка должна осуществляться независимо от других объектов |
8. Гибкость |
Метод должен позволять производить оценку на всех этапах жизненного цикла различных изделий |
9. Нетрудоемкость |
Метод не должен требовать больших затрат сил и средств на его исполнение |
10. Оперативность |
Метод должен позволять получать оценку быстро |
11. Улучшаемость |
Метод должен иметь возможность совершенствования |
12. Количественность |
Метод должен позволять получить количественную оценку |
13. Одинаковость |
Метод должен быть одинаков для по отношению к разным объектам, ситуациям |
14. Глобальность |
Метод должен «работать» на глобальный критерий – интересы развития всего общества |
15. Единственность |
Критерий оценки должен быть единственным |
16. Сравнимость |
Оценки одинаковых объектов должны быть одинаковы |
17. Воспроизводимость |
Результаты, полученные на одном
объекте разными |
18. Всесторонность |
Метод должен учитывать все свойства изделия, имеющие значение для потребителя и других заинтересованных лиц |
19. Чувствительность |
Оценка должна быть чувствительной к изменению принятых параметров |
20. Монотонность |
С улучшением параметров оценка должна улучшаться |
21. Точность |
Погрешность оценки должна быть сопоставимой с точностью проведения обычных технических расчетов |
22. Динамичность |
Оценка должна вестись с учетом динамики показателей качества изделий |
23. Направленность |
Метод должен позволять управлять состоянием объекта в нужном направлении |
24. Управляемость |
Метод должен обеспечивать
возможность моделирования |
25.Экономическая эффективность |
Экономический результат от применения метода должен превосходить затраты на реализацию оценки |
В настоящее время общепринятой методики оценки конкурентоспособности организации не существует. Обзор существующих подходов к оценке конкурентоспособности организаций позволил объединить их в следующие группы.
Первая группа включает подход
к определению
Вторая группа ученых предлагает оценку конкурентоспособности с использованием многоугольных профилей. Она базируется на построении векторов конкурентоспособности по факторам: концепция, качество, цена, финансы, торговля, послепродажный сервис, внешняя политика, предпродажная подготовка (методика французских маркетологов А.Оливье, А.Дайн, Р.Урсе, которую используют Голубков Е.П., Беляев С.Г.). Однако авторы не уточняют, как можно оценить такие факторы, как «концепция», «внешняя политика», «предпродажная подготовка» и др.
Другие ученые (третья группа) – Беляев С.Г., Кошкин В.И. предлагают рейтинговую оценку конкурентоспособности организации на основе следующих факторов: товар, ассортимент, цена, имидж, сервис, упаковка, объемы продаж, сегмент рынка, поставка и сбытовая политика, реклама и стимулирование спроса. Недостаток этого подхода в том, что он оценивает только маркетинговую деятельность предприятия, но не учитывает других важных ресурсов потенциала предприятия (инновации, менеджмент, финансы и др.). Авторами получена простая сумма факторов, взаимная весомость которых не учитывается.
Четвертая группа ученых предлагает
оценивать
Разновидностью четвертого подхода является метод, предложенный Фатхутдиновым Р.А., который предлагает оценивать конкурентоспособность организации как взвешенную сумму конкурентоспособностей основных товаров предприятия на различных рынках с учетом значимости рынков.
Пятая группа авторов предлагает
подход, основанный на взвешенной оценке
факторов конкурентоспособности
Разные авторы в зависимости
от области маркетинговых
В данной курсовой работе будет рассмотрен метод оценки конкурентоспособности, предложенный Яшевой Г.А. Данный метод был выбран, т.к. он имеет ряд преимуществ по сравнению с другими:
· данный метод оценки конкурентоспособности организации строится на взаимодействии частных потенциалов предприятия (основных стратегических компонентов) и охватывает все внутрифирменные процессы, протекающие в различных функциональных областях внутренней среды организации. В результате обеспечивается системный взгляд на организацию, формируется поэлементная структура потенциала организации, являющаяся важнейшей предпосылкой оценки конкурентоспособности и представляющая собой базу для дальнейшего стратегического планирования;
· обоснована ресурсная составляющая конкурентного потенциала организации – выделены основные компоненты, при этом в разряд наиболее важных отнесен маркетинг, поскольку он имеет первостепенное значение для любой организации, на любом этапе ее развития;
· предложена методика оценки частного потенциала «Менеджмент». За счет разделения управленческого блока на компоненты (планирование, организация, стимулирование) отражается последовательность стратегического планирования и управления как организацией в целом, так и отдельными функциональными областями, что позволяет дать адекватную оценку этому важному потенциалу;
· разработана методика оценки частного потенциала «Маркетинг», предусматривающая независимую экспертизу управления маркетингом на предприятии и оценку его эффективности;
Информация о работе Сущность, роль, значение и показатели имиджа организации