Лекции по "Деловой коммуникации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:56, курс лекций

Краткое описание

Приходилось ли вам задумываться о роли общения в жизни каждого из нас и общества в целом? Как долго мы можем прожить без общения? Может ли человек существовать без общения вообще? Говорят, что общение – это естественная среда обитания человека. Это сложный процесс, в котором люди взаимодействуют, обмениваются информацией, влияют друг на друга, стремятся понять друг друга. Инструментом общения является речь.

Оглавление

Тема 1. Деловые коммуникации: что это такое
Тема 2. Эффективность коммуникации
Тема 3. Проведение переговоров с партнерами
Тема 4. Выступление перед аудиторией
Тема 5. Подготовка к выступлению
Тема 6. Подготовка и проведение презентации
Тема 7. Общение со СМИ
Тема 8. Интернет как средство коммуникации
Тема 9. Деловая переписка
Тема 10. Дебаты с оппонентами

Файлы: 1 файл

лекции деловая коммуникация.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

Одновременно с окончанием пресс-конференции журналистам могут быть переданы пресс-папки с вложенными туда стенограммами выступлений. Их необходимо передать (переслать) и тем приглашенным журналистам, которые по каким-то причинам не смогли участвовать в пресс-конференции.

Наиболее типичные ошибки участников пресс-конференции:

    • отсутствие детального и ясного видения темы,
    • недостаточная готовность к ответам на вопросы,
    • размытость ответов, неумение отвечать по существу, неточное выражение мысли.

 

Брифинг

Некоторые путают пресс-конференцию  с брифингом, который, по сути, представляет собой краткий инструктаж для  журналистов. Он призван сориентировать представителей СМИ в том, как наиболее полно осветить для населения конкретное событие или факт (например, в кризисных ситуациях). В организации и проведении данного мероприятия важнее всего оперативность, поэтому некоторыми элементами, присущими пресс-конференции, в данном случае можно пренебречь. В брифинге принимают участие 1-2 спикера с заявлениями на 10-15 минут, после чего следуют вопросы журналистов.

Интервью  и комментарии

Интервью – это  диалог. Целенаправленный, записанный на диктофон или видеокамеру и предназначенный для дальнейшего распространения в СМИ. Но получателем речи здесь является не только журналист, задающий вопросы, но и будущий читатель, зритель или слушатель, которому предназначены ответы на эти вопросы. Журналист в данном случае, скорее, является посредником между интервьюируемым и массовым адресатом его речи.

При этом очень важно  понимать, что если вы даете интервью как представитель организации, только во вторую очередь вас воспринимают как Петрова или Иванова. Прежде всего вы – выразитель идеи организации, ее член или лидер, и потому в своих ответах на вопросы выступаете от ее имени.

Логика интервью может  выстраиваться вокруг двух смысловых  центров:

    • социально-психологического портрета личности: «человек и его дело», «человек и время»;
    • анализа актуального события, явления или общественной проблемы через восприятие конкретной персоны.

Поэтому в этом жанре  самыми популярными являются интервью-сообщения, интервью-мнения.

Интервью-сообщение отличается краткостью и подчеркнутой информационной направленностью. Ответы собеседника журналист либо дает в изложении, либо воспроизводит в сокращенном виде. Интервью-мнение имеет вид развернутого комментария к факту, событию или проблеме.

Если с вами работает популярный журналист, то это гарантирует вам повышенное внимание зрителей – раз. И дополнительный «бонус» благодаря воздействию на аудиторию образа самого интервьюера – два.

Вообще классическое интервью – это диалог интересных друг другу людей. Но ситуация необязательно  складывается благоприятным образом. Интервьюер может оказаться не объективным и непредвзятым журналистом, а тем, кто стремится вписать обсуждаемое в интервью событие в некую заранее заданную схему. Причем причиной этому не всегда является ангажированность его или СМИ, которое он представляет. Не исключено, что он просто не понял, либо понял вас неправильно. Но какой бы ни была причина неэффективности коммуникации, последствия всегда оказываются плачевными. В интервью могут быть искажены не столько сами слова, сколько их смысл благодаря тому, что журналист не привел их полностью или поместил в другой контекст. Чтобы этого избежать, старайтесь говорить настолько просто, ясно, точно и логично, чтобы никто не смог не понять эту речь или понять ее не так.

Как строится интервью, какие виды вопросов используют журналистов, какие техники и уловки используют – мы рекомендуем прочитать в конспекте лекций по курсу Т.В. Евгеньевой и А.В. Колесниченко «Политическое интервью», отрывок из которого мы приводим в хрестоматии к этому курсу.

 

Особенности интервью различным СМИ

Средства массовой информации различаются каналами и способами  общения, поэтому интервью для каждого  типа СМИ имеет свои особенности.

Интервью в печатной прессе рассчитано на визуальное восприятие текста, поэтому при ответах на вопросы журналиста из газеты или журнала необходимо знать, что для такого типа СМИ существенно, а что нет.

Во время телеинтервью, где зрительный и слуховой каналы совмещены, главное – это «картинка». Здесь существенное значение имеют:

  • внешний вид;
  • манера общения: его тональность, культура в использовании невербальных средств, уход от эффекта «говорящей головы»;
  • высокая степень устности речи;
  • соответствие жанру и стилю передачи.

В радиоинтервью ведущий и его собеседник располагают только звуковыми и голосовыми средствами, поэтому особую роль приобретают:

  • интонации;
  • разговорность стиля;
  • умение рассказывать просто о сложных вещах.

Но сколь бы серьезную  задачу вы ни ставили перед собой, следует помнить: помимо информации, люди ожидают от программы зрелища, развлечения. Поэтому ваша речь должна быть выразительна, занимательна и интересна. В ток-шоу уместны юмор и гротеск, если это не противоречит конкретной задаче и образу. Чем естественнее, в пределах рамок приличия и хороших манер, вы выглядите, тем легче будете восприняты аудиторией.

 

Комментарии

Комментарии гораздо  более востребованы журналистами, чем  интервью. У них есть огромный плюс: не требуется новостного повода – достаточно того, что есть « в обществе». Кроме того, они могут инициировать публикацию в стиле интервью (при определенном интересе со стороны журналистов).

От вас требуется  компетентность, доступность, оперативность  и умение доносить идею, давать иную трактовку событиям, с уникальной точки зрения.

Некоторые рекомендации для работы с журналистами по комментариям и интервью. Вы имеете право на то, чтобы с вами согласовали интервью (цитату). Российское законодательство обязывает предоставлять собеседнику текст интервью для визирования. В то же время не следует злоупотреблять этим правом. Исправления допустимы только в том случае, если журналист исказил ваши слова, либо если за время, прошедшее с момента интервью, произошло нечто, заставившее вас изменить свои взгляды.

В одной из крупных  российских газет действуют такие  правила согласования интервью:

  • Не подлежат согласованию заголовок и лид интервью.
  • Интервьюируемый не имеет права снимать вопросы журналиста (в этом случае вопрос пойдет в тексте без ответа), дописывать то, чего он не говорил, и править стиль интервью.

«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» – это совет на все времена и на все случаи интервью и комментариев. Тот же закон о СМИ защищает права редакции. Наличие диктофонной записи дает журналисту право публиковать вашу речь дословно, в ее первоначальном виде. Более того, следите за своими комментариями и пока раскланиваетесь с журналистом по окончании интервью – они не всегда торопятся выключить диктофон сразу после беседы.

Относитесь спокойно к некоторым изъянам вашей  устной речи – они есть у всех. В конце концов, вы не робот, чтобы говорить «как по писанному».

Оперативность важна, но, прежде всего, расспросите подробно журналиста о событии, о котором он готовит материал. Попросите его прислать первоисточник или ссылку на него, другие материалы по этому поводу. Ознакомьтесь с ними, проанализируйте, сформируйте свое отношение к событию и только потом давайте комментарий.

Старайтесь отвечать на вопросы журналистов письменно (при помощи электронной почты). Это  снизит вероятность ошибки или неверной трактовки ваших слов, а заодно у вас будут доказательства своей правоты в случае конфликтной ситуации со СМИ.

 

Если  что-то не так…

Если все-таки не удалось  избежать искажений и путаницы (будь то новость, или интервью, или ваш комментарий), можно реагировать по-разному и действовать разными способами.

 

    1. Не стоит реагировать, если неточности малозначительные. Работники СМИ тоже люди, и у них, как и у всех людей, тоже бывают проколы.

 

    1. Если пункт первый не подходит, свяжитесь с тем журналистом, который готовил материал, и спокойно объяснитесь. Возможно, разногласия решатся в процессе диалога. Попробуйте «в качестве компенсации» договориться о новой публикации, где будет изложено событие из жизни вашей организации с корректирующим контекстом и достоверными фактами.

 

    1. Если вы не нашли взаимопонимания с конкретным журналистом, то обратитесь к его руководителю. Изложите коротко и ясно ситуацию и вашу позицию редактору отдела или всего издания. Будьте спокойны и конструктивны в диалоге. Ваша цель – улучшить взаимоотношения с данным СМИ, а не уличить и наказать виновного.

 

    1. Если ваши доводы остались без внимания, переключитесь в своей работе на другого журналиста из этого издания.

Чего точно не стоит  делать – так это отказываться от продолжения взаимодействия с  данным СМИ. Это ни вам лично, ни вашей организации на пользу не пойдет. Отнеситесь к этому как к возможности улучшить взаимоотношения с данным СМИ, сделать их более тесными и плодотворными.

 

Корпоративные СМИ 

Корпоративные СМИ –  это средства массовой информации, выпускаемые самой организацией. Существуют различные виды такого рода СМИ.

Корпоративный бюллетень

Этот вид предназначен для оперативного информирования, что  собственно и определяет его основное содержание: новости, краткие информационные сообщения. Его можно издавать на бумажном носителе, а можно делать рассылку в виде электронного письма со ссылкой на соответствующие страницы корпоративного сайта, в том числе на закрытом портале, если эта информация предназначена только для внутреннего пользования.

Корпоративная газета или журнал

Это корпоративное издание  имеет название, периодичность, постоянные рубрики и, конечно, круг подписчиков. Какими будут рубрики – зависит от вас и вашей организации, от ее деятельности. В любом случае, этот круг может быть очень широк – от обращений руководителей, лидеров организации до рубрики с корпоративным юмором и т.п.

Российский закон о  СМИ требует регистрации этого  органа в том случае, если он имеет:

  • уникальное название;
  • порядковый номер;
  • периодичность выхода;
  • тираж более 1000 экземпляров.

Если ваше корпоративное СМИ соответствует этим критериям, право на его издание следует легализовать. Подаете заявку в Министерство РФ по делам печати, телевещания и средств массовой информации получаете свидетельство. В противном случае вам грозят штрафы за нарушение законодательства.

Если вы можете отказаться от одного из вышеперечисленных критериев, то регистрации можно избежать, и ваше издание имеет статус не СМИ, а полиграфической продукции.

Проще всего решается вопрос с порядковым номером. Можно  маркировать издание другим способом.

И конечно, прежде чем  учреждать корпоративную газету, обязательно продумайте, какие цели и задачи будет решать это направление PR-деятельности в вашей организации.

Что касается корпоративного журнала (а это, безусловно, признак  соответствующего уровня организации), то это на этот счет существует вполне обоснованное мнение, что начинать его издание имеет смысл только в том случае, если у вас уже имеется портфель публикаций на полгода вперед.

В противном случае вы рискуете пополнить ряды весьма эффектных, но, увы, недолговечных «безвременно скончавшихся» корпоративных журналов, о которых никто толком и не успел узнать.

ТЕМА 8

Интернет как средство коммуникации

Организация корпоративных  коммуникаций в сети Интернет

Время сокращается. Средневековье длилось 1000 лет, от падения Рима (410 г.) до наступления Нового Времени. Новое Время длилось 300 лет. После этого наступили совсем новые времена, приблизительно 100 лет…

Меняются системы ценностей, дробление реальности. Растет объем  информации. Актуальность приобретает короткое сообщение – идея, «фишка»…

Интернет с каждым днем набирает обороты, к нему обращается все больше людей. Если раньше Интернет был новинкой, то сегодня – это  один самых простых источников информации. Можно просто зайти в Интернет и без лишних усилий получить информацию. Без лишних затрат и телодвижений, просто и эффективно.

Именно  поэтому для любой организации, особенно ориентированной на молодежь, очень важно создание в виртуальной сети своего пространства, своего информационно значимого наполнения Интернет-ресурсов (контента).

Каким образом организация может использовать Интернет для своих целей?

    • Рассылка электронной почты (email).

    • Организация собственного электронного представительства (корпоративного сайта).

Информация о работе Лекции по "Деловой коммуникации"